Практическая работа №6
«Работа с конструкциями if-else, switch-case в JavaScript»
Цель работы: научиться работать с конструкциями if-else, switch-case в JavaScript
Конструкция if-else
Это механизм, который позволит выполнять определенный код в зависимостиот каких-либо условий.
Например так: если эта переменная меньше нуля, то вывести 'отрицательно', иначе (то есть если она больше нуля) вывести 'положительно'.
В JavaScript для таких вопросов предназначена конструкция if, которая позволяет выполнять определенный код при выполнении какого-либо условия:
if (логическое выражение) {
Этот код выполниться, если логическое выражение верно (то есть равно true)
} else { Этот код выполнится, если логическое выражение неверно (то есть равно false) }
Обратите внимание на то, что блок else не обязателен.
Логическое выражение представляет собой тот самый вопрос, который мы хотим задать JavaScript. Например, чтобы спросить 'переменная a больше нуля' мы напишем так: a > 0.
Примеры работы:
var a = 3; /* Если переменная a больше нуля, то выведи 'верно', иначе (если меньше или равна нулю) выведи 'неверно' */
if (a > 0) {alert('Верно!');} else {alert('Неверно!');} //выведет 'Верно!'
var a = - 3; /* Если переменная a больше или равна нулю, то выведи 'верно', иначе (если меньше нуля) выведи 'неверно' */ if (a >= 0) {alert('Верно!');} else {alert('Неверно!');} //выведет 'Неверно!'
Сокращенный синтаксис
В случае, если в фигурных скобках if или else будет только одно выражение, можно эти фигурные скобки не писать:
/Полный вариант:
if (a == 0) {alert('Верно!');} else {alert('Неверно!');}
/* Уберем скобки и после if, и после else (обратите внимание на точку с запятой - она осталась): */
if (a == 0) alert('Верно!'); else alert('Неверно!');
Равенство по значению и типу
Для того, чтобы сравнить на равенство следует использовать оператор двойное равно ==, а не одиночное =, как можно было подумать.
|
Почему так? Потому что одиночное равно зарезервировано за присваиванием. Смотрите пример:
var a = 0;
/* Если переменная a равна нулю, то выведи 'верно',
иначе (если не равна нулю) выведи 'неверно' */
if (a == 0) alert('Верно!'); else alert('Неверно!'); //выведет 'Верно!'
А следующий пример работать будет не так, как мы думаем:
/* Мы думаем оно работает так:
если переменная a равна нулю, то выведи 'верно',
иначе (если не равна нулю) выведи 'неверно'.
На самом деле оно работает так:
переменной a присвоить 1,
если удалось присвоить - то выведи 'верно',
иначе (если не удалось присвоить) выведи 'неверно'.
*/
if (a = 1) alert('Верно!'); else alert('Неверно!'); //всегда будет выводить 'Верно!'
Кроме оператора == существует еще и оператор ===. Их различие в том, что === сравнивает не только по значению, но и по типу, а == сравнивает только по значению. Чтобы полностью разобраться в этом внимательно изучите примеры:
var a = '0'; //переменная a представляет собой строку, а не число 0
if (a == 0) alert('Верно!'); else alert('Неверно!');
/* Выведет 'Верно!', так как проверяется только значение, но не тип. Поэтому '0' равен 0.
*/
var a = '0'; //переменная a представляет собой строку, а не число 0
if (a === 0) alert('Верно!'); else alert('Неверно!');
/*
Выведет 'Неверно!', так как строка '0'
не равна числу 0 при сравнении по типу.
*/
Не равно
Для того, чтобы спросить 'не равно', существует операторы!= и!==. Первый игнорирует различие в типах, а второй - нет.
var a = 0;
/* Если переменная a НЕ равна нулю, то выведи 'верно',
иначе (если равна нулю) выведи 'неверно'
|
*/
if (a != 0) alert('Верно!'); else alert('Неверно!'); //выведет 'Неверно!', так как a равна 0
a = 1;
/* Если переменная a НЕ равна нулю, то выведи 'верно',
иначе (если равна нулю) выведи 'неверно'
*/
if (a != 0) alert('Верно!'); else alert('Неверно!'); //выведет 'Верно!', так как a равна 1
var a = '0';
/* Если переменная a НЕ равна нулю, то выведи 'верно',
иначе (если равна нулю) выведи 'неверно'
*/
if (a != 0) alert('Верно!'); else alert('Неверно!');
/*
Выведет 'Неверно!', так как a равно '0',
а различие в типах игнорируется.
*/
var a = '0';
/* Если переменная a НЕ равна нулю, то выведи 'верно',
иначе (если равна нулю) выведи 'неверно'
*/
if (a !== 0) alert('Верно!'); else alert('Неверно!');
/*
Выведет 'Верно!', так как a равно '0',
а это не равно 0 при сравнении по типу.
*/
Все операции сравнения
Возможные операции сравнения, которые можно использовать внутри if:
a == b | a равно b |
a === b | a равно b и они одинаковы по типу |
a!= b | a не равно b |
a!== b | a не равно b или a равно b, но ни разные по типу |
a < b | a меньше b |
a > b | a больше b |
a <= b | a меньше или равно b |
a >= b | a больше или равно b |
Несколько условий сразу
Иногда может быть нужно составить какое-то сложное условие, например, пользователь вводит месяц своего рождения и вам нужно проверить, что введенное число больше или равно 1 и меньше либо равно 12 (так как в году 12 месяцев).
Для этого существуют операторы && (логическое И) и || (логическое ИЛИ).
var a = 3;
var b = - 3;
//Если a больше нуля и b одновременно меньше нуля то...
if (a > 0 && b < 0) alert('Верно!');
else alert('Неверно!'); //выведет 'Верно!'
var a = 3;
//Если a больше или равно 1 и меньше или равно 12 то...
|
if (a >= 1 && a <= 12) alert('Верно!');
else alert('Неверно!'); //выведет 'Верно!'
var a = - 3; var b = - 3;
/* Если a больше нуля ИЛИ b меньше нуля - хотя бы один из них, то... выведет 'Верно!', так как хотя a и не больше нуля,
но одно из условий - b < 0 - выполнится!
*/
if (a > 0 || b < 0) alert('Верно!'); else alert('Неверно!');
Работа с логическими переменными
Многие функции JavaScript в результате своей работы возвращают либо true (истина), либо false (ложь). Эти значения довольно удобны при своей работе, но новичкам бывает довольно сложно понять их.
Представим себе, что переменная a равна true. В таком случае конструкцию if можно записать так:
var a = true;
//Если a равно true, то...
if (a == true) alert('Верно!');
else alert('Неверно!');
/* Выведет 'Верно!', так как a равно true.
*/
Так как такие сравнения довольно распространены в JavaScript, то существует специальный прием, облегчающий работу.
Прием такой: конструкцию a == true можно заменить на более простую: вместо if (a == true) написать if (a) и она будет работать аналогично.
Следует пользоваться второй конструкцией, так как она проще.
/*
Заменим a == true на более простую:
вместо if (a == true) напишем if (a):
*/
var a = true; //Если a равно true, то...
if (a) alert('Верно!'); else alert('Неверно!'); //выведет 'Верно!', так как a равно true
var a = true;
//Если a НЕ true (то есть false!), то...
if (! a) alert('Верно!'); else alert('Неверно!'); //выведет 'Неверно!', так как a равно true
Также обратите внимание на следующие примеры:
//Данное выражение всегда будет выводить 'Верно'
if (true) alert('Верно!'); else alert('Неверно!');
//Данное выражение всегда будет выводить 'Неверно'
if (false) alert('Верно!'); else alert('Неверно!');
//Данное выражение всегда будет выводить 'Неверно'
if (! true) alert('Верно!'); else alert('Неверно!');
//Данное выражение всегда будет выводить 'Верно'
if (! false) alert('Верно!'); else alert('Неверно!');
Вложенные if
Предположим, нам необходимо спросить у JavaScript такую вещь: если переменная a не определена, то вывести 'Введите a ', если определена, то проверить - больше нуля a или нет. Если больше нуля - то вывести 'Больше нуля! ', если меньше - вывести 'Меньше нуля '.
Одной конструкцией if здесь не обойтись, нужно использовать две таким образом, чтобы одна была внутри другой:
if (a === undefined) { //если переменная a не определена
alert('Введите a!');
} else { //если переменная a НЕ пуста
if (a > 0) { //спрашиваем, больше ли нуля переменная a
alert('Больше нуля!');
} else {
alert('Меньше нуля!');
}
}
Конструкция else if
Недостатком конструкции предыдущего примера является большое количество фигурных скобок.
Чтобы избавиться от них, можно пользоваться специальной конструкцией else if, которая представляет собой одновременно и else, и начало вложенного if:
//Решение предыдущей задачи через конструкцию else if:
if (a === undefined) {
alert('Введите a!');
} else if (a > 0) {
alert('Больше нуля!');
} else {
alert('Меньше нуля!');
}
Конструкция switch-case
Данная конструкция представляет собой альтернативу if-else, ее рекомендуется использовать в случае множественного выбора (например, 10 различных языков, как в нашей задаче).
Изучите ее синтаксис:
switch (переменная) {
case 'значение1':
здесь код, который выполнится в случае, если переменная имеет значение1;
break;
case 'значение2':
здесь код, который выполнится в случае, если переменная имеет значение2;
break;
case 'значение3':
здесь код, который выполнится в случае, если переменная имеет значение3;
break;
default:
этот код выполнится в случае, если переменная не совпала ни с одним значением;
break;
}
Решим нашу задачу с тремя языками с помощью данной конструкции:
switch (lang) {
case 'ru':
alert('Русский текст');
break;
case 'en':
alert('Английский текст');
break;
case 'de':
alert('Немецкий текст');
break;
default:
alert('Данный язык не поддерживается');
break;
}
Примеры решения задач
Задача 1
Задача. Если переменная a равна 10, то выведите 'Верно', иначе выведите 'Неверно'.
Решение:
var num = 10;
if (num == 10) {
alert('Верно');
} else {
alert('Неверно');
}
Задача 2
Задача. В переменной min лежит число от 0 до 59. Определите в какую четверть часа попадает это число (в первую, вторую, третью или четвертую).
Решение:
var min = 10;
if (min >= 0 && min <= 14) {
alert('В первую четверть.');
}
if (min >= 15 && min <= 30) {
alert('Во вторую четверть.');
}
if (min >= 31 && min <= 45) {
alert('В третью четверть.');
}
if (min >= 46 && min <= 59) {
alert('В четвертую четверть.');
}
Переменная lang может принимать 2 значения: ' ru ' ' en '. Если она имеет значение 'ru ', то в переменную arr запишем массив дней недели на русском языке, а если имеет значение ' en ' – то на английском. Решите задачу через 2 if, через switch-case и через многомерный массив без ифов и switch.
Решение:
Решение через 2 if:
var lang = 'ru';
if (lang == 'ru') {
var arr = ['пн', 'вт', 'ср', 'чт', 'пт', 'сб', 'вс'];
}
if (lang == 'en') { arr = ['mn', 'ts', 'wd', 'th', 'fr', 'st', 'sn'];
}
alert(arr);
Решение через switch-case:
var lang = 'ru';
switch (lang) {
case 'ru':
var arr = ['пн', 'вт', 'ср', 'чт', 'пт', 'сб', 'вс'];
break;
case 'en': arr = ['mn', 'ts', 'wd', 'th', 'fr', 'st', 'sn'];
break;
}
alert(arr);
Решение через многомерный массив:
var lang = 'ru';
var arr = {
'ru':['пн', 'вт', 'ср','чт', 'пт', 'сб', 'вс'],
'en':['mn', 'ts', 'wd', 'th', 'fr', 'st', 'sn'],
};
alert(arr[lang]);
Задачи для решения
1. Если переменная a равна нулю, то выведите ' Верно ', иначе выведите ' Неверно '. Проверьте работу скрипта при a, равном 1, 0.
2. Если переменная a больше или равна нулю, то выведите ' Верно ', иначе выведите ' Неверно '. Проверьте работу скрипта при a, равном 1, 0.
3.Если переменная a не равна нулю, то выведите ' Верно ', иначе выведите ' Неверно '. Проверьте работу скрипта при a, равном 0, -3.
4.Если переменная a равна ' 1 ' и по значению и по типу, то выведите ' Верно ', иначе выведите ' Неверно '. Проверьте работу скрипта при a, равном '1', 1, 3
5.Если переменная test равна true, то выведите ' Верно ', иначе выведите ' Неверно '. Проверьте работу скрипта при test, равном true, false.
6.Если переменная a больше нуля и меньше 5 -ти, то выведите ' Верно ', иначе выведите ' Неверно '. Проверьте работу скрипта при a, равном 5, 0.
7.Если переменная a больше 2-х и меньше 11-ти, или переменная b больше или равна 6-ти и меньше 14-ти, то выведите ' Верно ', в противном случае выведите ' Неверно '
8.Переменная num может принимать 4 значения: 1, 2, 3 или 4. Если она имеет значение ' 1 ', то в переменную result запишем ' зима ', если имеет значение ' 2 ' – 'весна ' и так далее. Решите задачу через switch-case
9.В переменной day лежит какое-то число из интервала от 1 до 31. Определите в какую декаду месяца попадает это число (в первую, вторую или третью)
10Дана строка из 6-ти цифр. Проверьте, что сумма первых трех цифр равняется сумме вторых трех цифр. Если это так - выведите ' да ', в противном случае выведите ' нет '
Отчет по выполненной практической работе должен содержать следующие структурные элементы:
1. № Варианта, ФИО и группа автора.
2. Тема и цель практической работы.
3. Краткие теоретические сведения.
4. Практическая реализация заданий согласно варианта по схеме:
- условие задачи;
-программный код решения задачи;
- результат тестирования в виде скриншота;
5. Выводы по результатам практической работы.