Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности
Навыки «hard skills», «soft skills», «digital skills»
Что такое hard и soft skills?
Hard и soft skills – популярные термины, которые часто используют личностные тренеры, коучи, консультанты. О разнице между этими понятиями и их применении на практике пойдет речь дальше.
Hard и soft skills: в чем разница?
Hard skills (англ. «твердые навыки») – это набор профессиональных навыков и умений, связанных с технической стороной деятельности. Такие навыки можно продемонстрировать, они относятся к обязательным требованиям при приеме на работу, их указывают в должностных инструкциях.
Soft skills (англ. «мягкие навыки») связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами. Их часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft skills и характером человека, его темпераментом и личным опытом.
Hard skills | Soft skills |
Для овладения важны логика и интеллект, которые измеряют уровнем IQ. | Важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ. |
Наличие и уровень «твердых» навыков проверяют при помощи экзаменов и аттестаций. | Проявление «мягких» навыков сложно отследить, измерить или показать. Существуют различные процедуры ассессмента и личного тестирования, но это дорогостоящие мероприятия. |
Практически не изменяются, не зависимо от того, в какой среде (компания, коллектив, отдел) находится человек. Например, правила хорошего программного кода остаются одинаковыми для любой компании. | Требуют адаптации под конкретную аудиторию и ситуацию. Например, межличностное общение понадобится для работы в команде, которая занимается тестированием программного обеспечения. |
Приобретаются путем анализа и запоминания готового материала (лекции, книги, аудио и видеоматериалы, личный инструктаж). | Формирование навыков основано на личном опыте. |
|
Примеры hard и soft skills
Навыки «hard skills» | Навыки «soft skills» |
ü Цифровая грамотность. ü Владение иностранным языком. ü управление временем. ü Бережливое производство. ü Корпоративная культура. ü Предпринимательство. ü Техническая грамотность. ü Обеспечение безопасности в профессиональной деятельности IT. ü Владение смежными профессиями – multi skills. ü Практико-ориентированные знания. | ü Строгая деловая этика ü Положительное отношение к происходящему ü Хорошие коммуникативные навыки ü Умение всё делать вовремя и в срок ü Умение решать проблемы ü Умение работать в команде ü Уверенность в себе ü Умение принимать критику и учиться, анализируя сказанное ü Гибкость/умение адаптироваться к обстоятельствам ü Умение хорошо работать под давлением обстоятельств |
Зачем развивать hard и soft skills?
Результаты совместного исследования фонда Карнеги Мелона и Стэндфордского исследовательского института указывают, что успех управленцев в компаниях из списка «Fortune 500» на 75% зависит от soft skills, тогда как hard skills занимают только 25%. Делаем выводы, что «мягкие» навыки в большей степени влияют на развитие карьеры. Можно до автоматизма отточить написание программных кодов, но только умение взаимодействовать в социальной среде помогут, например, программисту стать руководителем компании по продаже программного обеспечения.
|
Как развивать hard и soft skills?
Осознанно выбирая определенные направления развития, вы начинаете обращать больше внимания на ситуации и действия, связанные с достижением избранных вами целей развития. Вы целенаправленно стараетесь получить именно тот опыт, который необходим для того, чтобы развиваться в нужном вам направлении. Таким образом, Вы не плывете по течению жизни, а движетесь туда, куда хотите, используя как запланированные шаги, так и новые возможности, возникающие в Вашей профессиональной деятельности.
Что мешает людям развиваться:
Ø Незнание куда, зачем и как развиваться, размытые и нереалистичные планы;
Ø Отсутствие готовности что-то менять в нынешней работе и жизни в целом; окончании тренинга (вебинара/мастер-класса/лекции) забывать все, что было час назад и выносить скорее только эмоциональное состояние, нежели что-то конструктивное;
Ø Выполнение только того, что хорошо получается и страх браться за иные новые задачи и проекты;
Ø Отсутствие желания искать и находить время для того, чтобы подумать о своих действиях и их результатах;
Ø Отсутствие интереса к обратной связи об успешности своих действий.