Практическое занятие с элементами тренинга
Тема: Актуализация представления о толерантности
Цель тренинга – сформировать представления о толерантности (адекватное отношение к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений и прочих различий).
Задачи:
1. активизация способности к пониманию мыслей и чувств другого человека, его точки зрения; сопереживанию и сочувствию.
2. активизация способности к самоанализу, самоуважению, самопознанию, самораскрытию.
3. актуализация навыка толерантно выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п. (в неагрессивной и безоценочной манере)
Время прохождения занятия: 1 час 30 минут
Краткий план занятия: разминка,основная часть, заключение,обсуждение занятия.
Часть «Разминка» и входящие в нее упражнения
Разминочная часть.
Упражнение «Чем мы похожи»
Цели: развитие наблюдательности; создание непринужденной доброжелательной атмосферы в группе.
Инструкция: Я становлюсь в центр круга и приглашаю выйти ко мне одного из участников на основе какого-либо реального или предположительного сходства с собой. Например: «Оксана, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковые имена (или мы похожи тем, что мы жители Земли и т. д.)». Оксана выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Названные признаки повторять нельзя, признаки сходства не должны быть материальны.
Упражнение «Домино».
Цель упражнения: создать в группе атмосферу открытости; позволить участникам открыто говорить о себе; показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи.
|
Инструкция: предложить участникам поиграть в «особенное домино». Первый участник становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.
Обсуждение:
- что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;
- что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
- что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
Основная часть.
Упражнение «Что такое "толерантность"»
Цели: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; показать многоаспектность понятия «толерантность».
Инструкция: Ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.
|
Происхождением термин толерантность обязан латинскому слову tolerantia, что обозначает «терпение, терпимость». Основой этого понятия служит открытое выражение своих мыслей и чувств, право на личную свободу.
Михаил Семенович Мацковский дает такое определение «толерантности»: «Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» (Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.)
Когнитивную и конативную сторону толерантности рассматривает А. В. Перцев. Согласно его определению, толерантность — это переходное состояние от конфликта, выливающегося в насилие, к взаимопониманию и сотрудничеству.(Перцев А. В. Ментальная толерантность // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. 2002. №1)
Существует также самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Например, в англо-русском психологическом словаре психологический смысл толерантности выражается так: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.
|
Обсуждение:
- Что отличает каждое определение?
- Какое определение наиболее удачно?
- Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
Упражнение «Порадуй меня»
Цели: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека.
Инструкция: В центре круга находится один из участников. Предполагается, что у него сегодня День рождения. Задача всех остальных - доставить ему радость. Каждый из вас решает, что ему подарить - вещь, или событие, или что-то еще (например, шикарный автомобиль, кругосветное путешествие, благодарность от начальника и т. д.). Повторяться нельзя. Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и принимает подарки другой участник.
Упражнение «Высокие-низкие». ( Карточки)
Цели упр.: помочь участникам осознать, что любое описание человека является относительным; развить навыки невербальной коммуникации; создать веселую атмосферу.
Инструкция: Наклейте на каждого участника игры карточки с заданной социальной ролью, например девушка, регулярно посещающая ночные клубы; работающая студентка и т.д. Все участники могут видеть свои и чужие карточки.
Проведите воображаемую черту посреди комнаты. Встаньте на этой черте. Предоставить различные ситуации, например «пусть все, кто хорошо учится, перейдут в правую половину комнаты, а остальные - в левую». Игнорируйте сомнения тех людей, которые не знают, куда им встать. Разговаривать во время выполнения задания запрещено.
Повторите ту же процедуру, разделив участников по другим критериям.
Обсуждение:
- было ли трудно выполнить первую часть упражнения?
- почему трудно однозначно решить, на какую половину встать?
- бывают ли в жизни ситуации, когда людей несправедливо относят к той или иной
группе?
- случалось ли вам самим навешивать на других такие ярлыки?
Упражнение «Интересные люди». (Распечатка)
Цель упра.: включить фантазию участников; осознать разницу между тем, что мы видим снаружи и тем, чем человек является на самом деле; актуализировать и проработать чувства, которые возникают у участников при выработке мнений о непохожих на них людях.
Инструкция: раздайте участникам по одной карточке с изображением человека определенной социальной роли, участники не должны видеть карточки других. Все карточки одинаковые. Объявить участникам, что у некоторых из них фотографии совпадают.
Пусть участники внимательно рассмотрят своикарточки и предоставят небольшой рассказ о человеке, который на ней изображен. Характеристики описания не должны относиться к материальному миру вещей, например, о чем сейчас думает этот человек, какие у него в жизни проблемы, и т.д.
Пусть участники найдут тех, с кем у них попались одинаковые фотографии, и сравнят свои мысли. Потом все участники показывают свои карточки и делятся результатами с группой.
Обсуждение:
- что помогало участникам составлять свои предположения при делении на группы?
- часто ли мы в жизни предполагаем многое о людях на основании их внешнего вида?
- что может помочь опровергнуть такие предположения?
Упражнение «Козы и волки». (Карточки)
Цель упр.: исследовать причины, по которым люди вызывают или не вызывают доверие; изучить ощущения группы и чужака; поработать с чувствами страха и безопасности.
Инструкция: Попросите участников вытащить бумажки и не показывать их друг другу. Напомните участникам сказку про семерых козлят. Опишите правила игры:
В одном углу комнаты в тесный круг садятся «козлята» - это «домик». Остальные участники отходят в другой конец комнаты. Каждый из них по очереди подходит к домику, и старается убедить козлят, что он - коза. Цель козлят - решить, пускать или не пускать претендента в домик. Если они впустят волка, он съедает одного козленка (участник выбывает из игры), если прогонят настоящую козу - один козленок умирает от голода (мама не принесла молока). Цель козлят - остаться в живых. Цель коз и волков -попасть в домик.
Обсуждение: Вообще-то, это просто интересная игра, которая позволяет участникам начать общаться друг с другом более доверительно и попробовать себя в различных ролях. Вот что может быть интересно обсудить для целей нашего тренинга:
- на чем они основывались, когда принимали решение?
- почему иногда они ошибались?
- часто ли наши впечатления о людях бывают ошибочными?
- что чувствовали козы, когда их принимали за волков?
Заключение
Упражнение «Поэма о толерантности». (Листы и ручки)
Каждый участник раздаются листы и ручки. Участники пишут первую строчку-цитату о толерантности, потом передает листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму и т. д. После того, как каждый напишет по одной строчке на листе, законченная поэма возвращается обладателю.
Итог занятия: обсуждение и вопросы.