Театрализованная деятельность – это не просто игра,




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения города Новосибирска

«Детский сад №408 «ЖЕМЧУЖИНКА» комбинированного вида».

САМОАНАЛИЗ

Педагогической деятельности

Воспитателя МКДОУ№408 «ЖЕМЧУЖИНКА»

Хилько Ольги Николаевны

Г.Новосибирск

 

 

«Ребенок должен играть, даже

когда делает серьезное дело.

Вся его жизнь -это игра»

А.С.Макаренко

 

Я, Хилько Ольга Николаевна, 11.10.1987 года рождения,образование высшее.Работаю воспитателем в МКДОУ№408 «ЖЕМЧУЖИНКА».В 2015 Году окончила Новосибирский Государственный Педагогический Университет. Мой педагогический стаж 4года. В данном учреждении работаю с 2013 года. Стараюсь следить за педагогическими инновациями, прохожу курсы переквалификации. Я очень творческий человек, без меня не обходится не один утренник в детском саду(приложение1)

У нас в саду работает очень дружный коллектив. Когда я пришла работать, меня очень подержали коллеги и наш старший воспитатель Волгина Е.Н., воспитатели делились своим опытом, материалами, наработками за что им огромное спасибо.

Когда я пришла работать в детский сад, я поняла какая это важная и нужная работа. Именно мы, воспитатели, создаем прочный фундамент, основу для дальнейшего развития ребенка. Если бы меня спросили за что я люблю свою профессию, я бы с гордостью ответила- я люблю свою профессию за то, что она мне дает возможность быть волшебником.

Я очень люблю детей. Мне нравиться находить с ними общий язык, развивать их таланты и способности. Нравится быть для них образцом, человеком на которого они обращают свое внимание и пытаются ему подражать.

Я работаю воспитателем в группе раннего возраста. В группе у нас 24 малыша. Воспитатель в этой группе должен быть и мамой, и волшебницей. Мамой – обнять, поцеловать и пожалеть. Волшебницей - иногда очень сложно понять, чего хочет малыш, а понять надо, поэтому с помощью оживающих игрушек и сюрпризных моментов можно найти общий язык с малышом. Ястараюсь быть искренней, ведь дети тонко чувствуют, когда непритворно интересуется их делами, проблемами. Мы всегда должны знать, как увлечь, занять малыша.

Каждый год ко мне приходят новые ребятишки, и я заметила такую тенденцию, что дети все меньше разговаривают, не потому что они не хотят, а потому что их не научили. С детьми очень мало разговаривают. Родители считают, что включив мультик или дав в руки планшет или телефон, дети вырастут гениями, «ведь они скачали на свой гаджет новую развивашку».

Воспитание здорового ребенка на современном этапе развития общества обязывает развивать дошкольника физически и психически, а также развивать интеллектуальный интерес.

Исходя из всего этого я определила для себя цель: – формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими через театрализованную игру.

Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим перед собой следующие задачи:

· Развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.

· Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности.

· Способствовать активности в игре с персонажами и игрушками.

· Приобщать родителей к игре с детьми.

· - развитие связной речи;

· - ознакомление с художественной литературой;(чтение сказок, потешек, стихотворений и т.д.)

 

Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.

Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, я знакомлю детей с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, задаю им наводящие вопросы, побуждаю думать, делать выводы(например: Позвала внучка Кого? И дети отвечают, пусть не все,а всего несколько человек,но если их похвалить, тогда в следующий раз отвечают еще несколько детей,и это уже небольшие но шаги к развитию)(приложение 2). Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

Практически невозможно представить мир ребенка без сакзок. Сказка придя к человеку в детстве, остается с ним навсегда. Для усвоения слов и обогащению словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность детям пересказать сказку. Дети с большим удовольствием учувствуют в театрализации сказок это могут быть маски, пальчиковый театр, кукольный, теневой и т.д.(приложение3).

Младший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития речи детей в театральной деятельности. Театральная игра стимулирует активную речь детей, расширяется словарный запас, речь становится ярче, образнее, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, старается говорить четко, чтобы его поняли. Поэтому в работе для развития речи, я решила использовать театрализованную деятельность. Особенно хорошо это проходит в период адаптации, когда детей нужно отвлечь. Особую роль отвожу куклам Би-Ба-Бо, т.к. делаю их своими руками, (приложение4)в моих руках они оживают и переносят детей в мир сказок и волшебства. С помощью театрализованной игры можно провести любое занятие.

В рамках реализации требований ФГОС дошкольногообразования, я организую работу с воспитанниками, веду театральный кружок, куда входят разнообразные виды и жанры театральной деятельности (кукольный театр, театр теней, бибабо, пальчиковый театр, маски и т.д.)мне это очень близко. Тема моего самообразования: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников. С 2013 года я работала на первой младшей группе (с 2х до 3х лет), в этом году у меня разновозрастная группа (с 2х до 4х лет) которая соответствует всем требованиям санитарных норм. Для того, чтобы достичь результатов, мной в группе создана развивающая среда, стимулирующая самую разнообразную деятельность ребенка: (приложение5)замечательный книжный уголок, магазин продуктов, кухня, уголок ряженья (где дети примеряют на себя разнообразные образы), кукольный уголок(где дети играют в игру мама и дочка), гараж(где ребята могут быть и водителем полицейской машины, и пожарной, и скорой помощи и т.д.), уголок конструирования, спортивный уголок, художественный уголок(рисование), дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, но особое внимание я уделила уголку развитие речи и театрализованным играм. Основные цели организации этих уголков: каждый ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность; ребенку в младшем дошкольном возрасте очень важно давать все потрогать, посмотреть, попробовать – это способы их познания окружающего мира.

Для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи. Каждому ребенку представлена свобода в выборе средств,для применения творческих способностей, удовлетворения свих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогает осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что если учить ребёнка «…каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Я полностью согласна с этим высказыванием! Ведь стоит на руку одеть Петрушку и показать детям как он умывается при этом рассказать им потешку-дети намного быстрее начинают осваивать эти навыки.

Воспитание звуковой культуры речи я осуществляю через проведение разных игр- пальчиковый театр, сюжетно – ролевые игры, театр кукол и т.д. (приложение6)Детям очень нравится эти игры, в них все время появляются новые герои, мы обыгрываем разные ситуации (мишка моет ручки, петрушка одевает шапку и т.д.), учим потешки, поговорки, считалочки.

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, я даю возможность детям поиграть самим куклами, примерить на себя разные роли, как например пациент и доктор и наоборот(Приложение7).Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю возможность побегать, самостоятельно поиграть в уголках развития, разглядывать книги, покатать мяч. Провожу с ними разнообразные подвижные игры, например:» Воробушки и кот», «У медведя во бору» и т.д.

Организованную образовательную деятельность с использованием театрализованной игры, я рассматриваю как яркое, веселое общение с детьми.

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, я использую знакомые любимые сказки «Колобок», «Репка», «Три медведя» и т.д., которые предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).

Работу по организации театрализованной игры я провожу в три этапа:

1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер»)

3. Самостоятельная, творческая деятельность детей.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры – драматизации;

- режиссерские игры.

В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров. В своей работе с детьми конечно больше я использую режиссерские игры, т.к. я работаю на группе раннего развития.

Я использую настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек. (приложение8)

Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность я включаю специальные игры на развитие мимики, пантомимики. Например,

- съешьте кислый лимон (дети морщатся);

- рассердитесь на хулигана (сдвигают брови);

- подарили подарок (дети улыбаются);

- покажите высокоедерево, маленький кустик;

- покажите направления: вверх, вниз, вокруг;

- полетим как самолет;

- волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «остуди горячий чай», «чудо лесенка» - каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки, пальчиковую гимнастику я провожу тоже через театрализованную игру (беру какого-нибудь героя или маску и показываю комплекс упражнений) – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые.

 

Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Во время занятия я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Так, с помощью театрализованных игр учу детей правильному произношению звуков. Например, при произношении звука «ж» использовала театрализованную игру «Медведь и пчелы». Отвечая на вопрос: Кто еще из насекомых жужжит? – разыгрываем стихотворение «Жук». При закреплении правильного произношения таких звуков, как: у, х, р, ш, с, использовала словесный метод обучения в сочетании с элементами выразительных средств. Например, как завывает вьюга? у-у-у-у-у (дети произносят с разной силой голоса). Как дворник сметает с порога снег? ш-ш-ш-ш-ш (дети берут веники и сметают снег с дорожек). Такие театрализованные игры как «Веселые загадки», «Дружная семья», «Узнай на слух», «Закончи предложения» и др. способствуют обогащению словарного запаса, формированию грамматически правильной речи, интонационной выразительности. Дети всегда с большим удовольствием включаются в такие игры. Ведь ценность таких игр в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.

Инсценированные сказки очень увлекают детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети,начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сказок, например: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…..», «Битый не битого везет», »Тянут потянут вытянуть не могут….», - причем в бытовых ситуациях. Также наши праздники и развлечения тоже проходят театрализованные представления. На новый год к нам приходит игрушечный Дед Мороз т.к. настоящего дети раннего возраста могут испугаться и многие другие герои, детям очень нравится и они не чувствуют опасности или напряжения.

Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией.(приложение9) Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Совместно с родителями мы уже сделали ширму, множество кукол из папье-маше, пополнили пальчиковый театр, вязанными куклами и т.д. Родители с детьми стали посещать театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

В МКДОУ д/с №408 в группе № 2 «Черепашки» созданы все условия для развития и воспитания детей.

Результатом моей работы является то что дети из моей группы легче прошли адаптационный период, дети стали лучше разговаривать,кто совсем не говорил тот стал разговаривать, некоторые большими предложениями. Следует сказать что вводя театрализованную игру, я учу детей сопереживать, развивать фантазию, мышление, а главное в процессе игры активно развивается речь.

Подводя итоги моей работы я бы хотела сказать, что на основе театрализованной игры можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников.

 

Перспективы на следующий год.

· Продолжить работу по развитию речи детей;

· Изучить новинки методической литературы по теме: «Использование театрализованной игры в развитие речи у младших дошкольников»;

· Пополнить копилку Дидактических игр и театрализованных игр;

 

На основании этого были поставлены задачи:

· Познакомить детей с новыми сказками, потешками, поговорками.

· Формировать умение запоминать слова, умение слушать;

· Воспитывать дружественные чувства между детьми;

· Налаживать контакт не только с детьми, но и с родителями.

·

Я пришла к выводу что театрализованные игры позволяют детям с легкостью погружаться в мир фантазий и сказочного мира. Именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самый необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо!

Театрализованная деятельность – это не просто игра,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: