Заболевания мочевыделительной системы – мочекаменная болезнь,




Определение ВОЗ - Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и/или морфологическими изменениями.

Заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма (закон об основах охраны здоровья).

Заболевание –конкретное – венерическое, психическое и тд.

Заболевания ССС – ГБ, ИБС

Заболевания ЖКТ – язвенная болезнь желудка и 12 перстной кишки, болезнь Крона, желчно-каменная болезнь.

Заболевания мочевыделительной системы – мочекаменная болезнь,

 

Предболезнь - жизнедеятельность организма при таких изменениях параметров внешней и внутренней среды, в пределах которых сохранение гомеостаза достигается за счёт мобилизации резервов основных и дублирующих механизмов регуляции. При недостаточности механизмов обеспечения оптимальных взаимоотношений организма с внешней средой возникает переход состояния предболезни в болезнь.

Как отделить болезнь от здоровья, где граница? Одни исследователи считают, что такая граница, и довольно четкая, существует; другие считают вопрос вообще бессмысленным, так как организм функционирует в довольно широком диапазоне физиологических параметров, третьи – что граница есть, но ее трудно установить...

Между болезнью и здоровьем существует определённое переходное состояние. Так, Авиценна - арабский ученый 980- 1037 годы. выделял шесть таких переходных состояний. И.И. Брехман три состояния - 1-е 2-е 3-е. Так называемое третье состояние, характеризуется его как неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе).

Приведем одну из классификаций переходных состояний здоровья:

– условное здоровье;

– функциональные отклонения;

– пограничные состояния;

– хронические заболевания;

– инвалидность;

– полная утрата функций;

– смертельный исход.

 

Охрана и укрепление здоровья, профилактика

 

К развитию заболеваний приводит действие факторов. Внешним факторам мы противостоять не можем, но в наших силах укрепление здоровья.

В соответствии с концепцией ВОЗ - укрепление здоровья (health promotion) — это процесс, позволяющий людям повысить кон­троль за своим здоровьем, а также улучшить его. Под охраной здоровья (health protection) следует понимать со­вокупность мер политического, экономического, правового, соци­ального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпиде­миологического характера, направленных на сохранение и укреп­ление здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержание активной долголетней жизни, предоставление ме­дицинской лечебно-профилактической помощи.

В основе укрепления и охраны здоровья населения лежит профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;(закон об основах охраны здоровья).

Система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой.

Первичная профилактика (primary prevention) [МЗ] — это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направлен­ных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоро­вья и заболеваний, общих для всего населения отдельных регио­нальных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов. Первичная профилактика способствует устранению или ослаблению имеющихся факторов риска возникновения заболеваний.

Первичная профилактика включает в себя различные ком­поненты:

- принятие мер по улучшение качества атмосферно­го воздуха, питьевой воды, структуры и качества пита­ния, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоци­ального стресса, проведение экологического и санитарно- гигиенического скрининга;

-формирование здорового образа жизни;

-выявление в ходе проведения профилактических меди­цинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера,

-проведение иммунопрофилактики различных групп на­селения;

 

Вторичная профилактика (secondary prevention) [МЗ] пред­ставляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно- гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызы­вающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспо­собности, в том числе инвалидизацию и преждевременную смертность. Посредством мер вторичной профилактики осуществляется предупреждение осложнений уже развившегося заболевания.

Вторичная профилактика включает в себя:

• целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навы­кам, связанным с конкретным заболеванием или груп­пой заболеваний;

• проведение диспансерных медицинских осмотров с це­лью оценки динамики состояния здоровья, развития за­болеваний для определения и проведения соответствую­щих оздоровительных и лечебных мероприятий;

Третичная профилактика, или реабилитация (восстановле­ние здоровья) (rehabilitation) [МЗ], — это комплекс медицин­ских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жиз­недеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса. Третичная профилактика направлена на предупреждение прогрессирования заболевания, инвалидизации.

• Компоненты:

• проведение курсов профилактического лечения и целе­вого оздоровления, в том числе лечебного питания, ле­чебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, сана­торно-курортного лечения;

• проведение медико-психологической адаптации к изме­нившейся ситуации в состоянии здоровья, формирова­ние правильного восприятия и отношения к изменив­шимся возможностям и потребностям организма;

• проведение мероприятий государственного, экономиче­ского, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и воз­можности адаптации к социальной среде, создание ус­ловий для оптимального обеспечения жизнедеятельно­сти больных и инвалидов (например, производство ле­чебного питания, реализация архитектурно-планировоч­ных решений, создание соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями и т. д.).

 

Гомеостаз и адаптация

 

Есть один показатель, рассматривающийся как биологическая основа здоровья. – это - Гомеостаз, или гомеостазис,свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды. Для сохранности биохимических и функциональных констант организма необходимо поддержание постоянной температуры всего организма, его частей и систем и даже органов, содержания глюкозы, рН и других физико-химических свойств крови, стабильности клеточного состава и т.д. Константы организма достаточно жестки, однако есть и относительно подвижные константы с широкими приспособительными значениями. Жесткие константы являются необходимым условием сохранения жизни, а подвижные обеспечивают поддержание первых, жестких констант.

Однако условия, в которых существует организм, постоянно меняются, что непременно ведет к изменениям показателей гомеостаза. Эта особенность получила название «закона отклонения гомеостаза как условия развития» и утверждает необходимость постоянных тренирующих нагрузок как обязательный путь к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья. Вот почему следует стремиться к расширению пределов этих показателей гомеостаза, которые могут быть компенсированы без нарушающих нормальную деятельность организма последствий, что должно означать переход на новый, более высокий уровень здоровья.

Рассмотрим ещё одно важное понятие - Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

Приспособительный характер жизни – одна из ее существенных особенностей: вся жизнедеятельность организма протекает в соответствии с событиями внешней среды, изменения которой обусловливают и изменения жизнедеятельности. Цель же и смысл этих изменений в организме – в обеспечении сохранения и поддержания жизни особи и вида, их развитие. Полезный эффект адаптации заключается также в возрастании способности организма противостоять разрушающему влиянию факторов внешней среды, его резистентностью. Различают три вида адаптивных изменений – срочные, кумулятивные и эволюционные.

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.

Характерными свойствами срочной адаптации считаются:

– их возникновение только при непосредственном внешнем воздействии, поэтому срочные реакции не закрепляются в организме и исчезают сразу после устранения этого воздействия;

– характер и интенсивность срочной адаптативной реакции точно соответствуют характеру и силе внешнего раздражителя;

– срочными реакциями организм может отвечать только на воздействия, которые по своим силе, характеру и времени не превышают физиологических возможностей организма.

Кумулятивная адаптация отличается такими изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия. При этом организм становится способным отвечать более быстрыми, точными и адекватными ответными реакциями на уровне имеющихся у него функциональных резервов. Если же повторяющиеся воздействия соответствуют определенным закономерностям раздражающих изменений (по силе, длительности, периодичности и т.д.), то организм приобретает способность выполнять большую (по объему, интенсивности, частоте повторений и т.д.) работу, то есть происходит переход адаптированных систем организма в качественно иное состояние.

Суть эволюционной адаптации заключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго (предполагается не менее 10 поколений), то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся «своими», естественными.

Адаптивные защитно-приспособительные реакции разделяются на специфические и неспепифические. Специфические обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против определённого раздражителя (типичные примеры – адаптация к данным физическим нагрузкам в тренировке и невосприимчивость организма к определенным видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости и общей сопротивляемости организма к любым возмущающим факторам внешней среды. У человека неспецифический механизм адаптации получил заметное развитие через целенаправленную волевую тренировку, обеспечивающую рост резервных возможностей организма. - закаливание.

В проблеме здоровья понятие адаптации следует считать центральным. Суть их взаимозависимости (зависимости здоровья и адаптации) можно сформулировать таким образом: здоровье есть состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом человека) и постоянно меняющимися условиями среды. Особенно отчетливо это проявляется в характере возрастных изменений адаптации. Так, у новорожденного нет жестких механизмов адаптации, благодаря чему диапазон адаптации оказывается достаточно широким, что позволяет ему выживать в довольно больших границах изменений условий жизнедеятельности. В дальнейшем же формирование жестких механизмов адаптации сопровождается тем не менее не уменьшением, а возрастанием – преимущественно за счет социально-психологических факторов – количества возмущающих факторов. Вот почему с возрастом растет число людей со срывом адаптации и все меньше имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды.

 

Периоды развития человека

Развитие человеческого организма связано с понятием онтогенез. Онтогенез- процесс индивидуального развития особи от начала ее выделения в самостоятельный организм до конца жизни.

Развитие человеческого организма связано с понятием «возраст».

Под возрастом принято понимать:

1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;

2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристику его жизни, отражающую момент рождения, рост, развитие, созревание и старение.

Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.

Хронологический возраст — это период от рождения до момента его исчисления, т.е. разность между датой исследования и датой рождения.

Биологический возраст — совокупность признаков, характеризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья.

Хронологический возраст имеет четкие границы во времени — час, день, месяц, год.

Биологический возраст представляет собой определенные отрезки времени, на протяжении которых происходят необратимые возрастные изменения. Именно эти временные промежутки используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека.

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Процесс индивидуального развития особи от начала ее выделения в самостоятельный организм до конца жизни ЭТО ОНТОГЕНЕЗ.

Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо.

Возрастные периоды — это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.

На протяжении жизненного цикла человека — от зачатия до смерти — можно выделить три основных периода:

• период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости;

• период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма;

• период угасания, ослабления и деструкции функциональных систем во время старения организма, наступающий после прекращения репродуктивной функции.

Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого человека.

Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает прежде всего этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности.

 

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА

 

 

пренатальный период (антенатальный) - от момента оплодотворения яйцеклетки и начала ее деления до рождения;

 

· - эмбриональная фаза – от зачатия до 12 недели

· -фетальная (плацентарная) фаза от 12-й недели до рождения

 

Перинатальный – около родов с 28 недели, включает сами роды и 7 дней после рождения

 

Интранатальный - период родов

 

Постнатальный – период всей дальнейшей жизни человека


в постнатальном периоде различают:

· периоды детства

· периоды взрослого человека

 

ПЕРИОДЫДЕТСТВА -

1. Неонатальный- новорожденность до 28 дней

-ранний неонатальный до 7 дней

-поздний неонатальный с 7-го по 28-й день

2. Период грудного возраста (младенчества) (до 12 месяцев)

3. Предошкольный -1-3 года

4. Дошкольный- 3-7 лет

5. Младший школьный- препубертатный 7-11 лет

6. Старший школьный – пубертатный –период полового созревания 11- 17-18 лет

 

ПЕРИОДЫВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-

 

I. Юношеский возраст (juventas) – от 17 до 21 года у мужчин и от 16 до 20 лет у женщин. Характеризуется замедлением роста.

 

II. Зрелый возраст (maturitas) – от 21 до 60 лет у мужчин и от 20 до 55 у женщин. В нем выделяют два периода.

1 период – от 21 до 35 лет у мужчин и от 20 до 30 у женщин. Проявляется расцветом и относительной устойчивостью функции организма.

2 период – 35-60 у мужчин и 30-55 у женщин. Проявляется нарастающей нейроэндокринной перестройкой. Заметно старение организма, появление заболеваний, характерных для пожилых.

 

III. Пожилой возраст (praesenium) – от 55-60 лет до 75 лет у мужчин и женщин. Нарастают возрастные изменения. Часто появляется систолическая артериальная гипертония, развивается атеросклер, появляется ишемическая болезнь сердца, онкозаболевания и др.

 

IV. Старческий возраст (senectus) – после 75 лет у мужчин и женщин.

 

V. Лица, дожившие до 90 лет, считаются долгожителями.

 

ВОПРОС НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ:

- ПОСМОТРЕТЬ ПОНЯТИЯ «АНТЕНАТАЛЬНЫЙ» «ПРЕНАТАЛЬНЫЙ» И «ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ», ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗНЫХ АВТОРОВ.

 

 

рост и развитие человека

С понятиями ≪период жизни≫, ≪возрастной период≫, ≪биологический возраст≫ тесно связаны такие понятия, как ≪рост≫ и ≪развитие≫. На каждом этапе возрастной биографии имеются специфические черты, отражающие стадии роста и степень

развития организма. Рост и развитие человека — это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам. Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Рост — это количественные изменения, связанные с увеличением числа и/или размеров клеток, размеров и массы органов, тканей, всего организма в целом, накопление определенного объема информации, умений, опыта и т.д.

Развитие подразумевает качественные изменения — морфологическая дифференцировка тканей и органов, их функциональное совершенствование, появление новых знаний,

умений, навыков или их исчезновение, угасание со временем, т.е. развитие может идти по двум линиям — восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс). Кроме того, различают

две формы развития: эволюционную и революционную, скачкообразную.

Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя происходит

клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).

ОСОБЕННОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

1) Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью;

рост продолжается частично. например, увеличение длины и нарастание массы тела заканчивается в конце юношеского возраста, а рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма.

2) Основной закономерностью соотношения роста и развития является их несовпадение во времени или пространстве, т.е. они не происходят одномоментно: вначале наблюдаются количественные изменения, приводящие затем к качественным.

3) Имеются скачки роста в отдельные возрастные периоды, несоответствие сроков физического и психосоциального развития.

4) Степень и скорость изменений, происходящих с человеком, неодинаковы в различные периоды его жизни: чем моложе организм, тем интенсивнее идут процессы.

5) Во внутриутробный период быстрее всего растет голова, а поле рождения и до окончательной остановки роста голова растет медленнее а остальные части тела быстрее

6) Рост зависит от времени суток и сезона года, ночью быстрее рост, летом быстрее.

7)Половая специфичность роста

8) Смена фаз ускорения и замедления роста

первые 2 года жизни –одинаковый рост массы тела и длины тела

период первого округления (с1 до 4лет) – масса больше прибавляется, чем длина тела.

период первого вытягивания – (с 5 до 7 лет) – длина прибавляется больше чем масса тела.

период второго округления (с 8 до 10лет) – масса больше прибавляется, чем длина тела.

период второго вытягивания – (с 11 до 15 лет) – длина прибавляется больше чем масса тела. (девочки начинают раньше вытягиваться чем мальчики, но в итоге у них рост останавливается раньше)

период очень медленного роста (с 16 до 20 лет)

ВИДЫРАЗВИТИЯ

Физическое развитие, включает в себя совокупность морфологических и функциональных свойств организма, соответствующих хронологическому и биологическому возрасту. Наиболее просто физическое развитие можно оценить, используя антропометрические показатели, к которым относятся длина (рост), масса тела, окружности головы и груди.

Уровень физического развития, скорость увеличения роста, нарастания массы тела последовательность в увеличении различных частей тела определяются многими факторами, среди которых можно выделить:

• наследственные (длина и масса тела родителей, бабушек, дедушек);

• биологические (здоровье индивидуума, его психологическое, эмоциональное состояние, состояние здоровья его родителей);

• климатические и экологические;

• социально-экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей, уровень развития здравоохранения и медицинской культуры, профессиональные вредности);

• образ жизни (режим и стиль питания, двигательная активность, вредные привычки, взаимоотношения индивидуума с окружением).

________________________________________________________________________________________

*ВОПРОС НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ - АКСЕЛЛЕРАЦИЯ, ДЕЦЕЛЕРАЦИЯ

____________________________________________________________________________________________________

 

Психоэмоциональное и социальное развитие представляет собой специфический аспект развития человека, связанный с его взаимодействием с окружающей средой и проявляющийся совокупностью душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.). Основной функцией психики является поиск на основе возникшей потребности определенных действий, направленных на ее удовлетворение, оценка этих действий, контроль за их реализацией.

В основе психоэмоционального и социального развития конкретного человека лежит овладение им общественными потребностями, сформировавшимися в ходе эволюции и необходимыми индивидууму для жизни. Психоэмоциональное развитие продолжается на протяжении всей жизни человека.

Психоэмоциональное и социальное развитие человека определяет качество его жизни, от него во многом зависят личная жизнь человека, его взаимоотношения с людьми, профессиональная удовлетворенность, а также все аспекты физического здоровья, так как психическое благополучие прямо воздействует на функции организма. Помимо этого, адекватное психоэмоциональное и социальное развитие, присущее здоровому человеку, позволяет ему лучше приспосабливаться к различным условиям жизни.

Развитие человека во многом определяется его окружением, к которому можно отнести:

• ближайшее окружение (семья — дети, родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, друзья);

• профессиональное окружение (коллеги по работе, одноклассники);

• бытовое окружение (соседи, знакомые; люди, имеющие с индивидом общие интересы);

• социальную группу, к которой принадлежит данный индивид (по уровню образования, доходов, бытовым условиям);

• общество в целом.

психомоторное развитие

Психомоторикой называют связь различных психических явлений с движениями человека. Для выполнения любого сознательного движения, а говоря в общем для жизнедеятельности, необходимы три компонента, которые важны в одинаковой степени и без которых движение невозможно. Во-первых, это сенсорная сфера - поле, из которой чело­век черпает информацию (органы чувств). Во-вторых, сфера переработки информации, где формируется моторный акт — нервная система. В-третьих, их, моторное поле (не только мышечная, но и костная, и суставная системы) — это сфера приложения усилий.

Самый примитивный и филогенетически самый древний уровень уровень А — формируется уже к 3-му месяцу внутриутробной жизни. Он связан с началом функционирования монаковского пути, или tractus rubrospinalis, вследствие зрелости передних рогов спинного мозга и красного ядра. Руброспинальная моторика обеспечивает поддержание' тонуса и простейших движений туловища плода и очень важна для внутриутробного развития. У взрослого человека самостоятельного зна­чения не имеет, однако этот уровень ответствен за такие движения, как тремор, дрожь, стук зубов. Человек практически не в состоянии упран лять этим уровнем.

Во вторую половину беременности формируется следующий уро­вень движений — уровень В. Он обеспечивается паллидарной системой и таламусом (таламо-паллидарная моторика), которую характеризуют простейшие двигательные рефлексы и целая группа спонтанных, хао тичных движений — червеообразные движения руками, ногами. Лучше всего таламо-паллидарная моторика прослеживается у новорожденного ребенка. Уровень В позволяет новорожденному адаптироваться к вне­шним условиям деятельности, постепенно он подавляется вышерасположенными уровнями. Хотя для взрослых этот уровень тоже важен: он заведует мышечными ощущениями (например, зевание, потягивание).

В первые месяцы жизни после рождения идет формирование более высоких регулирующих механизмов, и в первую очередь стриарного тела. Это не уровень развития движений. Становление статики происходит не только за счет развития стриарного тела, но и за счет освобождения мышц от ведущего влияния предыдущего уровня — таламо-паллидарной моторики. Клинически это освобождение хорошо прослеживается по исчезновению рефлексов новорожденного. Созревание стриарного тела происходит довольно медленно (приблизительно в течение 8- (10 месяцев) и идет последовательно от передних рогов к задним, что отражается в изменении моторных возможностей ребенка в цефалокаудальном направлении.

Благодаря тому что развитие стриарного тела фоисходит спереди назад, развитие моторных актов совершается свер­ху вниз. По мере формирования стриарного тела у ребенка происходит питие гипертонуса с мышц шеи, затем с верхних конечностей, мышц тууловиша и, наконец, с нижних конечностей. Соответственно, ребенок получает возможность держать голову, двигать руками, сидеть и, нако­нец, стоять. Индикатором зрелости стриарного тела в какой-то степени может считаться исчезновение рефлекса Бабинского.

 

Следующие уровни движений уже связаны со зрелостью различных отделов коры головного мозга.

Уровень С, или уровень пространственного поля, обеспечивается премоторной зоной коры головного мозга. Его функциональное созреевание начинается с 4-5-го месяца жизни. Произвольные движения могут появиться только тогда, когда ребенок начнет анализировать шпалы от зрения, слуха, осязания, то есть получать всю информацию внешнем пространстве. Начало развития этого уровня обеспечивает грвое произвольное движение — целенаправленное хватание рукой, собственно говоря, этим уровнем мы пользуемся повсеместно.

Уровень D, или уровень предметных действий, отвечает за организацию действий с предметами. Его появление связано с функциональным созреванием пирамидной, а затем экстрапирамидной систем и моторной зоны коры головного мозга (примерно с 8-10 месяца жизни). В качестве примера можно привести действия ребенка с ложкой.

Сначала он не понимает, для чего она нужна. Он ее хорошо берет м руку, пользуясь предыдущим уровнем — уровнем пространственного поля. Затем он ею стучит, копает, пытается откусить. И только после созревания уровня предметного действия ребенок осознает, что ложком пользуются для приема пищи.

Уровень Е, или уровень символических действий, — уровень интеллектуальных двигательных актов. Появление этого уровня движении связано с функциональным созреванием лобных долей коры головно­го мозга. К нему относятся речевые движения, движения при письме, движения, совершаемые в ролевой игре, то есть возникает он уже после 1-го года жизни. Воспитатели в детском саду, чтобы привлечь внимание детей, давая им какое-нибудь задание, обращаются именно к этому уровню: «Стоим тихо, как мышки». Доктор, проводя аускультацию, говорит: «Дышим глубоко, как паровозик» и т. д. Этот уровень свойствен только человеку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: