Методы организации финансового контроля.




Тема 3. Организационные основы проведения финансового контроля (4 л.ч.)

 

1. Формы финансового контроля

2. Методы организации финансового контроля.

3. Документальный контроль и контроль исполнения.

Формы финансового контроля

 

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий (слайд 2).

Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операции. Он проводится на стадии составления финансовых планов субъектов хозяйствования, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов законодательных актов, учредительных документов и т.д.

Предшествуя совершению хозяйственных и финансо­вых операции, предварительный контроль позволяет еще на стадии про­гнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансово­го законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджетов и финансовых планов. Используя данные бухгалтерского учета, текущий контроль позволяет предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансо­вых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств. Текущий контроль позволяет своевременно выявить резервы роста эф­фективности производства, которые в ходе осуществления предваритель­ного и последующего контроля могут остаться невскрытыми,

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйст­венных и финансовых операций. В ходе его проверяется полнота форми­рования финансовых ресурсов, законность и эффективность их исполь­зования при выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. Цель данного вида контроля - установить правильность, законность и экономическую целесообразность произве­денных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищении. Это форма контроля обеспечивает объективную оценку дея­тельности субъекта хозяйствования и физических лиц.

Объектами по­следующего контроля являются первичные документы, отражающие со­вершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйственного субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недо­статки их проведения.

Полномочия органов и учреждений, основной или главенствующей функцией которых является финансовая и контрольная деятельность за соблюдением законодательства в финансовой сфере, следует рассматривать по видам финансового контроля.

В основе классификации видов финансового контроля лежит принцип осуществления его субъектами своих полномочий.

По видам финансового контроля он классифицируется таким образом:

А) государственный вневедомственный контроль осуществляют:

- Комитет государственного контроля;

- Министерство по налогам и сборам Республики Беларуси и его налоговые инспекции;

- Национальный банк Республики Беларусь;

- Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;

Б) государственный ведомственный контроль:

- контролирующие подразделения министерств, государственных комитетов и других организаций, подчиненных Правительству;

В) финансовый независимый контроль:

- аудиторские организации (аудиторы);

- коммерческие банки – контроль за своей клиентурой;

Г) внутрихозяйственный контроль:

- главные (старшие) бухгалтеры;

- финансовые отделы;

Д) общественный контроль:

- профсоюзы;

- общественные организации и их органы;

- граждане.

Методы организации финансового контроля.

Различают следующие методы проведения финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, мониторинг, анализ (слайд 3).

Проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъек­та. В процессе проверки определяется законность и эффективность ис­пользования финансовых ресурсов, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и по их результатам намечают­ся мероприятия для устранения выявленных недостатков.

Проверка является наиболее применимым методом финансового контроля. Они могут быть классифицированы по различным признакам (слайд 4).

В зависимости от места проведения проверки делятся на камераль­ные и выездные.

Камеральная проверка - это проверка органом финансового контро­ля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются ак­том. Данные результатов камеральной проверки могут быть использова­ны при проведении проверок иных видов.

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта, она может быть плановой или внеплановой. Плановая выездная проверка проводится на основании графика про­верок, утверждаемого руководителями органа финансового контроля.

Внеплановая выездная налоговая проверка одного и того же субъекта предпринимательской деятельности проводится только но поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Бе­ларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, правоохранительных, судебных и налоговых органов.

Выездные проверки по видам могут быть комплексные, целевые (те­матические), рейдовые и встречные.

Комплексная проверка - это проверка субъекта хозяйствования за оп­ределенный период по всем вопросам его финансово-хозяйственной де­ятельности. Для комплексной проверки характерно взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организа­ции; сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления достоверности и экономиче­ской целесообразности финансовых и хозяйственных операций.

Целевые (тематические) проверки проводятся по определенному на­правлению или виду финансово-хозяйственных операций субъекта хо­зяйствования, по определенному кругу вопросов или по одной теме в результате ознакомления с отдельными сторонами финансовой и хозяй­ственной деятельности.

Встречная выездная проверка проводится в целях установления фак­тического отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, если у проверяющих возник­ли сомнения в достоверности отражения этих операции в бухгалтерском учете субъекта хозяйствования или физического липа, в отношении ко­торого проводятся плановые либо внеплановые проверки.

Результаты встречной проверки оформляются справкой произвольной формы с при­ложением к ней копий документов бухгалтерского учета, касающихся осуществления проверявшихся хозяйственных операций.

Рейдовая проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения. Такие проверки наиболее распространены в сфере налогового контроля и проводятся, как правило, должностными лицами оперативно-рейдовых отделов налоговых инспекций.

Порядок организации и проведения рейдовой проверки регламентирован ст. 71 Общей части Налогового кодекса РБ, Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, а также главой 9, 16 Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением МНС РБ.

При рейдовой проверке проверяются вопросы соблюдения плательщиками (иными обязанными лицами) требований налогового законодательства и законодательства о предпринимательстве, в т.ч. (слайд 5):

1) соблюдение установленного порядка приема денежных средств за наличный расчет, кассовой дисциплины, а также хранения и (или) реализации товаров в пунктах продажи;

2) соблюдение установленного порядка хранения, транспортировки и реализации товарно-материальных ценностей;

3) соблюдение установленного порядка проведения дилинговых операций, законодательства в сфере игорного бизнеса;

4) полнота уплаты единого налога, налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме, сбора за осуществление ремесленной деятельности физическими лицами;

5) выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и (или) постановки на учет в налоговом органе;

6) контроль за движением сырья (материалов), продукции и товаров как на производстве, так и на складах, а также в местах реализации товаров (работ, услуг) путем проведения полной или частичной инвентаризации в целях получения информации, необходимой для проведения выездных проверок;

7) обеспечение полноты отражения в учете получаемых плательщиками (иными обязанными лицами) доходов при реализации товаров (работ, услуг);

8) другие вопросы в пределах компетенции налоговых органов.

Обычно выбор объекта рейдовой проверки начинается со сбора, накопления и анализа информации, поступающей из различных источников (реклама в средствах массовой информации, телефон доверия МНС РБ, информация таможенных, правоохранительных органов, объявления на улицах, заявления и жалобы организаций и физических лиц и т.д.).

При этом налоговики вправе проверять деятельность плательщиков независимо от места их постановки на учет в налоговом органе. Например, должностные лица ИМНС по Московскому району г. Минска могут производить рейдовую проверку на территории ИМНС по Советскому или иному району г. Минска, т.е. в любом районе, назначенном для рейдовой проверки (рынок, улица, часть населенного пункта и т.д.).

Как правило, рейдовая проверка начинается с наблюдения за работой объекта, определенного для проверки. При этом проведение рейдовых проверок осуществляется только на основании предписания на проведение проверки и при наличии служебного удостоверения, которые предъявляются плательщику (иному обязанному лицу) либо его представителям и физическому лицу перед началом рейдовой проверки.

После ознакомления проверяемых с предписанием проверяющие обязаны внести в книгу учета проверок (ревизий) необходимые сведения, скрепив их подписью.

В случае проведения рейдовой проверки с использованием метода контрольной закупки (контрольного оформления заказа) служебные удостоверения и предписание предъявляются после завершения контрольной закупки (контрольного оформления заказа). Также после ее проведения вносятся записи и в книгу учета проверок (ревизий).

В ходе рейдовой проверки проверяющие осуществляют:

- установление личности представителей плательщика (иного обязанного лица), физических лиц, осуществляющих деятельность в местах проверки;

- проверку наличия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и специального разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности и иных разрешений;

- проверку наличия документов, подтверждающих уплату единого налога индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, разрешение на право торговли и другие сведения.

Рассмотрим на практических ситуациях наиболее распространенные вопросы, контролируемые в ходе рейдовых проверок.

Проверка соблюдения установленного порядка приема денежных средств за наличный расчет (слайд 6).

Ситуация 1

В ходе рейдовой проверки установлено, что на момент проверки (13 ч 45 мин) объекта розничной торговли (киоска) продавцом принято наличных денежных средств с применением кассового суммирующего аппарата (далее - КСА) в сумме 120 000 руб., что подтверждается сформированным Z-отчетом. В то же время по состоянию на 13 ч 45 мин в пункте продажи имелось наличных денежных средств в сумме 300 000 руб.

Итак, на момент рейдовой проверки в киоске без оформления каких-либо документов находилось 180 000 руб. Проанализируем указанную ситуацию с точки зрения действующего законодательства. В соответствии с подп.1.13 п.1 ст.22 НК РБ и подп.2.1 п.2 постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее - постановление № 18/1) плательщики обязаны при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет принимать наличные денежные средства с применением КСА и (или) специальных компьютерных систем (далее - СКС), билетопечатающих машин, таксометров, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее - Государственный реестр), и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и постановлением № 18/1.

Постановлением № 18/1 (подп.2.2 п.2) также определен перечень случаев, когда при реализации товаров (работ, услуг) прием наличных денежных средств может осуществляться без применения КСА и (или) СКС. Однако в таких случаях плательщики должны осуществлять прием наличных денежных средств с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (далее - ЭБД). Вышеизложенная ситуация не подпадает под эти случаи.

Таким образом, продавец киоска нарушил нормы постановления № 18/1, что и было зафиксировано в акте проверки.

За нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет предусмотрена ответственность частью первой ст.154-5 КоАП РБ: на виновное лицо налагается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин. Протокол об административном правонарушении составляется налоговыми органами и направляется для рассмотрения в хозяйственный суд.

Кроме административной ответственности плательщик несет и экономическую ответственность в соответствии с п.6 ст.9 Закона РБ от 20.12.1991 № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (далее - Закон № 1323-XII): денежные средства (выручка), принятые с нарушением установленного порядка их приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, взыскиваются в доход республиканского бюджета. Решение по акту проверки о применении экономических санкций принимается начальником (заместителем) инспекции МНС РБ.

 

Ситуация 2

 

Должностные лица налоговой инспекции, используя сведения из объявлений о продаже компьютеров и их комплектующих, расклеенных на остановочных пунктах, подъездах домов, 1 декабря 2006 г. провели рейдовую налоговую проверку с применением метода контрольной закупки. В заранее оговоренное по телефону место гражданином А. доставлен для реализации компьютер заказанной модели стоимостью 1 800 000 руб. Прием контрольных наличных денежных средств осуществлен с нарушением установленного порядка, т.е. без КСА. Единственным документом, оформленным при продаже компьютера, явилось гарантийное обязательство. Кроме того, в ходе проверки гражданин А., реализующий компьютер, не представил проверяющим документы, подтверждающие факт его работы в какой-либо организации, либо свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Также отсутствовали специальное разрешение (лицензия) на осуществление данного вида деятельности, квитанция об уплате единого налога, книга учета проверок (ревизий), книга замечаний и предложений.

В данной ситуации гражданином нарушены нормы следующих нормативно-правовых актов:

1) постановления № 18/1;

2) п.6 ст.9 Закона № 1323-XII.

Доходы, полученные плательщиком от занятия запрещенными видами деятельности, а также от деятельности, на занятие которой требуется получение специального разрешения (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии), и штраф в размере полученного дохода от этой деятельности подлежат внесению в бюджет.

Денежные средства (выручка), принятые с нарушением установленного порядка их приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, взыскиваются в доход республиканского бюджета;

3) Декрета Президента РБ от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением».

Несоблюдение норм Декрета в части ведения книги замечаний и предложений влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин;

4) постановления Совета Министров РБ от 22.02.2001 № 248 «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок/ревизий» и др.

По результатам проверки проверяющими в отношении гражданина А. взяты объяснения и составлены:

- акт контрольной закупки;

- акт проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет и других вопросов по налоговому и иному законодательству;

- постановление об аресте или изъятии объектов нарушений налогового и иного законодательства;

- протокол об административном правонарушении.

Согласно части первой ст.154 КоАП РБ занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, а также осуществление деятельности, занятие которой запрещено, либо осуществление деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения или с нарушением условий и правил осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений, либо без конфискации.

Материалы проверки в отношении проверенного гражданина должны быть направлены в суд, поскольку в соответствии со ст.202 КоАП РБ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.154 КоАП РБ, подлежат рассмотрению в суде.

 

Камеральные, встречные и целевые проверки являются внеплановыми и проводятся вне зависимости от даты проведения пре­дыдущей проверки.

По полноте охвата материала различают сплошные проверки и час­тичные (выборочные).

При проведении сплошных проверок проверяются все документы ор­ганизации, а при частичных (выборочных) проверках - только часть до­кументов. Сплошные проверки проводят в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет. Частичная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой вы­борке нарушений, которые могут быть характерны для всего массива до­кументов организации.

Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документаль­ную и фактическую проверку производственно-финансовой деятельно­сти субъекта хозяйствования за определенный период времени. Целью ревизии является получение достоверной и полной информации о со­стоянии контролируемого объекта. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следст­венной и судебной практике.

По способу организации ревизии, проводимые органами государст­венного контроля, могут быть плановыми и внеплановым.

Обследование - ознакомление с состоянием контролируемого объек­та на месте по определенному вопросу, входящему в компетенцию орга­на финансового контроля с целью определения необходимости проведе­ния детальной проверки.

Анализ - это системное и пофакторное исследование отдельных во­просов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъек­та. Анализу подвергается периодическая или годовая отчетность субъек­та хозяйствования. Результаты анализа оформляются графиками, ана­литическими таблицами, текстовым описанием. Анализ позволяет выявить неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: