Цепочка создания ценности инновации




Для рассмотрения самого процесса создания инноваций используется такой инструмент как цепочка создания ценности. В рамках концепции цепочки создания ценности инноваций (innovation value chain, IVC) может быть рассмотрена почти вся деятельность фирмы по созданию инноваций и определены ключевые взаимозависимости во всем инновационном процессе.

Инновация – выпуск нового продукта или процесса – представляет собой конец процесса поиска нового знания и его преобразования и, одновременно, начало процесса использования инновации, который может привести к улучшению показателей деятельности фирмы. Такой рекурсивный процесс, состоящий из поиска нового знания, необходимого фирме для внедрения инноваций, преобразования полученного знания в инновации и использования инноваций для создания добавленной стоимости, создает цепочку создания ценности инновации. Использование в анализе концепции цепочки создания ценности позволяет подчеркнуть сильные и слабые стороны инновационной деятельности фирмы.

Моделирование полной цепочки создания ценности позволяет выявить всю сложность процесса преобразования знания в коммерческую ценность и подчеркнуть важность ресурсов/способностей фирмы в процессе создания ценности. Кроме того, использование данной концепции позволяет показать взаимозависимость разных звеньев (или фаз) инновационного процесса - если одно из звеньев слабое, под угрозой оказывается весь инновационный процесс, несмотря на силу остальных звеньев.

Цепочка создания ценности инновации схематично представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Цепочка создания инновации: структура и основные индикаторы

Первое звено в цепочке создания ценности инноваций – поиск нового знания. При этом для повышения вероятности успеха своей инновационной деятельности фирме необходим широкий поиск нового знания, т.е. фирма не должна фокусироваться только на той области знаний, которая непосредственно связана с её деятельностью. Информацию нужно искать во всех областях знаний и во всем мире. Чем больше у фирмы инновационных целей и чем большее количество источников информации использует фирма, тем выше вероятность получения знания, которое приведет к созданию ценной инновации.

Выделяют 5 основных групп источников знаний для фирмы:

1.Самостоятельные исследования и разработки (далее ИиР).

2.Внешние ИиР.

3.Связи с покупателями и поставщиками.

4.Горизонтальные связи с конкурентами и фирмами из других секторов.

5.Публичные источники информации (включая связи с университетами и научными центрами).

Самостоятельные ИиР являются самым очевидным источником знаний для фирмы. Всеми признается тот факт, что способность фирмы создавать инновации зависит от накопленного ею багажа знаний, а создание нового знания традиционно связывается с проведением собственных исследований и разработок.

Разработка нового продукта и его выпуск на рынок долгое время рассматривался как линейный процесс, в рамках которого подразделение ИиР разрабатывало новую идею, а другие подразделения фирмы «подхватывали» ее и выводили на рынок новый продукт. Этот процесс широко известен как процесс «закрытых инноваций». Однако в современном мире данная модель не работает, о чем впервые заявил Генри Чесбро в своей книге «Открытые инновации: новый императив для создания и получения прибыли от технологий», вышедшей в 2003 году. Он выдвинул идею «открытых инноваций», предполагающих необходимость открытия фирмами своих подразделений ИиР и сотрудничества с внешними партнерами, чтобы получать идеи из внешней среды, одновременно делясь своими идеями с рынком. Сейчас всё большее количество исследователей поддерживают данную идею и утверждают, что обмен знаниями с внешним миром является жизненно необходимым для инновационного процесса фирмы.

Внешние ИиР – это исследования и разработки, полностью проведенные за пределами фирмы по контрактам аутсорсинга.

Существующие связи с покупателями и поставщиками могут быть отличным источником информации. Причем связи с покупателями обычно влияют на продуктовые инновации, в то время как обратные связи с поставщиками, как правило, оказывают влияние на процессные инновации.

Покупатели могут внести значительный вклад в создание продуктовых инноваций с высокой степенью новизны, особенно когда их специфические потребности предваряют появление большого рыночного сегмента в будущем. Однако определение таких «ведущих» потребителей – достаточно сложная задача. Знания потребителей очень часто не облечены в словесную форму, ясно не сформулированы, и сфокусированы на собственных ограниченных потребностях. Соответственно фирме необходимо балансировать между ориентацией на потребителя и проведением упреждающих мероприятий по выявлению скрытых долгосрочных потребительских нужд.

Использование знаний поставщиков также могут способствовать ускорению инновационного процесса, однако знания, создаваемые поставщиками, не обязательно будут уникальными, поскольку потенциальные конкуренты также могут получать выгоду от использования знаний и опыта поставщиков.

Горизонтальные связи с конкурентами и фирмами из других секторов. Тщательный мониторинг конкурентов является излюбленной тактикой многих фирм и может быть важным источником идей новых и улучшенных продуктов. Знания конкурентов, действующих в близкой рыночной и технологической ситуации, часто воплощены в их продуктах и услугах, доступных на рынке. Это упрощает процесс выявления значимых свойств и их абсорбции. Однако это ограничивает возможности получения больших экономических результатов из-за снижения степени новизны. Ориентация на конкурентов с большой вероятностью связана с имитацией и созданием продуктов «мне тоже» (me-too). Таким образом, знания, полученные от конкурентов, часто широко известны и не характеризуются высокой степенью новизны. Отслеживание и своевременный анализ информации, поступающей со смежных рынков (рынков товаровсубститутов), могут быть весьма перспективными для создания новых продуктов. я создания новых продуктов.

К публичным источникам информации помимо университетов и научных центров, относят профессиональные конференции, выставки, торговые ассоциации, специализированные технические издания, компьютерные базы данных, технические стандарты и др. Однако принципиальное значение для инновационного развития фирмы, конечно, имеют ее связи с университетами и научными центрами.

Университеты являются первоначальными производителями нового фундаментального знания и технологий. Знания, создаваемые университетами и научными центрами, ввиду высокой степени их новизны, открывают бизнесу широкие возможности и могут привести к созданию целого поколения новых для рынка инноваций. При этом академическая система предполагает публикацию и распространение нового научного знания, что делает знания университетов преимущественно общественным благом. Однако университетское знание часто далеко от коммерческого применения и требует значительных инвестиций в его коммерциализацию. Более того фирме необходим достаточно высокий уровень абсорбционной способности, чтобы оценить и преобразовать данный тип знания. Эффективность поиска нового знания в университетах определяется компетенциями собственного подразделения исследований и разработок фирмы. Кроме того, оценить стоимость научного знания, часто неявного (перспективы коммерциализации которого по этой причине сомнительны), можно только через проведение совместных исследовательских работ, в которых участвуют как научные работники университета, так и сотрудники фирмы.

Таким образом, наличие мощного собственного подразделения исследований и разработок является необходимой предпосылкой использования университетов в качестве источника знаний.

Так, если раньше считалось, что внутренние ИиР могут дополняться или полностью замещаться внешними для фирмы источниками знаний, то последнее время в теоретической литературе утвердилась точка зрения, что отношения между внутренними и внешними источниками инноваций должны быть не взаимоисключающими, а наоборот, взаимодополняющими. Предполагается, что некоторый потенциал собственных исследований и разработок необходим не только для сканирования (мониторинга) доступного внешнего знания, но и для эффективной абсорбции и использования нового знания, т.е. наличие собственных НИОКР повышают абсорбционную способность фирмы.

Следующее звено в цепочке создания ценности – это преобразование знания в инновации на физическом уровне. Этот процесс моделируется с использованием функции производства инноваций, в которой эффективность трансформации знаний в инновации определяется внутренними характеристиками предприятия, а также выбором источников знаний и воздействием внешних факторов. Выделяют три показателя, характеризующих эффективность инновационной деятельности: доля продаж инновационного продукта (показатель, характеризующий успех инновации на рынке), появление продуктовой инновации, появление процессной инновации (последние два показателя бивариантны: да или нет).

Общий вид функции производства инноваций:

 

Iit = β0KSkit1RIit + β2GOVTitit (1)

 

где Iit – показатель, характеризующий эффективность (выход инноваций) i-ой инновационной деятельности в момент времени t;

KSkit - использование источника знания, k = 1... 5, определяет альтернативные источники знаний, обозначенные выше;

RIit – набор внутренних индикаторов, характеризующих фирму, GOVTit – доступ к государственной поддержке;

εit – ошибка.

Знания из разных источников могут иметь различное влияние на создание продуктовых и процессных инноваций (об этом подробно шла речь в предыдущем пункте). Коэффициенты β0, β1 и β2 в формуле (1) могут иметь положительное и отрицательное значение, что определяет, способствует или препятствует каждая переменная повышению эффективности инновационной деятельности. Так, наличие мощных внутренних ресурсов фирма будет однозначно способствовать инновационным успехам фирмы, а слабость ресурсной базы, напротив будет препятствовать инновационной деятельности.

Предполагается, что государственная поддержка способствует (напрямую или через усиление собственной ресурсной базы) повышению эффективности инновационной деятельности фирмы, хотя этот вопрос является достаточно дискуссионным.

Если же вернуться к первой части статьи, можно увидеть четкую взаимосвязь функции производства инноваций с факторами инновационной деятельности. Так, первая переменная (KSkit) отражает технологические возможности фирмы, вторая (RIit) – характеризует способности фирмы, а третья переменная (GOVTit), если понимать ее более широко как воздействие ряда внешних факторов, а не сводить к государственной поддержке, связана с наличием стимулов к использованию технологических возможностей.

Последнее звено в цепочке создания ценности инновации – это использование знания, процесс, посредством которого использование инноваций отражается на деятельности предприятия. Причем индикаторами такого влияния являются рост производительности труда, увеличение выручки на одного работающего, рост продаж и занятости. На данном этапе фирма использует знания, ранее приобретенные и выраженные в определенных продуктовых или процессных инновациях, с целью расширения бизнеса и повышения его эффективности.

Однако сила данного звена зависит от способности фирмы присваивать всю рыночную ренту от созданной инновации, а данная способность, в свою очередь, во многом определяется условиями присваиваемости (рассмотренный ранее внешний фактор инновационной деятельности). От последнего звена во многом зависит, будет ли фирма возвращаться к первому звену в цепочке создания ценности инноваций, т.е. именно этап использования знания определяет рекурсивность процесса создания инноваций или, другими словами, устойчивость инновационной деятельности. Соответственно, рекурсивный характер процесса создания инноваций определяется динамическими способностями фирмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: