Задания для самостоятельной работы




1.Составить аннотацию на две статьи из журнала “Начальная школа” по теме занятия.
2. Подобрать конкретный материал с указанием страниц азбуки для иллюстрации ответов на вопрос предыдущего задания.

3. Проанализируйте Азбуку. Выявите общие подходы к организации пропедевтической работы над частями речи (принципы отбора языкового материала, использование приемов для практического ознакомления с частями речи и их граммати­ческими признаками).

Методические задачи

1. Учитель предлагает произнести слова: столб - серп, определить звук на конце слова. Когда ученики убедились, что звук один и тот же, учитель предложил прочитать слово в учебнике, чтобы выяснить, одинаковые ли буквы. После этого был сделан вывод: один и тот же звук может обозначаться разными буквами, поэтому при письме часто возникает задача определить, какой буквой надо обозначать звук.
Какова цель такого наблюдения? В чем смысл сопоставления пар слов: столб - столбы, серп - серпы? Как его провести? Составьте фрагмент беседы.

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.

2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.

3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя.. - М., 2013.

4. Горецкий В.Г.и др. Азбука. – М.: Просвещение, 2013.

5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2011.

Тема 9. Структура и содержание урока чтения в период обучения грамоте

Цели:
1. Познакомиться с методикой обучения чтению в период работы по азбуке.
2. Формировать умение целенаправленно строить урок чтения, подчиняя содержание каждого этапа урока его целям.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Задачи уроков чтения в подготовительный и основной период обучения грамоте. Типы уроков.
2. Методическое обоснование структуры урока чтения и его основные этапы.
3. Задачи и содержание каждого этапа урока. (Проиллюстрировать примерами из составленного конспекта).

Задания для самостоятельной работы

1. Составить библиографию статей из журнала “Начальная школа” по разделу “Методика обучения грамоте”.

2. Составить аннотации на две статьи по выбору.

3. Составить конспект урока чтения по выделению нового звука. Подготовить необходимый наглядный, занимательный, игровой материал.

Методические задачи

1. Сравните две формулировки одного задания. Какая из них лингвистически неграмотна? Почему?

Прочитайте буквы а, о, и, ы, е.

- найдите среди них те, которые смягчают согласные;

- найдите среди них те, которые обозначают мягкость согласных.

2. Сравните два варианта работы над распознаванием твердых и мягких согласных звуков. Отгадайте загадку:

Весной веселит, Осенью питает,

Летом холодит, Зимой согревает. (Дерево).

1 вариант: Произнесите первый звук в слове дерево. Какой он: твердый или мягкий? Как на письме обозначим его мягкость?

2 вариант: Какой первый звук в слове дерево: твердый или мягкий? Почему звук мягкий? (Потому что за ним идет буква е.)

Какой из вариантов анализа звука содержит ошибки? Определите ошибку в вопросе учителя.
3. При изучении буквы п и звуков, которые она обозначает, учащимся предлагается текст для чтения “Покупки”.

Покупки.
Папа купил Пете пенал. У Веры

папка и пластилин. А Лене купили куклу.

При повторном чтении учитель попросил ученика прочитать второе предложение. Ученик прочитал: “Папка и пластилин”.

Какие знания и умения не сформированы у ученика? Назовите пути исправления ошибки, допущенной учеником.

4. Дайте методическую оценку содержания и структуры приведенного урока чтения, используя вопросы и задания для анализа.

Тема. Звуки [с], [с,] и буквы С, с. Животный и растительный мир.

Цели урока:

1. Учить различать звуки [с], [с , ] и буквы С, с, вычленять звуки [с] и [с , ], составлять слова с буквой с.

2. Воспитывать любовь к родному языку, учить культуре общения.

3. Развивать фонетический слух, речь, мышление, память.
Оборудование: слоги, буквы С, с, картинки (полумесяц, половина бублика), Буратино.

Этапы урока, содержание работы. Вопросы и задания для анализа.
1. Организационный момент. Постановка учебной задачи. (Учитель проверяет готовность детей к уроку.) - Я сегодня шла в школу и встретила по дороге Буратино. Он плакал и рассказал мне, что потерял свой золотой ключик. Буратино просил помочь ему найти ключик. Поможем? · Какие уточнения необходимо внести в формулировку целей урока? Приведите в соответствие содержание первого этапа урока с его названием.
2. Введение нового материала. - Чтобы помочь Буратино, нам нужно узнать новую букву. Может быть, кто-то уже знает эту букву. На что она похожа? (Учитель показывает картинки с изображением полумесяца и половины бублика, сопровождая показ стихотворными строчками: а) буквой С повис над домом полумесяц в небе темном; б) села мышка в уголок, съела бублика кусок.) Посмотрите, какая интересная буква. А как она произносится? Представим, что мы надули шарик. Как из него выходит воздух? (С-с-с). Вот так и произносится звук [с]. · Какие отступления от звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте допущены в содержании урока?   · Какой вопрос провоцирует учащихся на смешение звука и буквы?
3. Выделение звуков [с], [с , ] из слов. - Я спросила у Буратино, кто видел его ключик. Он ответил: “Сорока и лисица”. - Произнесем эти слова по слогам: со-ро-ка, ли-си-ца. - Нет ли здесь нашего звука? - Скажите, звук произносится одинаково? (В одном слове он звучит мягко, в другом - твердо). - В каком слове звук [с] твердый, в каком - мягкий? Произнесите мягкий звук. Звуки [с], [с, ] обозначаются буквами С, с. · Оцените правомерность выбора слов для выделения новых звуков. · Какие ошибки допущены при сравнении твердого и мягкого звуков? Какие вопросы учителя формируют неверное представление о том, что [с] и [с , ] - один звук? · О каких характеристиках звука не сказано на уроке? Дополните содержание данного этапа необходимыми вопросами и заданиями. · Оцените уместность сообщения об обозначении звуков буквами на данном этапе. Определите место и содержание этапа урока ознакомления с буквами С, с.
4. Звуковые упражнения. - Буратино не умеет отличать слова с твердым [с] и мягким звуком [с ,], а мы умеем. Подскажем Буратино. Я буду называть слова, а вы говорите, где есть [с] или [с , ]: самолет, карась, сено, соловей, сорока, пастух, поселок, осина. Физкульминутка. - Буратино все еще не нашел свой ключик. Может быть, потому, что не знает слов со звуками [с], [с ,]. А вы знаете? Подберите слова с твердым звуком [с]. А теперь с мягким звуком [с ,]. · Какова цель данных звуковых упражнений? Как организовать выполнение первого упражнения, чтобы включить в активную работу всех учащихся?   · Какие виды звуковых упражнений еще могут быть использованы на этом этапе урока?  
5. Чтение слогов с изученными буквами. Составление слов из слогов. - Поможем Буратино выполнить еще одно задание. Что напечатано на карточке? (Слоги). На карточке: са на ки сы со ко сос ни - Прочитайте слоги на карточке. А кто может составить слова из этих слогов? · Определите задачи данного этапа урока. Оцените соответствие содержания предлагаемой работы задачам этапа.
6. Итог урока. - Ребята, мы с вами узнали новую букву, а Буратино нашел свой ключик. Вы ему помогли. Какую вы сегодня узнали букву? А звуки? · Уточните и дополните вопросы учителя так, чтобы они были направлены не на воспроизведение изученного, а на обобщение знаний. · Какие обязательные этапы урока отсутствуют? · Оправдано ли постоянное обращение к Буратино на уроке?

Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.

2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.

3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя.. - М., 2013.

4. Горецкий В.Г.и др. Азбука. – М.: Просвещение, 2013.

5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 2011.

 

Тема 10. Содержание и структура урока письма в период обучения грамоте

Цели:
1. Познакомиться с содержанием и назначением материала “Прописей”.

2. Выяснить содержание и методику проведения грамматико-орфографической

работы на уроках письма.

3. Формировать умение составлять конспект урока письма.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Задачи уроков письма в период обучения грамоте.

2. Содержание прописей. Возможности использования материалов прописей в обучении письму.

3. Структура урока письма. Задачи и содержание каждого этапа урока. Виды упражнений.

4. Грамматико-орфографическая пропедевтика при обучении письму.

5. Развитие речи на уроках письма.

6. Соотношение уроков чтения и письма. Планирование уроков в период обучения грамоте.
Задания для самостоятельной работы

1. Составить аннотации на две статьи из журнала “Начальная школа” по методике обучения письму.

2. Составить конспект урока письма. Определяя содержание работы учителя и учащихся, сформулируйте вопросы и задания по грамматико-орфографической пропедевтике.
Методические задачи

1. Соотнесите задачи обучения письму с видами упражнений, применяемых на уроках. Заполните вторую графу таблицы, используя следующие виды упражнений: рисование и раскрашивание бордюров; слого-звуковой анализ слов; поэлементный анализ букв; чтение слов и предложений, записанных письменным шрифтом; обводка контуров; начертание элементов букв; письмо соединений; штриховка; письмо букв; обводка и рисование орнаментов; письмо предложений.

Задачи уроков письма Виды упражнений
Формировать следующие умения: · ориентироваться на странице, придерживаться строки, соблюдать поля; · писать все буквы русского алфавита (строчные и прописные); · правильно соединять буквы между собой; · переводить печатный текст в письменный; · списывать слова и предложения; · писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения; · записывать предложения, составленные самостоятельно или под руководством учителя.  

2. Подберите конкретный материал из “Прописей” для решения каждой задачи и проведения упражнений различных видов, ориентируясь на составленную таблицу.
Литература:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2013.

2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2010.

3. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя.. - М., 2013.

4. Безруких М.М. Обучение письму. - М., 2004.

5. Горецкий В.Г.и др. Азбука. – М.: Просвещение, 2013.

6. Илюхина В.А. Чудо-прописи № 1,2,3,4. – М.: Просвещение, 2013.

7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 20111.

8. Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4. – М.: Просвещение, 2013.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: