Государственный финансовый контроль, его основные задачи и функции




История государственного контроля современной Беларуси начинается с момента образования Белорусской Советской Социалистической Республики. В январе 1919 года был создан Комиссариат государственного контроля, ставший первым органом финансового контроля советской Белоруссии. С тех пор государственный контроль в Беларуси претерпел множественные изменения, прошел этапы становления и реформирования.

В настоящее время высшим органом финансового контроля страны является Комитет государственного контроля. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Комитет осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Таблица - Система органов, осуществляющих финансовый контроль.

Наименование контролирующего (надзорного) органа Сфера контроля (надзора)
1. Комитет государственного контроля органы Комитета государственного контроля контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь валютный контроль
2. Национальный банк контроль за соблюдением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями законодательства, регулирующего их деятельность контроль за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями и признаваемых входящими в состав банковского холдинга валютный контроль контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами – индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах
3. Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь контроль за деятельностью проверяемых субъектов при получении, распределении иностранной безвозмездной помощи и целевым использованием этой помощи контроль за деятельностью проверяемых субъектов, связанной с оздоровлением детей в местах их временного пребывания в зарубежных странах
4. Министерство по налогам и сборам инспекции Министерства по налогам и сборам по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах
контроль за соблюдением проверяемыми субъектами налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма
контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, в случаях, установленных законодательными актами
контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассового оборудования, расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь
контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере
контроль за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности
контроль за соблюдением установленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи
контроль за соблюдением установленного порядка использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи
контроль за целевым использованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды
контроль за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации или иного использования имущества, изъятого, арестованного, обращенного в доход государства, а также имущества, на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней
контроль за соблюдением законодательства:
регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья
регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями
по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета доходов и расходов, осуществляемого индивидуальными предпринимателями, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения
устанавливающего особые режимы налогообложения
о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками
о ведении кассовых операций
об обращении нефтяного жидкого топлива
валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты)
контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о книге замечаний и предложений

 

5. Министерство финансов главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску местные финансовые органы контроль за состоянием ведомственного контроля в Республике Беларусь контроль за соблюдением финансово-бюджетного законодательства, целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета, государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов надзор за соблюдением требований законодательства о страховании, а также за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций государственный пробирный надзор контроль за соблюдением законодательства в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями контроль за выполнением государственного заказа на поставку драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, а также лотерейную деятельность и деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, и условий проведения этих игр
Департамент по ценным бумагам контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж
Департамент государственных знаков контроль за разработкой и производством бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты от подделки бланков строгой отчетности
6. Государственный таможенный комитет
контроль за соблюдением требований таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Беларусь, налогового законодательства Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и (или) при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь
контроль за целевым использованием товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь, а также выполнением иных условий, исполнение которых после выпуска товаров является обязательным в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Беларусь
контроль за осуществлением внешнеторговых операций
валютный контроль

 

таможни

 

Высшим органом государственного контроля Республики Беларусь является Комитет государственного контроля Республики Белару сь, который осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами законодательства и является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. (слайд)

Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля входит в состав Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее — КГК), осуществляет непосредственное руководство системой органов финансовых расследований КГК и призван предупреждать, выявлять и пресекать правонарушения в сфере предпринимательства и налогообложения, производить дознание и предварительное следствие, взаимодействовать с оперативными и следственными подразделениями правоохранительных органов, ведущими борьбу с экономическими преступлениями.

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Основными задачами Министерства финансов Республики Беларусь являются:

• проведение государственной политики, осуществление управления в финансовой сфере деятельности и координация действий в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

• обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

• разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других республиканских органах государственного управления;

• контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с возложенными на него задачами:

• осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой, изучает экономику, финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;

• обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов и устанавливает с участием соответствующих министерств, других республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей и Минска;

• осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком вопросы, касающиеся исполнения бюджета;

• регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и внебюджетными фондами;

• организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;

• осуществляет подготовку и уточнение правил управления государственными финансовыми средствами и их учет;

• производит контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием па целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, исполнительными комитетами, предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями;

• определяет, разрабатывает и утверждает формы бюджетной документации, формы бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов и об исполнении смет расходов бюджетных учреждений и организаций;

• осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, объединений, учреждений и организаций всех форм собственности, обеспечивает постоянное совершенствование учета и отчетности на основе международных стандартов бухгалтерского учета и принципов мировой практики;

• осуществляет методологическое руководство аудитом, контроль за соблюдением аудиторами, организующими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности, ведет государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций;

• организует методологическое обеспечение и осуществляет практическую деятельность по совершенствованию внутригосударственных и межгосударственных валютно-финансовых отношений;

• координирует деятельность республиканских органов государственного управления, созданных при Министерстве финансов, дает им поручения, обязательные для исполнения,

Основными задачами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь являются:

• контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;

• обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;

• обеспечение учета налогов;

• разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы государственной налоговой инспекции;

• осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь и его должностным лицам предоставляется право:

• производить в государственных органах, на предприятиях и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

• получать от предприятий и граждан необходимые сведения, справки, документы (копии с них) о хозяйственной деятельности проверяемых предприятий и граждан, в том числе от банков об открытии счетов предприятиям и гражданам, наличии на них денежных средств и об операциях по этим счетам;

• в случаях, предусмотренных законодательством, изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли или иных объектов от налогообложения, а также патенты, регистрационные удостоверения, лицензии для передачи их в органы, которые выдали эти документы, с сообщением о нарушениях налогового законодательства;

• изымать у правонарушителей вещи и товарно-материальные ценности (неоприходованные товары, образцы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, денежную выручку), являющиеся объектами нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и вещественными доказательствами по этим делам;

• отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих государственных налоговых инспекций.

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь, регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Национальный банк Республики Беларусь:

• разрабатывает и совместно с правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

• осуществляет эмиссию;

• регулирует денежное обращение;

• регулирует кредитные отношения;

• является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;

• осуществляет валютное регулирование;

• организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• осуществляет эмиссию ценных бумаг;

• осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью и др.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь является многоступенчатым структурным подразделением, наделенным множеством контрольных функций. Основные задачи Отдела борьбы с экономическими преступлениями МВД Республики Беларусь, которая является самостоятельным структурным подразделением в составе МВД, следующие:

• организация своевременного раскрытия, предупреждения и пресечения хищений государственного и общественного имущества в любых формах, особенно в крупных размерах, взяточничества, спекуляции, фальшивомонетничества, нарушения правил о валютных операциях, выявления преступлений в сфере финансово-кредитной и налоговой системах, внешнеэкономической деятельности и валютного рынка, процессах разгосударствления и приватизации и др.;

• подготовка для внесения в соответствующие инстанции предложений по вопросам обеспечения сохранности государственного имущества, усиления мер по борьбе с хищениями, хозяйственными и должностными преступлениями;

• организация и осуществление взаимодействия с административными органами, контрольно-ревизионным аппаратом, ведомствами в целях выработки осуществления совместных мер по борьбе с правонарушениями в сфере экономики.

Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства. Он включает административный, парламентский (независимый), денежно-кредитный контроль. Административный контроль — это внутренний контроль исполнительной власти за эффективностью деятельности подведомственных структур. Парламентский (независимый) — это внешний контроль, организуемый органами законодательной власти, в том числе для контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Денежно-кредитный контроль обычно входит в компетенцию государственного (национального) банка страны.

Состояние государственных финансов непосредственно влияет на экономическое и социальное развитие всего общества. Поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, связанные с формированием и использованием государственных средств. Оно является главным заказчиком финансового контроля и основным пользователем его информации.

Инструментом финансового контроля государства в материально-финансовой сфере является организуемый им государственный финансовый контроль. С его помощью контролируется полнота выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (посредством налогового, таможенного, валютного контроля); проверяется соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований финансового законодательства; осуществляется контроль за целевым, эффективным и рациональным использование государственных средств; анализируется финансовое состояние государственных организаций и организаций с государственным участием, эффективность использования ими государственных финансовых и материальных ресурсов; проводится бюджетно-финансовый контроль и др.

Главной целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.

Важнейшая обязанность государственного финансового контроля состоит в обеспечении органов государственной власти и общества всеобъемлющей и достоверной информацией о формировании и использовании государственных средств.

Государственный финансовый контроль выполняет следующие основные задачи:

• проверка своевременности и полноты образования фондов государственных средств;

• выявление резервов роста финансовых ресурсов государства;

• проверка сохранности, эффективности и целевого использования фондов государственных средств;

• обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в бюджеты и внебюджетные фонды;

• контроль за прохождением государственных средств в сфере денежного обращения;

• проверка выполнения международных финансовых обязательств государства;

• экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за исполнением принятого бюджетного закона;

• финансовая экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы государственных средств или влияющих на формирование и использование фондов этих средств;

• предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;

• сотрудничество с органами государственного финансового контроля иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами государственного финансового контроля;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.

Для решения указанных задач проводится контроль за:

• соблюдением действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц;

• предоставлением и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных преимуществ;

• соблюдением финансовой дисциплины;

• правильностью ведения бухгалтерского учёта;

• сохранностью материальных и денежных ресурсов;

• экономным использованием государственных средств;

• недопущением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписок и финансовых злоупотреблений;

• полнотой поступления бюджетных ресурсов из различных источников;

• целевым и экономным расходованием бюджетных ресурсов;

• обращением государственных средств в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;

• финансовой эффективностью использования государственной собственности, проведением приватизации;

• состоянием и эффективностью использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов государственных предприятий и учреждений.

Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие в связи с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства и всего общества.

Государственному финансовому контролю подлежат:

• органы государственной власти (в том числе их аппараты);

• государственные предприятия и учреждения, а также предприятия, учреждения и организации с участием государства;

• предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счёт бюджетных средств или получающие государственные субсидии;

• государственные бюджетные и внебюджетные фонды;

• органы местного самоуправления, предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, а также физические лица, если они получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества;

• общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением, использованием государственных средств или управление ими, а также в части предоставленных законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;

• предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Государственный финансовый контроль реализуется при помощи создаваемой государством системы органов государственного финансового контроля. Эта система представляет собой элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейшая часть того финансового механизма, с помощью которого государство реализует свою финансовую политику.

Особо следует подчеркнуть, что в обществе, построенном на демократических принципах, в частности, на принципе разделения властей, деятельность государственного финансового контроля охватывает не только потребности органов исполнительной власти в финансовом контроле, но и потребности контроля общества за деятельностью самой исполнительной власти, прежде всего в материально-финансовой сфере.

В демократическом обществе контроль за деятельностью исполнительной власти в материально-финансовой сфере возлагается на представительные органы власти. Он предусматривает, в частности, выполнение следующих функций:

• контроль источников поступления бюджетных ресурсов;

• контроль расходования бюджетных ресурсов;

•контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения её приватизации и национализации;

• контроль использования средств внебюджетных фондов и счетов;

• контроль за обращением средств бюджета и государственных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;

• контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;

•пресечение расточительства и финансовых злоупотреблений законодательными методами посредством нейтрализации лазеек в действующем законодательстве.

Отметим также, что для демократического общества важны все звенья организации государственного финансового контроля. Внутренний контроль исполнительных органов государственной власти играет важнейшую роль в обеспечении эффективного государственного управления. Он позволяет государству не только контролировать свои доходы и расходы, следить за функционированием финансовой системы, но и эффективно управлять этой системой, реализовывать свою финансовую политику. Внешний контроль за деятельностью исполнительной власти по использованию общественных финансовых средств является важным фактором защиты общества от коррупции и казнокрадства, поскольку влечёт ответственность власти перед обществом.

Многообразие финансовых отношений, субъектом которых выступает государство, обуславливает широкую сферу деятельности государственного финансового контроля. Это бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, страховой, таможенный и другие виды финансового контроля, осуществляемого государственными органами в пределах своей компетенции. Перечень задач, решаемых органами государственного финансового контроля, весьма разнообразен. Это обстоятельство предопределяет разделение функций между институтами государственного финансового контроля путём закрепления за каждым органом определённой сферы деятельности, т.е. его компетенцию.

Таким образом, по сфере компетенции можно выделить следующие виды государственного финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль, эффективная организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства и, следовательно, возможность государства исполнять свои функции.

Важное значение имеет таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правилами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при пересечении товарами таможенной границы.

Соблюдение валютного законодательства при валютных операциях обеспечивает валютный контроль.

Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Контроль этих процессов включает контроль законности и эффективности использования государственных (прежде всего бюджетных) средств; контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов; контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использование государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.

Основными задачами бюджетно-финансового контроля являются контроль за:

• поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды;

• законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти организациями;

• своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объёмам, структуре и целевому назначению;

• эффективностью использования государственной собственности, её приватизацией или национализацией;

• обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;

• а также пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.

Решение задач бюджетно-финансового контроля требует не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической и информационной деятельности. Это обычно предусматривает:

• проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением бюджета;

• анализ и исследование нарушений и отклонений при формировании доходов и расходования средств бюджета, их причин и последствий, подготовку и внесение в представительные и исполнительные органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;

• финансовую экспертизу проектов бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, а также иных законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных программ субсидий, контрактов, договоров, соглашений и иных документов, предусматривающих расходование средств бюджета или влияющих на его формирование и исполнение.

Ведомственный финансовый контроль — это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомств, — органы ведомственного финансового контроля. Объектом этого контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, организаций, учреждений.

Органы государственного финансового контроля можно также классифицировать и по другим признакам, а именно:

• по характеру функций и объёму компетенции – общефункциональные (контроль — часть функций); специализированные общей компетенцией; специализированные ограниченной компетенцией; специализированные ограниченной компетенцией; внутриведомственные;

• по принадлежности к ветвям власти — контрольные органы исполнительной власти (административный контроль); органы парламентского контроля или независимые органы финансового контроля;

• по вертикальному уровню власти — республиканские,; местных органов власти;

• по способу формирования — избираемые или утверждаемые коллегиально путём голосования; назначаемые в административном порядке.

Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь образован в целях осуществления координации деятельности государственных органов и иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В состав Совета входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, Национального банка, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства но налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства экономики, Государственного таможенного комитета. В состав Совета могут быть включены представители и других государственных органов.

Для координации деятельности контролирующих органов, созданных на территории соответствующих административно-территориальных единиц, Совет по координации контрольной деятельности Республики Беларусь создает советы по координации контрольной деятельности в областях.

Координация деятельности контролирующих органов осуществляется Советом по следующим направлениям:

обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности;

планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности;

организация проведения совместных (с участием нескольких контролирующих органов) проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обмену соответствующими данными, создание единого банка таких данных;

обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий);

анализ итогов контрольной деятельности, разработка на их основе предложений для государственных органов и иных организаций, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношен<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: