Практическая работа5
Вопросы для самостоятельной работы:
1. В условиях построения знаниевой экономики высшее образование должно носить массовый или элитарный характер? Обоснуйте свою точку зрения на основании мнений отечественных и зарубежных ученых.
ОТВЕТ: В условиях построения знаниевой экономики высшее образование д олжно носить элитарный характер, т.е. быть высокоинтеллектуальным и высокотехнологичным.
В настоящее время возрастает ценность уникальных видов знания, обладание которыми обеспечивает большие экономические и социальные преимущества. Экономика знаний, таким образом, резко повышает ценность фундаментальных исследований как источника принципиально нового знания и базиса высокотехнологичного производства. Концепция экономики знаний тесно связана с эволюцией экономических отношений, новой ролью человеческого, интеллектуального и социального капиталов, изменениями системы мышления, возникновением новых общественных групп.
Этого мнения придерживаются такие отечественные ученые, как:
· Клейнер Георгий Борисович, рос. экономист, проф., член-корреспондент РАН;
· Степанова Татьяна Евгеньевна, доктор эк. наук, проф., почетный работник обр.
Большинство исследователей знаниевой экономики исходит из того, что наука является сегодня ведущим фактором воспроизводства интеллектуальных благ и трансформации современного общества.высшего профессионального образования.
2. Назовите мотивирующие рычаги к получению населением образования
Приоритетное место в совокупности мотивов занимает мотив – «для получения знаний и диплома» (80%)
Большинство респондентов стремятся получить диплом для того, чтобы удостовериться в своих знаниях (72%).
Также немаловажным является мотив – «чтобы найти работу»
Гипотезы:
Предположение о том, что отмена обязательной службы в армии приведет к понижению заинтересованности юношей в получении высшего образования, так как 45% юношей учатся в университете именно по этой причине. И если служба в армии будет отменена, то вероятность заинтересованности юношей в получении высшего образования значительно снизится;
предположение о том, что значительное (в 2 раза и более) увеличение размера стипендии при одновременном возрастании требований к студентам со стороны преподавателей приведет к повышению мотивации студентов, так как при этом повысится материальная заинтересованность студента. В этом случае 56% респондентов готовы учиться намного серьезнее, чем сегодня.
Вывод: в целом, современное студенчество высказывает понимание важности получения высшего образования, а доминирующей причиной поступления в университет является достижение профессионального успеха в жизни.
3. С каким утверждением вы согласны "Лучше иметь одно качественное образование и пользоваться его знаниями всю жизнь" или придерживаться ориентированности на непрерывное образование. Аргументируйте.
ОТВЕТ: По моему убеждению, в свете новейших тенденций мирового развития нашей стране надо ориентироваться на построение экономики, основанной на знаниях. Это означает, что главным приоритетом государства должно стать развитие человеческого потенциала, то есть образования, науки и профессионального обучения. Только так возможно органично вписаться в процессы глобализации, в условиях которой знания быстро устаревают, поэтому необходимо перманентное повышение свой квалификации. Актуальна поговрка: «Век живи-век учись» в буквальном смысле.
4. Какие проблемные вопросы российского образования стоят на современном этапе?
ОТВЕТ: Проблемы российского образования и пути их решения
К проблемам современного образования можно отнести следующие:
1. Кризис традиционной системы образования
Мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой.
2. Низкая практическая направленность образования
Необходимо ориентировать процесс обучения на решение не столько теоретических задач, сколько их связи с практическими проблемами.
3. Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования
На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.
4. Массовая ориентация выпускников на высшее образование и падение престижа рабочих профессий.
Но высшее образование нужно не всем. Надо повышать престиж и систему оплаты рабочих профессий.
5. Какие инновационные процессы управления необходимо на ваш взгляд привести в современное высшее образование?
ОТВЕТ: Для российских вузов инновационная деятельность - явление относительно новое, для зарубежных вузов – это давно уже реальность.
Основные задачи модернизации высшего образования представлены в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы:
1. учет особенностей региональной политики профессиональным образованием;
2. гибкость и эффективность программ профессионального образования;
3. прозрачность финансирования и конкурентоспособность профессионального образования;
4. соответствие технологий, применяемых в профессиональном образовании потребностям современной экономики и обучающихся;
5. формирование у обучающихся компетенций, востребованные работодателями.
6. Кто должен управлять образованием-государство или бизнес?
ОТВЕТ: На этот вопрос до сих пор нет ответа.
Вот, что говорит ректор Московского государственного университета академик Виктор Антонович САДОВНИЧИЙ.
В России образование — некое особое дело. Это не отрасль, это образ жизни. Такая ситуация сохраняется на протяжении 250 лет, с тех пор как зародилось систематическое образование. Мы сознательно не скатывались до уровня обучения в узконаправленной области. И никогда перед нашим образованием не стояла задача подготовки узких специалистов. А сейчас появились теории, что в принципе систематическое, глубокое, университетское образование исчезнет и будет образование сигнальное. Если рынок сигнализирует потребность, то за три месяца все бросаются готовить определенного специалиста.
Я убежден, что это не путь образования. В России всегда ценилось глубокое, базовое, фундаментальное образование, которое давало человеку возможность в жизни плыть в любом направлении и переучиваться на его базе всю жизнь.
Главное — сохранить высокое качество и эталон. У нас еще очень долго будет разноуровневое образование. Но важно, чтобы и дети и родители понимали, что они получают. Нужна открытость образовательной системы. Люди должны знать и понимать, что они приобретают в том или ином учебном заведении. И не должно быть так: один учится три года вахтовым способом, а другой — шесть лет, сидя ночами за учебниками, а диплом оба получают одинаковый.
Я делаю выводы, что управлять образование должно государство, а не бизнес.