1.1. Развитие общества на современном этапе характеризуется повышенным вниманием к культуре. Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область муниципального регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Приоритетом муниципальной политики в области культуры является решение следующих задач:
воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;
развитие творческого потенциала жителей округа, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
сохранение культурных ценностей и традиций, материального и нематериального наследия культуры и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития Лысьвенского округа.
Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. В случае отказа от применения программно-целевого метода возможны следующие негативные последствия:
разрозненные действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед муниципалитетом задач в сфере культуры;
неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников;
ухудшение и моральное устаревание материально-технической базы учреждений культуры и снижение качества досуга жителей округа;
снижение уровня подготовки кадров в сфере культуры;
стагнация в развитии самобытной культуры многонационального населения и духовных ценностей жителей округа;
ослабление культурно-духовного единства многонационального населения округа;
ограничение влияния муниципальных органов на состояние культуры в округе в целом;
замедление процесса создания условий для творческой самореализации лысьвенцев.
Для предотвращения негативных последствий при формировании Программы учитывались следующие принципы:
комплексное решение задач реализации муниципальной политики в области культуры в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса (органов местного самоуправления, общественных и иных немуниципальных организаций);
социальная ориентированность мероприятий Программы, касающихся сохранения и развития культуры и культурного наследия;
поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов Программы, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
адаптация проектов и мероприятий Программы к изменяющимся внутренним и внешним условиям развития сферы культуры;
инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.
Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов и понесенных затрат, может быть обеспечена за счет ускоренной реализации культурных проектов и повышения качества услуг в сфере культуры.
Сфера реализации программы направлена на:
- обеспечение равного доступа к культурному продукту всего населения ЛГО вне зависимости от территории проживания и состояния здоровья;
- сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия;
- повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры;
- создание условий для получения дополнительного образования и приобщения к искусству и культуре детей;
- сохранение объектов культурного наследия, расположенных на территории ЛГО;
- приведение в нормативное состояние учреждений культуры.
1.2. Сохранение и развитие профессионального искусства.
В муниципальной собственности находится 1 театр.
Театр вносит большой вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественного театрального искусства, обеспечивает творческую преемственность поколений в театральном деле, несет большую просветительскую и воспитательную миссию.
Из двух видов театральной деятельности – создание и показ спектаклей – определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок.
Количество постановок напрямую зависит от финансирования. Недофинансирование новых постановок из местного бюджета приводит к тому, что некоторые муниципальные театры вынуждены сокращать количество новых спектаклей, другие же концентрируются на выпуске спектаклей камерного характера, не требующих значительных вложений. С 2017 года осуществляется проект партии Единая Россия по поддержке театров малых городов. Благодаря этому Лысьвенский театр радует своих зрителей новыми постановками.
Одним из механизмов обеспечения доступности театрального искусства является развитие и поддержка гастрольной и фестивальной деятельности.
Лысьвенская театр – один из признанных лидеров в Пермском крае, что подтверждается регулярными успехами театра на театральных конкурсах, фестивалях. Как и везде существует потребность в профессиональных кадрах. Театр по мере возможности направляет своих сотрудников на семинары, учёбу, курсы повышения квалификации. Ведёт работу по обновлению труппы, омоложения коллектива театральных цехов.
Мобильность творческих кадров – непременное условие для развития театрального искусства, а также для поддержания единства культурного пространства страны. Необходимость актерской миграции определяется не только причинами занятости, но и сменой художественного руководства театра, стремлением выхода на новую зрительскую аудиторию и др.
Возможность миграции творческих кадров может быть обеспечена за счет предоставления (приобретения) театру жилой площади (служебных квартир) для временного проживания приглашаемых на работу артистов, режиссеров, художников и других специалистов. Также для привлечения и закрепления артистического персонала на территории ЛГО проводится кадровая политика, а именно: оплата процентов по жилищным кредитам, компенсация актерам за аренду (найм) жилья.
В сфере театрального искусства необходимо реализовать комплекс мероприятий и, в первую очередь, необходимо предпринять меры для:
сохранения творческого потенциала репертуарного театра;
повышения уровня оплаты труда работников театральной сферы до средней заработной платы по региону.
1.3. Сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия.
Одним из основных механизмов обеспечения культурной политики, направленной на сохранение и развитие традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия, является сеть учреждений культурно-досугового типа.
На территории ЛГО действует 2 Национально-культурных центра татар.
Учреждения культурно-досугового типа удовлетворяют широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, вносят большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию традиционной культуры, обеспечивают преемственность поколений в сохранении национальных культурных традиций, несут большую просветительскую и воспитательную миссию.
В Лысьвенском городском округе – 22 учреждений культурно-досугового типа, из них 20 учреждений – в сельской местности. В 2017 году на территории, подведомственной Кыновскому территориальному управлению администрации города Лысьвы, в целях эффективного использования денежных средств два муниципальных бюджетных учреждения культуры были объединены в одно учреждение, что позволило сократить затраты на административно-управленческий персонал. Объединение двух юридических лиц позволило высвободить денежные средства, на открытие нового клуба в п. Россоленки.
В 2016 году в муниципальную собственность приобретено здание центра творчества и досуга, которое находилось в ведомственном подчинении. На базе приобретенного здания было организовано новое учреждение МАУ «Лысьвенский культурно-деловой центр», в состав которого вошли структурные подразделения ликвидированного МБУК «РМЦ НТ и КДД».
Наиболее яркой и привлекательной формой проявления народного творчества являются фестивали и праздники народного творчества, проводимые на территории округа. Они бывают многожанровыми, ориентированными на народный календарь или специальными, по различным жанрам любительского художественного творчества. В любом случае, эти акции преследуют цели духовного возрождения, пропаганды народных традиций.
В настоящее время в данном секторе культуры наблюдается ряд проблем, требующих неотложного решения:
сокращение сети учреждений культурно-досугового типа. Оптимизационные меры, призванные обеспечить наиболее эффективные пути развития учреждений культуры, не должны сводиться к механическому сокращению сетевых и штатных единиц, все принимаемые решения должны быть основаны на анализе данных по количеству услуг, предоставляемых отдельными учреждениями культуры, их штатной численности и кадровому составу;
снижение платежеспособного спроса населения (особенно в сельской местности, где сконцентрирована подавляющая часть культурно-досуговых учреждений);
ухудшение материально-технического оснащения культурно-досуговых учреждений;
недостаточное кадровое и финансовое обеспечение для развития любительского творчества (любительских коллективов, кружков).
Для решения указанных проблем, в первую очередь, необходимо:
обеспечить повышение уровня оплаты труда работников культурно-досуговой сферы до средней заработной платы по региону;
оказать адресную поддержку развитию инновационных процессов в деятельности муниципальных учреждений культурно-досугового типа.
1.4. Организация и проведение значимых мероприятий в сфере культуры и искусства.
В Лысьвенском округе ежегодно реализуется более двадцати крупных разножанровых мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и качества жизни в округе.
Самые значимые из них – фестивали «Взлетка», «Кыновские зори», «Через тернии к звездам», «Парнасские забавы», Конкурс художественного слова, «Национальная изба», Открытый поэтический конкурс имени ветерана Великой Отечественной войны Поликарпа Шестакова, межмуниципальная эколого-просветительская конференция «Экология. Просвещение. Мы», конференция «Лысьвенский район как объект краеведческих исследований», ежегодная «Встреча у Пушкина» в парке культуры и отдыха им. А.С. Пушкина и многие другие.
Основными задачами значимых мероприятий в сфере культуры и искусства являются:
формирование качественного досуга и творческой самореализации жителей и гостей округа;
приобщение жителей ЛГО к мировым художественным ценностям, воспитание уважения к отечественной исполнительской культуре;
эстетическое воспитание подрастающего поколения, создание возможностей дальнейшего творческого совершенствования талантливой молодежи;
вовлечение в мероприятия культурных институций, творческих коллективов, индивидуальных участников вне зависимости от статуса и ведомственной принадлежности;
создание условий для развития рыночных отношений в социокультурной сфере через стимулирование и активизацию существующих на территории округа направлений искусства;
развитие событийного туризма;
развитие городской среды, в том числе создание новых площадок, развитие общественных городских пространств, формирование аттрактивной городской среды.
Необходимо поддерживать и продолжать традиции проведения значимых мероприятий в сфере культуры и искусства.
1.5. Сохранение и развитие библиотечного дела.
В условиях реформирования социально-экономической жизни, возрастания роли человеческого фактора в реализации концепции устойчивого развития российского общества, формирования гражданского общества неизмеримо возрастает роль информации и знаний. В этих условиях определяется особая роль библиотеки как социокультурного института, способствующего формированию человека новой формации, развитию его интеллектуального, гражданского и творческого потенциала.
Библиотеки Лысьвы традиционно играют важную роль в сохранении и продвижении культурного наследия. Они накапливают и хранят знания по всем областям человеческой деятельности, осуществляют краеведческую работу, создают в своем составе клубы по интересам, правовые, деловые и экологические информационные центры, участвуют в формировании культурно-исторического пространства города и села.
В ЛГО деятельность муниципальных библиотек органично встроена в социокультурные преобразования, на их площадках отрабатываются новые инновационные гуманитарные практики. Как информационные и просветительские учреждения они вовлечены в реализацию многих социально-значимых проектов, выполняют важные функции в становлении и развитии местного самоуправления.
Библиотеки объединяют свои усилия с образовательными, просветительскими, научными и общественными организациями в решении социально-экономических задач и оказывают влияние на качество жизни людей. Несмотря на большое количество проблем, интерес к библиотекам и чтению неуклонно растет.
В ЛГО функционируют 22 библиотеки, которые объединены в 4 учреждения, имеющие статус юридического лица.
Для некоторых населённых пунктов библиотека – единственная социокультурная площадка.
Основными проблемами, напрямую влияющими на качественное исполнение библиотеками своего предназначения, являются:
снижение темпов информатизации, низкий уровень обновляемости компьютерного парка, низкие темпы подключения муниципальных библиотек к Интернету, что затрудняет обеспечение свободного доступа к информационным ресурсам и как следствие влечет неисполнение задачи государственной политики развития информационного общества, изложенной в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»;
низкий уровень комплектования и обновляемости библиотечных фондов и их несоответствие установленным нормативам;
отсутствие кадровой библиотечной политики (прекратился приток молодых квалифицированных кадров в библиотеки из-за низкой заработной платы).
Для решения указанных проблем необходимо решить следующие задачи:
обеспечить повышение уровня оплаты труда работников библиотечной сферы до средней заработной платы по региону;
оказать адресную поддержку развитию инновационных процессов в деятельности муниципальных библиотек.
1.6. Сохранение, пополнение, популяризация музейного фонда и развитие музеев.
Музейный фонд Российской Федерации является неотъемлемой частью культурного наследия нации, духовным, интеллектуальным, экономическим, социальным и культурным капиталом общества, который, бесспорно, необходимо сберечь для последующих поколений.
В ЛГО существует 11 музеев, муниципальных – 1, частных и корпоративных – 10.
Ежегодно основной фонд муниципального музея пополняется. Пополнение основного фонда музея происходит за счет неравнодушия жителей Лысьвенского округа и друзей музея. Необходимо при формировании бюджета музея предусматривать бюджетные средства на пополнение фондов. МБУК «Лысьвенский музей» размещен в здании исторического памятника регионального значения «Народный дом, построенный на средства графа П.П. Шувалова». С апреля 2014 г. в оперативное управление музея передано здание «Дом владельца завода П.П. Шувалова». Планируется поэтапное введение в эксплуатацию исторического здания, тем самым расширение экспозиционного пространства и выставочной деятельности, а также формирование историко-культурного, просветительского центра округа. В этом здании уже расположен выставочный зал и экспозиция «Секреты Лысьвенской эмали». Также реализовано 3 выставочных проекта в рамках краевого конкурса «Модернизация музейного дела».
Одним из главных, базовых направлений деятельности Лысьвенского музея является научно-исследовательская работа, которую необходимо активизировать за счет увеличения штата научных сотрудников и эффективного распределения нагрузки. Остается проблемой оцифровка фондов музея, её предстоит решить путем привлечения волонтеров и эффективного планирования.
В Лысьвенском музее работают девять программ по разным направлениям краеведческой деятельности для учащихся школ и дошкольников. Студенты средних специальных учебных заведений и ВУЗов города Лысьвы – постоянные посетители тематических выставок и мероприятий, проводимых музеем.
Так, по итогам 2016 года Лысьвенский музей занимает первое место в крае по реализации образовательных программ. Посещаемость музеев школьниками и студентами, участвующими во всех видах мероприятий, ориентированных на детскую и юношескую целевую аудиторию постоянно растет.
Музей ставит перед собой задачу расширять круг своих постоянных посетителей и единомышленников. В планах – активная работа с подростками, пожилыми людьми, инвалидами, будущими мамами. Для этих категорий планируется разработка специальных программ и форм взаимодействия.
На сегодняшний день выделяют несколько блоков взаимосвязанных проблем, которые испытывает музей.
Дефицит экспозиционных и фондовых площадей. Площади не соответствуют установленным нормам хранения музейных предметов. Отсутствуют измерительные приборы и специальные фондовые стеллажи. Фонды постоянно пополняются, что требует специально оборудованных помещений и создания условий хранения. Существует нехватка компьютерного оборудования с установленными специальными программами для учета фондов.
Физический износ зданий и сооружений, а также оборудования, используемых для экспонирования и хранения музейных предметов.
Острый дефицит средств на реставрацию и консервацию музейных предметов. Реставрационные работы проводятся только в рамках целевых программ.
Дефицит узких специалистов в музейной отрасли, в т.ч. искусствоведов, реставраторов, хранителей.
Для решения проблем необходимо:
увеличить штат сотрудников музея;
обеспечить повышение уровня оплаты труда работников музейной сферы до средней заработной платы по региону;
внедрять новые формы работы с посетителями (города, региона, страны) и выводить их на качественно новый уровень;
повышать материальную базу музея, обновлять музейное и мультимедийное оборудование;
активизировать межмузейную деятельность.
1.7. Развитие системы художественного образования.
Художественное образование играет важную роль в жизни округа, поскольку оно:
поднимает общий и личный уровень культуры жителей, что ведет к воспитанию толерантности;
уменьшает этническую и иную социальную напряженность;
расширяет сферы услуг, создает новые пространства для творческого самовыражения и роста, досуга и развлечения;
повышает культурную и инвестиционную привлекательность округа;
создает условия для формирования и развития генерации активных, созидательных, успешных людей, что привлекает в округ и удерживает в нем квалифицированные кадры.
В системе управления культуры администрации города Лысьвы – одно учреждение дополнительного образования (Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа) (далее – ДМШ), в нем обучаются 485 человек, работают 43 педагога (из них 12 совместителей).
В учреждении занимаются дети из разных социальных слоев, из семей с разным уровнем материального достатка, разных способностей, имеющих разный социальный опыт, что превращает это учреждение в значимую коммуникативную площадку социальной адаптации.
В сфере художественного образования немало стабильных достижений и эффективной динамики (высокие достижения учащихся на творческих конкурсах различного уровня, вовлеченность учреждения в актуальную культурную политику округа и т.д.).
В то же время система художественного образования сталкивается с рядом комплексных многофакторных проблем:
воспитание качественной, подготовленной аудитории не всегда осознается как одно из значимых направлений современного художественного образования;
отсутствует краевая единая информационная площадка, которая могла бы стать коммуникационной платформой для всех участников художественного образования;
одной из острых проблем ДМШ является нехватка музыкальных инструментов и оборудования, износ парка музыкальных инструментов составляет до 90 %;
недостаточность концертных музыкальных инструментов, в то время как наличие таких инструментов является одним из важных критериев исполнения программ на международных, всероссийских мероприятиях;
отсутствие соответствующих требованиям сегодняшнего дня информационного оборудования и цифровых технологий, учебные аудитории требуют ремонта;
наиболее ощутимыми остаются кадровые проблемы, заработная плата педагогов художественного образования ниже, чем в общеобразовательных школах, происходит старение кадров, недостаточен приток молодых специалистов.
Для решение вышеуказанных проблем детская музыкальная школа постоянно участвует в программах на софинансирование расходов краевого и федерального уровней. В учреждении предусмотрены денежные средства на участие Федеральной целевой программы «Культура России», которые будут направлены на приобретение музыкальных инструментов и информационного оборудования.
Сложившаяся ситуация не может быть изменена в пределах одного финансового года. Решение вышеуказанных вопросов требует длительных системных усилий, интеграции материально-технических, инфраструктурных, интеллектуальных и кадровых ресурсов; межведомственного взаимодействия с целью преодоления административных барьеров и достижения значимого эффекта.
1.8. Охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия.
В соответствии с законодательством об объектах культурного наследия, основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности и государственная охрана объектов культурного наследия всех видов и категорий объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Для этого объекты культурного наследия предлагается активно включать в структуру социокультурных процессов и экономический оборот путем использования самых разнообразных экономических и правовых механизмов. Основаниями для разработки данной Подпрограммы послужила необходимость реализации полномочий, возложенных действующим законодательством на органы исполнительной власти ЛГО, и решения вопросов муниципального значения, отнесенных к компетенции муниципального образования.
Специфика и межсубъектность взаимодействия в сфере культурного наследия обусловили необходимость решения этой задачи программно-целевым методом.
1.9. Приведение учреждений культуры в нормативное состояние.
В ЛГО в сфере культуры и дополнительного образования насчитывается 47 учреждений.
Основной проблемой названных учреждений является значительное несоответствие уровня и темпов развития институций (материально-технического и информационно-коммуникационного обеспечения) современным требованиям к институциям и инфраструктурным объектам сферы культуры.
Недостаточный объем проводимых ремонтных работ на объектах, занимаемых муниципальными учреждениями культуры, отсталость материально-технической базы учреждений культуры, дефицит площадей и недостаток объектов недвижимости для целей развития культуры – все эти факторы препятствуют сохранению культурно-исторического наследия, провоцируют утрату традиций, падение спроса на культуру, снижение общего культурного уровня граждан.
Значительные усилия требуются для приведения в надлежащий вид зданий и помещений, занимаемых учреждениями культуры. Для отдельных учреждений культуры требуются новые площади и новые здания. Три здания, в которых расположены учреждения культуры, требуют капитального ремонта. Это здания центральной городской библиотеки, клубов в п. Кын, п. Невидимка и п. Кормовище. На сегодняшний день остро стоит вопрос технического обследования клуба в д. Обманка.
Поэтому важным направлением обеспечения безопасного и качественного предоставления муниципальных услуг учреждениями культуры и образования в сфере культуры является приведение в нормативное состояние объектов культуры, в том числе:
выполнение требований и предписаний надзорных органов: Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Пермскому краю, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Пермского Западно-Уральского управления Ростехнадзора; проведение ремонтных работ; оснащение оборудованием и инвентарем.
Для решения проблемы необходимо обеспечить финансирование работ по приведению в нормативное состояние учреждений культуры и образования в сфере культуры, как за счет средств местного бюджета, так и с привлечением краевых и федеральных денежных средств.
Для достижения целевых показателей, определенных муниципальной программой, в 2017 году в местном бюджете предусмотрены денежные средства на текущий ремонт зданий МБУ ДО Детская музыкальная школа, МБУК «Лысьвенский музей», МАУ «ЛКДЦ», АУ «Парк», АУ «Лысьвенский театр драмы имени А.А. Савина» в рамках регионального проекта «Приведение в нормативное состояние объектов общественной инфраструктуры муниципального значения». В 2018 году также планируется провести ремонтные работы в МБУ ДО Детская музыкальная школа, МБУК «Лысьвенская БС», МБУК «Лысьвенский музей», МАУ «ЛКДЦ».
Также в рамках реализации этого проекта по основному мероприятию «Развитие инфраструктуры в сфере культуры» предусмотрены денежные средства на период 2016-2018 годы на приобретение здания центра творчества и досуга «Привод», что позволит обеспечить выполнение целевого показателя «сохранение целевого назначения объекта культуры для нужд округа».
1.10. Кадровая политика в сфере культуры.
В рамках реализации кадровой политики планируется обеспечить профессиональными кадрами сферу культуры ЛГО, существенно повысить качество предоставляемых муниципальных услуг населению ЛГО.
Низкая укомплектованность учреждений культуры необходимыми специалистами обусловлена отсутствием жилья. Если в последние годы повышению заработной платы работников муниципальных учреждений социальной сферы уделяют внимание на федеральном, краевом и местном уровнях, то вопросы обеспечения жильем в данной сфере решаются очень сложно. Решение данной проблемы позволит привлечь специалистов с других территорий и закрепить кадры в ЛГО, обеспечить повышение престижа профессии.
Для достижения поставленной цели в рамках программы будут реализованы мероприятия по обеспечению кадровой политики в сфере культуры, которые позволят решить задачи создания условий для закрепления кадров в муниципальных учреждениях культуры, обеспечения воспроизводства профессиональных кадров муниципальной системы культуры, повысить престиж профессии, создать условия для системного повышения квалификации и переподготовки работников социальной сферы.
Критериями эффективности при реализации мероприятий можно считать укомплектованность муниципальных учреждений социальной сферы наиболее востребованными специалистами, увеличение численности обучающихся в образовательных учреждениях для воспроизводства кадров, рост средней заработной платы работников учреждений культуры, увеличение доли работников, прошедших повышение квалификации или переподготовку, обеспеченность жильем специалистов, работающих в сфере культуры.
II. Приоритеты и цели в сфере культуры, описание основных целей и задач муниципальной программы, прогноз развития сферы культуры и планируемые показатели по итогам реализации муниципальной программы
Приоритеты политики в сфере культуры установлены нормативными правовыми актами федерального и регионального значения.
Основной целью для культурной политики ЛГО является создание условий для обеспечения равного доступа к культурным ценностям и творческой самореализации всех жителей ЛГО, обеспечение сохранности историко-культурного наследия.
Ключевыми задачами до 2020 являются создание условий для:
обеспечения равного доступа к культурному продукту всего населения Лысьвенского городского округа вне зависимости от территории проживания и состояния здоровья;
сохранения и развития традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия;
повышения престижности и привлекательности профессий в сфере культуры;
создания условий для получения дополнительного образования и приобщения к искусству и культуре детей;
сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории Лысьвенского городского округа;
приведения в нормативное состояние учреждений культуры.
Таким образом, данная муниципальная программа соответствует приоритетным направлениям социально-экономического развития ЛГО.
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Лысьвенского городского округа до 2030 года, утвержденной решением Лысьвенской городской Думы от 28 августа 2014 г. № 823.