Причины истерики у ребенка




Реферативно – исследовательская работа по дисциплине

«Педагогика раннего возраста»

Выполнил студент ДО 5-20/2

Кучеров В.А.

 

Часть. Исследовательская.

Для выполнения работы я выбрал и проанализировал форум https://mama.ru/forums/

В форуме 934 темы и 11 011 ответов.

Судя по количеству тем и сообщениям, родители озабочены многими вопросами касающихся здоровья, воспитания, развития детей. Наиболее обсуждаемые темы

1. Ребенок ничего не говорит.

2. Обсуждение игрушек.

3. Разница между детьми 2 года, как справиться.

4. Игровой уголок.

5. Как научить ребенка делиться.

6. Как отучить от соски и бутылочки.

7. Ребенок кусается.

8. Детские истерики и капризы.

9. Первые поделки.

10. Развитие ребенка.

Из вышеперечисленных тем, меня заинтересовала тема «Детские истерики и капризы».

 

Часть. Теоретическая

Каприз — это поведение детей, выражающееся в стремлении делать или сделать что-то вопреки установкам взрослых. Благоприятными условиями, которые способствуют возникновению капризов, являются неровное или физическое переутомление, слабость психической системы, высокая эмоциональная возбудимость (Краткий психологический словарь, с.127)

В основе каприза лежит конфликтное противоречие между требованиями, влечениями и желаниями ребенка и возможностями, существующими в реальности. Каприз отражает нежелание ребенка принять реальность и его отрицательное отношение к ней, что само по себе является следствием неудачного или еще не сформировавшегося приспособления к требованиям и установкам реальности.

Детские капризы — это эмоциональные выражения гнева и даже злости, когда ребенок громко кричит или плачет, раскидывает вещи или топает ногами, он готов и может кусаться, царапаться и способен причинить боль окружающим или самому себе. Такие сцены могут иметь разную степень интенсивности и продолжительность.

Чем чувствительнее ребенок воспринимает отказ или запрет, тем значительнее его склонность к капризам. Если у малыша получилось добиться желаемого с помощью каприза, он станет применять этот способ чаще и охотнее (Корнеева Е. Н. Детские капризы, с.12).

В психологии и педагогике капризы детей — это эмоционально выражаемое стремление детей, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, совершить что-либо вопреки предписаниям или советам взрослых. Каприз часто сопровождается слезами или криком. Условиями, способствующими возникновению капризов, обычно являются физическое переутомление детей, присущая им нестойкость нервной системы, чрезмерная эмоциональная возбудимость.

Детская истерика — это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Детские истерики сопровождаются громким криком, плачем, ребенок выгибается назад (истерический мостик). В состоянии истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, он может биться головой об стену или о пол и при этом практически не чувствовать боли.

Что вызывает детскую истерику? Толчком к началу истерики для ребенка может послужить обычное родительское «нет». Это является для ребенка сильным эмоциональным раздражителем. Вообще собственно приступ истерики длится недолго. Чаще всего ребенок сознательно продолжает кричать и плакать, чтобы добиться от родителей своего.

Детские истерики – это крайне неприятное явление, с которым сталкиваются все родители малышей в возрасте от года до трех лет, а иногда и старше. Возникновение детских истерик неизбежно, все дети проходят этот этап развития. Своими капризами и истериками ребенок пытается достичь желаемого или выразить свой гнев по поводу запретов или ограничений. Зачастую детские капризы и истерики совершенно необоснованны. Например, ребенок может устроить крик и плач, потому что ему не дали конфеты, которых в данный момент в доме может и не быть.

Детская истерика — это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Детские истерики сопровождаются громким криком, плачем, ребенок выгибается назад (истерический мостик). В состоянии истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, он может биться головой об стену или о пол и при этом практически не чувствовать боли.

Что вызывает детскую истерику? Толчком к началу истерики для ребенка может послужить обычное родительское «нет». Это является для ребенка сильным эмоциональным раздражителем. Вообще собственно приступ истерики длится недолго. Чаще всего ребенок сознательно продолжает кричать и плакать, чтобы добиться от родителей своего.

Припадки истерики могут испытывать все маленькие дети, но особенно подвержены им дети со слабой нервной системой, неврологическими нарушениями. Истерика может пройти бесследно, а может окончиться рвотой или одышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка. Если у Вашего малыша наблюдаются такие симптомы при истериках – это повод обратиться к невропатологу за консультацией.

Нужно разграничить понятия «истерика» и «каприз». И то, и другое может сопровождаться падением на пол, криками и плачем. Но капризы носят обдуманный характер, малыш прибегает к ним преднамеренно, чтобы добиться своей цели. Как правило, капризы свойственны детям от двух лет. Истерики обычно носят непроизвольный характер, ребенок просто не может совладать с охватившими его эмоциями, поэтому его гнев и разочарование находят выход в неконтролируемых истерических приступах.

Взрослым нужно учитывать, что детская психика еще очень слабая, и в моменты приступов гнева ребенок не может контролировать свои эмоции. Помните, эти слезы искренние, ребенок не играет, он в отчаянии. Пусть его поведение не оправдано внешними причинами, но он находится в тяжелом эмоциональном состоянии и нуждается в вашей помощи.

Как же себя вести, если детские истерики становятся явлением регулярным. Самое важное правило: если ребенок устроил истерику, нельзя выполнять то, чего он добивается. Если один раз в ответ на истерику мама разрешила взять вазу, которую брать «нельзя», можно со стопроцентной уверенностью сказать – истерика повторится не однажды. Если родители будут потакать ребенку в момент его истерических припадков, поверьте, очень быстро ребенок научится «истерить» в нужный момент, то есть капризничать. И тогда детская истерика станет излюбленным способом достижения желаемого.

В момент истерики не нужно разговаривать с ребенком. Не уговаривайте его, не ругайте, не кричите – все это будет неэффективно, и даже может стать стимулом к продолжению истерики. Но в то же время нельзя оставлять ребенка одного. Его отчаяние может усугубиться одиночеством. Будьте рядом, оставайтесь спокойными, постарайтесь переждать вспышку. После того, как пик страстей позади, возьмите ребенка на руки, пожалейте, успокойте. Часто малыши не могут самостоятельно выйти из последней стадии истерики для того, чтобы прекратить плакать, им нужна помощь мамы – не отказывайте ребенку в ласке, даже если он неправ.

Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка в момент истерики, а уж тем более шлепать. Эти меры только усугубят его состояние. К тому же, и крик и рукоприкладство являются способами проявления внимания, которого ребенок и добивается. Относитесь к истерикам спокойно, игнорируйте их, насколько это возможно. Но при этом не выходите из комнаты, а спокойно занимайтесь своими делами. Малыш очень быстро поймет, что его истерики не приносят ему желаемого внимания, а значит, незачем тратить на них свои силы.

Причины истерики у ребенка

Истерика - своеобразный ответ психики ребенка на входящую в нее информацию. Чаще всего корни этой проблемы необходимо искать во взаимоотношениях между членами семьи, детьми на детской площадке, в детском садике и т. д.

Существует перечень факторов, провоцирующих приступы:

• повышенная утомляемость

• эмоциональная перегрузка нервной системы

• перенесенное тяжелое соматическое заболевание

• неуравновешенный тип нервной системы

• ошибки воспитания в виде чрезмерной строгости, опеке, частых наказаний, пед. запущенность.

В основе истерики может лежать любой из перечисленных факторов, а в большинстве случаев - их совокупность.

Непосредственными причинами приступа довольно часто являются:

• отрыв от интересного занятия

• желание получить новую игрушку или вещь

• попытки выразить недовольство

• желание подражать кому-либо

• неудача при выполнении определенного занятия

• слишком большое количество запретов

Маленький ребенок не в состоянии удержать в голове весь набор запретов, справиться со всеми своими желаниями. Организуйте его жизнь так, чтобы запретов было меньше, исключите по возможности лишние соблазны.

• Завышенные или неясные требования

Ребенок уже привык, что у него ничего не получается, и как он ни старается, его все равно критикуют. Либо родители все время говорят разное, либо выражаются сложно и непонятно, и ребенок не знает, чего от него хотят.

• Неорганизованность в жизни ребенка

• Недостаток внимания

Когда детям не хватает внимания, они готовы сделать все что угодно, чтобы его добиться. Как этого внимания добиться - вопрос второстепенный. Используйте избирательное внимание - обращайте внимание на хорошее и по возможности не реагируйте на плохое поведение, если оно не угрожает самому ребенку и окружающим. Если родитель включается только на проступки, то ребенок, соответственно, тоже добивается своего плохим поведением.

С помощью избирательного внимания можно моделировать поведение ребенка - интерпретировать как хорошее даже малейший намек на желательное поведение и хвалить за него. К примеру, сделал маленький перерыв в крике, чтобы глотнуть воздуха — это уже повод сказать: «Как мне нравится, когда ты тихо сидишь и не кричишь». И это постепенно в сочетании с игнорированием самих истерик будет работать. Когда родитель ловит хорошие моменты и на них обращает внимание, ребенок старается двигаться к тому же.

Если ребенок уверен, что он важен для своих родителей, они уделяют ему внимание, поддерживают, понимают и принимают его индивидуальность, чувствительны к его потребностям и состояниям, то ребенку незачем устраивать истерики. Конечно, эта задача очень сложная, но достижимая.

А еще важно помнить, что ни один ребенок не ведет себя постоянно хорошо. Как и у взрослых, у детей бывают не самые хорошие дни. Их нужно просто перетерпеть, а ребенка в такие моменты важно просто понять и пожалеть.

Типы истерики у ребенка

Выделяют 2 типа истерики у ребенка, которые отличаются по механизму своего развития и провоцирующим факторам:

1. Верхний тип истерики. Он получил свое название в знак того, что за его развитие отвечает наиболее верхняя часть центральной нервной системы - кора головного мозга. Этот тип истерики характеризуется тем, что ребенок преднамеренно ее закатывает. Наиболее яркий пример подобного эпизода - скандал в магазине при отказе родителя купить новую игрушку. Главная причина - дефицит воспитания, педагогическая запущенность.

2. Нижний тип истерики. За его развитие отвечают более нижние отделы центральной нервной системы, которые не находятся под властью сознания.

Проявлениями такой истерики следует считать приступы плача, крика и бесконтрольного поведения в ответ на яркий свет, громкую музыку и прочие подобные факторы. Такая истерика чаще всего является следствием психических заболеваний, перегрузки нервной системы большим количеством информации, недостатком сна и прочими факторами.

Часть. Практическая

Ребенок постоянно учится управлять своим поведением, эмоциями и импульсами. Иногда способность сохранять самообладание утрачивается, что может привести к истерике.

Психологи утверждают, что нет ни одного волшебного способа устранить истерику, но есть много приемов, которые могут помочь, и задача родителей найти тот прием или приемы, которые подходят именно их ребенку.

Приручить истерику можно такими нехитрыми способами:

Игра «без правил». Убедитесь, что ребенок имеет достаточно свободного времени, во время которого он может играть, не заботясь о беспорядке вокруг, не отвлекаясь от игрового действия. Приберегите «строгие правила» для более серьезных случаев.

Отвлеките малыша. Прежде, чем истерика набрала обороты, попытайтесь переключить внимание ребенка на какой-то интересный объект: пейзаж, игрушку, книжку. Это учит ребенка тому, что он может переключать энергию и переходить к другим занятиям, если ему этого хочется. Если же истерика уже началась – переключение внимания вряд ли поможет.

Попробуйте пошутить. Если истерика на подходе, но еще не началась, попробуйте разрядить ситуацию юмором. Но будьте осторожны: малыш должен знать, что вы шутите, а не высмеиваете его.

«Я знаю, что ты чувствуешь». Назовите эмоции, испытываемые ребенком: "я вижу, ты злишься” или "мне кажется, ты устала”. Стоит малышу научиться объяснять то, что он переживает, как главная причина капризов и истерик снимается сама собой.

Своевременная помощь. Обычно разочарования могут подстерегать детей, если они берутся за дела и игры слишком сложные для их пока еще ограниченных способностей. Но тут могут вмешаться родители и облегчить своим чадам задачу, например, изменить траекторию машинки, чтобы она не врезалась в ножку кровати, помочь взобраться на детскую горку или открыть плотно закрытую крышку бутылки и т.п., правда, при этом не нужно пытаться все сделать за кроху, он должен быть уверен, что сам в состоянии справляться с трудностями и добиваться цели.

Игнорируйте требования. Истерики на людях заставляют некоторых родителей пойти на поводу у маленького скандалиста и дать ему то, что он хочет. Но этот способ чреват тем, что ребенок может повторить истерику в следующий раз в похожей ситуации.

Обсудите истерику. После того, как ребенок успокоился, поговорите с ним о том, что его так расстроило. Однако не заостряйте внимание на действиях во время вспышки гнева. Вместо этого, обнимите его, расскажите, как сильно вы его любите, и о том, как приятно вам находиться с ним рядом, когда он спокоен. Это помогает ребенку задуматься над тем, как его поведение действует на окружающих.

Не нужно забывать, что состоянием, способствующим детской истерике, является усталость. Старайтесь вовремя укладывать малыша и на дневной, и на ночной сон. Не допускайте переутомления. Если видите, что малыш уже утомился от подвижных игр, предложите ему почитать книжку, порисовать. Ребенок еще не умеет контролировать состояние усталости, и не может вовремя прекратить бегать и прыгать. Задача взрослых, следить за состоянием ребенка и не давать ему переутомляться.

Период истерики начинается приблизительно с полутора лет и длится до четырех лет. Пиком капризности и упрямства считаются 2,5-3 года. Хотя мальчики упрямее девочек, девочки чаще капризничают. В кризисный период истерики могут случаться от пяти до двадцати раз в день, то есть почти по любому поводу.

Помните, что истерики у детей – явление временное. И после четырех лет оно бесследно исчезает, так как ребенок уже в состоянии выразить свои чувства и эмоции. Поэтому наберитесь терпения и по мере взросления ребенка объясняйте, что истерика — бездейственный способ поведения.

 

Литература

 

1. Краткий психологический словарь, с.127

2. Корнеева Е. Н. Детские капризы, с.12

Интернет-ресурсы

3. mama.ru/forums/

4. nsportal.ru

5. agulife.ru/calendopedia/infographic/detskie-isteriki

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: