Уровень психологической адаптации.




Уровень физической адаптации.

“ Как бы различны не были отдельные виды полезного труда, или производительной деятельности, с физиологической стороны это – функции человеческого организма, и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т.д.” К.Маркс, Ф.Энгельс Соч.Т.23 – С.81.

Физическая адаптация (человек адаптируется как организм) – это процесс приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к изменяющимся условиям внешней среды.

Тем самым это - процесс приспособления психо-биологических свойств работника (темперамент, половые и возрастные характеристики) на уровне его организмических реакций к реально существующим условиям профессионального труда, получение физического навыка деятельности в выбранной профессии, в результате чего становится возможным снижение утомляемости, приспособление к физическим нагрузкам и средовым воздействиям на новом рабочем месте и т.д.

Важным условием физической адаптации является время как гарант возникновения приспособительных изменений на молекулярном, клеточном, органном и системном уровнях с целью долговременной перестройки структуры и функции клеток, органов, тканей и систем, участвующих в данных приспособительных реакциях. Общим и необходимым звеном таких приспособительных реакций организма, приводящих к развитию адаптации, является усиление синтеза нуклеиновых кислот и специфических белков, вызывающих долговременную перестройку структуры и функций клеток, органов, тканей и систем, участвующих в этих приспособительных реакций.

В процессе физической адаптации происходит понижение чувствительности рецепторов к постоянно действующему адекватному раздражителю.

Приспособление условнорефлекторной деятельности к вновь возникшим условиям труда является удовлетворением биологической природы человека, что создает оптимальные условия для его профессиональной деятельности, способствует повышению производительности труда и эффективности работы адаптируемого человека на новом рабочем месте.

Анализаторы ощущений.

Ощущениями называются процессы отражения отдельных свойств предметов реального мира, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются первичной формой познания. На основе этих элементарных психических процессов строятся более сложные: восприятия, представления, память, мышление и др. Для их возникновения необходим объект, действующий на анализаторы (или воспринимающие аппараты). И.П.Павлов описал три отдела анализаторов:

1 – рецепторы (органы чувств), в которых расположены периферические веточки чувствительного нерва (зрительного, слухового, обонятельного и т.д.);

2 – проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру;

3 – центральная часть анализатора – соответствующие участки головного мозга, в которых факт реального раздражения перерабатывается в психический процесс – ощущения.

В анализаторах различают:

· экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира (зрительный, слуховой, обонятельный);

· интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию (голод, жажда, равновесие, движение, состояние внутренних органов и т.д.)

Органом зрительных ощущений, к которым относятся свет и цвет, является глаз - основной источник информации для зрительного анализатора. От него поступает 80% информации из внешнего мира. Ощущаемые им цвета делятся на хроматические (например, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) и ахроматические (белый, черный, серый). Цветовой фон, содержащий около 150 переходов, зависит от длины действующей на глаз световой волны.

Слуховой анализатор дифференцирует слуховые ощущения, которые делятся на музыкальные и шумовые. Сами звуки бывают простыми и сложными, состоящими из нескольких тонов: один из тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой – сопутствующим (обертон), определяющим своеобразие (тембр) звука. Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим ритмическим колебаниям звуковых волн, а шумы – в результате нерегулярных колебаний.

Возможны случаи возбуждения слуховых ощущений зрительными и наоборот. Такой синтез индуцируемых ощущений разных анализаторов называется синестезией. Природная синестезия встречается у 12% людей, а феномен “цветного слуха”, при котором звуковое ощущение (шум, тон, аккорд) вызывает зрительный образ, световое или цветовое представление, – у 4% людей.

Огромное значение в процессах физической адаптации имеет развитие кинестетического или двигательного анализатора. Кинестетические ощущения вызываются раздражением нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках и костях, а также при перемещении тела в пространстве, что обеспечивает организм необходимой информацией для осуществления координированных и сложных движений.

К кожным ощущениям относятся осязательные, или тактильные (ощущения прикосновения, шероховатости или гладкости), и температурные ощущения. Рецепторы кожных ощущений расположены в коже и в наружных слизистых оболочках.

Органом вкусовых ощущений (ощущений сладкого, горького, кислого, соленого) является поверхность языка и мягкая часть неба.

Обонятельные ощущения у человека тесно связаны со вкусовыми и в связи с высокоразвитыми зрением и слухом, как правило, подавлены.

Приспособление органов ощущений к длительно действующим на них раздражителям называется физической адаптацией. Субъективно адаптация проявляется в привыкании к действию постоянного раздражителя. Это общеесвойство всех сенсорных систем.

Положительной адаптацией называется увеличение чувствительности при слабом действии сильных раздражителей. Хуже всего человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.

Физическая адаптация бывает:

· общей, или глобальной (проявляется в снижении абсолютной и повышении дифференциальной чувствительности всей сенсорной системы), например, человек не замечает непрерывного давления на кожу привычной одежды;

· локальная, или селективная (сводится к снижению чувствительности не всей сенсорной системы, а какой-либо ее части, подвергнутой длительному действию стимула).

Адаптационные процессы начинаются на уровне рецепторов, охватывая и все нейронные уровни сенсорной системы. По скорости данного процесса все рецепторы делятся на:

· быстро адаптирующиеся, которые после развития адаптации практически вообще не сообщают в мозг о длящемся раздражении;

· медленно адаптирующиеся, от которых информация о длящемся раздражении передается в мозг, хотя и в значительно ослабленном виде.

Когда действие постоянного раздражителя прекращается, абсолютная чувствительность сенсорной системы восстанавливается.

Регуляция свойств сенсорной системы осуществляется за счет нисходящего влияния на ее более низкие отделы со стороны более высоких. При длительном стрессововм воздействии происходит как бы перенастройка свойств нейронов на оптимальное восприятие внешних сигналов в изменившихся условиях, что приводит к снижению чувствительности и носит тормозной характер. Одним из важнейших свойств, имеющих огромное значение для процесса физической адаптации, является тип высшей нервной деятельности человека или темперамент.

Темперамент

Темперамент – это постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности человека независимо от ее содержания.

Действительно, любая работа имеет динамическую сторону, то есть требует от человека определенной скорости, темпа выполнения, умения переключаться с одного типа задания на другой, определенной концентрации внимания и т.д. И в некоторых профессиях эти требования выступают на первый план, создавая человеку трудности для их овладения. Это основано на свойствах темперамента, таких как:

- сенситивность – тонкая чувствительность (наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции, а также скорость ее развития) (в практической работе по адаптации необходимо учитывать тот факт, что высокая сенситивность при отсутствии невротизма делает человека спокойным, что и присуще меланхоликам).

· реактивность (степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия, автоматизированные реакции защиты или ориентировки) (высокие показатели бывают у холерика, низкие – у флегматика);

· активность (выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек добивается цели и преодолевает препятствия). Наиболее высокие показатели у флегматика, у холерика, сангвиника (если деятельность с переключаемостью), низкие показатели у меланхолика;

· темп протекания реакций - скорость протекания психических процессов, измеряется количеством ассоциаций (мыслей) в единицу времени (высокие показатели могут быть у холериков, сангвиников, хорошо отдохнувших меланхоликов, низкие показатели у флегматиков);

· эмоциональная возбудимость - порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а также быстрота ее развития (высокие показатели у сангвиников, холериков, меланхоликов, низкие – у флегматиков);

· пластичность (противоположное - ригидность) - легкость, гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (высокие показатели у сангвиников, низкие – такие, как высокая ригидность, инертность приспособительного поведения, – флегматики, меланхолики, холерики);

· экстраверсия (зависимость эмоциональных и поведенческих реакций от внешних впечатлений);

· интроверсия (значимость связи впечатлений с внутренними представлениями).

В основе каждой черты характера обязательно лежат соответствующие свойства темперамента, и именно этот природный фактор имеет большое влияние на процессы адаптируемости человека в стрессовых ситуациях профессионального становления.

Результатом успешной физической адаптации в процессе вступления человека в новую должность можно считать ощущение подъема физических сил, бодрость и желание активных действий на новом рабочем месте.

Уровень психологической адаптации.

Психологическая адаптация (как индивид) – процесс приспособления всех психических функций человека (воли, восприятия, мышления, воображения, ощущений, эмоций, памяти и т.д.) к психологическому климату нового коллектива с целью получения максимального удовлетворения, самораскрытия, снижения эмоционального напряжения и т.д.

Актуальность в психологическом аспекте профессиональной адаптации приобретают навыки и умения человека по психо-эмоциональной саморегуляции и психогигиене, что обязательно сопровождается повышением уверенности человека в себе, формированием его самостоятельности, эмоциональной гибкости, осознанным умением принять на себя ответственность за собственные психические состояния и последствия собственных действий.

 

Эмоции и чувства.

Эмоции стоят на грани с физиологическим отражением объектов и являются формой отражения своеобразного личностного отношения человека к себе и окружающей его действительности. Не будучи еще формой познания, эмоции осуществляют отражательную и саморегулирующую психическую функцию при воздействии на человека раздражителей, связанных с его потребностями, что отводит им ведущую роль в процессе формирования адекватной самооценки и адаптивного самоотношения.

Чувства – более сложная, чем эмоции, форма отражения, свойственная только человеку, обобщающая его эмоциональное отражение и понятия. Чувства связываются не с физиологическими потребностями организма, а с более высокими нуждами и мотивами деятельности, осуществляя саморегулирующие функции на всех уровнях.

Своеобразие эмоций и чувств в процессе профессиональной адаптации определяется личностными свойствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами, например, характером и эмоционально-волевыми компонентами.

Эмоциональная гибкость - наиважнейшеесвойство личности, которое означает приспособленность личностно-индивидуальной “системы управления” собственными психическими процессами к изменяющимся целям и условиям работы адаптируемого человека и включает в себя:

· эмоциональную устойчивость;

· эмоциональную экспрессивность (чуткость, отзывчивость и т.д.)

Для успешной психологической адаптации в новом коллективе надо знать арсенал эмоциональных средств и возможностей, уметь различать их и пользоваться их силой, а порой и управлять ими.

Чувства бывают:

- стенические: гнев, радость (повышающие жизнедеятельность организма, его психический тонус);

- астенические: горе, испуг, грусть (приводят к снижению жизнедеятельности и психической энергии).

Жизнеутверждающие чувства проявляются в форме преодоления: например, горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти и др.

Эмоции и чувства человек не только переживает, они имеют и внешнее “телесное” оформление в виде:

1. Мимики (особенности лицевой мускулатуры, положения бровей, углов рта);

2. Пантомимики (жесто-мимического контура личности);

3. Интонации;

4. Вегето-сосудистых проявлений (покраснения, потливость, изменение частоты сердечных сокращений, цикла дыхания, а также биохимических изменений в организме – сдвиг формулы крови и т.д.).

Это делает неотделимыми друг от друга физическую и психологическую адаптацию человека в процессе приспособления человека к новой для него профессиональной деятельности.

Длительное эмоциональное состояние называется настроением.

Возможно и такое эмоциональное состояние как страсть – сильное эмоциональное состояние с ярко выраженным устойчивым и длительным стремлением к определенным действиям или объектам (страсть к творчеству, к любимому делу, и др.). Страсть может стать одним из тех источников психической силы, способствующим успешному процессу приспособления в новых условиях трудовой деятельности.

В творческом труде часто появляется воодушевление – эмоциональное состояние, которое характеризуется большой силой и целеустремленностью к деятельности. Оно может быть длительным и кратковременным, индивидуальным и охватывающим большую группу людей, что сопровождается групповой индукцией, передаваясь от человека к человеку. Вдохновение в творческой деятельности часто сопровождается мобилизацией всех лучших душевных сил человека. Именно воодушевление является эмоциональной основой для творческой адаптации к новым условиям деятельности или новому характеру труда.

Эмоциональная цепочка “ Удивление – интерес – радость ” является самой эффективной моделью в процессе психологической адаптации человека к новому для него коллективу, к новой профессиональной деятельности. Если человек умеет чему-либо удивиться, заинтересоваться и обрадоваться, - такой человек будет психологически адаптивным в практически любой стрессовой ситуации.

Эмоциональный тонус определяет уровень эмоционального заряда и психоэнергетики, колеблющийся от эмоциональной взрывчатости (раздражительности) до эмоциональной тупости. В этой связи актуальным становится процесс распознавания и управления индивидуумом собственными эмоциональными проявлениями, так как сильные эмоции в зависимости от ситуации могут ускорить процессы адаптации, но могут и помешать им.

Именно так, сильно выраженные эмоциональные аффекты, делающие человека невменяемым, протекают с сужением сознания, вспышками ярости, ужаса, двигательным возбуждением, реже – проявляются в виде заторможенности и растерянности. Эти проявления влекут за собой состояния дезадаптации человека и нуждаются в корректирующем психологическом воздействии.

Известно, что чувства отличаются друг от друга по:

- силе;

- скорости возникновения;

- устойчивости;

- глубине (богатство и разнообразие представлений и мыслей, а также стремлений, возникающих в ответ на то или иное содержание эмоциональных переживаний).

Чувства бывают разных видов:

1. М оральные чувства возникают вследствие переживания людьми своего отношения к выполнению нравственных принципов – добросовестность, честность, отзывчивость, дисциплинированность, патриотизм и пр. Нормы и правила морали тесно связаны с мировоззрением людей, являются их убеждениями и определяют степень их самосознания. Нарушение норм и правил нравственности, невыполнение своего морального долга, общественных обязанностей может вызвать у человека переживания, которые обозначаются как чувства стыда и совести. Также имеют место быть и такие аморальные чувства как зависть, стяжательство, порождаемые влияниями социальной среды.

2. Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью человека и проявляются в пытливости, любознательности, уверенности или сомнения, в любви к новому или боязни его.

Неглубокие чувства не оставляют следа и бывают связаны со случайными объектами и явлениями, не затрагивающими существенных сторон личности и называются увлечениями.

Между эмоциями и чувствами существуют сложные взаимоотношения. Чувства проявляют себя через эмоции, а эмоции, социализируясь, могут преобразовываться в чувства.

Чувства выполняют сигнальную и регулирующую функцию, способствующую перераспределению избытка эмоций и использованию его в социально приемлемом деятельностном русле. Это можно и нужно учитывать при формировании навыков и умений адаптивного личностного самоотношения в процессе групповой работы.

Воля

Воля – потребность преодоления, она взращивается и укрепляется лишь за счет положительных эмоций, возникающих в качестве вознаграждения за акт преодоления, а разрушается – за счет негативных эмоций. В одних ситуациях воля может выступать как адаптирующее качество, в других - как мешающее этому процессу. В рамках психологического аспекта профессиональной адаптации для индивидуума очень важно уметь различать и осознанно управлять собственными волевыми актами, направляя их в русло, нужное для приспособления в новых условиях трудовой деятельности.

Волевые качества личности, способствующие процессам “творческая адаптация ” – “конформное приспособление”, следующие:

1. Инициативность (умение взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции из-вне) как средство приспособления в новым условиям производственной среды зависит от:

· интенсивности и яркости побуждений к волевому действию;

· уровня интеллекта;

· активности личностных стремлений;

· богатства воображения и обилия планов на будущее.

· Противоположность инициативности – инертность натуры.

2. Самостоятельность, независимость человека. Противоположность – внушаемость, подверженность чужим влияниям.

3. Самостоятельность как свойство присуще зрелой личности и предполагает:

1) независимость, способность самому, без посторонней помощи или подсказки из-вне, принимать и проводить в жизнь важные решения;

2) ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков;

3) убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

1. Решительность – качество, проявляющееся в принятии решения. Выражается в быстроте, твердости и уверенности, с которой принимаются решения. Противоположность – нерешительность, колебание, неустойчивость принятого решения.

2. Импульсивность, порывистость, аффект. Противоположность - обдуманность, рассудительность. Соотношение зависит от относительной силы импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Зависит от темперамента.

3. Энергичность – концентрированная сила, которая вносится в действие. Настойчивость – качество личности, которое позволяет привести в исполнение принятое решение, в борьбе с препятствиями за достижение цели.

Все вышеперечисленные качества являются важными для успешной профессиональной адаптации в ее психологическом аспекте, так как при осознанном подходе индивида к процессу вхождения в новую должность часто просто необходимо поступать вопреки непосредственно возникающему эмоциональному побуждению – уметь преодолеть, пересилить, вытерпеть, противостоять и т.д. Именно поэтому тренинг воли является желательным элементом в практической работе по профессиональной адаптации.

Характер

Характер – это совокупность устойчивых и существенных форм индивидуальных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношения к себе, к людям, к труду.

Основные свойства, определяющие характер человека, и определяющие его адаптивные возможности в процессе вступления в новую должность:

1. Целостность (наличие или отсутствие в структуре характера противоречивых черт: наличие противоречий в интересах, стремлениях, действиях, согласованность отношения к различным сторонам действительности).

2. Активность (степень противодействия внешним обстоятельствам и энергия, с которой человек преодолевает эти обстоятельства). Бывает (характер) сильный и слабый. Актуально понятие “сила характера” и “волевая активность”.

3. Твердость (определяется упорством личности при сознательном отстаивании своих взглядов и принятых решений). Чрезмерная твердость характера перерастает в упрямство и не способствует успешной адаптации в новом трудовом коллективе.

4. Устойчивость (способность сохранять основные свойства характера при несущественной перемене ситуации). Актуально понятие “ригидный характер”, если характер стабильно с годами не меняется.

5. Пластичность (способность изменяться под влиянием коренным образом изменившейся ситуации). Черта наиболее важная в процессе адаптации.

6. Направленность личности (свойства личности, характеризующие ее влечения, желания, интересы, склонности, определяющие избирательную активность человека и базирующиеся на системе убеждений, идеалов и мировоззрения). Мотивационная сфера, сфера влечений.

Если человек в своей личностной направленности или по структуре своей мотивации “приземлен”, ориентирован только на удовлетворение потребительских мотивов жизнеобеспечения, он склонен значительно преувеличивать значение психобытовых факторов, всякое неудовлетворение которых становится для него жизненной трагедией, приводит к кризисным ситуациям, к расстройству настроения, а иногда и к тяжелым депрессиям и суицидам.

Особенно адаптивно-защитными свойствами обладает альтруистическая направленность индивидуума, поэтому ориентация человека на коллективные цели, на понимание своей непрерывной связи с другими людьми и природой является фактором психогигиены, обеспечивающим максимально успешный процесс приспособления и привыкания к новым межличностным отношениям в выбранной профессии.

Результатом успешной психологической адаптации можно считать ассимиляцию – полное усвоение человеком новых установок и новых форм поведения, умение контролировать и программировать свои профессиональные действия и осознание личной ответственности за события, происходящие в его жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: