Игра – экспериментирование с различными предметами и материалами
С детьми второй младшей группы
Игры - эксперименты | Опыты и эксперименты | Необходимое оборудование |
Игры с песком и снегом. | «Лепим колобки», «Делаем фигурки» (дети: экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок) | Формочки разного размера |
«Делаем дорожки и узоры из песка» (дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу, делая разные узоры) | Малая лейка без наконечника, ведерко с дырочкой в дне, кулечек с небольшим отверстием | |
«Цветной снег» (дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры) | Малая лейка без наконечника бутылочка с отверстием в крышечке | |
«Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек, изображают трактор, протаптывая узкие и широкие дорожки к домикам игрушек). | Игрушки с колесами или полозьями | |
Игры с водой и мыльной пеной. | «Веселые путешественники», «Веселые кораблики» (дети запускают в таз с водой, в лужу, в ручеек разные предметы; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки) | Таз, лодочки, щепочки, кораблики, мелкие игрушки |
«Нырки» (дети топят в тазу или в ванночке маленькие игрушки, разжимают пальцы — и игрушки выпрыгивают из воды) | Таз или ванночка, маленькие мячики, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга | |
«Вот какая пена!» (дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике) | Тазики, мыльный раствор | |
«Ловкие пальчики» (дети мочат в воде поролоновые губки отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой) | Поролоновые губки разного цвета и формы, 2 тазика | |
«Бульбочки» (в тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек»). | Тазы, резиновые игрушки, бытылочки | |
Игры с бумагой. | «Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими) | Белая бумага |
«Блестящие комочки» (дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними) | Фольга | |
«Бумажный вихрь» (дети нарезают ножницами кусочки бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, наблюдают за «полетом»). | Ножницы, тонкая цветная бумага, картон, веера | |
Игры с тенью. | Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов. | Лампа или фонарик, игрушки |
Игра – экспериментирование с различными предметами и материалами
|
С детьми средней группы
Игры - эксперименты | Опыты и эксперименты | Необходимое оборудование |
Игры с водой, снегом, льдом. | «Волшебная вода» (смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков) | Ёмкости, вода, краски |
«Цветные капельки» (капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки). | Пипетки, баночки с водой, краска | |
«Льдинки» (замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега). | Вода, краска, формочки | |
«Ледяные узоры» (замораживание в воде узоров из камешков, бусинок, листьев и рассматривание их). | Вода, ёмкости для замораживания, мелкие предметы: камешки, бусинки, листья, ракушки и др. | |
«Освобождение из плена» (размораживание маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей») | Игрушки, ёмкости для замораживания, вода | |
«Тонет — не тонет» (испытание на плавучесть игрушек из разного материала). | Таз с водой, предметы из разного материала (игрушки, мячики, кубики и др.) | |
«Снежные фигуры» (лепка из снега снежных баб, снегурочек, зайчиков, игра в снежное царство), | ||
«Кто прошел?» (узнавать следы на снегу по отпечаткам). | ||
Игры с водой и мыльной пеной. | «Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов). | Мыльные пузыри, соломинки, трубочки, деревянные катушки из- под ниток и пр. |
«У кого пена выше и пышней» (выдувание воздуха через трубочку и т. п. в мыльную воду с целью получения самой большой). | Тазы с мыльной водой, соломинки, трубочки | |
«Подушка из пены» (испытание: какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены). | Таз с пенной подушкой, предметы из различного материала | |
Игры с зеркалом. | «Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить зайчика) | Зеркала разной величины |
«Солнечные зайчики» (воспитатель и дети пускают веселых солнечных зайчиков). | ||
«Что отражается в зеркале» (пытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала). | ||
Игры со светом. | «Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень» (экспериментирование с тенью) Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов. | Лампа или фонарик, игрушки, предметы |
«Прятки и поиски» (поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте). | Фонарик, предметы, игрушки | |
Игры со стеклами. | «Мир меняет цвет» (рассматривание окружающего через стекла разного цвета). | Стёкла разного цвета (очки) или плотные плёнки |
«Таинственные картинки» (рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на картинке становятся невидимыми). | Стёкла разного цвета (очки) или плотные плёнки, разноцветные картинки | |
«Все увидим, все узнаем» (рассматривание предметов, мелких картинок, знаков, узоров через увеличительное стекло). | Увеличительное стекло (лупа), бинокль, увеличительная труба, мелкие предметы, картинки. | |
Игры со звуками. | «Погремушки» (испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов). | Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые и т.п.), и предметы (металлические, деревянные и др.) |
«Звонкие бутылочки» (испытать, какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, или по пустым). | Молоточек, бутылочки (стаканчики), наполненные материалом (водой, песком) | |
«Угадай, что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и пр.). | Бумага, фольга, песок, горох, крупа, ёмкости для пересыпания, переливания воды и др. |
|
|
Игра – экспериментирование с различными предметами и материалами