Технологическая карта подготовки (разработки) КТД




Технология КТД

(коллективного творческого дела)

 

Как подготовить и провести коллективное творческое дело?

Материал подготовлен:

Натальей Викторовной Шишариной,

кандидатом педагогических наук,

доцентом кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО "ВСГАО"

 

Сущность КТД:
ДЕЛО, как забота о людях;
КОЛЛЕКТИВНОЕ – совершается сообща;
ТВОРЧЕСКОЕ – представляет
собой непрерывный поиск лучших решений.

И. П. Иванов

Творчеством называют деятельность, порождающую нечто иное новое, т.е. что-то такое, чего никогда прежде не было. Словари по философии и психологии указывают на создание новых ценностей, материальных и духовных. Творчество – творение, сотворение, созидание как деятельное свойство (Даль В.И.).

Выдающийся французский философ XX века Анри Бергсонсчитал, что творчество как непрерывное создание нового составляет сущность жизни, которая, по Бергсону, - поток творческого формирования, проходящий через человека, жизненный порыв («elan vital»); нечто первичное, подлинная и первоначальная реальность, проникнуть в суть которой может только интуиция.

Жизнь в образовании может быть как тусклой и автоматической (конечно, в этом случае настоящего образования не происходит), так и творчески яркой.

Существенной характеристикой педагогического мастерства воспитателя считается способность к творчеству. Эрих Фромм так определяет творчество (креативность): «это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Современная психология считает, что к числу творческих умений педагога-воспитателя следует отнести такие:

ü анализировать проблемные ситуации;

ü формулировать гипотезы;

ü ставить цели;

ü корректно ставить задачу;

ü самостоятельно сделать обобщающие выводы, выделять главное в прочитанном;

ü устанавливать частные и общие способы решения задач;

ü видеть конкретные ситуации;

ü быстро отыскивать нужную информацию;

ü видеть и находить нестандартные способы решения задач;

ü осуществлять разумное перспективное планирование;

ü принимать решения;

ü прогнозировать и предвидеть и др.

Школьные педагоги, работающие творчески, - необыкновенные люди. А.Е. Браун (американский менеджер) так описал их: «…они проявляют любознательность и допытываются «почему?», «а что если?»; проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации (никогда не отклоняют идею на том основании, что «это мы уже пробовали – не получается»); способны увидеть проблему там, где ее другие не видят, и отчетливо ее сформулировать; проявляют высокую чувствительность к нуждам и потребностям, замечая их раньше, чем другие люди; способны связывать и объединять любую информацию самым неожиданным образом; не ортодоксальны и настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления; проявляют умственную «непоседливость», сильную мотивацию и эмоциональную вовлечённость в то, чем занимаются; более склонны решать проблемы, а не осваивать новые факты и явления; ориентированны на достижение цели, а не применение той или иной методики…Творческие личности – нонконформисты, они насмешливы и мало уважают авторитеты, их, как правило, не волнуют соображение престижа и мнение окружающих, они не разделяют общепринятых точек зрения. Поэтому могут доставлять немало беспокойства руководителям». Мы полагаем, уважаемые педагоги, что все эти слова о ВАС.

ВЫ– ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ!!!

Значит КТД – это для Вас и Вам оно по – плечу. Начиная творческое дело нужно помнить, что главная задача человека, избравшего стезю воспитателя – научиться и научить входить в особое состояние: у спортсменов – второе дыхание, у поэтов – вдохновение, у верующих православных – благодать. У педагога – это вдохновенное состояние… Оно залог успеха.

Всем известно, методика коллективной творческой деятельности (методика КТД), родилась в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор её – известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. Д.С. Лихачев написал слова простые по форме, но богатые по содержанию «к доброму старому всегда возвращаются, но с другой стороны».

Наша задача показать новое содержание КТД, которое продиктовано веянием времени. Акцент, который сейчас делается, на гуманистические основы воспитания, привел к смене подходов к воспитанию, переосмыслению методики КТД.

Суть этого переосмысления – в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу, ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участника дела.

Для этого делается акцент на некоторые новые приёмы на всех этапах организации и проведения КТД. Например:

Ø постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо – нам, тебе, мне?»; «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?»;

Ø право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких – нет;

Ø подчёркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности;

Ø подчеркивание ценности всех идей, в том числе и не принятых;

Ø признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников;

Ø возможность разработки альтернативных проектов и дел;

Ø поручения как групповые, так и подчёркнуто индивидуальные;

Ø максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных личностей;

Ø акцент на добровольность участия во всех делах;

Ø направленность общих дел на конкретных детей («Сюрприз для именинника», «Интересный человек рядом»);

Ø сочетание групповых и индивидуальных конкурсов и заданий;

Ø публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; индивидуальные оригинальные награды;

Ø при анализе КТД: постановка вопросов типа «Что дало тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?», «Кому ты хотел бы сказать «спасибо»?»; выявление личных точек и оценок; различные формы выражения оценок и др.

Таким образом, в современных условиях КТД выполняет две задачи:

1) развивает отношения в коллективе;

2) позволяет воспитателю помогать отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации как детей, так и взрослых.

Структура

КТД

           
     
 


коллективность творчество

 

инструментовка КТД этапы организации КТД

 

 

формы организации КТД

Коллективность - совместная деятельность детей и взрослых на всех этапах деятельности; обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация, проведение, анализ результатов.

Творчество – важное условие успешности воспитательной деятельности, это ее творческий характер, т. е. «нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам, к самоактуализации и самореализации личности. Фантазия, смекалка, выдумка, воображение, оригинальность – вот составляющие успеха ТВОРЧЕСТВА.

Инструментовка КТД - «расписать» социальную роль каждого воспитанника:

  • распределение дел и поручений в классном коллективе при подготовке КТД на основе индивидуальных особенностей, желаний в определённой психолого-педагогической ситуации, возможности каждого к наилучшему (!) исполнению дел;
  • подведение ученика к правильному пониманию высоких человеческих ценностей, переубеждение его в неправильных взглядах;
  • создание педагогом позитивной самооценки (ядро характеристики личности) каждого воспитанника через создание ситуаций успеха, авансированное доверие, оптимизм и мажор, активность личности, различать оценку деятельности и оценку личности;
  • создание ситуации выбора –одна из особенностей организации воспитательного процесса в современной школе. Задача сегодняшнего дня – предоставить возможность воспитаннику и педагогу выбирать дело по душе на основе желаний и способностей, меру участия и область деятельности во внеклассной работе, характер и способы взаимодействия с педагогами.

Этапы организации КТД – рассмотрим более подробно этапы, своеобразные «шаги», с помощью которых педагогу, даже неискушенному в методике КТД, легко организовать любое коллективное творческое дело.

· этап задумки: накопление идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником – взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приёмы: коллективное общение, «аукцион идей», «мозговой штурм»;

· этап начальной организации: отбор идей, выборы «Совета КТД», определение задач и функций каждого участника совета, всех участников, приглашенных гостей;

· этап оповещения и доведения до всех идей и содержания дела. Приёмы: афиши, театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложением об участии. Создание атмосферы ожидания;

· этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьёвка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального, кино - видеооформление;

· этап проведения самого дела:

- сбор гостей, различные действия в преддверии события (выставки, музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, сюрпризы, аттракционы);

- торжественное начало, «зачин» (песенное, театрализованное, музыкальное, вступительные слова);

- основная часть (содержание и методика определяется основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, содержанием);

- финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, награждение, итоговая песня, трогательное прощание);

· этап подведения итогов: сначала среди участников (по кругу все высказывают своё мнение: что было хорошо, что – не очень и как надо было бы и надо делать впредь). После этого следует психолого-педагогический анализ проведённого дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.

Формы КТД (см. таблицу).

Таблица

 

Направление деятельности Форма КТД
Интеллектуально-познавательное «Состязания знатоков», «Заочное путешествие…?», «Турнир ораторов», «Интеллектуальный бой», «Аукцион идей», «Защита фантастических проектов», «Конкурс интеллектуалов – нерпенок», «Разнобой», «Я всё могу», «Час полезных «почему?», «Иркутск – город моего детства»…
Ценностно-ориентированное Игры, тренинги, интервью, конкурс соц. опросов, пресс-клубы, дискуссионные клубы, ролевые игры, проекты, игродискотеки, «Школьный Арбат», «Арбузник» (конкурс самых смешных историй моего лета)…
Трудовое «Турнир умельцев», «Конкурс «райских уголков», «Конкурс на лучший выращенный цветок»…
Художественное творчество   «Малая Третьяковская галерея», «Конкурс актёрского мастерства», Конкурс «Сказочное представление событий, происходящих в классе…», «Экскурсия по любимым телепрограммам», выпуск «Классной газеты»…
Физкультурно-спортивное «Вечер комических эстафет», «Весёлый цирк», «Спортивно-исторический турнир», «Русские единоборства», «Турнир болельщиков»…

Технологическая карта подготовки (разработки) КТД

Команда разработчиков _____________________________________________________

ф.и.

Название____________________________Девиз_______________________________________Эсмблема________________

 

Название КТД: _____________________________________________________________

 

Дата проведения: ________________ Место проведения: ________________Участники:_________________________

 

Цель КТД: ______________________________________________________________________________________________________________

1.Конкурс идей и его итоги 2.Состав творческой группы и распределение поручений 3.Форма проведения КТД 4.Сценарий (ход) КТД 5.С кем необходимо взаимодействовать и для чего? В какой форме взаимодействовать? (совещания, опросы, встречи) 6.Задания детям, взрослым, классам и распределение поручений 7.Реклама КТД (объявления, газеты, приглашения) 8.Оформление Кто? Как? Когда? 9.Костюмы, реквизиты 10.Музыкальное сопровождение 11.Репетиции, просмотры 12.Материальные затраты и их источники 13.Гости 14.Призы, поощрения, награды 15.Итоги анализ

Литература.

1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС: Учеб. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Пед. об-во России, 1999. – 238 с.

2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с. – (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию: Учеб-метод. пособие для учителей, студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. слушателей ИПК. – Москва; Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. – 192 с.

4. Маленкова Л.М. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. – М.: Пед. об-во России, 2002. – С. 424-439.

5. Организация воспитательной работы в классе / М.: Центр «Пед. поиск», 2000. – 86 с.

6. Сборник сценариев. Коллективных творческих дел и праздников (Из опыта работы школы № 1026 Восточного округа г. Москвы). М.: Изд-во РОСИЧ. – 1993. - 66 с.

7. Шмаков С.А. Досуг школьника. – Липецк, 1993. – 191 с.

8. Шмаков С.А. Его величество – игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. - М.: NB Магистр, 1992. – 160 с.

Теоретические вопросы:

1. Что такое КТД?

2. Как организовать современное КТД?

3. Какие формы КТД Вам знакомы?

4. Что влияет на выбор формы КТД?

5. Из каких компонентов состоит структура КТД?

6. Раскройте их содержание.

7. В чем состоит роль учащихся и роль педагогов в подготовке и проведении КТД?

8. Почему КТД является столь популярной формой организации взаимодействия учащихся, педагогов, родителей?

Практическое задание: разработать технологическую карту, подготовки КТД по алгоритму (см. технологическую карту).


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: