Социальные и эстетические основы.




1) Переход от индустриальной к постиндустриальной эпохе (массовый человек, массовый продукт, в том числе и культура становится массовой). Наряду с ними в России – распад Советского Союза, повлекший за собой разрушение культурного пространства, возникновение рыночных отношений и связанная с этими процессами коммерциализация сознания.

2) Активное воздействие на творчество компьютерных технологий, игр, виртуальных миров Интернета, СМИ, массовой и сетевой литературы.

 

ПМ – «многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического и национального контекста комплекс философских, эпистомологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений» (ЛЭТП).

Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь»);

 

Основные категории и понятия ПМ:

 

  1. «Мир как текст ". В постмодернизме вся реальность мыслится как текст, дискурс, повествование. "Нарратив", "текстуальность", "интертекстуальность " (диалог между текстами; восприятие человеческой культуры как единого интертекста, в котором отдельные безличные тексты до бесконечности ссылаются друг на друга и который в свою очередь служит как бы предтекстом любого вновь появляющегося текста) - это важнейшие понятия, которые используются постмодернизмом для описания современной реальности, основные термины его языка. "Ничто не существует вне текста", - утверждает Ж. Деррида. Культура любого исторического периода предстает как сумма текстов, или интертекст. Понимание текстов возможно лишь в "дискурсивном поле культуры", т.е. тексты можно понять только в связи с другими текстами, но не в связи с каким-либо "буквальным" значением или нормативной истиной.

По сути дела, постмодернизм – в том числе и русский – пересмотрел традиционное представление о литературе как отражении действительности. По словам В. Руднева, «текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее, даже много реальностей, часто независимых друг от друга». Литература обретает свою самодостаточность, свободу от социума, осознает свою знаковую сущность и игровую природу. Коваленко: «… литература перестала быть учителем жизни, превращаясь в вид развлечения» (с. 293).

 

2. "Смерть субъекта" (Мишель Фуко, Ролан Барт, Жак Деррида и Юлия Кристева). Рассматривая как текст литературу, культуру, общество и историю, постмодернисты и сознание личности уподобляют некой сумме текстов. Поскольку "ничего не существует вне текста", то и любой индивид неизбежно находится внутри текста, что ведет к "смерти субъекта" (М.Фуко). В этом процессе "поглощения субъекта текстом" находит завершение трансформация "сущностного человека" модерна в "человека отношений", характерного для постмодерна. Новый субъект постмодерна может быть осмыслен как калейдоскоп фрагментов идентичности, "привязанных" к локально-историческим и культурным обстоятельствам. Постмодернизм, т. о., разрушает идеологическую позицию модерна о субъекте как центре мироздания, теоретическую традицию рассмотрения индивида как суверенного, независимого, самодостаточного и равного своему сознанию (лица).

Вслед за этим теоретики постмодернизма провозгласили и смерть автора и рождение скриптора – компилятора текстов предшественников. Творчество скриптора – это постоянная деконструкция – разрушение исходных смыслов и реконструкция – созидание новых смыслов. Представленные в тексте явления, образы-персонажи часто обозначаются термином симулякр, под которым понимают презентацию того, чего нет в действительности, изображение без оригинала. (см.: теорию гиперреальности Жана Бодрийяра: оно (изображение) возникает тогда, когда культурные представления и знания утрачивают связь с социальной и человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными – т.е. симулякрами. Весь современный мир состоит из симулякров, которые не имеют основания ни в какой реальности, кроме собственной, это мир самосоотносимых знаков, абсолютно искусственный мир).

4. Децентрация. Постмодернизм – это и разрушение универсалистской, и рационалистической доминант модерна. Если все упростить до предела, то под постмодернизмом следует понимать "недоверие к метарассказам", то есть, к великим базовым идеям, "объяснительным системам", которые обеспечивают единство знания, организуют общество и служат средством его легитимации. Это религия и история, наука и искусство, а особенно "великие истории" - организующие принципы философской мысли Нового времени, такие как гегелевская диалектика духа, идеи прогресса, эмансипации личности, представление Просвещения о знании как средстве установления всеобщего счастья и т.п. Постмодернисты считают невозможным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо иерархический порядок, какие-либо системы приоритетов – в познании, культуре, жизни. Они против любого тоталитаризма, особенно современного – технологического, информационного. Их лозунг – равноценность всех жизненных форм. Поэтому естественным для них оказывается отказ от понятия исторического прогресса, от универсальных форм исторического развития, от самой идеи линейного развития истории, на смену которому пришла концепция М.Фуко о скачкообразном чередовании эпистем, метафора ризомы как неупорядоченного, разнонаправленного развития.

Отсюда три важных философско-эстетических понятия:

а) равноценность, но не тождественность текстов (фрактальная природа явления);

б) эпистемологическая неуверенность (М. Фуко, означает установку на сомнение в истинности каких бы то ни было утверждений и ценностей);

в) постмодернистская чувствительность – специфическое видение мира как децентрированного, фрагментированного, неупорядоченного, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров; любая попытка сконструировать "модель" такого мира – бессмысленна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: