Директивное ведение транса




Доктор медицинских наук, профессор В. А. Доморацкий

 

Сопротивление в гипнозе и его виды (по А. Ф. Радченко)

Сопротивление может иметь сознательный и бессознатель­ный компоненты. Имеется несколько видов сопро­тивления, которые могут сочетаться.

- Страх потери контроля над собой. Человек привык кон­тролировать себя всегда и во всем, возможно, он имеет негативный опыт потери контроля и боится его повторения, боится стать беспомощным.

Сопротивление в гипнозе и его виды

- Страх перед контролем других лиц. Пациент боится целиком оказаться во власти терапевта. Он не верит в чистоту его намерений. Или он вообще никому не доверяет, поэтому боится собственной беспомощности перед лицом не­ведомой опасности в лице психотерапевта.

- Неправильные представления о трансе. Когда всё происходящее во время наведения транса, по мнению пациента, не соответствует тому, что должно происходить на «настоящем» сеансе гипноза. Следствие дефицита информации либо невысокого интеллекта. Такой человек будет сидеть в кресле перед вами, будет внимательно смотреть вам в глаза, ер­зать, вертеться. Попытки угомонить его иногда не приводят к желаемому эффекту.

- Страх провала. У людей, которые в жизни пережили множество неудач, или в прошлом имели негативный опыт психотерапии, формируется пессимизм, неверие в свои силы и возможности. Они думают: «Раньше ничего не получалось и сейчас ничего хорошего у меня не получится».

- Параллельное анализирование. Интеллектуалы, которые привыкли всё тщательно анализировать, часто стараются всеми силами удер­жаться на поверхности транса, пытаются искать в словах терапевта скрытый смысл, а порой и какие-то ошибки, подвергая придирчивому анализу всё сказанное им. Этот вид сопротивления часто наблюдается у обучающихся гипнозу, когда они наводят транс друг на друга, стараясь запомнить все услышанные фразы и подвергнуть их оценке.

- Нежелание душевной боли. В ходе психотерапии могут всплывать весьма неприят­ные моменты жизни пациента, он может испытывать дискомфортные, болезненные переживания, которых почти инстинктивно стремится избежать.

- «Твердолобость». Некоторые люди, как правило, с невысоким интеллектом или психопатическим радикалом, настолько непрошибаемы в своём неверии в успех лечения, что буквально заматывают психотерапевтов своей непробиваемостью и упрямством.

- Отсутствие мотивации. Если результат работы вовсе не интересует пациента, возникает вопрос: «А зачем мне вообще входить в транс?». Иногда даже возникает особый азарт в попытках проти­водействия терапевту.

- Избыточное сотрудничество. В ходе сеанса пациент ки­вает головой в такт словам терапевта или стремится завязать диалог с ним, говоря: «Да-да, я абсолютно с вами согласен!» и т. п.

- Застенчивость. Пациент считает, что неприлично подда­ваться «дремоте», когда терапевт с ним разговаривает. Обычно является следствием робости и непонимания происходящего во время сеанса.

Проявления сопротивления

1) явные (хож­дение по кабинету, размахивание руками, отказ от работы) - встречаются редко и ставят вопрос о целесообразности проведения психотерапии. 2) закамуфлированные Например, пациент стремится к продолжению беседы с терапевтом, оттягивая момент начала транса.

Проявлениями сопротивления могут быть дли­тельные бурные эмоции, слезы. Иногда частый кашель, чихание, усиленное сглатывание. Всё это пациент пытается объяснить нездоровьем, эмоциональностью и другими причинами, не связанными с гипнозом. Но для терапевта это сигналы повышенной тревожности пациента и перед ним встает вопрос: «Что де­лать?».

 

Профилактика сопротивления

Пациенту требуется определённое время, что­бы поверить психотерапевту, разрешить ему доступ во внутрен­ний мир. Поэтому не следует форсировать погружение паци­ента в транс пока с ним не достигнуты доверительные отношения. Установление «зоны доверия» — основная задача подготовительного этапа транса и, если она не выполнена, пациент будет сопротивляться вхождению в транс. Предварительное информирование клиента о характере терапии и о его роли в ней, тщательное присоединение, обеспечение вербальной и невербальной техники безопасности значительно снижают возможное сопротивление.

Способы преодоления сопротивления

Директивное ведение транса

Терапевт может предложить пациенту устроиться удобно, зак­рыть глаза, ощутить расслабление и т. д., применяя прямые вну­шения, а в дальнейшем, когда процесс запущен и развивается, можно перейти к использованию косвенных внушений. Перед началом сеанса надо определить не вызовет ли ди­рективное ведение усиления сопротивления. Согласно Д. Зейгу, «объём косвенных внушений должен быть прямо пропорциональным ощущаемому сопротивлению пациента».

2. «Гипноз без гипноза». Суггестивная работа возможна и без формального наведения транса, т. н. «техника встав­ленных сообщений». Терапевт может вести с субъектом беседу, по ходу которой он вставляет необходимые внушения. В беседе вне транса, можно проводить все виды внушений, но они должны быть поданы незаметно для сознания. Скажем, история о другом пациенте: «Год назад у меня был пациент, очень похожий на вас. У него тоже были панические атаки. И он смог сам себе помочь, обучившись способам контроля тревоги без лекарств. Помогать себе очень просто, если захочешь»…

Фиксация внимания

Внимание пациента фиксируется на какой-то точке вовне, на определенных звуках или на ощущении внутри его. Часто для этого нужно найти не­кий смысл, чтобы мотивировать человека на старательную фик­сацию. Если удаётся зафиксировать внимание, далее нужно перенаправить его внутрь, т. е. на внутренний мир, заботы пациен­та и развивать полученный транс (транс – это состояние сфокусированного внимания и измененного осознания окружающего).

4. Депотенциализация сознания через создание замешательства. Для этого нужно изменить стереотип (разрыв шаблона) либо перегрузить сознание. Один из самых известных способов прерывания стереотипа - «прерванное рукопожатие».

Перегрузка сознания достигается сообщением клиенту из­бытка информации, желательно запутанной. Перегрузка возникает, если пациенту предлагают сосредоточить свое внимание на различиях в ощущениях или звуках. Например, предложить поискать разницу в кон­чиках пальцев обеих рук и найти в них что-то особенное, от­личное друг от друга. Или удерживать фокус внимания сразу на 3 точках.

5. Присоединение терапевта к сопротивлению. Используется при «сознательном» сопротивлении, когда пациент предполагает, что с сопротивлением будут бороться. - «Доктор, я думаю, у меня ничего не получится». - «Конечно не получится…». После такого ответа вам гарантирован легкий транс клиен­та и его интерес к вашим словам. Далее развивают успех, не давая опомниться: «Вы же даже не закрыли глаза! Сделайте глубокий вдох. Глаза закрываются!. И следите за дыханием. Отметьте про себя, что длиннее вдох или выдох…» и т. д.

6. Использование конфузионных техник

Например, на слова пациента о том, что его невозможно ввести в транс, терапевт отвечает: «Я действительно не смогу вас загипнотизировать – только вашу руку. Вы только понаблюдайте, как я буду сейчас работать с вашей рукой…».

7. Использование противоположностей

Терапевт присоединяется к сопротивлению, а затем переходит к ведению, иг­рая на противоположностях: «И чем дольше открыты ваши глаза, тем может сильнее ста­новиться напряжение в них, и тем легче векам будет закрыть их». «Чем больше напряжение ваших мышц, тем легче и прият­нее потом будет расслабление».

8. Метафоры

Эффективным методом работы с сопротивлением является ис­пользование метафор. Зачем человеку сопротивляться интересной истории! Это же глупо. И пациент не сопротивляется, если ему рассказывают метафору. Конечно, метафора является новеллистической формой скрытого внушения, но он-то об этом не знает!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: