Воплощение дизайн-концепции в макете и перспективе




 

Изделие на стадии художественно-конструкторского проекта подвергается определенной пластической проработке: цвет, как и характер поверхности (гладкая, шероховатая, фактурная), конкрети­зируется. При разработке художественно-конструкторского проекта любого изделия выбор фактуры поверхности столь же важная зада­ча, как и выбор материала.

Один и тот же материал может выглядеть по-разному при различной обработке его поверхности. Фактура (это внешнее строение поверхности формы) имеет большое значение восприятии формы. Она создает зрительный образ изделия и высту­пает одним из основных источников осязательной информации.

Ис­пользуя в проекте ту или иную фактуру поверхности, проектиров­щик должен учитывать те конкретные условия, при которых она бу­дет восприниматься. Это и удаленность от наблюдателя, и характер освещения и др. В восприятии формы изделия важное значение имеет также и текстура (наблюдаемые на поверхности внешние при­знаки структуры материала, из которого предмет изготовлен). Наиболее полно текстура выявляется на гладкой, хорошо отшлифо­ванной или полированной поверхности. Например, дерево, мрамор, гранит и др. тщательно полируют с целью выявления текстуры.

Если же изделие имеет криволинейные очертания, то здесь требуется особенно активное участие художника-конструктора. На этой же стадии предусматривается изготовление макета.

В настоящее время каждый из приведенных этапов проектирования наряду с традиционной формой представления может быть выполнен с применением компьютерных программ.

МАКЕТИРОВАНИЕ

Макетирование - метод и процесс объемного проектирования изделий, их частей и деталей. Макетирование дает художнику- конструктору наглядную информацию о создаваемых объектах и позволяет сделать заключение о соответствии процесса проектиро­вания условиям проектной задачи. По сравнению с чертежным про­ектированием макетирование значительно сокращает процесс созда­ния нового изделия - сокращается срок разработки и повышается качество изделия.

На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъ­емными. В этом случае по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере.

Макет - объемное материальное изображение объекта, позволя­ющее оценить особенности проектируемого изделия (объемно­пространственную структуру, фактуру поверхности, размеры, про­порции, функционирование и т.д.). Макеты различают по степени приближения к реальному изделию, по масштабу, по используемым материалам и т.д. Макет, наиболее полно имитирующий внешний вид промышленного изделия и некоторые его функциональные ка­чества, в инженерной и художественно-конструкторской практике иногда называют моделью.

Макет обеспечивает эффективное внедрение разработок, так как позволяет рабочим и специалистам изучить будущий объект произ­водства в процессе проектирования, задолго до того, как будет готов опытный образец.

Роль макета на разных этапах проектирования неодинакова и в соответствии с этим определяется технология его изготовления и выбирается материал. На первой стадии от макета требуется переда­ча общей формы или (при сложном строении прототипа) сочетания его частей. Для удобства исследования в некоторых случаях жела­тельно, чтобы он был составным и мог разбираться.

В начале проектирования макет, в основном, предназначен для \JLh^X самих проектировщиков, поэтому он не обязательно должен обла- дать внешней привлекательностью, но составляющие его внутрен­ние блоки должны иметь возможность перемещаться, менять свое взаиморасположение, сочетаться по-разному.

При проектировании простых предметов поверхность макетов должна быть податливой для того, чтобы можно было придавать ей ту или иную форму в поисках наилучшего решения. Нужно, чтобы проектировщик имел возможность срезать часть материала или, напротив, нарастить, налепить или подклеить его на поверхность макета. Так как макет на эскизной стадии должен быть в какой-то мере условным, то не следует использовать те материалы, из кото­рых данное изделие будет выполняться в натуре.

При проектировании предметов со сложным объемно­пространственным строением материал должен помогать вести по­иски вариантов. Необходимо предусмотреть возможное^, сочленять и отделять детали, менять объемно-пространственное строение. Структура некоторых объектов требует изготовления динамических моделей, так как отдельные их элементы должны проверяться лишь при перемещении одного по отношению к другому. Все варианты макетов следует сохранять до конца работы. Их сравнение необхо­димо в процессе поиска оптимального решения.

Выделяют два вида макетов - черновые и чистовые. В зависимо­сти от выполняемых функций макеты могут быть поисковыми или демонстрационными.

Черновые макеты являются рабочими или поисковыми. Их обыч­но изготавливают из мягких материалов (пластилин, пенопластдр.) без тщательной отделки, отсюда и название - черновые. Эти макеты предназначены для совместной работы художника- конструктора и специалистов, участвующих в создании изделия. Поисковые макеты обладают различной степенью законченности и допускают возможность разнообразных переделок, как в деталях, гак и в целом. Они являются самыми простыми по технологии изго­товления и применяемым материалам.

После поискового макета переходят к чистовому макету, который изготавливают из более прочного материала (гипс, оргстекло, стек­лопластики, полистирол, дерево и т.д.).

Чистовой демонстрационный макет - итог работы над проектом. Он должен дать более полное представление об объекте проектиро­вания. Внешняя форма предмета должна быть окончательно уточ­нена вне зависимости от величины и значимости изделия. По чисто­вым макетам специалисты оценивают результаты проектирования с производственной, экономической и потребительской точек зрения. Чистовые макеты, как правило, не подлежат переделке и хранятся как эталоны.

В ряде случаев макет следует выполнять обязательно в натураль­ную величину. Это касается в первую очередь всевозможных руч­ных инструментов - медицинских, промышленных, бытовых.

Выбор того или иного масштаба макета определяется рядом при­чин, но должно соблюдаться соответствие между особенностями каждого этапа проектирования и избираемым масштабом. Поэтому сначала принимается мелкий масштаб, а уже по мере работы над проектом, по мере завершения компоновки изделия переходят на более крупный масштаб. Масштаб «чистового» макета выбирается в зависимости от реальной величины предмета и практических воз­можностей его выполнения. другие материалы.

Бумага и картон очень часто применяются при макетировании. Бумажные и картонные макеты дешевы, легки и достаточно прочны. Применение синтетических клеев, которые обладают замечательной прочностью и очень быстро схватываются, облегчило моделирова­ние криволинейных поверхностей из бумаги. Недостатком бумаж­ных моделей является то* что при последующей работе в бумажные модели трудно вносить какие либо коррективы.

Трудно также с по­мощью бумаги передать двойную кривизну поверхности, бумажная модель чаще всего строится на сочетаниях прямоугольных и цилин­дрических фигур. Но, с другой стороны, бумага удобна при проекти­ровании сложных, состоящих из нескольких блоков изделий.

Из бу­маги можно легко смоделировать различные варианты конструкции для последующего сравнения и определения оптимального решения. Представлены макеты из бумаги спортивного комплекса и жилого дома.

При применении бумаги на стадии чистового моделирования необходимо внешнюю форму предмета определить заранее, т.е. предварительно спроектировать ее во всех мельчайших подробно­стях с тщательно сделанными развертками и разрезами, учитывая трудности при внесении корректировки.

Из бумаги можно моделировать не только основу изделия, но и различные его детали: колеса, шкивы, рычаги, рукоятки и т.д. Для того, чтобы их толщина была правдоподобной, бумагу склеивают в несколько слоев. Часто бумагу склеивают для того, чтобы весь макет был прочнее и меньше деформировался. Для этого склеивают пред­варительно два-три слоя бумаг и и ненадолго кладут под пресс. Если бумагу размочить, то ей можно придать пластическую форму, вы­давливая на ней небольшие рельефы.

Наряду с бумагой в макетировании широко применяется картон всех сортов (листовой и рулонный, рыхлый и плотный, толстый и тонкий). Разница в изготовлении бумажных и картонных макегов незначительна, картон труднее изогнуть из-за его толщины и ломко­сти, поэтому линию сгиба надрезают с противоположной стороны.

Недостатком бумажных и картонных макетов является то, что они недолговечны, а под влиянием влаги разбухают, коробятся и деформируются.

Для экономии материала середину макета можно заполнить деревом, пенопластом. Размеры этого заполнения зависят от величины неиз­меняемой части изделия. После того, как найдена внутренняя струк­тура изделия, на болванку накладывается пластилиновая оболочка. Она прорабатывается и получает пластическое завершение.

При работе над пространственными структурами и тонкими де­талями применяют армирование из проволоки или металлического прутка. В ряде случаев, когда проектируемый объект в действитель­ности не имеет основания или имеет сложную структуру, макет можно подвешивать с помощью крюка, прикрепленного к деревян­ному бруску, закрепленному над столом. В этом случае макет будет доступен и сбоку, и сверху и снизу.

Дерево применяется чаще всего для чистовых макетов, так как оно трудно обрабатывается и для поисковой работы малопригодно. Дереву можно придать любую форму и сохранить его естественную структуру. Когда макет имитирует изделие, а поверхность должна соответствовать какому либо определенному материалу, дерево подвергают тщательной обработке (шпаклевка, окрашивание, метал­лизация и т.д.).

Деревянные макеты могут сохраняться долго, но они боятся сырости: при повышенной влажности или перепаде темпера­тур они коробятся и трескаются.

Легким и удобным для макетирования материалом является пе­нопласт. Он идет на изготовление как поисковых, так и чистовых макетов. Все сорта пенопласта хорошо режутся, строгаются и склеи­ваются с другими материалами.

Строение пенопласта напоминает структуру застывшей пены. Легкий пенопласт чаще всего применя­ют в качестве заполнителя, в качестве основного материала он мо­жет служить только в случае макетирования мягких игрушек или надувных изделий.

Более прочные и жесткие сорта пенопласта могут служить для моделирования изделий самой различной формы. Их часто применяют для изготовления чистовых макетов со сложными поверхностями (дорожные машины, медицинское оборудование). Для макетов из пенопласта удаление лишнего материала или нара­щивание недостающего является несложной задачей. Даже твердые сорта пенопласта легко режутся ножом. Составные части макета можно скреплять с помощью различных клеев.

В настоящее время в практику макетирования прочно вошли по­лимерные материалы (полистирол, оргстекло, целлулоид и т. д.). Они обладают большой прочностью, ровной поверхностью, со вре­менем не подвергаются деформации и легко склеиваются. Несмотря на некоторое внешнее сходство, все названные материалы обладают своими, присущими только им качествами.

Полистирол выпускается белого цвета и различных оттенков го­лубого, зеленого и оранжевого. Толстые листы легко режутся пилой и лобзиком, тонкие можно разрезать ножницами. Полистирол хоро­шо гнется и штампуется, сгибается в горячей воде, склеивается раз­личными клеями. О ргстекло - это термопластичный про­зрачный пластик, продаваемый под торговыми марками плексиглас, химакрил, перспекс, акрипласт и др. Это более прочный, чем поли­стирол, но более дорогой материал для макетов. Прочность оргстек­ла выше, чем полистирола, но пластические свойства хуже: оргстек­ло нельзя разрезать ножницами - оно ломается; формуется оно тоже плохо.

Оргстекло хорошо поддается механической обработке - фре­зеруется, сверлится, обтачивается, полируется и хорошо склеивает­ся. Готовый макет из оргстекла можно окрасить и металлизировать.

Целлулоид отличается прочностью и вязкостью, его можно ре­зать ножницами. Выпускается в виде прозрачных или окрашенных в разные цвета пластин. Он эластичен и гибок, хорошо склеивается с

омощью ацетона и клеев. Недостатком целлулоида является его горючесть.

Макеты из полистирола.

Для выполнения чистовых моделей часто применяется гипс. Чи­стовой макет делается по готовой, найденной в процессе проектиро­вания модели: с нее снимают черновую или кусковую форму, затем эту форму смазывают и заливают гипсом. После схватывания форму удаляют и полученная модель, в точности повторяющая оригинал, готова.

В некоторых случаях прибегают к сочетаниям различных матери­алов, учитывая их внешние качества и механические свойства. На рис. 149 представлен демонстрационный макет учебного астрономи­ческого комплекса, выполненный из различных материалов.

Только при удачном соче­тании материалов макет приобретает дополнительную информатив­ность, а иногда и новые эстетические качества. В каждом отдельном случае сочетание материалов решается по-своему. Здесь имеет зна­чение не только демонстрация свойств материала и его рациональ­ное использование, но и возможность выразить в макете суть автор­ского композиционного замысла.

Для придания изделию тех или иных внешних характеристик - цвета, фактуры - часто используют разного рода отделочные мате­риалы (покрытия).

Когда требуется имитация того или иного материала, чаще всего передают его основные внешние признаки. Для передачи металла, например, можно пользоваться методом гальваноплаегики.

Для имитации материалов макета в последнее время часто ис­пользуются самые разнообразные самоклеящиеся пленки, которыми можно покрыть любую поверхность. Примером таких пленок модно назвать мягкую, эластичную самоклеящуюся пленку Оракал, кото­рая выпускается в широкой цветовой гамме.

 

 

Компьютерная графика

Компьютерная графика с успехом может заменить трудоемкий процесс ручного создания макета. Применение виртуального ком­пьютерного макетирования значительно сокращает время, затрачи­ваемое на художественное проектирование объекта, и в ряде случаев позволяет отказаться от подготовки реальных физических макетов.

Виртуальное макетирование дает дизайнеру возможность создать на экране трехмерное подобие проектируемого объекта, которое мож­но рассматривать с разных сторон, уточнять конструкцию, вносить изменения, моделировать использование в электронном прототипе самых разных материалов - от бумаги и картона до металла и кера­мики.

Общий процесс проектирования промышленных изделий пред­ставляет собой совокупность конструкторских, дизайнерских и эр­гономических работ, причем и конструктора, и художники, и эрго­номисты включаются в работу, начиная с первой стадии проектиро­вания.

Существует два варианта проектирования. Первый вариант - аналогичное изделие уже существует, то есть речь идет о каком либо усовершенствовании или модернизации существующей модели. Де­ло в том, что старение внешней формы промышленного изделия идет быстрее, чем техническое старение, поэтому этот вариант про­ектирования встречается довольно часто. Изделие, положенное в данном случае в основу работы, называется прототипом.

Второй вариант - создание принципиально нового технического) изделия. В машиностроении такие задачи являются повседневными. Любое изменение технологии изготовления, появление новых не­обычных задач, новых операций или неизвестных ранее технических принципов вызывают необходимость создания ранее не существую­щих устройств.

Важную роль в процессе проектирования играет календарный план (последовательность выполнения), который составляется из расчета общего времени, отведенного для выполнения проекта, с учетом особенностей каждого этапа.

В результате длительного опыта проектирования промышленных изделий выработана определенная последовательность работы. Весь. процесс проектирования делится в этом случае на ряд стадий, начи­ная с подготовительной и кончая выполнением опытного образца. Последовательность выполнения этапов и их значение во многом Ч. зависит от вида изделия: для проектирования некоторых из них важ- < на начальная стадия (например, игрушки, посуда); при создании сложных устройств иногда большее внимание уделяется конечной стадии.

Первая подготовительная (предпроектная) стадия начинается с \ /J изучения задания на проектирование, подробного ознакомления с темой проекта, определений цели разработки, технических принци­пов и условий эксплуатации и заключается в сборе и‘анализе мате­риала по теме проекта. На этом этапе выявляются требования тех­нической эстетики к объекту проектирования, проводятся функцио­нальные, эргономические и экономические исследования. Результа­ты функционального анализа систематизируются, и у проектиров­щика складывается объективная оценка изделия, становятся ясными

Конструкторская графика используется в работе инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей новой техники. Этот вид компьютерной графики является обязательным элементом САПР (систем автоматизации проектирования). Средствами конструкторской графики можно получать как плоские изображения (проекции, сечения), так и пространственные трёхмерные изображения.

Иллюстративная графика — это произвольное рисование и черчение на экране компьютера. Пакеты иллюстративной графики относятся к прикладному программному обеспечению общего назначения. Простейшие программные средства иллюстративной графики называются графическими редакторами.

Заключение

В процессе изучения данного вопроса выяснилось, что методика дизайна заимствована из самых разнообразных источников. Ее большая часть взята из различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, театра и кинематографа) и разных областей техники, экономики, социологии, прикладных наук.

Для каждого проекта мы имеет возможность выбирать из существующего множества методик проектирования наиболее подходящую для конкретной ситуации, что в дальнейшее влияет на разработку концепции и на видение проекта в целом.

Для меня было важно изучить вопросы методологии проектирования в дизайне и разработки концепции с тем, чтобы эффективно использовать в своей проектной деятельности.

 

 

Список литературы:

1. Быстрова Т.Ю. - Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.-288 с.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник/ Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. - М., «Архитектура - С», 2004, 288 с.

3. Шимко В.Т. - Архитектурно-дизайнерское проектирование. - М., «Архитектура - С», 2004

4. Интернет ресурс Википедия, www.vikipedia.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: