Тип урока: Комбинированный урок.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Кислоты», электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 11 класс, таблица кислот и кислотных остатков, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, карточки с заданиями для групповой работы, заготовки таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде», анкета (для рефлексии).
Тема | Кислоты |
Цель | Формирование знаний о кислотах |
Задачи | Образовательные: обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах, знаний обучающихся о составе и номенклатуре кислот, умений обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам, умений обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков. Развивающие: создать условия для развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот. Воспитательные: Воспитание ответственности за результаты своей работы. |
УУД |
|
Планируемые результаты | Предметные: · знает понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; · умеет: называть кислоты, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, находить степень окисления элементов в соединениях и заряд ионов кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы. Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Метапредметные: умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию. |
Основные понятия | Кислота, индикаторы, кислородсодержащие и бескислородные кислоты, основность кислоты. |
Межпредметные связи | Биология, литература, математика. |
Ресурсы:
| 1. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с. 2. А. М. Радецкий «Дидактический материал. Химия 11» М.: Просвещение, 2012. |
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая |
Технология | технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент Время: 3 мин. Основные этапы: | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся. | Готовят школьные принадлежности необходимые при выполнении заданий. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
Проверка домашнего задания Время:6 мин. Этапы: | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Загадывают загадки. Выполняют задание. Дают определения оксидов, оснований. | Проводит фронтальный опрос. Создает проблемную ситуацию путем предложения задания. | 1.Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? 2. Какие соединения химических элементов мы изучили? (слайд 1) Загадки: 1. Если в паре элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется … (оксид) 2. Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название, Ведь эти вещества… (основания) Задание 1 (слайд 2): Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов H2SO4, MgO, H3PO4NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2 | Знание особенностей изученных ранее классов неорганических соединений. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью |
Изучение нового материала Время: 15 мин. Этапы: 1. Постановка учебной задачи 2. Построение проекта выхода из затруднения | 1.Учащиеся слушают учителя 2.Учащиеся работают в группах. Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся. Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 3) Организует работу по исследованию класса кислот. Объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. Демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы» | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. 2.Учитель следит за выполнением заданий. На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод Определяют состав веществ Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности. Работают с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде. Прослушивают материал, делают записи в тетрадь. Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде» | К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества? Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала: 1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов. 2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. 3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. О каком веществе идет речь? Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? 2 задание Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания 3 задание Воспользовавшись текстом параграфа 22, таблица «Состав и классификация кислот» изучить названия и классифи-кацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде | Умеет определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, находить степень окисления элементов в соединениях и заряд ионов кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы. | Познавательные: смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: постановка вопросов Регулятивные: целеполагание;самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; |
Закрепление нового материала Время:10 мин. | Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков. Решают задачу из дидактического материала. | Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. | 1.Определите степени окисления элементов в формулах кислот: HClO4, H2SO4, H3PO4, HNO3. 2.Формулы оксидов: 1. SО2 2. SО3 Формулы соответствующих кислот: а) Н2SО3 б) HBr в) Н2S г) Н2SО4 3. стр. 30 вариант 1 № 3. В реакцию с соляной кислотой вступило 12 г магния. Рассчитайте массу и количество вещества полученного водорода. | Умение находить степени окисления элементов в кислотах. Умение устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. | Познавательные: умение выделить особенности семейств. Коммуникативные Умение правильно формулировать свои высказывания Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; |
Контроль Время:6 мин. Этапы: | Индивидуальная работа обучающихся с электронным приложением к учебнику Химия О.С. Габриеляна. Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. | Организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. | 1. Соотнесение формул и названий кислот; 2. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости. | Умение устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. Умение классифицировать кислоты. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: умение выделить классы кислот. Коммуникативные Умение правильно формулировать свои высказывания |
Рефлексия Время:3мин. Этапы: | Заполняют анкету. Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Организует рефлексию в форме анкетирования | 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен | Выяснить, как учащиеся оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание. Время:2 мин. | Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. | Учитель формулирует задание, комментируя его. | § 22, вопросы 1 – 2, составить кроссворд по теме «Кислоты». |