ІI. Раздел биология и экология




Методическая разработка

Интегрированного урока (география, биология, экология)

Тема «Легко ли живется биоиндикаторам?»

 

Автор: Петренко Татьяна Юрьевна

Учитель биологии и географии

 

 

г. Тобольск, 2020

Введение. На основании исследовательской работы экологического кружка «Эковолонтёры. Школа за экологию» по теме «Экологическое состояние окружающей среды. Мониторинг, биоиндикация» был разработан урок.

 

Класс Интегрированный урок (география, биология, экология)

Тема «Легко ли живется биоиндикаторам?»

Цель: обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами.

Задачи:

Личностные: сформировать принципы рационального природопользования через связь между состоянием окружающей среды и биологическим составом природных сообществ

Метапредметные:

· овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определение понятиям, проводить эксперимент, делать выводы и заключения, аргументировать свою точку зрения.

· способность выбирать смысловые установки своих действиях по отношению к живой природе.

Предметные: приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, выявление приспособлений организмов к среде обитания, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, формирование яркого образа разнообразия живой природы своего района.

Оборудование: мультимедиа, карточки для учащихся с инструктажем выполнения биологического эксперимента и домашним заданием (раздаются заранее), лупы, хвоя сосны обыкновенной и гербарии хвойных.

Ход урока:

І. Раздел география

Организационный момент. Здравствуйте, ребята. В курсе 9 класса вы изучаете тему «Промышленность. Производство». Скажите какое производство мы будем называть «грязным»?

- Ответы учащихся

  • Грязные производства – этотакие производства, которые создают экологические проблемы, оказывает большой вред окружающей среде: загрязняют воздух, почву, воду (слайд 2).

Какие виды таких производств вам известны?

- Ответы учащихся

  • химическая промышленность
  • чёрная металлургия
  • цветная металлургия
  • тяжёлое машиностроение
  • лесоперерабатывающая промышленность
  • тепловая электроэнергетика (слайд 3)

По нормам существует специальная Санитарно-защитные зоны для размещения «грязных производств»:

Ø Химия, черная и цветная металлургия – 10 – 15 км.

Ø Тяжелое, транспортное, энергетическое машиностроение – 1 – 2 км. (слайд 4)

Ø Лесоперерабатывающая и химическая промышленность среднего масштаба – 3 – 6 км.

Ø Станкостроение, легкая промышленность – 0,5 – 1 км. (слайд 5)

Ø Цементная промышленность, крупные мясокомбинаты – 2 – 5 км.

Ø Приборостроение – 0,5 км. (слайд 6)

Самыми экологически грязными являются химическая промышленность и металлургическое производство, а самым безопасным считается приборостроение (слайд 7).

Поэтому все предприятия могут делиться на 3 группы:

Ø предприятия, которые могут создаваться на территории страны.

Ø предприятия, которые могут быть размещены в пределах морского бассейна.

Ø предприятия, которые должны быть вынесены как можно дальше от границ США, в развивающиеся страны Азии и Африки при сколь угодно дорогой транспортировке (слайд 8).

А какие грязные производства есть на территории нашего города? (слайд 9)

- Ответы учащихся

Ø Тобольский гормолзавод

Ø Тобольский мясокомбинат ОАО

Ø Нефтехимкомбинат (СИБУР) (слайд 10)

Есть ли подобные производства вблизи нашей школы?

- Ответы учащихся

ІI. Раздел биология и экология

Как можно определить последствия загрязнения окружающей среды? (слайд 11)

- Ответы учащихся

  • Взять пробы и выполнить различные анализы (воды, воздуха, почвы)

Правильно. Только ли химическим способом можно это сделать? (слайд 12)

- Ответы учащихся

  • Существует еще и биологический способ – биоиндикаторы (слайд 13)

Вот мы и определили тему сегодняшнего урока – БИОИНДИКАТОРЫ. А цель урока - ответить на вопрос – Легко ли живется биоиндикаторам на территории нашей школы?

Запишем определение:

Биоиндикаторы — это живые организмы, чувствительные к загрязнению окружающей среды (слайд 14).

Биоиндикация - это оценка состояния среда с помощью живых объектов - с их помощью может проводится оценка как абиотических факторов (температура, влажность, соленость, кислотность и т.д.), так и биотических (благополучие организмов, их популяции и сообществ) (слайд 15).

Какие же области применения биоиндикаторов – (слайд 16)

Вы за ранее разделились на группы. И каждая группа проводила исследования по своему заданию. Я прошу выйти представителей групп и озвучить результаты своей работы.

1 группа – слайд 17. Выступление 1 группы «Животные-биоиндикаторы»

2 группа – слайд 18, 19 Выступление 2 группы «Деревья-биоиндикаторы»

3 группа – слайд 20, 21, 22. Выступление 3 группы «Растения-биоиндикаторы»

III. Рефлексия

Спасибо всем за выступление. Я высоко оценила проделанную вами работу. В каждой группе прозвучал вывод. А теперь давайте вернемся к вопросу, заданному в начале урока

  • Легко ли живется биоиндикаторам на территории школы? (слайд 23)

- Ответы учащихся

  • Вывод: да, легко, т.к. территория школы № 5 не подвержена загрязнению (слайд 24)

IV. Домашнее задание: оформить буклет по теме «Биоиндикаторы» (слайд 25)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: