Электронные учебники и компьютерные программы




Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества знаний учащихся по географии

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомниться.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н.Рыленков

Новые условия ставят перед школьным образованием задачу – подготовить обучающихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий обучения, в т.ч. электронных образовательных ресурсов.

Электронные образовательные ресурсы, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, использование активных методов обучения становятся базой современного образования. Что гарантирует необходимый уровень доступности и качества, усиления дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Вводить компьютерные технологии можно в уроки любых предметов. Как отмечает В.Т. Дмитриева кандидат педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета, «развитие современной географии как науки и учебной дисциплины невозможно без применения компьютерных технологий, открывающих совершенно новые варианты обучения школьников. География, как никакая другая наука, обладает огромными возможностями применения компьютерных технологий и мультимедийных средств»[1]. В географии образ мира выступает исходным пунктом и одновременно результатом учебной деятельности, а электронные ресурсы позволяют сформировать у учащихся правильное представление об объектах изучения, значительно удаленных во времени и пространстве.

Электронные образовательные ресурсы, конечно, не могут заменить живого наблюдения в природе и живого слова учителя. Но только компьютерные технологии позволяют увидеть из космоса Землю и циркуляцию атмосферы, побывать в экваториальных лесах, Антарктиде и Гималаях, спуститься на дно Мирового океана и в глубоководные желоба, стать свидетелями, происходящего на экране землетрясения или разрушительного цунами. Очевидным для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы. Вот именно в познании этих уголков планеты компьютер становится и для учителя и для ученика помощником.

Принцип наглядности в географии имеет особое значение, и внедрение современных технологий открывает огромные возможности в усилении наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием ИКТ – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить работу самостоятельно. Поэтому актуальность использования ЭОР при обучении географии бесспорна.

В учебном процессе компьютер можно выступать, как:

- источник учебной информации;

- наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

Основные формы работы с электронными ресурсами в методике географии:

- непосредственное применение в учебном процессе в урочной и внеурочной деятельности;

- применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий;

- применение ЭОР для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных изданий и т.д.).

В учебном процессе компьютерные материалы можно применять на разных этапах урока. Они универсальны. Так:

- при актуализации знаний;

- при объяснении нового материала;

- в практической деятельности;

- при закреплении знаний;

- при обобщении и систематизации знаний;

- при контроле знаний и умений.

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор электронных, информационных и интерактивных средств обучения географии. Это мультимедийные энциклопедии, электронные учебники, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям, интерактивная доска и т.п. Рассмотрим некоторые из них и разберем, как применять их с пользой для своей деятельности.

1. Интернет-ресурсы и образовательные платформы:

- Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru;

- Российский общеобразовательный портал https://www.school.edu.ru;

- Портал информационной поддержки ЕГЭ https://ege.edu.ru;

- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» https://www.ict.edu.ru;

- Российский портал открытого образования https://www.openet.edu.ru;

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов https://fcior.edu.ru;

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://schoolcollection.edu.ru;

- Энциклопедия «Кругосвет» https://www.krugosvet.ru;

- Сайт Русского географического общества https://rgo.ru;

- Интерактивные уроки «Российской электронной школы» https://resh.edu.ru;

- Цифровой образовательный ресурс. https://yaklass.ru – ЯКласс.

Интернет-энциклопедии Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия Википедия https://www. hrono.ru – историческая энциклопедия с хорошо организованным тематическим, временным и алфавитным поиском. Множество справочников, таблиц, обзоров, портретов, изображений флаг, гербов, древних карт.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов https://fcior.edu.ru/   Содержит каталог ЭОР по основному общему образованию, среднему общему образованию, начальному профессиональному образованию, среднему и дополнительному образованию.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. https://school-collection.edu.ru/ Каталог информационных учебных материалов, электронных изданий и др. для ученика и учителя.
Методика преподавания географии. https://antonioracter.narod.ru/nayka/geograf/metodika/ Введение, основные принципы, формы и методы преподавания географии, дополнительное (тестовый контроль).
Презентации по географии https://www.mirgeografii.ru/   Поурочное планирование, уроки географии, презентации по географии с 5-10класс.
Географический образовательный портал. https://mygeog.ru/   Сайт будет интересен любителям географии, поможет ученикам и преподавателям на уроках географии в школе, колледже или ВУЗе. Содержит материалы открытых уроков, презентации, интерактивные тесты, увлекательные статьи с видео и фото иллюстрациями, справочные материалы по географии, которые помогут улучшить качество образования.
Я иду на урок географии. https://geo.1september.ru/urok/   Все материалы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале "География". Вы можете подписаться на бумажную или электронную версии журнала.
Учительский портал. https://www.uchportal.ru/ Конспекты уроков, сценарии, презентации, разработки по внеурочной деятельности
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. https://window.edu.ru/   Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования.
Географический атлас. https://geo.historic.ru/   Страны мира, физическая карта, справочные данные, часовые пояса, географический атлас
Сайты и порталы справочного характера https://www.geoport.ru https://www. old-map.narod.ru – cайт, посвященный старинным картам
Метеорология и климат в Интернете https://www.gismeteo.ru – один из самых известных метеорологических сайтов, космические снимки, карты погоды. https://www.travelphoto.ru – фотоальбомы, фотографии природы, фоторассказы о путешествиях
Природные зоны, флора и фауна мира в Интернете https://naturewonders.chat.ru – сайт о чудесах природы мира
Интернет о природе России. https://www.priroda.ru – сайт о природе России https://www.ruschudo.ru – cайт проекта «Семь чудес России» https://oopt.info – сайт о заповедниках России. Нажав нужное название на карте, размещенной в сайте, можно найти полную информацию о любой охраняемой территории России.
Страноведческие сайты. Сайты о гербах, флагах, денежных единицах стран. Сайты о природе, населении и достопримечательностях стран.   https://www.flags.ru – сайт о флагах государств мира https://www.bonistica.narod.ru – сайт по бонистике (денежные единицы стран мира) https://www.etiket.ru – сайт об этикете, имеется много интересной информации о традициях и этикете разных народов и стран. japantoday.ru – cайт «Япония сегодня»
Социально-экономическая география в Интернете. Статистика в Интернете https://www.ethnonet.ru/about.html – сайт по антропологии и этнографии https://www.compromat.ru – сайт о том, кто владеет современной экономикой России.
Регионы России в Интернете. https://www.georus.by.ru – информация о каждом регионе России https://geraldika.ru/regions.php – геральдический сайт. Гербы городов, регионов России. Огромное количество внутренних ссылок на интернет-сайты регионов России
Демография в Интернете https://demographia.ru – сайт по демографии России, демографическим проблемам
Научно-популярная литература в Интернете. Туризм в Интернете. https://www.astrolab.ru/ - один из лучших сайтов по астрономии https://spacedigest.com.ru – Земля из космоса, спутниковые фотографии https://www.vsled.ru – сайт журнала «Всемирный следопыт» https://www.vokrugsveta.ru – сайт одного из старейших научно-популярных журналов России «Вокруг света». На сайте обширный архив, энциклопедия.

Электронные учебники и компьютерные программы

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяют различные виды компьютерных программ: учебные (наставнические), программы-тренажеры, контролирующие, демонстрационные, имитационные и моделирующие, информационно-справочные и мультимедиа-учебники (это комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ).

1. Учебные (наставнические) программы – ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой.

2. Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. Контролирующие программы – предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы – предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.

5. Имитационные и моделирующие программы – предназначены для “симуляции” объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер

6. Информационно-справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ

Перечислю некоторые учебные электронные мультимедиаиздания, используемые мною в работе:

1. Учебные электронные мультимедиа издания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии.

- “География. Начальный курс. 6 класс”

- “Материки, океаны, народы и страны. 7 класс”

- “География России. Природа и население. 8 класс”

- “География России. Хозяйство и регионы. 9 класс”

- “Экономическая и социальная география мира. 10 класс”

/Разработчик – Республиканский мультимедиацентр Министерства образования РФ/

Все эти издания имеют примерно аналогичную структуру:

- Собственно иллюстрированный текст по темам и разделам курса

- Мультимедиа компоненты (звук, видео, анимация и т.д.), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса

- Интерактивный практикум

- Контрольные вопросы и тесты

- Словарь терминов и понятий, список персоналий

- Блок дистанционного обучения

Кроме того, практически все мультимедийные учебники содержат методические рекомендации.

2. Энциклопедия «Достопримечательности России» (электронный гид по памятным местам нашей страны, который знакомит читателя с легендами, историческими и географическими фактами, архитектурой этих мест и другой интересной информацией).

3. «Страны мира. Географический справочник» (он содержит краткую информацию обо всех странах мира и их столицах).

4. «Электронные уроки и тесты. География в школе» (на пяти дисках даны серии электронных учебных пособий по регионам мира – Африка, Европа, Северная и Южная Америка, Австралия, Океания, Арктика, Антарктида).

5. «Уроки географии. 6-9 классы. Мультимедийное приложение к урокам» - диск содержит презентации к урокам в программе Power Point.

6. Видеоуроки – ООО «Инфоурок»

Образовательные программы и электронные учебники позволяют осуществлять самостоятельный поиск учебного материала, обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации дают возможность смоделировать на экране географические процессы и явления. Все это стимулирует познавательный интерес, поисковую деятельность учащихся, повышает эффективность и результативность обучения.

Интерактивные карты

Интерактивные карты – новый тип средств обучения географии. С одной стороны, они обладают свойствами географической карты, то есть являются уменьшенными в масштабе изображениями земной поверхности с использованием условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам – возможность изменения содержания.

Преимуществом интерактивных карт является возможность составления разнообразных учебных заданий, что повышает уровень восприятия картографического номенклатурного материала. Цифровые карты являются своеобразным «слоеным пирогом», т. к. географическая информация представлена на них как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных конкретной теме. Демонстрационные возможности интерактивных карт существенно выше обычных. При работе с электронной картой можно:

- приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;

- ·снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;

- ·делать рисунки;

- ·наносить надписи при помощи клавиатуры;

- ·ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;

- ·на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.

С появлением в школахинтерактивных досок, уроки-практикумы стала проводить с применением этого электронного средства. Применение интерактивных электронных досок позволяет каждому присутствующему в аудитории быть активным участником мероприятия – работать в интерактивном режиме. Приведу примеры некоторых приемов работы с интерактивными картами, апробированные мною на уроках. В 6 классе по теме «Географическая карта» предлагается задание: обозначить на карте, где отключен слой с градусной сетью, экватор, нулевой и 180 меридиан, полюсы Земли, северный и южный полярный круг, тропики. Затем, включив этот слой, можно сравнить точность выполнения задания.

Интерактивная карта «Великие географические открытия» позволяет показать не только путь мореплавателя, маршрут которого изучается в данный момент, но и его портрет, краткие сведения биографии.

При изучении темы «Литосфера» отключив все слои и превратив карту в контур, предлагаю с помощью функции рисования и нанесения надписей обозначить крупнейшие горы и равнины мира. Это задание помогает ученикам адаптироваться к новому для них виду деятельности и успешно в дальнейшем выполнять практические работы на контурных картах.

Большие возможности дают интерактивные наглядные пособия при изучении природных зон. На интерактивной карте «Природные зоны мира» изучается расположение той или иной природной зоны. Затем открывается окно с панорамой, например, африканской саванны. Для иллюстрации известного докучаевского положения «природная зона – продукт климата» на фоне панорамы можно вывести окно с климатической диаграммой, по которой дается характеристика климата субэкваториального пояса. Затем в интерактивном режиме идет знакомство с другими компонентами природных комплексов саванны: почвами, растительностью, животным миром и так далее. При этом можно не только увидеть, но и услышать различных обитателей природных зон, посмотреть интерактивные видеоролики, иллюстрирующие их приспособленность к сложившимся природным условиям.

При изучении политической карты мира возможны следующие задания: выключив слой надписей и увеличив масштаб, узнать страны мира по очертаниям (Россия, Китай, Канада, Индия, Бразилия, Чили и другие «узнаваемые» примеры); расставив вопросительные знаки на территории стран, предложить ученикам назвать их, указав столицы.

Выполняя практические работы, ученики на интерактивной доске с помощью цифровых карт определяют географические координаты, строят графики, диаграммы, выделяют границы государств, показывают интеграционные процессы в мире и т. д. Использование интерактивной доски позволяет широко внедрять современные формы и методы обучения, способствует повышению качества образования. Все опрошенные учащиеся утверждали, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину. Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом.

Таким образом, активное внедрение и использование электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности в значительной мере повысит качество образовательного процесса; заинтересованность учащихся, поднимет уровень профессионализма педагога. Перед учителем географии постоянно возникает вопрос: как сделать материал урока запоминающимся, интересным, чтобы ученики за короткое время усвоили как можно больше материала и терминов. Другим важнейшим аспектом преподавания географии на современном уровне является необходимость формирования и развития широких пространственных представлений, а также выработки причинно-следственных связей на примере развития отдельных отраслей, сфер жизни человека, то есть развитие метапредметности в учебном процессе по предмету. В этом случае незаменимым помощником становятся электронные образовательные ресурсы. А от учителя зависит их грамотный подбор к каждому уроку.

В заключение приведу слова Крейга Барретт: «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагог не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а Учителя!!!».

 


[1] Дмитриева В.Т., Клевкова И.В. «Формирование географической картины мира средствами информационных технологий» - статья в ж. «География и экология», №7,2006 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: