Парадоксальные истории, загадки хорошо выбивают из левополушарной логики. Парадокс Бертрана Рассела: «В одной деревне есть брадобрей, который бреет только тех жителей, кто не бреется сам. Вопрос: Должен ли брадобрей брить сам себя?»
• Приёмы для создания замешательства
Использование антонимов: Эриксон: «Есть что-то, что вы знаете, но вы не знаете, что знаете об этом. И как только вы узнаете, что это такое - то, что вы знаете, но не знаете, что вы это знаете, ваша проблема исчезнет».
Противоречивая инструкция: «Пойди туда, не знаю куда, принеси мне то, не знаю что…». «Приди ко мне ни пешая, и конная, ни голая, ни одетая, ни с подарком, ни без подарка…»
Использование антонимов - противоположной пары понятий, которые перемешиваются так, что человек в них запутывается: «помнить – забывать», «знать – не знать», «долг – свобода».
« Вы хотите быть свободным, чтобы помогать своей семье. Но вы не можете чувствовать себя свободным, потому что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. У вас есть долг перед обществом, поэтому вы не свободны. С другой стороны у вас есть долг перед своей семьёй. И для того, чтобы вы имели возможность выполнить свой долг перед семьёй, вы должны быть свободным от долга перед обществом. Таким образом, только свобода от долга даёт вам возможность действительно свободно выполнять свой долг».
Перегрузка. Широко распространена в повседневной жизни. Мы знаем, как сбивают с толку попытки слушать, что говорят сразу несколько человек; уловить смысл читаемой в быстром темпе лекции на незнакомую тему или доклада на малознакомом языке. В таких случаях люди обычно испытывают нарастающее беспокойство и неуверенность, перерастающие в потребность что-то предпринять. Например, перестать обращать внимание на происходящее. Если отделаться от источника замешательства невозможно, то потребность ослабить сигналы, вызывающие перегрузку, возрастает по мере усиления замешательства и чувства неуверенности.
|
• Приёмы перегрузки в повседневной жизни
Забалтывание - вариант перегрузки сознания.Практически любого отправит в транс фраза: «Лучше непорядочный порядок, чем порядочный беспорядок». Как только после этого вы заметили минимальные признаки транса, надо давать четкую, простую и ясную команду: «Разумеется, для вас выгоднее…». Или такое: «Я не знаю, выйдет или не выйдет, а собственно говоря, какая разница. Ведь ясно - выйдет или не выйдет но, видимо, все равно, говори - не говори, но что-то да обязательно выйдет, даже если и не выйдет. И вы, видимо, легко понимаете это, и готовы мне помочь». Или «Почему в газетной хронике нам всегда сообщают возраст покойного, а возраст новорожденных - никогда? Это полная бессмыслица».
Приёмы перегрузки при индукции транса:
Клиенту предлагают считать в обратном порядке, отнимая по 3 от 1000, И пока он занят этим заданием, терапевт продолжает вербальное наведение транса.
Клиенту говорят: «Сейчас Вы будете вслух отсчитывать от ста по единице в обратном порядке и находить каждое следующее число будет все труднее и труднее. И когда вы обнаружите, что приходится затрачивать слишком много усилий на то, чтобы находить следующее число, вы скажете: "Числа кончились"».
Обратный отсчет с сенсорной перегру зкой. Клиенту предлагается отсчитывать вслух от сотни в обратном порядке семерками, визуализируя каждое очередное число написанным на доске и мысленно «стирая» его перед тем, как произнести новое число, а затем написать его на доске и т. д. (как вариант – числа при этом визуализируются в разном цвете).
|
• Приёмы для создания замешательства
Заскучивание. Эриксон говорил: «У меня есть бессознательный разум и у пациентов он есть. Так что поскольку мы находимся в одной комнате, рано или поздно они войдут в транс. И если больше ничего не сработает, я доведу их до транса скукой. Это может занять 5 минут, 10, 30 минут, 1 час, несколько часов. Ничего страшного, я могу подождать».
Перегрузка. «Попрошу Вас делать две вещи сразу: использовали весь свой опыт для того, чтобы почувствовать себя, почувствовать своё тело на этом стуле максимально удобно и комфортно, и одновременно попытайтесь следовать за мной. Я хочу, чтобы мы начали с такого интересного опыта - наблюдения за частями тела. И можно отрешиться от мыслей и пойти за своими ощущениями. И начинать воспринимать всё то, что происходит в Вашем теле, всё то, что я говорю, и одновременно улавливать всё, что происходит в пространстве вокруг Вас. Начинайте слушать окружающие звуки. Звуки за окном, звуки в соседних комнатах, звуки в этом помещении, где самый громкий из них – мой голос. И можно собрать все звуки воедино, просто услышать их все сразу вместе, чтобы осознать, как много звуков существует. И можно продолжать их слушать и не слышать, потому что есть и другие, совершенно особенные звуки. И может быть – это звук внутренней тишины. И можно поиграть со звуками, удаляя одни звуки и превращая другие в звуки внутренней тишины. И в то же время продолжайте улавливать все ощущения внутри себя, даже если они дискомфортные. Почувствуйте дискомфорт, который может быть, а может и не быть. Потому что, когда концентрируешься на всех ощущениях сразу, включая дискомфортные, они могут перемешиваться, растворяясь друг в друге, и напряжение в какой то части тела может, в конце концов, сменяться чувством покоя и расслабления. И можно продолжать ощущать своё тело, своё дыхание, его ритм и глубину, и одновременно начать считать про себя, мысленно поднимаясь вверх от 1 до 20. Просто поднимайтесь вверх от 1 до 20, выбирая тот ритм счёта, который Вам подходит. И когда Вы дойдёте до цифры 20, вы сможете спуститься назад к 17 и прошу делать это тщательно, а затем продолжите движение вниз к 5 Это важное задание продолжать мысленный счёт, потому что достигнув цифры 5, Вы будете подниматься до 27, произнося про себя каждую следующую цифру, а быть может каждый прожитый год, и отслеживая ассоциации, которые могут спонтанно возникать у Вас при этом. И это очень важно. А в какой-то момент просто позвольте себе легко отпустить себя, чтобы снова спуститься до 9 в том темпе, в котором это делать легко. А потом опуститься дальше к 1. И разрешить себе на несколько секунд отрешиться от себя внутри себя. И спускаясь к 1, можно одновременно делать что-то там или не делать этого, не понимая, но всё же понимая, какой-то частью себя, что происходит, когда Вы продолжаете двигаться дальше, и то, как это легко получается у Вас. И в какой-то момент, как будто переходишь невидимую грань и попадаешь на ту глубину, где можно обрести это удивительно приятное чувство внутреннего комфорта и покоя. И можно продолжать считать и подниматься снова вверх от 1 до той цифры, до которой позволяете подняться для себя сейчас…».
|