Нормативно-техническая документация устанавливает три марки дизельного топлива:
- Л» (летнее) – для эксплуатации при температурах окружающего воздуха 0°С и выше;
- «3» (зимнее – для эксплуатации при температуре до минус 20 0С (температура застывания не выше минус 35 0С) и до минус 30 0С (температура застывания топлива не выше минус 45 0С);
- «А» (арктическое) – для эксплуатации при температурах окружающего воздуха до минус 50 0С.
Дизельное топливо марок «Л», «З», «А» выпускается промышленностью с содержанием общей серы до 0,5 %, получаемое из нефти всех месторождений.
По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:
I – с массовой долей серы не более 0,2 %;
II – с массовой долей серы не более 0,5 % (для марки «А» не более 0,4 %).
При отсутствии основных марок дизельных топлив иногда применяют заменители. В качестве заменителей основных марок дизельных топлив применяют их смеси с тракторным керосином или с топливом для реактивных двигателей. Например, при отсутствии топлива марки «3» можно применять смесь топлив марки «А» и «Л», смесь 50 % «Л» и 50 % тракторного керосина или керосины, применяемые как горючее для воздушно-реактивных двигателей.
На дизельное топливо, как и на бензин, потребителю выдается паспорт, в котором наиболее важными показателями являются цетановое число, вязкость при +20 0С, температуры помутнения, температуры застывания, содержание серы и фактических смол.
Согласно нормативно-технической документации в условных обозначениях топлива марки «Л» должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки «3» – массовая доля серы и температура застывания, топлива марки «А» – массовая доля серы.
|
Пример.
Топливо дизельное марки «Л» – 0,2 – 40;
Топливо дизельное марки «3» – 0,2 минус 35;
Топливо дизельное марки «А» – 0,4.
Оценка эксплуатационных свойств дизельного топлива по паспорту проводится с той же последовательностью, как и для бензинов. При этом обязательно определяется самая низкая температура воздуха, при которой еще допустимо использование дизельного топлива. Гарантийный срок хранения дизельного топлива – 5 лет со дня изготовления.
Взаимозаменяемость дизельных топлив отечественного и зарубежного производства.
Новый ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» повторяет все требования европейского стандарта ЕН 590:2009 «Автомобильные топлива. Дизель. Требования и методы испытаний» (EN 590:2009 "Automotive fuels - Diesel - Requirements and test methods") путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей).
Топливо подразделяется на три сорта (А, B, C, D, E, F), три вида (вид I вид II, вид III) и 5 классов 0 (1, 2, 3, 4).
Пример записи продукции при заказе и в технической документации ‑ «Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009)»:
- сорт A (B, C, D, E, F);
- класс 0, вид I (вид II, вид III).
Дизельное топливо ЕВРО соответствует требованиям экологических стандартов стран Евросоюза. Такое топливо производится с более высоким уровнем очистки и поэтому имеет более низкие показатели вредных выбросов в атмосферу, а также экономно расходуется и увеличивает срок службы двигателя и топливной системы.
Сравнительные характеристики дизельных топлив по существующим стандартам представлены на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 ‑ Сравнительные характеристики дизельных топлив
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономное расходование энергетических ресурсов одна из важнейших задач войск и народного хозяйства.
Проблема экономии ТСМ на автомобильном транспорте, потребляющем значительную часть производимого в стране жидкого топлива, является наиболее острой. Поэтому, наряду с увеличением выпуска дизельных автомобилей, проведением работ по совершенствованию технического уровня выпускаемых бензиновых двигателей и созданию новых более экономичных двигателей, важнейшими задачами становятся замена дефицитных видов топлива на более дешевые, перевод автомобилей на газовое топливо, повышение качества ТСМ и их экономия за счет рационального применения в процессе эксплуатации автомобилей.