ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Ф.И.О. участника
Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Класс: 4
Цель урока: научиться, используя алгоритм, писать безударные окончания имен существительных.
Задачи урока:
Дидактические:
– закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных,
– умение ставить падежные вопросы, определять склонение, число, падеж существительных, объяснять написание безударных падежных окончаний;
– создать ситуацию, позволяющую ученикам применять полученные знания в практических задачах и упражнениях.
Развивающие:
– развивать орфографическую зоркость и мышление;
– развивать монологическую речь.
Воспитательные:
– формировать нравственные качества: ответственность, дисциплинированность, товарищество;
– воспитывать чувство коллективизма и уважение к своим одноклассникам.
Планируемые результаты:
Личностные:
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
– формирование мотивов достижения и социального признания;
– формирование границ собственного знания и «незнания».
Предметные:
– создать условия для уточнения детьми понятия «безударные падежные окончания имен существительных»;
– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных проговаривая алгоритм;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале и вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками.
|
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– постановка учебной задачи;
– сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
– оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
– построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник по русскому языку 4 класс 1 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, листок с утверждениями, меловая доска, листочки с утверждениями, листочки с заданиями.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К-коммуникативные | Личностные | ||||||||
1. | Организационный момент | Словесный метод (приветствие) | – Здравствуйте, дети. Меня зовут (имя учителя). – Давайте настроимся на урок, проверьте свою готовность к уроку, у вас на парте должны лежать: учебник, тетрадь, дневник и пенал. – Ребята, сегодня мы начнём урок со слов педагога Ж. Ж. Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». – Вижу, что все настроились на плодотворную работу. | Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку | Ф | Активная деятельность всего класса | Формирование мотивов достижения и социального признания. | |||
2. | Актуализация знаний | Практический метод (графический диктант) | – Предлагаю для начала вспомнить некоторые правила. Для этого проведем графический диктант. Я буду зачитывать утверждения, а вы, на листочках, которые лежат на партах, будете рисовать. Если утверждение верное – ставьте (+), если неверное – ставьте (–). (слайд 2, 3) – В русском языке пять падежей (–). – Начальная форма имени существительного — именительный п., единственное число(+). – Определить склонение существительного можно по его роду (–). – Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание –е (–). – Имена существительные 2-го склонения в предложном падеже имеют окончание -и. (–). – Имена существительные среднего рода относятся только ко 2-му склонению (+). Обменяйтесь листочками и проверьте работу соседа. Положите листочки на край парты. | Дети слушают и готовятся к выполнению задания Дети выполняют задание Дети обмениваются листочками и проверяют | Ф | Листок с утверждениями | Активная деятельность всего класса | Упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных проговаривая алгоритм. | Р:оценивание качества и уровня усвоения материала; П: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; К:уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование мотивов достижения и социального признания. |
3. | Открытие новых знаний | Наглядный метод | – Сейчас я запишу на доске слова. (слайд 4, 5) Без вьюг… На мороз… Без метел… – Прочитайте слова. – Что объединяет все эти слова? – Поставьте ударение в данных словах. – В какой части слова нужна вставить пропущенную букву? – Какой звук слышится в окончании имён существительных? – Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? – Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? – Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока будет? – А какие цели поставим на данный урок? | Дети слушают учителя Дети читают слова – Все о времени года, о зиме, все имена существительные. Дети ставят ударение – В окончании – И и Е – Нет – Склонение и падеж имён существительных. – «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». (слайд 6) – Научимся определять склонения и падеж имени существительного. (слайд 7) | Ф | Меловая доска | Активная деятельность всего класса | Понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале и вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками. | Р:постановка учебной задачи; П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К:уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование границ собственного знания и «незнания». |
4. | Физкультминутка | – Потрудились – отдохнем. – Встанем, глубоко вздохнем. – Руки в стороны, вперед, – Влево, вправо поворот. – Три наклона, прямо встать, руки вниз и вверх поднять. – Руки плавно опустили, – Всем улыбки подарили. – Молодцы, а теперь садитесь на свои места и мы продолжаем. | Дети встают и делают физминутку | Фронтальная подвижная работа с классом | Активная деятельность всего класса | |||||
5. | Первичное закрепление новой темы | Практический метод (устный и письменный) | – Давайте устно выполним с вами задание на стр. 102, упр. 181. Нам нужно просклонять имена существительные любого склонения парами: змея, чайка; воробей медведь; морковь, ладонь. – Верно! Молодцы! – А сейчас мы с вами поделимся на 3 группы, где 1 группа – это 1 склонение и вы находите слова, которые находятся к 1 склонению, 2 группа – 2 склонение, 3 группа – 3 склонение. – Мышь, медведь, квартира, радость, дядя, площадь, вокзал, беседа, горизонт.(слайд 8) – Молодцы! Вы все справились с заданием. | Дети устно выполняют работу по учебнику – И. п.: змея, чайка; Р. п.: змеи, чайки; Д. п.: змее, чайке; В. п.: змею, чайку; Т. п.: змеёй, чайкой; П. п.: о змее, о чайке; – И. п.: воробей медведь; Р. п.: воробья, медведя; Д. п.: воробью, медведю; В. п.: воробья, медведя;Т. п.: воробьём, медведем; П. п.: о воробье, о медведе; – И. п.: морковь, ладонь; Р. п.: моркови, ладони; Д. п.: моркови, ладони; В. п.: морковь, ладонь; Т. п.: морковью, ладонью; П. п.: о моркови, о ладони. – 1 склонение: квартира, дядя, беседа. – 2 склонение: медведь, вокзал, горизонт. – 3 склонение: мышь, радость, площадь. (слайд 8) | Ф, Г | Работа с учебником, работа письменно на листочках | Активная деятельность всего класса; групповая работа | Создать условия для уточнения детьми понятия «безударные падежные окончания имен существительных»; Упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных проговаривая алгоритм; | П: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; построение логической цепи рассуждений; К: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |
6. | Вторичное закрепление новой темы | Практический метод (устно и письменно) | – Давайте выполним следующее задание на стр. 108, упр. 193 – Вам нужно прочитать и назвать произведение, а также списать и вставить пропущенные окончания. – Кто, готов, может с места прочитать – Хорошо! А как назовем это произведение? – Верно! – Объясните, почему у одних имен существительных в родительном падеже окончание –и, а у других – -ы? Верно! | Дети выполняют письменную работу в тетрадях – Один из учеников отвечает: Вот у Коли, например, Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы – инженеры А у Лёвы мама – повар. – «А что у вас?». Потому что окончание –и ставится, чтобы показать мягкость предшествующего согласного, окончание –ы, если предшествующий согласный твердый. | Ф, И | Работа с учебником | Активная деятельность всего класса | создать условия для уточнения детьми понятия «безударные падежные окончания имен существительных». | Р:оценивание качества и уровня усвоения материала; К:уметь формулировать собственное мнение и позицию. | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; |
7. | Рефлексия | Словесный метод (беседа) | – Чтобы вы сказали сегодня о себе? Каким вы были в работе сегодня? – На доске висят смайлики: Зеленый – значит все понятно, было интересно, желтый – мне понравилось, но были трудности, синий – мне ничего не понятно. – На этом наш урок подошел к концу, всем спасибо! | Дети отвечают Дети оценивают уровень своих знаний Дети благодарят учителя за урок | Ф | Активная деятельность всего класса | К: уметь формулировать собственное мнение и позицию. | формирование мотивов достижения и социального признания. | ||
8. | Домашнее задание | – Домашнее задание: учебник на стр. 106, упр. 189 в тетрадях. | Дети записывают д/з |
|
|
Листок с утверждениями
– В русском языке пять падежей ( – ).
– Начальная форма имени существительного — именительный п., единственное число (+).
– Определить склонение существительного можно по его роду (–).
– Имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание –е (–).
– Имена существительные 2-го склонения в предложном падеже имеют окончание -и. (–).
– Имена существительные среднего рода относятся только ко 2-му склонению (+).
Листок с заданиями
Мышь, медведь, квартира, радость, дядя, площадь, вокзал, беседа, горизонт.
1 склонение: квартира, дядя, беседа.
2 склонение: медведь, вокзал, горизонт.
3 склонение: мышь, радость, площадь.