Компоненты и формы физической культуры в обществе




 

Компонент ФК Формы ФК Краткая характеристика форм ФК
Базовая ФК «Школьная» ФК Обеспечивает базовый уровень развития физических качеств и формирования движений
Пролонгирующая ФК Предполагает дальнейшее (в послешкольные годы) совершенствование физической подготовленности или сохранение достигнутого уровня
Спорт Базовый (массовый) спорт Предполагает участие в состязаниях массового уровня и подготовку к ним
Спорт высших достижений Нацеленность на достижение максимального (рекордного) результата в избранном виде спортивной специализации
Профессионально-коммерческий спорт Предполагает участие спортсменов в различных состязаниях на профессиональной основе, нацелен на достижение максимальной прибыли по возможности более длительное время
Профессионально-прикладная ФК Собственно ППФК Обеспечивает предпосылки готовности к конкретной профессии
Военно-прикладная ФК Обеспечивает специальную подготовленность к успешной военной деятельности
Оздоровительно-реабилитационная ФК ЛФК Содействует лечению заболеваний, восстановлению функций организма, нарушенных, вследствие заболеваний, травм
Спортивно-реабилитационная физическая культура Содействует восстановлению функциональных и адаптационных возможностей организма спортсмена, нарушенных вследствие переутомлений, перетренированности, перенапряжений, спортивных травм
Адаптивная ФК ФК для инвалидов Предполагает адаптацию лиц с ограниченными возможностями к физическим и социальным условиям окружающей среды
Параолимпийский спорт Участие инвалидов в состязаниях по различным видам спортивной специализации, в т.ч. Параолимпийских Играх
Фоновая ФК Гигиеническая ФК в режиме дня Способствует оперативной оптимизации текущего функционального состояния (не оказывает развивающего воздействия)
Рекреативная ФК Обеспечивает активный, здоровый досуг, удовлетворение эмоциональных потребностей
Объединенные формы ФК Спортивная архитектура, литература, театрализованные формы и др. Объединяют ФК с другими отраслями культуры, характеризуют ее как многоранное и многофакторное явление, неотделимое от культуры общества в целом.

 

Тема № 3 "Двигательная деятельность как основа содержания физкультурно-спортивной деятельности"

Индивидуальное развитие человека – естественный процесс реализации наследственных возможностей, происходящий под влиянием условий жизни на основе деятельности по их созданию и освоению. У человека оно происходит на трех уровнях: биологическом, психологическом и социальном.

Основные факторы индивидуального развития:

- генотип (генетический код организма);

- условия жизни;

- деятельность.

Фенотип – итоговый (сформировавшийся) тип живого организма (у человека можно говорить о формировании личности).

Генотип определяет коридор (границы) индивидуального развития. Любое ограничение условий жизни и форм деятельности приводит к сужению границ индивидуального развития. Их расширение содействует более полной реализации наследственных возможностей. Человек использует только часть своих возможностей (поэтому в экстремальных ситуациях могут быть показаны феноменальные результаты).

Активная двигательная деятельность (повторение двигательных задач) способствует индивидуальному развитию за счет расширения и совершенствования возможностей функциональных систем активной двигательной деятельности и способов ее осуществления. Повторные движения и действия становятся также, отмечал И.М.Сеченов, «одним из самых могучих двигателей в деле психического развития».

В живой природе до появления человека двигательная деятельность являлась всеобщим законом и способом развития живых существ. Двигательная деятельность представляет собой активную форму механического (с физическим напряжением) взаимодействия человека с окружающей средой. Она реализуется посредством пространственных перемещений и механических воздействий.

Результатом двигательной деятельности может быть:

- освоение и изменение окружающей среды (трудовая деятельность – строительство стадионов, кортов, гребных каналов и др.);

- воздействие на человека (активная двигательная деятельность содействует физическому развитию и приобретению двигательного опыта);

- служит источником информации о человеке (отражает функциональное состояние человека и является средством оценки его двигательных возможностей).

Содержание активной деятельности составляют:

1 – двигательные действия как способы (формы) пространственных перемещений и механических воздействий, связанных с решением двигательных задач;

2 – процессы двигательной активности как проявление функциональной дееспособности организма, связанной с мотивацией, управлением, энергообеспечением, непосредственным выполнением и корректировкой двигательных действий.

Активная деятельность дифференцируется по уровням осуществления (биологическому, психологическому и социальному), а также по составу средств (функциональным системам организма, техническим средствам и способам совместной деятельности) и форм ее осуществления.

Содержание активной двигательной деятельности обусловлено спецификой задач и условий ее осуществления, а также характером двигательных возможностей человека. В связи с этим в ее содержание нередко включают процессы освоения и изменения окружающего мира, процессы передачи информации, процессы развития двигательных возможностей и др. Эти моменты двигательной деятельности рассматриваются ниже как специфические функции.

Формы двигательной деятельности (ДД) отличаются составом и взаимосвязью элементов ее содержания. В ходе биологической эволюции и социально-исторического развития сложились следующие формы ДД:

1. Естественные (бег, прыжки, метания и др.), связанные с выполнением жизненно важных действий прикладного характера. Они основаны на использовании возникших в ходе эволюции функциональных систем их выполнения.

2. Моделирующие (имитационные, аналитические, абстрактно-символические), связанные с моделированием двигательных функций. Они основаны на использовании функциональных систем абстрактного отражения действительности: разновидности китайской гимнастики ушу (обезьяны, богомолы) – имитация; снарядная гимнастика, прыжок с шестом – аналитические виды; шахматы – абстрактно-символический вид (индийское войско: кавалерия, флот, боевые слоны, пехота).

3. Орудийные или технические (манипулирование, управление, проектирование и др.), связанные с передачей двигательных функций технике. Они основаны на использовании функциональных систем технического оснащения двигательных действий (весло, коньки, велосипед, автомобиль).

4. Ранжирующие (единоборства), связанные с установлением ранга функциональной дееспособности (бокс, борьба, фехтование и др.).

5. Групповые – совместная деятельность людей, связанная с распределением двигательных функций. Они основаны на использовании функциональных систем групповой интеграции действий (волейбол, футбол, гандбол и др.).

Всестороннее и гармоничное развитие человека предполагает освоение всех форм активной двигательной деятельности.

Первым эволюционно обусловленным, присущим только живой природе перемещением живого организма, было пассивное перемещение с возникновением особых формообразований (прообраз рабочих органов движения). Парашюты у одуванчиков, крылышки у клена позволяли улавливать движение среды и использовать для более широкого распространения биологического вида. Появление в процессе эволюции подвижных сочленений (прообраза передаточного механизма) позволило повысить целесообразность пассивного перемещения (движения подсолнечника за солнцем).

С появлением простейших органов энергетического обеспечения – движений (сократительные вакуоли) у одноклеточных (амебы, инфузории) – возникло активное перемещение организма, обеспечивающее его относительную независимость от движения среды. Нервная система позволила управлять двигательными действиями, сделала движения координированными и более эффективными. Формирование центральной нервной системы у млекопитающих означало переход от активного движения к активной двигательной деятельности, т.е. двигательные действия планируются и движения становятся произвольными.

Развитие двигательных функций в других формах двигательных действий тождественно биологической эволюции. Очевидно, эта последовательность становления функциональных систем и функциональных связей обязательна для всех форм двигательных действий. Последовательность становления форм двигательных действий должна учитываться при построении системы управления для их освоения в процессе индивидуального развития (обучения и воспитания).

Двигательные действия – это способы выполнения пространственных перемещений и механических воздействий. Они служат средством разрешения пространственно-предметных отношений и моторно-поведенческих ситуаций. Представляют собой механическую форму проявления двигательной активности человека в виде движений, пространственных перемещений и моторно-поведенческих актов. Основная их функция – решение конкретных двигательных задач, целевых установок на создание или изменение пространственно-предметных условий и отношений, оказывающих влияние на достижение конечных результатов деятельности (преодолеть препятствие, догнать трамвай, выиграть состязание и др.).

В целом, двигательные действия – это элементы двигательной деятельности, которые отличаются:

1) характером двигательных задач;

2) пространственно-предметными условиями их решения (ситуация);

3) составом используемых средств (двигательные возможности).

Двигательные действия развертываются в пределах трех типов отношений человека к окружающему миру:

- противодействие (преодоление механического воздействия внешних сил);

- перемещение (уравновешивание взаимодействующих сил в пространстве);

- использование внешних сил для решения двигательных задач.

Им соответствуют три класса двигательных действий:

1. Баллистические (одноактные) действия преодоления внешних реактивных и инерционных сил (прыжок, удар, бросок и т.п.).

2. Циклические (многоактные, ритмические) действия перемещения в пространстве (бег, плавание, велоспорт, лыжи и т.п.).

3. Аддитивные (комбинированные) действия согласования собственных усилий с внешними реактивными и инерционными силами (акробатика, слалом, вольтижировка, фигурное катание и т.п.).

Таким образом, типы двигательных действий отличаются по форме (баллистические, циклические, аддитивные) и по содержанию (преодоление, перемещение, согласование или приспособление). Их главное субстанциальное отличие – в способе энергетического обеспечения движений.

Независимо от источников энергии (собственные усилия – превращение энергии АТФ в движение или внешние источники) существует лишь три способа энергетического обеспечения движений (превращение различных видов энергии в механическое движение):

1. Однократное, равномерно ускоренное, непрерывное и однонаправленное превращение энергии в движение (прыжок, бросок, выстрел). Связано с проявлением физических качеств силы и скорости отдельного движения (мышечного сокращения). Лежат в основе баллистических действий преодоления:

2. Ритмическое, равномерное, дискретное, длительное, однонаправленное превращение энергии (в т.ч. восстанавливаемой в ходе работы). Связано с проявлением выносливости и характеризуется в частоте и длительности движений (бег, ходьба, плавание, гребля, мотоспорт и др.). Лежит в основе циклических действий перемещения:

3. Неравномерное, дискретное, разнонаправленное превращение энергии в дополнение к используемым реактивным и инерционным силам (кинетическая или потенциальная энергия). Связано с проявлением ловкости или быстроты реакции. Лежит в основе аддитивных действий согласования (вольтижировка, парус, парашют, слалом и др.).

Первый способ связан с использованием одного источника энергии и (или) готовых ее запасов (АТФ в мышцах).

Второй способ – два источника: первый + восстановление энергии в ходе работы (дыхание, ресинтез АТФ).

Третий способ – три источника: первый + второй + внешние реактивные (или инерционные) силы – главным образом полная механическая энергия перемещаемого тела, а также движение внешней среды (ветер и др.).

Три способа энергообеспечения (СЭО) – три формы проявления физической активности.

Двигательная активность – естественное свойство живого организма, проявляющееся в его способности к осуществлению активной двигательной деятельности. Представляет собой совокупность процессов, протекающих в организме человека в связи с осуществлением двигательной деятельности и направленных на достижение конечного ее эффекта:

1 – воздействие на организм;

2 – воздействие на внешнюю среду.

Основные формы двигательной активности отличаются составом и характером процессов, определяющих ее содержание и обеспечивающих достижение конечного эффекта двигательных действий. Развертываются на трех уровнях функционирования человека:

1) биологическом – задействованы вегетативные системы организма;

2) психологическом – задействованы органы чувств и мозг;

3) социальном – задействованы поведенческие структуры личности.

Соответственно различают:

1. Нейрофизиологическую активность (характерна для любого живого существа). Включает процессы:

- непосредственного исполнения двигательной деятельности;

- энергетического обеспечения движений (дыхание, кровообращение, мышечное сокращение, восстановление);

- адаптацию к нагрузкам (становление функциональных систем и структурно-функциональные перестройки в организме).

2. Сенсорно-интеллектуальную активность (характерна для животных и человека).

Включает процессы:

- восприятия информации о пространственных взаимоотношениях внешней вещно-оформленной среды (зрение, слух, осязание и др.);

- обработки информации (сопоставление пространственно-предметной ситуации с двигательным опытом и двигательными возможностями);

- управления движениями (регулирование, коррекция);

- оценки ситуации и постановку двигательной задачи.

3. Эмоционально-нравственную активность (свойственна высшим животным и человеку).

Включает процессы:

- реагирования на пространственно-предметные ситуации и отношения (испуг, радость и др. эмоции);

- мотивации двигательных действий в данной ситуации (чувство самосохранения, долг, престиж и др.);

- формирования установки на конечный результат двигательных действий;

- выбора образа действий (вида спорта).

Формы двигательной активности определяют специфику трех соответствующих уровней организации двигательных действий. Одна из этих форм на каждом уровне становится ведущей, но каждый более высокий уровень организации двигательных действий включает все ниже лежащие формы двигательной активности.

В целом, основные функции двигательной активности следующие:

1 – поддержание гомеостаза (устойчивого равновесия процессов жизнедеятельности и относительного постоянства внутренней среды);

2 – нормализация процессов индивидуального развития способностей и свойств (сентивные периоды и пр.), органов движения и др.;

3 – оптимизация функциональных состояний организма (здоровье, работоспособность, настроение и др.);

4 – производство двигательных действий (мышечное сокращение, передача произведенного количества движения, управления и др.);

5 – становление функциональных систем активной двигательной деятельности (формируются прижизненно, по наследству не передаются);

6 – освоение и совершенствование доступных форм и видов двигательной деятельности (естественные, орудийные, групповые и др.);

7 – достижение высокого эффекта двигательных действий (спортивный результат, трудовой эффект и др.).

В совокупности этих функций двигательная активность представляет собой необходимое условие существования и развития человека.

Физическая активность – особый вид нейрофизиологической активности, которая связана не только с двигательной деятельностью, но и с теплообменом (терморегуляцией).

В основном, это нейрофизиологическая активность, связанная с энергетическим обеспечением движения (дыхание, кровообращение, восстановление). Процессы управления движением для физической активности особой роли не играют. Для восстановления двигательной функции (ЛФК) они существенны, но это уже выходит за рамки собственно физической активности.

Физическая активность – это механизм защитного действия, обеспечивающий поддержание гомеостаза и оптимизацию функциональных состояний организма. Он запрограммирован генетически, но и сам нуждается в защите: до 40 % массы тела составляют мышцы. Для того чтобы нормально функционировать, они должны работать. Главный фактор сохранения их дееспособности – движение.

Потребность организма в движении не ощущается так остро, как потребность в пище, воде, воздухе (чувство жажды, голода и др.). Эта потребность обычно удовлетворяется стихийно – в самом процессе жизнедеятельности. Частично она регулируется без участия сознания (игры животных, объем шаговой двигательной активности по Блохину – искусственное ее ограничение или увеличение - сопровождается непроизвольным увеличением или уменьшением объема в последующие дни). Но сами условия жизни (социальный и технический прогресс), определяющие характер жизнедеятельности, могут вызвать опасные для здоровья человека ограничения двигательной деятельности.

Гиподинамия – недостаток двигательной активности (двигательный голод) – стала болезнью века. Доля физического труда в жизни человека в связи с техническим прогрессом уменьшилась с начала века в 150-200 раз.

Существуют три формы гиподинамии:

1) недостаток общего объема и количества движений (гипоэргия);

2) недостаток разнообразия движений (гипокинезия);

3) недостаток качества, интенсивности движений (гипотония).

Последствия гиподинамии:

- нарушение нормальной жизнедеятельности всех органов и систем;

- отклонения в состоянии здоровья;

- снижение работоспособности и быстрая утомляемость;

- ускорение процессов старения и сокращение продолжительности жизни.

Ритмы двигательной активности – это периодические колебания функциональной готовности организма к выполнению активной двигательной деятельности. Служат мерой регулирования ее объема и интенсивности.

Биоритмы называют «часами жизни» и «волнами жизни». Они развертываются по типу синусоиды. Основные характеристики: период (длина волны), амплитуда (высота волны), фаза (смена состояний – повышенной и пониженной работоспособности), частота (количество волн в единицу времени) – количественные.

У человека более 300 периодически меняющихся физиологических функций. Их длительность колеблется от долей секунды до продолжительности всей жизни человека (даже поколений и популяций).

У разных людей возможны некоторые отклонения (разновидность фаз) по длительности одних и тех же ритмов (частота СС). Четкий ритм – норма жизнедеятельности, нарушение – неблагополучие (болезнь). Это относится и к амплитуде колебаний, где выделяются три зоны: норма, резервный оптимум (зона экстремальных изменений) и патология.

По содержанию процессов различают ритмы физической, эмоциональной и интеллектуальной активности.

По отношению к активной двигательной деятельности можно выделить:

- рабочие ритмы (фазовые изменения исходных показателей гомеостаза под влиянием активной двигательной деятельности) двигательной активности могут быть от долей секунды до нескольких часов. Это инфа ритмы, характеризующие динамику процессов управления, энергообеспечения и восстановления в связи с двигательной деятельностью;

- ритмы жизнедеятельности (суточные, недельные, месячные, годичные, многолетние). Циркадные ритмы, связанные с изменением условий и динамикой функциональных возможностей;

- ритмы индивидуального развития (генетические) в основном многолетние (возрастная динамика развития двигательных возможностей, онтогенез моторики, сентивные периоды развития и др.).

Все ритмы двигательной активности в практике физического воспитания и спорта учитываются:

- для правильной оценки функционального состояния организма;

- для оптимального распределения используемых средств;

- для достижения высокого эффекта двигательных действий.

 

Тема № 4 "Теория и методика физической культуры как наука и учебный предмет"

Курс “Теория и методика физической культуры” является обще профилирующей дисциплиной университетов, институтов, академий и факультетов физической культуры. Он излагает единые для всех специализаций научно-методические основы профессионально-педагогической деятельности, обеспечивает фундаментальную теоретическую и обще методическую подготовку выпускников по специальности – “Физическая культура и спорт”.

Базовый курс изучается на 3-8 семестрах и заканчивается экзаменом. Учебным планом предусматриваются еже семестровые зачеты, экзамен на 5-ом семестре и курсовая работа на 6 семестре. Содержание читаемых курсов вынесено на Государственный экзамен 1 и 2-ым вопросами билета.

Освоение ТМФК является необходимой предпосылкой реализации 70% квалификационных требований к специалисту физической культуры. (Для сравнения: специализация реализует 75 %, физиология, педагогика и психология – по 30-35%, анатомия – 15%).

ТМФК вооружает специалистов необходимыми знаниями для их практической деятельности. Глубокая теоретическая подготовка создает основу для педагогического творчества выпускников.

Наука – объективное, проверенное практикой общественное знание о явлениях реальной действительности.

Учебная дисциплина – адаптированное, приспособленное к целям обучения изложение основ науки и способов их освоения и применения (в профессиональной деятельности специалиста).

Теория – обобщенное отражение действительности и система знаний и представлений о сущности, свойствах и возможностях использования каких-либо явлений реальной действительности в определенной сфере человеческой практики. Теория ФК – система знаний и представлений о сущности, свойствах и возможностях использования физических упражнений в активной двигательной деятельности.

Методика ФК – свод правил (система предписаний или технология) по использованию, познанию или преобразованию физических упражнений (объекта исследований) в практике.

ТМФК как научная дисциплина – отрасль науки, в которой объект изучения – физические упражнения, предмет – научно-методические основы познания и применения объекта, предметная область знаний – активная двигательная деятельность («реакция» человека на выполнение физических упражнений).

ТМФК интегрирует «теорию» и «методику» в одной дисциплине, так как изолировано существовать и развиваться ни одна из них не может. Теория представляет систему научных положений, отражающих сущность физической рекреации, физического воспитания и спортивной тренировки и являющихся достоянием методики. Методика, в свою очередь, реализует эти положения в виде системы педагогических рекомендаций, превращая общие теоретические положения в конкретные действия педагога-тренера и занимающихся. Методика устанавливает частные закономерности, присущие конкретному педагогическому процессу (методика физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, взрослого населения, профессиональной физической подготовки и т.д. – частные методики) и, таким образом, создает базу для теоретических обобщений.

ТМФК педагогическая обще профилирующая (синтезирует частные данные других наук) наука. Связь с другими науками не односторонняя, а взаимная.

В целом ТМФК – это наука о закономерностях, условиях и способах рационального использования физических упражнений для развития и совершенствования двигательных возможностей человека.

У истоков любой науки лежит противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения, а в ТМФК – между потребностями практики и уровнем развития научных знаний (так называемым осознанным эффектом упражнения и неосознанностью его получения). С осознания эффекта упражнения и начинается развитие науки о физическом воспитании, спорте, физической рекреации.

Физическое упражнение становится исходным пунктом и основной структурной единицей практики физической культуры. Физическое воспитание начинается лишь там, где человек сознательно использует физические упражнения для удовлетворения потребности в движении и для развития способностей к труду.

Все развитие науки о физической культуре идет по линии познания закономерностей, условий, способов и результатов применения активных двигательных действий (физических упражнений) в целях развития и совершенствования двигательных возможностей человека. Развитие ТМФК обусловлено развитием науки в целом и практики физического воспитания, а также развитием общественного производства.

Основные ступени и формы исторического развития науки:

1. Эмпирический период (3 век до н.э. – XVI столетие) – основан на накоплении практического опыта. В результате был разработан свод правил искусства физической подготовки и лечебной оздоровительной гимнастики. (Платон – закон упражнения; Филострат – «Искусство гимнастики»; Меркуриалис – «Искусство гимнастики», дана первая классификация физических упражнений). У древних греков сложились основные формы и способы применения упражнений (методы).

2. Аналитический период (до конца XIX) века – обособление и дифференцировка направлений научных знаний: Фит – «О системе физических упражнений», Песталоцци – «Азбука суставных движений», Гутс-Мутс – «Гимнастика для юношества», Лесгафт – «Руководство по физическому образованию», выделены основные виды упражнений. В результате было разработано передовое учение П.Ф.Лесгафта о физическом развитии и физическом образовании. Предпосылки – разработка аналитического метода науки (Бэкон) и видов упражнений.

3. Прогностический период (ХХ столетие) – интеграция научных знаний в форме теории физического воспитания.

Развитие физиологии, системного метода, исследование эффекта воздействия на организм предшествовало становлению теории и методики физического воспитания: Лагранж – «Физиология физических упражнений», Шмидт – «Физиология телесных упражнений», Мак-Кензи – «Физические упражнения в воспитании», Дюперрон – «Теория физической культуры», Новиков – «Теория физического воспитания», Матвеев – «Основы спортивной тренировки».

В 1993 году на основе интеграции теории физического воспитания, теории спорта и теории физической рекреации была сформирована теория и методика физической культуры.

Периоды развития науки – это ступени восхождения в процессе познания закона упражнения и возможностей использования активных двигательных действий (физических упражнений) для развития двигательных возможностей человека. На каждой ступени происходит периодический возврат к познанию законов упражнения на более высоком уровне их постижения и применения.

Лидировали поочередно три направления развития научных знаний:

- о методах (способ повторения упражнений) – эмпирический период;

- о средствах (видовой состав) – аналитический период;

- о целях (функции упражнения) – прогностический период.

Но все три направления развертывались на каждой ступени.

Предмет обучения и преподавание учебной дисциплины раскрывается в ее понятиях.

Понятие – форма мышления, которая отражает существенные стороны и свойства явлений (совокупность современных знаний об явлении). Термин – определение (слово), которым они (стороны и свойства) обозначаются.

Система понятий – упорядоченная совокупность определений, дающая целостное представление о специфике и взаимосвязи сторон объекта и предметной области знаний.

Для построения системы нужно выделить исходное понятие (исходный пункт). В ТМФК исходным понятием является физическое упражнение как основная структурная единица практики физического воспитания. Последующие понятия дополняют предыдущие и опираются на них. Система основных понятий отражает состав объекта, последовательность развертывания его сторон и свойств в ходе познания и применения.

Физические упражнения – способ индивидуального развития человека, основанный на повторении двигательных действий и сопряженных с ними отношений (физиологических, биохимических, психических и др.) Л.П.Матвеев определяет физические упражнения как двигательные действия, используемые для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.

Физическое развитие – естественный процесс и результат изменения форм и функций организма в процессе онтогенеза под влиянием наследственности, условий жизни и физической активности (упражнения).

Физическое образование – это процесс и результат формирования двигательных умений и навыков на основе практического опыта и обучения.

Целенаправленное управление процессами физического развития и физического образования посредством – это физическое воспитание.

Физическое воспитание – целенаправленный, общественно организованный педагогический процесс развития и совершенствования двигательных возможностей человека посредством физических упражнений, оно включает в качестве своих основных сторон воспитание физических качеств (управление процессом физического развития) и обучение двигательным действиям (управление процессом физического образования). Конечной целью физического воспитания является достижение физического совершенства и двигательной компетентности человека, его оздоровление.

Физическое совершенство – оптимальный уровень физического развития, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность организма и физическую готовность к успешной трудовой и другим видам деятельности.

Двигательный опыт (фонд двигательных умений и навыков) – показатель уровня физического образования. Характеризуется объемом и степенью освоения форм и способов осуществления активной двигательной деятельности.

Создание рациональных условий, форм и способов развития и сохранения двигательных возможностей человека лежит в основе возникновения и развития физической культуры и спорта.

Физическая культура – исторически сложившаяся совокупность условий, средств, способов и результатов физического совершенствования людей.

Спорт – соревновательная деятельность, направленная на достижение высших результатов, подготовка к ней, специфические межличностные отношения в этой деятельности и ее общественно значимые результаты.

Система основных понятий раскрывает специфику и сущность профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту. Ее предметом служит формирование культуры двигательной деятельности человека и общества в процессе занятий физическими упражнениями, включая физическое воспитание, а также занятия оздоровительной физической культурой и спортом.

В структуре науки как системы знаний воспроизводится строение ее объекта. Объект ТМФК – физическое упражнение как основное средство формирования культуры двигательной деятельности и как наиболее распространенный ее элемент.

Основные формы использования физических упражнений: 1) физическое воспитание; 2) оздоровительная физическая культура; 3) спорт – образуют три особые составные части ТМФК. Эти формы выступают как основные направления реализации предметно-содержательной основы – культуры двигательной деятельности. В каждой из частей своя специфика: в ФВ – воспитание физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование личности; в теории спорта – физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка спортсменов; в ОФК – восстановление дееспособности организма, сохранение здоровья.

Курс «Теория и методика физической культуры» для студентов университетов, академий, институтов и факультетов физической культуры включает:

1. Введение в физическую культуру.

2. Общая характеристика физического воспитания (задачи, средства, методы, принципы).

3. Содержание и методика физического воспитания (обучение двигательным действиям, воспитание физических качеств).

4. Технология профессиональной деятельности специалистов (виды деятельности, планирование, организация занятий и контроль).

5. Особенности физического воспитания различных возрастных и социальных групп (физическое воспитание дошкольников, в школе, в средних специальных и высших учебных заведениях, взрослого населения).

6. Спорт (спорт как общественное явление, спортивные соревнования, спортивная тренировка, виды спортивной подготовки, структура тренировочного процесса).

 

Тема № 5 "Содержание и система физического воспитания"

Воспитание – это управление процессом индивидуального развития. Оно направлено на формирование способностей и свойств, необходимых человеку и обществу. Содержанием воспитания является деятельность, при помощи которой формируются способности, потребности и свойства общественного человека. Все, что используется в целях воспитания – это средства, что воздействует – факторы.

Принято выделять различные виды воспитания: нравственное, профессиональное, художественное, физическое, правовое, экономическое, эстетическое и др.

Физическое воспитание – педагогически организованный процесс формирования способностей и свойств, необходимых в сфере двигательной деятельности, путем целенаправленного повторения активных двигательных действий и воспроизводства сопряженных с ними отношений (нейрофизиологических и биохимических, пространственно-предметных и моторно-поведенческих). Эти отношения относятся к числу необходимых компонентов двигательной деятельности.

Особенностями ФВ, отличающими его от других видов воспитания, является то, что это процесс, протекающий по закономерностям, обеспечивающим упорядоченное формирование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией физических качеств, совокупность которых определяет физическую дееспособность человека. Профвессор Л.П. Матвеев считает, что: “ФВ – это процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей”. Определение дано по специфическим основным задачам физического воспитания. Этим не ограничивается все содержание, но это более всего характеризует его специфику.

Для уяснения сути ФВ нужно ясно представлять соотношение физического воспитания и физического развития индивида. Физическое развитие как процесс изменения морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по естественным его закономерностям: возрастной последовательности и неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и др. Так, последовательно сменяются различные периоды возрастного развития, от внутриутробног



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: