Автор: Меркулова Наталья Ивановна, воспитатель I категории МДОУ № 22 «Ромашка» (г. Новотроицк)




 

Тема: Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ.

Актуальность: Здоровье нации – одна из актуальнейших проблем современного общества. В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны.

Проблема: Необходимость изменения ориентации традиционного обучения с передачи знаний, умений и навыков на целостное развитие ребенка без нанесения ущерба его здоровью, а также расширение функций образования направленных на всестороннее развитие здорового ребенка в ходе модернизации образования.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Объект: Здоровьесберегающие технологии, используемые в учебном процессе в ДОУ.

Предмет: Создание условий для реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

Гипотеза: Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, если:

- учитываются состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения;

- ведется структурирование занятия в зависимости от уровня умственной работоспособности воспитанников;

- используются здоровьесберегающие элементы для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребенка.

Задачи: 1. изучение философской, научной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме (изучить уровень разработанности проблемы внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий вДОУ);

2. разработать и научно обосновать модель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий вДОУ;

3. разработать на основе модели здоровьесберегающий педагогический проект и апробировать его на практике с целью проверки эффективности;

База исследования: г. Новотроицк МДОУ №22 «Ромашка».

Этапы реализации:

Первый этап (2006-2007 гг.) включал в себя изучение философской, научной, психолого-педагогической и методической литературы, выявление основных противоречий и проблем здоровьесбережения дошкольников в системе образования.

На втором этапе (2007–2008 гг.) проводился анализ здоровья дошкольников, здоровьесберегающего потенциала ДОУ, особенностей образа жизни воспитанников, отношения педагогов к здоровью и здоровому образу жизни. Также был проведён констатирующий эксперимент, на основе результатов которого определено состояние проблемы на практике. На основе анализа была разработана логикосмысловая модель реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) опробуется разработанная модель для реализации данного проекта.

Четвертый этап (2009-2010 гг.) - проводится контрольный эксперимент и анализируются полученные результаты;

Ресурсы:

- нормативно-правовое обеспечение (Закон РФ об образовании. Санитарные нормы и правила, утверждение совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором. Типовое положение о ДОУ. Устав образовательного учреждения.);

- психолого-педагогическое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение (спирометр, динамометр);

- кадровое обеспечение;

- социально-партнерское обеспечение.

Риск: Недостаточный уровень валеологической грамотности педагогов, воспитанников и их родителей.

Предупреждение риска:

организация здоровьесберегающей среды ДОУ.

определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик.

изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.

систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.

пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Критерии эффективности:

- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

- Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

- Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

- Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Продукт: создание банка данных психологической, педагогической и методической литературы по проблеме; разработанная и научно обоснованная модель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ.

Ожидаемый результат:

1. снижение уровня заболеваемости;

2. повышение уровня физической подготовленности;

3. сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;

4. благотворное влияние на расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Участники и партнеры: дети, педагоги, родители, педагогическая общественность, социальные институты.

Введение

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье нации – одна из актуальнейших проблем современного общества. В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»).

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вред­ным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Глава I. Концепция здоровьесберегающего образования

1.1. Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии»

Здоровьесбережение - это важнейшая составная часть гуманного типа образования, являющегося олицетворением нового века и нового тысячелетия. Принципиальной особенностью данного типа образования является ориентация на человека, удовлетворение его познавательных потребностей и интересов, развитие в нем таких личностных (социально-значимых) качеств, которые позволяют ему быть здоровым, успешным и счастливым. Возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека. Концепция здоровьесберегающего образования включает следующие направления деятельности:

• здоровьесберегающее обучение (построение занятия на здоровьесберегающей основе);

• активизация физической деятельности;

• соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

• пропаганда здорового образа жизни.

В связи с концепцией здоровьесбережения понятие здоровья рассматривается с различных сторон. Педагогика здоровья как самоценная область научных знаний в настоящее время оказалась особенно актуальной.

Практика здоровьесберегающего обучения постепенно накапливает опыт, опираясь на различные методологические основания. Понимая «здоровье» как целостность, разные авторы и научные коллективы предлагают различные модели его интерпретации:

• Трех компонентный «цветок здоровья» (физическое, психическое, социальное) - первое определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

• Четырехкомпонентный цветок (добавляется нравственный компонент) - второе определение ВОЗ. Практически преломлено в опыте В.Ф.Базарного.

• Семикомпонентное наполнение модели (по органам и системам жизнеобеспечения) предлагает дмн., профессор М.Л. Лазарев, один из наиболее активных медиков, использующих возможности искусства, в частности, музыку для лечения детей в процессе обучения.

В международной практике в настоящее время получила распространение 6-компонентная модель «цветка здоровья». Каждый компонент отражает один из аспектов здоровья:

1. Физический - согласованная работа органов и систем;

2. Психо-эмоциональный способность человека выражать эмоции, проявлять их, управлять ими;

3. Интеллектуальный - способность работать с информацией;

4. Личностный - самооценка (восприятие себя как личности и на отношения окружающих к себе) самозначимость;

5. Социальный - а/половой аспект Я (модель поведения); б/взаимоотношения с социумом в различных ситуациях;

6. Духовный - стержень человека (отношение к непреходящим ценностям, нравственные принципы, вопросы веры и. т. д.).

Здоровьесберегающие технологии используемые в ДОУ позволяют эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни детей. Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ:

- Гибкий режим.

- Оптимальный двигательный режим.

- Рациональное питание.

- Концепция здоровьеразвивающего и здоровьеукрепляющего обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста В.Ф. Базарного.

- Социально-оздоровительная технология XXI века.

- Гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, звуковая гимнастика, игрогимнастика, логоритмика, биоэнергопластика, арт-терапия, ароматерапия, корригирующая гимнастика, гимнастика для глаз, адаптивная физкультура.

1.2. Классификация здоровьесберегающих технологий

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста; физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

- физкультурно-оздоровительные технологии: развитие физических качеств, двигательной активности; становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

- технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.

- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

- технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

- технологии валеологического просвещения родителей: папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и другие формы работы.

1.3. Модель внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ

Профилактическое:

обеспечение благоприятной адаптации:

выполнение сангигиенического режима;

проведение обследования по скринг-программе и выявление патологий;

решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;

проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний;

Организационное:

организация здоровьесберегающей среды ДОУ;

определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;

изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников;

Лечебное:

коррекция отдельных отклонений в физическом (плоскостопие, нарушения осанки) и психическом развитии;

витаминотерапия;

оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

Вывод по главе I

Таким образом, в отличие от ранее выполненных исследований, строивших модели проектирования в виде обобщённого алгоритма, обоснована и разработана логико-смысловая модель педагогического проектирования здоровьесберегающей деятельности, отражающая логику и внутреннюю динамику исследуемого процесса. Данная модель является средством реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе, она основана на результатах комплексного изучения и экспертизы здоровьесберегающей среды и потенциала МДОУ и позволяет наиболее полно отразить единое пространство проектирования здоровьесберегающей деятельности, образованное подпространствами: целевым, содержательным, деятельностным, результативным.

Глава II. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ

Исходя из определения здоровья данного Всемирной организацией здравоохранения, я уделила особое внимание физическому и психическому здоровью детей.

2.1. Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень физической подготовленности, затем определить уровень сформированности психических функций ребенка.

Скринг-программа обследования детей в МДОУ:

1 этап - доврачебное обследование.

Анкетный тест – опрос родителей (Приложение №1).

Оценка физического развития

2 этап - осмотр врачом педиатром.

Комплексная оценка состояния здоровья детей, выявление детей с хронической патологией.

Психодиагностическая работа в ДОУ.

Психологический запрос.

Беседы с родителями и воспитателями.

Определение типа темперамента детей (для использования в дальнейшей работе) (Приложение №2).

Для решения поставленной цели, всю работу я провела с двумя группами детей: контрольной и экспериментальной. (Приложение №3)

В первую очередь, был проведен анализ карт индивидуального развития детей и анализ заболеваемости. (Приложение №4) Мы видим, что на первом этапе заболеваемость в обеих группах была высокой и составляла 54% в контрольной и 55% в экспериментальной группе.

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группе по физическому развитию. (Приложение №5)

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группе по психическому развитию. (Приложение №6)

Сравнительная таблица результатов констатирующего эксперимента.

Рис.1

Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (рис. 1), констатируем: дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень физического и психического развития. Однако уровень эмоционально-волевой сферы оказался ниже среднего в обеих группах. Следовательно, выявилась приоритетное направление по формированию таких качеств личности ребенка, которые обеспечивают стабильность его эмоциональной сферы. На основе разработанной модели и результатов диагностики мы начали проводить формирующий эксперимент.

2.2. Формирующий эксперимент.

Целью формирующего педагогического эксперимента является апробирование разработанной модели для реализации данного проекта. Для достижения поставленных целей использовались следующие технологии: (Приложение №7)

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Методы и методики:

1. игры-драматизации с медитацией

2. релаксационные комплексы

3. восточная гимнастика Раевский А.В.

4. элементы йоги

5. сеансы самооздоровления Кудрявцева В.Т.

6. виброгимнастика Микулин А.А.

7. лечебно-оздоровительные игры Алямовской В.Г.

8. босоножье

9. энергетическая гимнастика Семеновой Н.

10 адаптированный вариант методик спецзакаливания А.Уманской и К. Динейки.

На базе группы был организован клуб «Здоровый ребенок». План работы клуба был согласован с заведующей МДОУ, медперсоналом МДОУ и заведующей детской поликлиникой. (Приложение №8)

На базе детского сада был организован консультационный пункт «Воспитываем вместе». (Приложение №9)

В группе я стараюсь создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Для достижения поставленной цели необходимо:

организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.

создать условия для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.

2.3. Контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанной модели реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ. Для определения эффективности проделанной работы, мною был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группе по физическому развитию. (Приложение №10)

Параметры Экспериментальная гр. Контрольная группа
Антропометр. данные 86% 85%
Мышечная сила 62,5% 60,5%
Бег 30 м. 63,5% 60%
Метание 60% 62%
Прыжки в длину 68% 62%

Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группе по психическому развитию. (Приложение №11)

Параметры Экспериментальная гр. Контрольная группа
Внимание 65% 55%
Память 67,5% 57,5%
Мышление 65% 52,5%
Эмоц.волевая сфера 45% 60%

Анализируя и сравнивая полученные в ходе контрольного эксперимента данные, следует отметить, что уровень заболеваемости в экспериментальной группе снизился на 30%. В то время как в контрольной группе уровень заболеваемости снизился лишь на 13%. Так же отмечается повышение уровня физического и психического развития детей в обеих группах. Но, в экспериментальной группе прогресс гораздо сильнее. Это легко увидеть на сравнительной таблице результатов контрольного эксперимента (рис.2). В среднем уровень развития детей экспериментальной группы выше на 19%.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод: работу в данном направлении нужно продолжать, расширять и углублять, так как она дает хорошие результаты.

Сравнительная таблица результатов контрольного эксперимента. Рис.2

 

Вывод по главе II

Таким образом, мы можем констатировать, что используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе ДОУ разработанной нами модели внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, были созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; были внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. Так же создан банк данных психологической, педагогической и методической литературы по проблеме.

Заключение

Дети – это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей и в наших силах выполнить данные требования. Данное исследование не претендует на полноту всестороннего раскрытия исследуемой проблемы. Оно позволило обозначить перспективы дальнейшей её разработки. Дальнейшие исследования могут касаться конкретизированной разработки отдельных компонентов рассматриваемой модели, изучение и разработка технологий здоровьесбережения педагогического персонала, разработка предметных приемов, способов и средств здоровьесберегающего обучения.

Исследование названных и других вопросов может способствовать сохранению здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Список литературы.

Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.

Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.

Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам – М.: Владос, 2004.

Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми. – М.: Мозаика-синтез, 2005.-96 с.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000

Леви-Гориневская Е. Г., Быкова А. И. «Закаливание детского организма» М., 1962 г.

Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М., 2001 г.

Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000 г.

Маркова Л. С., «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М., 2002 г.

Пpаздников В.П. Закаливание детей дошкольного возpаста - М., 1988. С. 220.

Раевский А.В. Восточная гимнастика // Обруч. – 2003. – № 6

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

 

Приложение №1. Анкета для родителей «Здоровый образ жизни».

1. Каково состояние Вашего здоровья?

а) очень хорошее

б) хорошее

в) нормальное

г) плохое

2. Каково состояние здоровья Вашего ребенка?

а) хорошее

б) нормальное

в) плохое

3. Когда в последний раз проверяли состояние своего здоровья?

а) в этом месяце

б) в этом полугодии

в) в этом году

г) более года назад

д) не помню

4. Когда в последний раз проверяли здоровье ребенка?

а) в этом месяце

б) в этом полугодии

в) в этом году

5. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимаюсь

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а)постоянно

6) часто

в)очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы свое питание рациональным?

а) да

б)отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

8. Считаете ли Вы питание своего ребенка рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

9. Как Вы проводите свой отпуск?

а) на море

б)дома

в)в санатории

г) в деревне

д) когда как

10. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

11. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

12. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ______________________________

г) в д/саду

13. Вы ведете здоровый образ жизни?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

14. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

а) да

б) затрудняюсь ответить

15. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

16. Как вы считаете, почему ваш ребенок болеет?

а) хронические заболевания

б) слабое здоровье

в) мало уделяем внимание закаливанию

17.Какие виды закаливания вы используете дома?

а) утренняя гимнастика

б) в летнее время загорание, воздушные ванны, гуляем босиком по земле

в) в зимнее время прогулки

18. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка?

В анкетировании приняли участие 27 родителей. Анализ результатов анкет позволяет сделать заключение о том, что у всех испытуемых здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций. Так, родители указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, осмысленная жизнь, общение с природой, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье, ощущение счастья, правильное питание, духовная жизнь, гармония с собой, саморазвитие, закаливание, гигиена, оптимистичное отношение к жизни, деятельность на пользу обществу, режим дня. Сюда же некоторые родители относили материальное и физическое благополучие, и здоровье окружающих, рассматривая их как факторы здоровья. Однако, анализируя анкеты, можно сделать вывод о низком уровне валеологической грамотности родителей воспитанников. В связи с этим была разработана модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями.

1 этап – ознакомительный.

Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение).

Выделения групп риска (по результатам исследования).

2 этап – общепрофилактический.

Наглядная агитация (стенды, памятки).

Встречи со специалистами.

3 этап-работа с группой риска.

Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы).

Коррекция родительских установок (тренинги, беседы).

4 этап - индивидуальная работа.

Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания.

Консультативная индивидуальная помощь.

5 этап – рефлексивный.

Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения).

Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов).

6 этап – интегративный.

Совместные мероприятия.

Дискуссии (совместное обсуждение проблем).

7 этап – перспективный.

Совместное обсуждение планов на будущее.

Так же, наметились темы консультаций, которые родители хотели бы получить по поводу физического развития своих детей: «Профилактика плоскостопия, нарушений осанки», «Формирование правильного дыхания у детей», «Особенности физического развития детей», «Профилактика заболеваний, закаливание», «Результаты диагностики состояния здоровья ребенка», «Содержание физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».

 

Приложение 2. Методика определения темперамента дошкольников Т.А. Блюминой

  ФЛЕГМАТИК с вариантами ХОЛЕРИК с вариантами САНГВИНИК с вариантами МЕЛАНХОЛИК с вариантами
На улице Отпускает руку взрослого Отпускает руку взрослого Отпускает руку взрослого Не отпускает
Эмоции Почти не плачет, при боли кривится, редко громко смеется, чаще улыбается, не сердится, не дерется, не мстит Упорно плачет с криком, в гневе дерется, любит отомстить за обиду, смеется очень громко, хохочет Плачет громко, но недолго; смеется очень часто, не гневлив, не драчлив, обижается ненадолго Не кричит, плачет беззвучно, долго, горестно; смеется редко, очень обидчив и долго помнит обиды
Ласки Не любит нежничать Не любит нежничать Очень любит нежности, ласки, объятия, сам много ласкается Любит нежности, но сам мало ласкается
Наиболее частые причины плача (крика) Не плачет, не кричит Упорно кричит при невыполнении желаний, запретах Кричит и плачет недолго в любых ситуациях Плачет при расставаниях с близкими, резком тоне, обидах, угрожающих ситуациях
Мимика лица Спокойная, мало изменчивая Резкая, нечасто изменчивая Быстро изменчивая, очень живая, веселая Мало изменчивая, грустная
Выражение лица (наиболее часто) Спокойно-созерцательное Боевое, драчливое, сердитое, сосредоточенное, деловитое Веселое, смешливое, игривое Задумчивое, внимательное, грустное, обиженно-плаксивое, встревоженное
Голос Спокойный, негромкий, ровный Резкий, громкий, пронзительный Живой, веселый, звонкий Тихий, просительный, изредка дрожащий
Речь Неразговорчив, говорит медленно Говорит быстро, требовательно Болтлив, “трещетка” Говорит мало; с близкими чаще
Движения Медленные, размеренные, неповоротливы; усидчив, осмотрителен Резкие, неосторожные, порывистые, расшибается Быстрые, легкие, мягкие, ловкие; неусидчив, вертляв, попрыгун Не цепкие (роняет), неуверенные, с задержками, неплавные, неловкие; усидчив.
Желания Несильные, не напряженные, но устойчивые Сильные, устойчивые, упорные, отказ усиливает желание Изменчивые, неустойчивые, не упорствует; отказ ослабляет желание Очень слабые, ненапряженные; мягкий запрет снимает желание
Воспитателям подчиняется Спокойно, с задержкой выполнения; бывает упрям С сопротивлением, иногда делает назло, сильное упрямство Охотно без сопротивления, но нередки капризы, шалости, непослушание Охотно с готовностью, но страдает и обижается при жестких требованиях
Любит выполнять поручения Самостоятельно Самостоятельно С участием взрослого С помощью взрослого
Предпочитает игры-занятия Сидячие, спокойные, малоподвижные (напр., строительные) Подвижные, озорные, соревнования, борьбу Подвижные, забавы, пение, танцы, выступления “артиста” Сидячие волнующие (сказки, музыка, рассматривание)
Дольше всего занимается Спокойной сидячей игрой (конструктором, строительной) Подвижной игрой спортивного типа Подвижной игрой и художественно-ролевой Сидячей игрой типа художественного созерцания; куклами
Предпочитает играть В одиночку, реже в парах-группах Коллективно, соревновательно Коллективно с речевым и эмоциональным общением В паре, но часто и в одиночестве
Излюбленные игрушки Строительно-конструкторский материал, машины Машины, мячи, оружие, палки Куклы, мячи, скакалки Куклы, животные
Игрушки Свои бережет, неохотно отдает, у чужих не отбирает Отбирает чужие, не отдает свои, часто ломает Любит меняться, легко отдает, не бережет, забрасывает, ломает Очень бережет, привязан к любимым игрушкам, не отбирает
В коллективной игре Подчиняется легко; независим Командует, заводила; не подчиняется Инициатор, но не командует; легко подчиняется Подчиняется с трудом и не командует; обижается
Соревноваться Любит, но не азартен Любит, азартен, сердится при проигрыше Радуется соревнованию и при проигрыше Не любит, избегает соревнования
В конфликте с другим ребенком а) спокойно медленно, уступает (Ф); б) спокойно упорно сопротивляется, молча дерется (ХФ); в) уступает с готовностью (ФМ) а) дерется упорно с громким криком, азартно гоняется, не уступает, мстит (Х); б) уступает с громким долгим плачем, угрозами и жалобами, замахивается, но не дерется (ХМ); в) гоняется без крика и дерется (ХХФ) а) уступает весело с недолгим плачем (С); б) сопротивляется, но спокойно, без плача, не дерется (СФ); в) дерется с недолгим криком, но также и уступает без угроз (СХ) а) уступает со слезами и обидой, без плача (М); б) уступает с плачем, жалобой, обидой, но не угрожает (СМ)
К похвале Равнодушен и сам не хвалится Хвалится сам, не переносит, когда хвалят других Часто хвалится сам, ценит похвалу Не хвалится, но очень отзывчив на похвалу
Быть в центре внимания и распоряжаться (командовать) Не стремится Постоянно стремится командовать (Х, ХХС, ХХМ). Важничает, но не командует (ХХФ). Очень любит и стремится выступать, быть в центре (с). умеет весело командовать (СХ) Боится, стесняется
В групповом общении с детьми Мало активен а) дразнит, нередко толкает (Х); б) обижает, бьет, угрожает (ХХМ) а) затейник, подражает, веселит, развлекает (С); б) защищает, ласкает, обнимает (СМ) Оберегается, не подражает
Среди новых детей Сдержан, молчит Независим, задирист Повышенно жизнерадостен, оживлен, разговорчив Робеет, теряется, подавлен, испуган
При знакомстве с новым взрослым челов


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: