Лекция 3. Литературный постмодернизм
Вступление: бренд ПМ- Смерть Бога, смерть автора, смерть человека
ПМ - (1) закономерный этап в развитии мировой и русской литературы, вызванный определенными конкретно-историческими и эпистомологическими причинами; 2)нетрадиционная, неклассическая эстетическая система конца века;
3)русская литература обретает самодостаточность, свободу от идеологического диктата, осознает свою знаковую природу и игровую сущность, художник не воспроизводит реальность, но творит новую реальность, причем в отличие от предшествующих переходных эпох, множественную, фруктальную (несамотождественую);
4) взаимосвязи с европейской культурой (У.Эко, Р. Барт, Ж.Бодрийяр, Ж.Деррида, Ю.Кристева, Ж. Лиотар, М.Фуко); собственные наработки в андеграунде (Гандлевский, Вен. Ерофеев), самиздате (Д.Галковский, А.Битов), другой прозе (Т.Толстая, Л.Петрушевская, Е.Попов, В. Пьецух), сатира диссидентов (Ю.Алешковский, В.Войнович); 5) притягивание и отталкивание от модернизма рубежа 19-20 вв., 6) своеобразие русского ПМ; 6) претензии на мейнстрим; 7)к постмодернистам авторам отношу Д.Галковского, Вик. Ерофеева, Н.Садур, В.Нарбикову, Е.Попова, Т.Толстую, А.Королева, В.Пелевина, В.Сорокина, Д.Пригова и др.); 8) к исследователям – М.Липовецкого, Б.Гройса, А. Жолковского, А.Гениса, М.Эпштейна.
Литература:
I. Философия, эстетика
1.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1989
2.Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995
3. Ж.Деррида. Письма японскому другу // Вопросы. Философии. 1992. № 4. С.53-57
4. Жак Деррида в Москве. – М., 1993.
5.Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. – М., 1993.
6. Кристева Ю. "Семиотика" (1969), "Революция поэтического языка" (1974), "Полилог" (1977), "Власти ужаса" (1980), "История любви" (1983), "В начале была любовь. Психоанализ и вера" (1985), "Черное солнце, депрессия и меланхолия" (1987), "Чуждые самим себе" (1988) и др.
|
7. Постмодернизм и культура. – М., 1991.
II. Литературоведение
Учебники, учебные пособия, хрестоматии, словари:
История русской литературы XX-XXI веков / Под общей ред. В.А.Мескина. М., 2016
Современная литература конца XX – начала XXI века: учеб. пособие / Под ред. С.И.Тиминой. М., 2011.
Русская литература XX века в зеркале критики. Хрестоматия. М., 2003
Руднев В. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1999
Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001
Исследования:
Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-е – 90-е годы ХХ века – начало ХХ1 века). СПб., 2004
Генис А. Иван Петрович умер. М., 1999
Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993
Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм // Знамя. 1998. №4.
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. –М., 2000.
Липовецкий М. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург. 1997.
Липовецкий М. ПМС (постмодернизм сегодня // Знамя. 2002.
Липовецкий М. Трансформации (пост)модернистского дискурса в культуре 1920-2000 годов. М., 2008.
Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: в 3-х тт. М., 2001. – Т.3
Марусенков М.П. Абсурдопедия русской жизни Владимира Сорокина: заумь, гротеск и абсурд. Спб,, 2012.
Парамонов Б. Конец стиля. М., 1997
Полотовский С.А. Пелевин и поколение пустоты. М., 2012
Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2002
|
Постмодернизм: pro et contra. Тюмень, 2002
Прохорова Т.Г. Постмодернизм в русской прозе. Казань, 2005
Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. Новая философия. Новый язык. Минск, 2000
Черняк М.А. Отечественная проза XXI века: предварительные итоги первого десятилетия. СПБ, 2009
Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Каковы корни и причины возникновения литературного направления, названного постмодернизмом?
2. Назовите понятия, которые вошли в литературоведческую науку вместе с постмодернизмом.
3. Что можно сказать о принципах изображения прошлого, настоящего, будущего человека в постмодернистской прозе?
4. Определите элементы, характерные для постмодернистской поэтики.
5. Значим ли постмодернизм для развития словесности?
Темы для индивидуальных сообщений:
1. Российская история в произведениях постмодернизма.
2. Традиции и новаторство в романе Саши Соколова «Школа для дураков».
3. Судьбы русской культуры в романе А.Битова «Пушкинский дом».
4. Литературная игра в произведениях В.Сорокина.
5. Реальное и иллюзорное в произведениях В.Пелевина.
Термин
Введен Ж.-Ф. Лиотаром (1979 г.), от фр. postmodernisme — после модернизма (впервые прозвучал у Р. Панвица еще в 1917 г., в работе «Кризис европейской культуры»)
Хронология.
В истории философской мысли выделяются четыре типа постмодернизма: первый тип опирается на традиции авангарда и ориентации на "сырую" реальность, противопоставляется высоко элитарному искусству (американская контркультура конца 40- начала 60-х годов).
Второй тип 60-70-е гг. связан с развитием постструктурализма, проблематикой философии языка и деконструкцией традиционной метафизической парадигмы (Ж. Деррида), появление литературных произведения, ставших своего родом каноном ПМ: "Женщина французского лейтенанта" Джона Фаулза; "Имя розы" Умберто Эко; "Радуга гравитации" Томаса Пинчена; "Жизнь: способ употребления" Жоржа Перека.
Третий тип: 70-е годы. Характеризуется проникновением постмодернистских идей в область формы.
Четвертый тип. 80-е годы. Формирование home deconstructivus – человека эпохи постмодернизма.
|
Формирование постмодернизма в России
1) Коваленко Александр Григорьевич (ИРЛ 20-21 вв,, 2016): В России постмодернизм, наследник авангарда начала ХХ века, возник в 1960-е гг., в условиях «оттепельных» тенденций, но широкое распространение получил позже, при отмене в стране цензуры. В книгах А.Терца («Прогулки с Пушкиным», 1968). А.Битова («Пушкинский Дом», 1971), Вен. Ерофеева («Москва – Петушки», 1970), в поэзии И.Бродского нашел воплощение принципиально новый тип письма. В основу новой эстетики легли безграничная игра воображения, рефлексия по поводу собственного сочинения, текстуальная разнородность, смысловая множественность, ирония, пародийность, аполитичность.
2) Черняк Мария Александровна (Отеч. проза 21 века. М., 2009): Поколение «отставших» (самоназвание). 70-е годы. Сергей Довлатов, Иосиф Бродский, Виктор Ерофеев, Андрей Битов, Владимир Маканин, Людмила Петрушевская, Виктория Токарева, Саша Соколов, Дмитрий Пригов и др. Атмосфера творческой несвободы. Собственные источники культурной информации, собственные средства тиражирования и распространения созданных произведений (самиздат и тамиздат). И. Бродский: «мы были ненасытными читателями и впадали в зависимость от книг. Книги … обладали абсолютной властью над нами. … В нравственном отношении это поколение было среди самых книжных в русской истории». Именно это поколение начинает осваивать постмодернизм («Москва-Петушки», «Школа для дураков», «Пушкинский Дом»).
3) Кякшто Наталья Николаевна (СРЛ к. 20- нач.21 вв. М., 2011) В России постмодернизм активно утверждается в 1980-1990-х гг.