опытов и экспериментов по лексическим темам




Картотека

 

Составитель: Парфенчук Любовь Ивановна

Воспитатель коррекционной группы,

высшая квалификационная категория

 

 

Зеленогорск Красноярского края 2017

 

Месяц Лексические темы Эксперименты
Сентябрь Урожай Овощи. Труд взрослых в полях и огородах. «Выращивание растения из морковных верхушек». Материалы: песок, мелкая ёмкость, верхушки растений. Процесс. Наполните ёмкость песком и обильно полейте водой. Посадите верхушки в песок срезами вниз и поставьте на свет. Поливайте в течение недели. Посмотрите, что изменилось? Итог. На верхушках растут зелёные стебли, листья. Почему? В морковной верхушке есть основание стебля и часть корня – все части, нужные растению. Имеется также запас питания для растения. Растение снабжается водой, и вскоре начинают расти стебли и листья. "Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить". Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать. Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).
Фрукты. Труд людей в садах. «Фрукты: как их можно есть?» Цель:Показать детям различные способы приготовления из фруктов. Материалы и оборудование. Картинки с изображением фруктов, сюжетная картинка «Сбор урожая в саду», тарелочки с сухофруктами, консервированными и свежими фруктами, стаканы с фруктовым компотом. Ход.Педагог вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями фруктов и сюжетную картинку. Педагог спрашивает детей, чем отличаются фрукты от овощей. Далее педагог предлагает детям рассмотреть сырые фрукты и спрашивает, как ещё человек придумал их употреблять в пищу и почему. Вместе с детьми педагог рассматривает и пробует сушёные и консервированные фрукты, пьёт компот. Все сравнивают, чем отличаются эти продукты, и делают вывод. Дети учатся находить один и тот же фрукт, по-разному приготовленный, определять на вкус разницу. Вывод. Человек придумал заготавливать фрукты на зиму по-разному: сушить, консервировать, варить. Во фруктах находится много витаминов, которые полезны нашему организму. Но полезнее всего свежие фрукты - в них все витамины сохранены. «Волшебник лимон» Выдавите в пиалу немного сока лимона, выдайте ребенку белый лист бумаги и ватную палочку и предложите написать письмо для папы или что-нибудь нарисовать лимонным соком. Дайте рукописи высохнуть. Теперь прочитать написанное или увидеть нарисованное стало невозможно. Хорошенько нагрейте лист бумаги над настольной лампой или паром. Надпись не заставит себя долго упрашивать и станет заметной. Иногда бывает так, что «лимонное» письмо плохо проявляется на пару. Тогда его имеет смысл прогладить утюгом.  
Октябрь Хлеб. Злаковые культуры. Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень» Материалы: пипетка, ломтик хлеба, пластиковый пакет. Процесс. Положите хлеб в пакет и капните 10 капель воды. Закройте пакет, положите в тёмное, теплое место на3-5 дней. Рассмотрите хлеб через пластик. Рассмотрев хлеб, выбросьте его. Итоги. На хлебе растёт что-то черное и похожее на волосы.Почему? плесень-вид грибка. Она очень быстро растет и распространяется. Плесень производят клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься на большие расстояния воздухом. На куске хлеба уже были споры, когда мы положили его в пакет. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень имеет хорошие и плохие стороны Некоторые виды плесени портят вкус и запах пищи, но благодаря ей же некоторые продукты имеют очень приятный вкус. В отдельных сырах много плесени, но в то же время эти сыры очень вкусны. Зеленоватая плесень, которая растёт на хлебе и апельсинах, используются для приготовления лекарства, которое называется «Пенициллином»
Осень. Осенние месяцы «ПОЧЕМУ ОСЕНЬЮ ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ?» Цель:Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения. Материалы и оборудование. Рябина, растущая рядом с детским садом, календарь погоды, уличный градусник, температурный график. (Опыт отсрочен во времени 2-3 месяца). Ход. Вместе с педагогом дети наблюдают за расцветкой листьев рябины и температурой воздуха. Свои наблюдения заносят в календарь и температурный график. Результат. Листья желтеют при понижении температуры. Вывод. Осенью всегда бывает период, когда день ещё длинный, а тепла становится меньше. Растению хватало бы света для дальнейшего развития, но всё затормаживается из-за низких температур. Тогда в листьях появляются пигменты, способствующие улавливанию тепла, - красные, оранжевые, жёлтые. Это позволяет продлить их жизнь ещё на несколько недель.  
Лес. Деревья осенью. «Мир дерева» Задача- научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить с её качествами (твёрдость, структура поверхности-гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойствами (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде). Материалы и оборудование; деревянные предметы, ёмкости с водой, небольшие дощечки и бруски на каждого ребёнка; спиртовка, спички, нож, алгоритм описания свойства материала (предметно-схематическая модель). Ход. Воспитатель показывает несколько деревянных предметов и спрашивает, что режется, горит, не бьётся, не тонет в воде и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качество материала. Для этого каждый ребёнок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства древесины, опускает брусок в воду (не тонет), роняет на пол (не бьётся), пробует переломить его (не получается-значит прочный). Взрослый пробует разрезать брусок и акцентирует внимание детей на приложение больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Составляет алгоритм описания свойств материалов. Дети делают вывод: древесина имеет определённые качества:(твёрдость, структура поверхности, степень прочности), свойства: (режется, горит, не бьётся, не тоне в воде). «Посадим дерево» Цель. Определить свойства песка и глины6 сыпучесть, рыхлость. Материалы и оборудование. Ёмкости с сухим песком и глиной, палочки для каждого ребёнка. Ход. Педагог предлагает детям посадить дерево сначала в ёмкость с песком, потом – в ёмкости с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка и почему. Уточняют, где лучше держится палочка и почему. Результат. Палочка легко втыкается в сухой песок, но плохо в нём держится, падает. В глину палочка втыкается с трудом, но плотнее держится в ней. Вывод. Палочка легче втыкается в песок, так как он рыхлый и неплотный. Держится палочка лучше в глине – она плотнее.
Перелётные птицы. Водоплавающие птицы. «Почему говорят «как с гуся вода»?» Задача –помочь детям установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Материалы и оборудование: перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, бумага с рыхлой структурой, кисточка. Ход. Дети рассматривают гусиные и куриные перья, смачивают их водой (куриные перья вымокли, а с гусиных вода скатывается). Затем наносят на бумагу растительное масло (жир), смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Воспитатель рассказывает детям, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи
  Одежда, обувь, головные уборы «Мир ткани» -узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. -Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, ёмкости с водой, алгоритм деятельности. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнётся, рвётся, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани: смять – разрезать на две части каждый кусочек – попытаться разорвать пополам – опустить в ёмкость с водой и определить скорость намокания – сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от его качества.
Ноябрь Наш дом родной. Наша Родина-Россия. "Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать". Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза). Вывод:О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать. "Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха".   В какой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, нё можно бросать. Что это такое? (Мяч). Посмотрите, какой он большой, упругий, как высоко прыгает. А вот, если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и он уже не сможет прыгать. Воспитатель бьёт мячом об пол. Предлагает постучать об пол разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Большой, где много воздуха). Вывод: О чём мы сегодня узнали? Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха «Песочная страна» Задачи, выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать? На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки.
  Домашние электробытовые приборы «Холодильник с солёным льдом» Можно ли приготовить лёд из холодной смеси? Материал: дроблёный лёд, соль, 1 столовая ложка, 1металлическая чашка, наполненная холодной водой, 1 большая миска с водой. -поставь чашку с водой в миску, положи лёд в миску и насыпь соль и перемешай смесь льда, соли и воды. -через некоторое время вода в чашке замерзает. Почему? Когда сопоставимое количество воды и льда смешивается, очень скоро достигается температура 0 градусов. Если ещё добавить соли, температура будет падать. Соль и дроблёный лёд образуют смесь для заморозки. Растворение соли в ледяной воде требует энергии, которая забирается из окружающей среды, льду становится слишком жарко, и он начинает таять. И этот процесс плавления требует энергии, за которой лёд тоже «обращается» к окружающей среде. В обоих случаях энергия необходима – она будет получена из воды в виде тепла. При этом солевой раствор и окружающая его среда остывают до температуры минус 20 градусов
Зима. Зимующие птицы. «Лёд легче воды» Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее. «Выявление механизма образования инея» Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в сне гу. Что это? Это иней.
Новогодний праздник. Игрушки. «Какие свойства?» -Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. -Ёмкости со снегом, водой, льдом. Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лёд, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лёд, вода или снег, снег или лёд); что произойдёт, если их соединить (снег и лёд растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остаётся прозрачной, становится холоднее, её объём увеличивается, т.к лёд тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, её объём увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лёд непрозрачным (измельчить его). «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТНЫХ ЛЬДИНОК» Задачи– познакомить детей с агрегатными состояниями воды – жидким и твёрдым; показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. Материалы и оборудование: готовые цветные льдинки. Поднос, стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель). Палочки для размешивания, формочки, верёвочки для каждого ребёнка. Ход. Воспитатель показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Дети высказывают свои предположения. Затем все вместе размешивают в воде краску, заливают водой в формочки, опускают в них верёвочки, ставят на поднос, выносят на улицу и во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок. Вывод: вода растворяет в себе краску, замерзает на холоде.
Январь Зимние виды спорта. Зимние забавы. Снежные краски Для разнообразия ваш снег можно сделать цветным. Для этого возьмите пол стаканчика воды и добавьте туда акварели. Дайте ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками. Разбрызгивая краски на снег или наполняя им стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого можно делать шарики, разные фигурки или снеговики. Это очень удобный момент познакомить ребенка с особенностями цветовой гаммы. Дайте малышу стаканчики с красной и желтой красками, и пусть он выльет половину каждой краски в стаканчик со снегом. Полученный раствор помешайте ложкой, и вы увидите, в каком восторге будет ребенок, когда он поймет, что, соединив красную и желтую краски, можно получить оранжевый цвет. С помощью обычной пипетки и подкрашенной водой можно рисовать картинки на снегу. Ледяная дорожка Цветную воду можно заморозить в тарелках, после чего из получившихся разноцветных льдин сделать дорожку. А еще можно сделать форму из фольги, например, в виде сердца, и заморозить воду в ней.  
Животный мир.   Дикие животные. «А в берлоге-то теплее». Взять две пластиковые бутылки с водой. Одну оставить на морозе, т.е. на улице, а другую закопать в снег. Вывод. Вода в бутылке на улице замёрзнет быстрее, значит в берлоге теплее.
Домашние животные и птицы. Вареное или сырое? Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может Как кошка языком чистит себе шерстку. Материалы: Ватный тампон, пилка для ногтей, карандаш. Процесс. Потрите грифель о палец, пока на нём не появится след от карандаша. С лёгким нажимом потрите испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрите палец и пилку. Потрите пилку о ватный тампон. Осмотрите пилку и тампон. Итоги. Пилка снимает с пальца след от карандаша и отдельные волокна ваты с тампона. Почему? Шершавая поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Это показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит её. Кошачий язык шершавый. Как наждачная бумага, так как на нём расположены жёсткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубу, эти бугорки снимают с неё пыль, грязь и выпавшие волоски
Февраль Животные севера. Эксперимент «Айсберг» Наполните водой шарик и положите его в морозилку. Когда вода замёрзнет, шарик разрезать, а ледяную глыбу опустить в ёмкость с водой. Понаблюдать: небольшая часть льда находится над водой, а остальная - под водой. Это мини айсберг. «Что помогает белому медведю не мёрзнуть?»
  1. Подкожный жир-10 см.
  2. Чёрная кожа, которая прекрасно нагревается на солнце (два листа бумаги-белого и чёрного цвета). На улице мороз. Положите на снег бумагу. Через десять минут нахождения на солнце, лист чёрной бумаги на ощупь теплее белого листа. Это доказывает, что чёрная кожа медведя помогает ему не мёрзнуть.
  3. Шерсть белого медведя вовсе не белая. Она совсем лишена окраски. И состоит из тонких полых трубочек. Это прекрасная теплоизоляция. (Как воздушный слой сохраняет тепло? – в 2 бутылки наливаем тёплую воду-28 градусов). Одну бутылку оставляем как есть, а вторую завязываем в полиэтиленовый пакет, стараясь набрать в него как можно больше воздуха. Через некоторое время проверяем. В бутылке, которая была в пакете, температура воды снизилась незначительно, относительно второй бутылки – это доказывает, что воздух в пакете защитил воду от холодного воздуха.
Животные жарких стран Как образуются барханы. Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта). Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем, на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне. Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать, со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений. Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало. Определение возможности проживания верблюда в пустыне, неделями обходясь без воды. Материалы: зеркало. Процесс: подышите на зеркало. Итоги. Зеркало затуманивается, так как на нём оседают мельчайшие капельки влаги. Почему? Воздух, вдыхаемый человеком, так же, как и другие живые существа, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание. “Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо” Возьмите 2 одинаковые воронки и поставьте на стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину. Налейте в обе воронки доверху воду. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой
Транспорт. Спец/техника Подводная лодка" №1. Подводная лодка из винограда. Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает. "Подводная лодка" №2.Подводная лодка из яиц. Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно. Ветер двигает корабли. Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать) «Почему не тонут корабли?» Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.
Наша армия «Тонет – плавает» Цель: показать, что металл тонет в воде, а дерево нет. Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверить гипотезу, опустив объекты в воду. Вывод: металл тонет в воде, а дерево нет.  
Март Семья. Праздник 8 марта «Цветы лотоса» Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. «Окрашиваем цветок» Оборудование: свежесрезанный цветок (например, гвоздика или нарцисс), ваза с водой, пищевой краситель или чернила. Обрежь цветок, оставив около 5 см стебля. Добавь в цветочную вазу несколько капель красителя. Поставь цветок в воду на несколько часов. Через некоторое время лепестки начнут окрашиваться под цвет воды в вазе Цветок «всасывает» окрашенную воду через узкие сосуды-трубочки в стебле. Этот опыт наглядно демонстрирует, что капиллярные силы могут преодолеть силу гравитации. Можно окрасить цветок в разные цвета, если расщепить стебель и каждую часть опустить в «свою» воду. «Вдвоем веселее» Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне - фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями. А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом. "Руки станут чище, если помыть их водой". Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это. Вывод:О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).
Профессии «В мире электричества» Цель.Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства с явлением электричества. Материалы и оборудование. Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расчёска.   1.Потереть воздушный шарик о волосы. Что произошло? 2.»Электрическая расчёска» Отмерить и отрезать от салфетки полоску бумаги (7*25 см). Нарезать на бумаге длинные тонкие полоски, оставляя край нетронутым. Быстро расчесаться (волосы должны быть чистыми и сухими). Приблизить расчёску к бумажным полоскам, но не касаться их. Выводы: 1.Волосы поднимают вверх – наэлектризовались. 2.Бумажные полоски тянутся к расчёске. Когда мы причёсываемся, заряженные частички как бы стираются с волос и попадают на расчёску. Та половина расчёски, которая коснулась волос, получила заряд. Бумажная полоска притягивается к расчёске, потому что тоже имеет заряд.  
Весна. Признаки весны · Таяние снега. Цель:Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д. Вывод:Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы. · Можно ли пить талую воду. Цель:Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Ход:Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным. · Влияние тепла на проращивание семян. Материалы:два стакана, ложки, набухшие семена, крышки на стаканы. Ход. В стаканы наливают по одной чайной ложке воды, и кладут любые набухшие семена, которые перед этим сутки находились в воде. Чтобы вода не испарялась, накрыть крышками и поставить в разные места: 1 – В тепло 2 – в холод. Семена в тепле проклюнутся через сутки, а развитие семян в холоде задержится. Вывод. Для прорастания семян нужно тепло. Опыт «Бумажные кораблики». Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде. Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать де­тям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивает, почему ко­раблики намокают.
Весна. Перелётные птицы   Из чего птицы строят гнезда? Цель:Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов
Цветы. Комнатные растения «Может ли растение дышать?» Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. Процесс. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями Итоги. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. «Как увидеть движение воды через корешки?» Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции. Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем. Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества). Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве. «Есть ли у растений органы дыхания?» Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании. Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа. Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см; б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Итоги. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду. «Испарение влаги с листьев растений» Задача –дать детям возможность проверить, куда исчезает вода с листьев растений. Материалы и оборудование:растение, полиэтиленовый пакетик, нить. Ход. Дети рассматривают растение, уточняют, как движется вода из почвы к листочкам (от корней к стеблям, затем к листьям), куда она потом исчезает (вода с листьев испаряется), почему растение надо поливать. Затем проверяют предположение о том, что вода испаряется с поверхности листьев. Надевают на лист полиэтиленовый пакетик и закрепляют его. Растение ставят в тёплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик запотел. Сняв пакетик через несколько часов, обнаруживают в нём воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с листочка), почему не видно воды на остальных листочках (вода испарилась в окружающий воздух).  
Май Насекомые «Жизненный цикл мушек» Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек. Материалы. Банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком). Процесс. Очистить банан и положить его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой. Итоги. Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки, превратятся в коконы, а, в конце концов, появятся мушки. Дрозофил привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из куколки выходит взрослая мушка, и цикл повторяется снова. «Как пчёлы переносят пыльцу» Материал: ватные шарики, порошок краситель двух цветов, коллекция насекомых, лупа. Дети рассматривают строение конечностей и тельца насекомых через лупу (мохнатые, покрытые волосками) Ватными шариками имитируют движения насекомых, прикасаясь шариками к цветам. После прикосновения на них остаётся пыльца. Доказывают, как насекомые помогают растениям, опыляя их.  
Рыбы. Мир морей и океанов Определение возраста рыбы Материалы: рыбья чешуя, бумага тёмного цвета, увеличительное стекло. Положить чешуйки на бумагу. Через увеличительное стекло рассмотреть колечки на чешуйках. Сосчитать светлые, более широкие кольца. Итоги. Число светлых колец равно возрасту рыбы в годах. Почему? Кольца на чешуйках образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в тёплое время года, когда много пищи. В это время рост колец происходит за счёт увеличения светлой прослойки, и поэтому она, намного шире тёмной полоски, образующейся зимой и растущей, гораздо медленнее. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке. "Прозрачная вода может стать мутной" Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм). Вывод:О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода мож


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: