Тема 3. Организационные основы проведения финансового контроля (4 л.ч.)
1. Формы финансового контроля
2. Методы организации финансового контроля.
3. Документальный контроль и контроль исполнения.
Формы финансового контроля
Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий (слайд 2).
Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операции. Он проводится на стадии составления финансовых планов субъектов хозяйствования, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов законодательных актов, учредительных документов и т.д.
Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операции, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.
Текущий контроль проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджетов и финансовых планов. Используя данные бухгалтерского учета, текущий контроль позволяет предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств. Текущий контроль позволяет своевременно выявить резервы роста эффективности производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут остаться невскрытыми,
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных и финансовых операций. В ходе его проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и эффективность их использования при выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. Цель данного вида контроля - установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищении. Это форма контроля обеспечивает объективную оценку деятельности субъекта хозяйствования и физических лиц.
Объектами последующего контроля являются первичные документы, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйственного субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.
Полномочия органов и учреждений, основной или главенствующей функцией которых является финансовая и контрольная деятельность за соблюдением законодательства в финансовой сфере, следует рассматривать по видам финансового контроля.
В основе классификации видов финансового контроля лежит принцип осуществления его субъектами своих полномочий.
По видам финансового контроля он классифицируется таким образом:
А) государственный вневедомственный контроль осуществляют:
- Комитет государственного контроля;
- Министерство по налогам и сборам Республики Беларуси и его налоговые инспекции;
- Национальный банк Республики Беларусь;
- Государственный таможенный комитет Республики Беларусь;
Б) государственный ведомственный контроль:
- контролирующие подразделения министерств, государственных комитетов и других организаций, подчиненных Правительству;
В) финансовый независимый контроль:
- аудиторские организации (аудиторы);
- коммерческие банки – контроль за своей клиентурой;
Г) внутрихозяйственный контроль:
- главные (старшие) бухгалтеры;
- финансовые отделы;
Д) общественный контроль:
- профсоюзы;
- общественные организации и их органы;
- граждане.
Методы организации финансового контроля.
Различают следующие методы проведения финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, мониторинг, анализ (слайд 3).
Проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. В процессе проверки определяется законность и эффективность использования финансовых ресурсов, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и по их результатам намечаются мероприятия для устранения выявленных недостатков.
Проверка является наиболее применимым методом финансового контроля. Они могут быть классифицированы по различным признакам (слайд 4).
В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные.
Камеральная проверка - это проверка органом финансового контроля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.
Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта, она может быть плановой или внеплановой. Плановая выездная проверка проводится на основании графика проверок, утверждаемого руководителями органа финансового контроля.
Внеплановая выездная налоговая проверка одного и того же субъекта предпринимательской деятельности проводится только но поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, правоохранительных, судебных и налоговых органов.
Выездные проверки по видам могут быть комплексные, целевые (тематические), рейдовые и встречные.
Комплексная проверка - это проверка субъекта хозяйствования за определенный период по всем вопросам его финансово-хозяйственной деятельности. Для комплексной проверки характерно взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации; сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления достоверности и экономической целесообразности финансовых и хозяйственных операций.
Целевые (тематические) проверки проводятся по определенному направлению или виду финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования, по определенному кругу вопросов или по одной теме в результате ознакомления с отдельными сторонами финансовой и хозяйственной деятельности.
Встречная выездная проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, если у проверяющих возникли сомнения в достоверности отражения этих операции в бухгалтерском учете субъекта хозяйствования или физического липа, в отношении которого проводятся плановые либо внеплановые проверки.
Результаты встречной проверки оформляются справкой произвольной формы с приложением к ней копий документов бухгалтерского учета, касающихся осуществления проверявшихся хозяйственных операций.
Рейдовая проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения. Такие проверки наиболее распространены в сфере налогового контроля и проводятся, как правило, должностными лицами оперативно-рейдовых отделов налоговых инспекций.
Порядок организации и проведения рейдовой проверки регламентирован ст. 71 Общей части Налогового кодекса РБ, Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, а также главой 9, 16 Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением МНС РБ.
При рейдовой проверке проверяются вопросы соблюдения плательщиками (иными обязанными лицами) требований налогового законодательства и законодательства о предпринимательстве, в т.ч. (слайд 5):
1) соблюдение установленного порядка приема денежных средств за наличный расчет, кассовой дисциплины, а также хранения и (или) реализации товаров в пунктах продажи;
2) соблюдение установленного порядка хранения, транспортировки и реализации товарно-материальных ценностей;
3) соблюдение установленного порядка проведения дилинговых операций, законодательства в сфере игорного бизнеса;
4) полнота уплаты единого налога, налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме, сбора за осуществление ремесленной деятельности физическими лицами;
5) выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и (или) постановки на учет в налоговом органе;
6) контроль за движением сырья (материалов), продукции и товаров как на производстве, так и на складах, а также в местах реализации товаров (работ, услуг) путем проведения полной или частичной инвентаризации в целях получения информации, необходимой для проведения выездных проверок;
7) обеспечение полноты отражения в учете получаемых плательщиками (иными обязанными лицами) доходов при реализации товаров (работ, услуг);
8) другие вопросы в пределах компетенции налоговых органов.
Обычно выбор объекта рейдовой проверки начинается со сбора, накопления и анализа информации, поступающей из различных источников (реклама в средствах массовой информации, телефон доверия МНС РБ, информация таможенных, правоохранительных органов, объявления на улицах, заявления и жалобы организаций и физических лиц и т.д.).
При этом налоговики вправе проверять деятельность плательщиков независимо от места их постановки на учет в налоговом органе. Например, должностные лица ИМНС по Московскому району г. Минска могут производить рейдовую проверку на территории ИМНС по Советскому или иному району г. Минска, т.е. в любом районе, назначенном для рейдовой проверки (рынок, улица, часть населенного пункта и т.д.).
Как правило, рейдовая проверка начинается с наблюдения за работой объекта, определенного для проверки. При этом проведение рейдовых проверок осуществляется только на основании предписания на проведение проверки и при наличии служебного удостоверения, которые предъявляются плательщику (иному обязанному лицу) либо его представителям и физическому лицу перед началом рейдовой проверки.
После ознакомления проверяемых с предписанием проверяющие обязаны внести в книгу учета проверок (ревизий) необходимые сведения, скрепив их подписью.
В случае проведения рейдовой проверки с использованием метода контрольной закупки (контрольного оформления заказа) служебные удостоверения и предписание предъявляются после завершения контрольной закупки (контрольного оформления заказа). Также после ее проведения вносятся записи и в книгу учета проверок (ревизий).
В ходе рейдовой проверки проверяющие осуществляют:
- установление личности представителей плательщика (иного обязанного лица), физических лиц, осуществляющих деятельность в местах проверки;
- проверку наличия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и специального разрешения (лицензии) на осуществление данного вида деятельности и иных разрешений;
- проверку наличия документов, подтверждающих уплату единого налога индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, разрешение на право торговли и другие сведения.
Рассмотрим на практических ситуациях наиболее распространенные вопросы, контролируемые в ходе рейдовых проверок.
Проверка соблюдения установленного порядка приема денежных средств за наличный расчет (слайд 6).
Ситуация 1
В ходе рейдовой проверки установлено, что на момент проверки (13 ч 45 мин) объекта розничной торговли (киоска) продавцом принято наличных денежных средств с применением кассового суммирующего аппарата (далее - КСА) в сумме 120 000 руб., что подтверждается сформированным Z-отчетом. В то же время по состоянию на 13 ч 45 мин в пункте продажи имелось наличных денежных средств в сумме 300 000 руб.
Итак, на момент рейдовой проверки в киоске без оформления каких-либо документов находилось 180 000 руб. Проанализируем указанную ситуацию с точки зрения действующего законодательства. В соответствии с подп.1.13 п.1 ст.22 НК РБ и подп.2.1 п.2 постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее - постановление № 18/1) плательщики обязаны при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет принимать наличные денежные средства с применением КСА и (или) специальных компьютерных систем (далее - СКС), билетопечатающих машин, таксометров, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее - Государственный реестр), и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и постановлением № 18/1.
Постановлением № 18/1 (подп.2.2 п.2) также определен перечень случаев, когда при реализации товаров (работ, услуг) прием наличных денежных средств может осуществляться без применения КСА и (или) СКС. Однако в таких случаях плательщики должны осуществлять прием наличных денежных средств с использованием первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (далее - ЭБД). Вышеизложенная ситуация не подпадает под эти случаи.
Таким образом, продавец киоска нарушил нормы постановления № 18/1, что и было зафиксировано в акте проверки.
За нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет предусмотрена ответственность частью первой ст.154-5 КоАП РБ: на виновное лицо налагается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин. Протокол об административном правонарушении составляется налоговыми органами и направляется для рассмотрения в хозяйственный суд.
Кроме административной ответственности плательщик несет и экономическую ответственность в соответствии с п.6 ст.9 Закона РБ от 20.12.1991 № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (далее - Закон № 1323-XII): денежные средства (выручка), принятые с нарушением установленного порядка их приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, взыскиваются в доход республиканского бюджета. Решение по акту проверки о применении экономических санкций принимается начальником (заместителем) инспекции МНС РБ.
Ситуация 2
Должностные лица налоговой инспекции, используя сведения из объявлений о продаже компьютеров и их комплектующих, расклеенных на остановочных пунктах, подъездах домов, 1 декабря 2006 г. провели рейдовую налоговую проверку с применением метода контрольной закупки. В заранее оговоренное по телефону место гражданином А. доставлен для реализации компьютер заказанной модели стоимостью 1 800 000 руб. Прием контрольных наличных денежных средств осуществлен с нарушением установленного порядка, т.е. без КСА. Единственным документом, оформленным при продаже компьютера, явилось гарантийное обязательство. Кроме того, в ходе проверки гражданин А., реализующий компьютер, не представил проверяющим документы, подтверждающие факт его работы в какой-либо организации, либо свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Также отсутствовали специальное разрешение (лицензия) на осуществление данного вида деятельности, квитанция об уплате единого налога, книга учета проверок (ревизий), книга замечаний и предложений.
В данной ситуации гражданином нарушены нормы следующих нормативно-правовых актов:
1) постановления № 18/1;
2) п.6 ст.9 Закона № 1323-XII.
Доходы, полученные плательщиком от занятия запрещенными видами деятельности, а также от деятельности, на занятие которой требуется получение специального разрешения (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии), и штраф в размере полученного дохода от этой деятельности подлежат внесению в бюджет.
Денежные средства (выручка), принятые с нарушением установленного порядка их приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет, взыскиваются в доход республиканского бюджета;
3) Декрета Президента РБ от 14.01.2005 № 2 «О совершенствовании работы с населением».
Несоблюдение норм Декрета в части ведения книги замечаний и предложений влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин;
4) постановления Совета Министров РБ от 22.02.2001 № 248 «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок/ревизий» и др.
По результатам проверки проверяющими в отношении гражданина А. взяты объяснения и составлены:
- акт контрольной закупки;
- акт проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет и других вопросов по налоговому и иному законодательству;
- постановление об аресте или изъятии объектов нарушений налогового и иного законодательства;
- протокол об административном правонарушении.
Согласно части первой ст.154 КоАП РБ занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, а также осуществление деятельности, занятие которой запрещено, либо осуществление деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения или с нарушением условий и правил осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений, либо без конфискации.
Материалы проверки в отношении проверенного гражданина должны быть направлены в суд, поскольку в соответствии со ст.202 КоАП РБ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.154 КоАП РБ, подлежат рассмотрению в суде.
Камеральные, встречные и целевые проверки являются внеплановыми и проводятся вне зависимости от даты проведения предыдущей проверки.
По полноте охвата материала различают сплошные проверки и частичные (выборочные).
При проведении сплошных проверок проверяются все документы организации, а при частичных (выборочных) проверках - только часть документов. Сплошные проверки проводят в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет. Частичная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть характерны для всего массива документов организации.
Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую проверку производственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. Целью ревизии является получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта. Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
По способу организации ревизии, проводимые органами государственного контроля, могут быть плановыми и внеплановым.
Обследование - ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте по определенному вопросу, входящему в компетенцию органа финансового контроля с целью определения необходимости проведения детальной проверки.
Анализ - это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Анализу подвергается периодическая или годовая отчетность субъекта хозяйствования. Результаты анализа оформляются графиками, аналитическими таблицами, текстовым описанием. Анализ позволяет выявить неиспользуемые резервы роста эффективности производства.