Как эффективно использовать методы развития?




Тренинги и семинары – освоение моделей успешного поведения в процессе разного рода обучающих мероприятий.

Рекомендации:

Используйте этот метод развития если:

ü вам нужны базовые знания и навыки, которые в дальнейшем будут вами развиваться и использоваться в жизни и работе;

ü понимаете необходимость в упорядочении тех знаний, которыми уже обладаете.

Не всегда тренеры и эксперты дают новую информацию, но часто вы можете значительно увеличить уровень осознания того, что и как вы делаете, а, следовательно, можете научиться прогнозировать результаты применения того или иного инструмента. Если вы хотите получить для себя новую экспертную информацию по интересуемому навыку, то обязательно до тренинга уточните у организаторов и тренера (эксперта) будет ли там говориться о том, что нужно знать именно вам, и на какой уровень участников рассчитано занятие.

Самообучение – самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения.

Рекомендации:

- Читайте литературу по выбранной теме. Выписывайте наиболее важные идеи, особенно те, которые имеют отношение к цели развития и специфике работы. Корректируйте на их основе программу собственного развития.

- Постарайтесь освоить базовые навыки скорочтения: это весьма полезный инструмент, который помогает читать и воспринимать больше литературы за короткий промежуток времени.

- Письменно анализируйте собственный жизненный и профессиональный опыт, релевантный цели, выделяя тенденции и отдельные полезные ходы.

- Рассматривайте аналогичные и/или сравнимые ситуации, которые завершились успехом или, напротив, неудачей, специально выделяя действия, которые приводили к успеху, действия, которые препятствовали его достижению.

- Откажитесь от выполнения действий, ведущих к неудаче.

- Применяйте новые подходы, методы, идеи, о которых вы узнали, в нерабочих ситуациях для тренировки.

- После прочтения каждой полезной на Ваш взгляд статьи или книги обязательно либо составляйте mine map, либо фиксируйте основные полезные выводы и мысли, которые сразу можете применять на практике.

Поиск обратной связи (ОС) – получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка труда об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.

Рекомендации

- Получайте обратную связь регулярно. Самое важное: собирайте и положительную, и отрицательную обратную связь («вектор развития»). Вы становитесь сильнее за счет усиления своих сильных сторон, а не слабых. Если вы запрашиваете только негативную обратную связь, но забываете про то, что у вас получается, то вы теряете огромную возможность продолжать делать это осознанно, и усилить свои возможности и потенциал. И все же просите отмечать стороны, требующие дальнейшего развития.

- Запрашивайте обратную связь у людей, которые качественно выполняют ту или иную работу или действительно обладают навыком, который вы развиваете.

- Используйте по максимуму обратную связь от своего ментора, но не забывайте получать ее и от других специалистов.

- Договаривайтесь с экспертом до начала действия/наблюдения, о чем именно вы хотите получить обратную связь, чтобы можно было фиксировать элементы поведения по ходу выполнения работы.

- Получайте обратную связь о действиях с разных сторон и точек зрения (от людей, исполняющих разные роли: подчиненных, коллег, руководства, клиентов; от людей разного типа: более и менее критичных, более и менее похожих на вас, и т.п.).

- Благодарите за обратную связь.

- Не спорьте с обратной связью. Если Вы не согласны с ней, просто скажите «Спасибо, я тебя услышал и понял». Помните, что обратная связь субъективна и оправданию себя перед человеком, дающим ОС места нет.

- Если вам не очень понятно, что имеет в виду человек, дающий вам ОС, то задайте ему несколько уточняющих вопросов.

- Обдумывайте полученную обратную связь, делайте выводы и используйте их, выполняя задачу в следующий раз.

Обучение на опыте других и ментворкинг – выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.

Рекомендации:

Всегда находите людей, у которых вы можете научиться чему-то новому или узнать о чем-то новом. Вы можете быть весьма компетентным в каком- либо вопросе, но помните, что всегда есть чему учиться. В России люди считают, что обучение заканчивается в образовательной организации и с возрастом ум человека становится все более консервативным и закостенелым, если он не выходит из зоны комфорта и не стремится познавать новое.

Найдите себе два вида менторов – наставников, которые знают, что они ваши наставники и которые об этом даже и не подозревают. Те, которые знают: общайтесь с ними периодически, задавайте сложные и интересные вопросы (более простые можете уточнять у коллег и друзей-экспертов в том или ином направлении). У тех, кто не знает, что они ваши менторы: наблюдайте за ними, перенимайте их модели поведения, изучите их историю, их взлеты и падения, их успехи и ошибки, кейсы, совершенствуйте свои навыки исходя из того, как они используют свои.

Притча о птице и мудреце

Однажды мудрец купил на базаре птицу. Предвкушая вкусный обед, он направился домой. Вдруг птица заговорила.

- Не убивай меня, - сказала она, - В обмен на свободу я дам тебе три ценных совета. Подумав, старик согласился.

- Первый совет: никогда не верь тому, что кажется тебе чушью. Второй: трезво оценивай свои силы и никогда не берись за дело, преуспеть в котором у тебя мало шансов. И наконец, третий совет: никогда не жалей о содеянном добре.

Выслушав птицу, мудрец отпустил ее. Но, вспорхнув на дерево, она закричала:

- Ты глупец! Вчера я проглотила алмаз, и, если б не твоя доверчивость он достался бы тебе, и ты бы разбогател!

Разозлившись, старик полез на дерево, но, не удержавшись, сорвался и упал. Птица подлетела к нему.

- Ты выслушал мои советы и как будто даже понял их, а как дошло до дела, поступил совсем по-другому. Ну, скажи, зачем мне глотать алмаз? И разве ты не понимал, что в столь почтенном возрасте тебе не влезть на дерево? А про великодушие ты забыл сразу, как только в тебе заговорила жадность. С этими словами она улетела, оставив мудреца лежать на земле.

Специальные задания (фоновые тренинги) – самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

Рекомендации

Вы берете на день-два-три некоторую обязанность соблюдать конкретное правило. Например, вы хотите сформировать образ уверенного в себе человека: ходите два-три дня с высоко поднятым подбородком и прямой спиной. Вживаетесь, так сказать, в роль уверенного человека. Или вы узнали, что часто во время переговоров или рядового общения с друзьями начинаете свой разговор со слова «Нет», а это мешает достигать целей в общении. Вы в течение двух-трех дней начинаете ответ на вопрос любого человека со слова «Да», даже если дальше высказываете противоположную вашему собеседнику позицию. Ну и так далее.

То есть ваша задача: найти что-то, что вы хотите развить в себе (или от чего хотите избавиться), и в течение нескольких дней концентрироваться исключительно на этом.

И вот важный момент: если вы нарушили правило, то платите человеку сумму (10-50-100 рублей – не важно). Если вы обещали себе весь день не говорить слова «Нет», то за каждое нарушение платите тому, кому сказали

«нет» 50 рублей. Если обещали себе ходить целый день только с прямой спиной, но нарушили обещание – 50 рублей. Обещали себе формулировать мысли максимум в одно-два предложения, а в результате говорите по полчаса –

50 рублей. И так далее. В конечном итоге вам будет довольно неприятно выкладывать впустую деньги. Хотя лучше это воспринимать как инвестицию.

Что важно, если Вы решили работать с этим инструментом:

Быть честным перед собой. Если вы проснулись утром и взяли на себя обязательство – соблюдайте его. Не надо себя жалеть или прокрастинировать и откладывать на потом.

Берите фоновые задания тогда, когда у вас есть время и возможность для

их выполнения. Если у вас на сегодня назначены очень важные переговоры, то вы можете на время снять задание, но после снова его возобновить.

Вы можете себе придумать фоновое задание сами. Как это сделать? Берете качество, от которого хотите избавиться или которое хотите приобрести. Далее думаете, что можете перестать делать (или наоборот начать) со следующего утра и до момента, пока не ляжете спать. Как Вы сможете соблюдать это правило, и чем будете жертвовать, когда его нарушите?

Когда понимаете, что выполнение задания стало легким, усложните его. Например, если вы в течение нескольких дней сможете начинать спор с человеком с согласия, а дальше гнуть свою линию, то дальше научитесь следить за своими жестами и мимикой: кивайте только положительно, а не отрицательно.

Найдите себе человека, который поможет соблюдать взятые перед собой правила. Это может быть ваш друг, хороший знакомый или коллега.

Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.

Рекомендации

- Работайте в «зоне ближайшего развития»: принимайте участие в проектах, которые по определению сложнее, чем те задачи, для решения которых вам хватает компетентности.

- Выбирайте в качестве развивающих краткосрочные проекты (не более года, а лучше до 3 месяцев).

- Ищите такие проекты, для успешного выполнения которых критическими оказываются именно те качества, которые вы стремитесь развить.

- Не бойтесь неожиданных, нетипичных ситуаций: именно они становятся источником наиболее ценного развивающего опыта.

- Со временем, и учитывая ваши возможности, расширяйте спектр решаемых вами задач.

- Применяйте на рабочем месте новые для вас методы и идеи, полученные в ходе обучения, самообучения, обратной связи, обучения на опыте других и в ходе участия в развивающих проектах. Делайте это регулярно.

- Пробуйте каждую новую идею не менее трех раз — это позволит не отказаться от полезной идеи раньше времени.

- Думайте над тем, что и почему удается, а что не вполне. Сделанные выводы учитывайте при следующих попытках.

Самокоучинг

Каждый день мы сталкиваемся с разными задачами и проблемами, которые необходимо решать. Каждый день, месяц, квартал, год. Порой мы прибегаем за помощью к людям, которые либо помогают нам решить проблему с помощью советов и рекомендаций, либо к людям, которые помогают нам решить проблему, просто задавая вопросы (они знают, как это делать) и вы сами находите решения. Первые – это, скорее, консультанты. Вторые – коучи. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда общались с человеком, выговаривались о своих проблемах, а пока повествовали, весь этот поток информации структурировался и вы внезапно (может быть с парочкой вопросов от собеседника) находили решение проблемы и в результате наступало чувство легкости: ура, я придумал и понял, как решить задачу. Было такое?

Вы можете и сами быть себе коучами. Навык самокоучинга помогает грамотно самостоятельно задавать себе вопросы и самому же решать проблемы быстрее и эффективнее. Это касается и сложностей в бизнесе, и в карьере, и в повседневной жизни. Это касается и повседневных вопросов и проблем, которые мучили годами. Порой 30 минут анализа хватает, чтобы решить проблему. К тому же в отличие от консалтинга, где ответственность за решение лежит на советующем, в коучинге вы берете ответственность за решение на себя. Поэтому дальше, если у вас не получается решить проблему, то будете немного злиться, так как переложить ответственность на других, на семью, на начальника, на партнера или конкурента не получится.

И еще один очень интересный факт: решение любой проблемы всегда уже у вас есть. Если вы знаете и помните это, то вам просто предстоит найти это решение в самом себе.

Вот несколько вопросов, которые помогут Вам «включить голову»:

В чем заключается проблема? Почему я считаю, что это проблема?

Почему для меня важен этот вопрос? Что я получу, решив его?

А как я хочу, чтобы было? Как я себе вижу идеальный результат? Что мне даст решение этой задачи/проблемы в перспективе?

Как я себе вижу результат своих действий или целей? Что я могу сделать для достижения цели?

Кто или что мне может помочь в достижении цели? Что я еще не пробовал для достижения цели?

Как я могу усилить свои результаты?

Какие существуют риски и, что я могу с ними сделать? Как я могу получить максимально эффективный результат?

Что я буду делать уже завтра или сегодня для достижения результатов?

Понимаю ли я, что ответственность за реализацию этих шагов на мне?

В идеале, конечно, на первое время в помощь нужен коуч. Даже у коучей есть свои коучи – это очень помогает. Коуч мотивирует и помогает найти решение. Найдите себе коуча, один раз в неделю или три раза в месяц встречайтесь с ним: он поможет вам ответить на вопросы, спланировать дальнейшую работу над собой или проектом, направит ваше мышление в нужное русло, поможет структурировать имеющуюся информацию в голове, и будет поддерживать и искренне верить в Ваш успех!

Примеры навыков

Теперь приведем примеры идеально развитых soft skills компетенций для того, чтобы вы могли оценить себя и понять, какие из них вам необходимо развивать и на чем делать акцент. Как вы можете это использовать? Ознакомьтесь с интересующими навыками и оцените свое владение ими по пятибалльной шкале.

Важно себя не переоценить и не недооценить. Постарайтесь наиболее честно ответить себе – на каком уровне у вас находится та или иная компетенция. Далее вы сможете использовать это для наиболее эффективного составления своего индивидуального плана развития, о котором говорилось выше.

Базовая коммуникация

В чем смысл навыка: эффективно обеспечиваете двухсторонний обмен информацией в своих интересах и интересах собеседника.

Идеальные проявления компетенции:

Вы всегда понимаете цели каждой коммуникации

Внимательно и с интересом относитесь к собеседнику.

Структурируете предоставляемую информацию от общего к частному, от проблемы к решению

Опираетесь в общении на свои интересы и интересы собеседника. Регулируете свои невербальные проявления во время коммуникации,

понимаете невербальную обратную связь собеседника и меняете стратегию

общения в зависимости от полученной информации.

Адаптируете стиль общения под уровень собеседника.

Во время общения удерживаете зрительный контакт с собеседником.

Заинтересовываете собеседников и вовлекаете в обсуждение предлагаемой темы.

Строите беседу по принципу диалога: задаете вопросы, слушаете собеседника, комментируете.

Эффективно применяете приемы активного слушания.

Четко и по делу формулируете ответы на вопросы собеседников.

Навыки развития и поддержания бизнес-отношений (нетворкинг).

Смысл: умеете выстраивать долгосрочные доверительные отношения с партнерами и клиентами.

Идеальные проявления компетенции:

Эффективно устанавливаете контакт с собеседником вне зависимости от ситуации и социального статуса собеседника.

Способны конструктивно, интересно и быстро сделать самопрезентацию. Умеете поддержать разговор в любой ситуации.

Эффективно ищете сферы интересов собеседника и возможности взаимодействия.

Определяете особенности собеседника и в соответствии с этим адаптируете свое общение и поведение.

Постоянно поддерживаете коммуникацию с уже установленными контактами.

Используете любую возможность для расширения сферы своих бизнес- контактов.

Всегда ищете возможности найти способы помочь в речении задач собеседника.

Структурируете приобретенные контакты и умеете их использовать. Ориентируетесь на стратегии «Больше отдавать, меньше брать»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: