Роль СКАЗКИ в жизни ребенка




Мир ребенка полон фантазий, чудес и сказок. Весь необъятный внешний мир оживает в восприятии ребенка.

Ребенок способен видеть необычное, сверхъестественное даже в самых обычных предметах. Так камушки, найденные ребенком у обочины дороги, превращаются в самые неожиданные вещи от сокровищ до солдатиков. А любая бездомная собака или котенок - в непревзойденных собеседников, которые и поймут, и примут, и поиграют. Если ребенок по какой-либо причине боится чужих животных, то с таким же успехом собеседниками становятся деревья, цветы, птицы.

Способность наделять предметы и явления сверхъестественными качествами, полностью верить в одушевленность неживой природы является характерной чертой детской психики. Для ребенка значимые предметы и природные явления - живые, т.е. существа наделенные душой и способностью понимать. Таким ребенок воспринимает этот мир, познает его особенности, живет в нем.

Через игры ребенок учится очень многому, развивается. Игры со сверстниками и взрослыми позволяют приобрести необходимые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Ролевые игры ("дочки-матери", "войнушка", "магазин") способствуют усвоению социальных ролей. Игры с самим собой развивают ощущения и внутренний мир ребенка. Но любая такая игра носит элементы сказочности, где многое зависит от силы воображения. Фантазия и воображение - неотъемлемые составляющие восприятия ребенка.

Конечно, очень много информации об окружающей действительности ребенок получает через взаимодействие со взрослыми, в частности с родителями. Но всё-таки большую часть информации о ценностях, культуре и традициях общества в котором он живет, ребенок получает из сказок. Сказка приобщает его к нашему миру, нашей системе ценностей в наиболее доступной для него форме. Она позволяет понять и усвоить законы жизни наиболее доступным для ребенка путем.

"Сказка ложь, да в ней намек - добру молодцу урок", - актуальны и справедливы эти слова Пушкина. Действительно в каждой сказке есть жизненный урок для ребенка. Тем более, что сказка иносказательна и метафорична, полна чудес и неожиданностей, а это так близко мироощущению ребенка. Поэтому именно через сказки дети быстрее и с большим интересом усваивают нормы, правила и традиции.

Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения. Например, в "Сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку": 1. Слушайся старших, 2. Воду из незнакомых водоемов пить нельзя. Сказки "Морозко" и Крошечка-хаврошечка" указывают на ценность вежливости, доброго отношения к людям, трудолюбия, уважения к старшим.

На протяжении всей жизни мы склонны верить, что добро побеждает зло, а несправедливость будет наказана. Эту надежду мы впитали еще в детстве, когда слушали сказки. Ведь этот принцип является их основным постулатом.

Мамы часто защищают своих детей предупреждением - "не разговаривай с незнакомыми взрослыми" и т.д. тому же и учит ребенка сказка "Красная шапочка".

Примеров таких можно привести тысячи, ведь каждая сказка несет в себе скрытый поучительный момент.

Если у вас самих есть хоть небольшая творческая жилка, вы можете сами попробовать сочинить для ребенка сказку с той моралью, которую хотите донести до вашего малыша. Вот некоторые принципы построения сказки.

Расскажите ребенку историю, в которой главный герой поступает вначале неправильно и попадает в опасные ситуации, но его спасают и с тех пор он поступает по-другому. Придумайте сами любого сказочного персонажа, через разные ситуации покажите последствия нежелательных поступков, когда герою приходится "платить за свои ошибки", а затем покажите, что после прохождения всех трудностей, он был прощен, приобрел новое знание, понимание. Мораль и тот смысл, навык, который вы хотите привить ребенку - выберете сами. Главное, чтобы все действие сказки происходило в сказочной атмосфере, в волшебной стране, чтобы у ребенка была возможность самому дофантазировать некоторые моменты, представить происходящее.

Ну, и конечно же нельзя использовать сказку в качестве манипуляции или упрека ("вот, Золушка делала это, а ты нет", "ну, ты совсем как Иванушка-дурачок" и т.п.). Это только ожесточит и настроит ребенка против вас.

Сказка настолько многогранна и универсальна, что профессиональные детские психологи используют ее в своей работе для решения самых разнообразных проблем. Только называется это уже сказкотерапией, а построенные по определенным законам сказки, которые психолог сочиняет для каждого отдельного случая, для каждого ребенка, называются терапевтические метафоры. С помощью терапевтических метафор психолог помогает ребенку избавиться от страхов, излишней тревожности, научиться контактировать с людьми, развить творческие способности, приобрести уверенность в себе, даже улучшить память и освободиться от ревности к родителям после рождения второго ребенка.

"В одной мягкой и теплой кроватке спал ребенок. Было ему не много, не мало лет. Снился ему сон, которого мы не знаем. С головы до ног был он укутан в пушистое одеяло, только одна маленькая ладошка выглядывала наружу.

Летела мимо фея, которая любит детей - это ее основная забота. Тронуло фею умиление, расплылась в ней нежность до кончиков крыльев. И решила она подарить ему колечко. Маленькое золотое колечко.

Но не в золоте скрыта его цена, а в качестве: на какой пальчик колечко наденешь, в том счастье иметь будешь. А каждый пальчик, в свою очередь, отвечает за определенную сторону жизни. Указательный отвечает за счастье в дружбе, в общении с людьми; средний пальчик - за отношения с родителями; безымянный - за счастье в семейной жизни, мизинчик - за таланты вообще, а большой пальчик - за власть над другими.

Но сложность заключается в том, что нельзя надеть колечко на все пальчики сразу: маленькое оно.

Просыпается ребенок, помнит он слова феи, сказанные ему во сне, не верит. Глядь, из ладошки выпало колечко и покатилось себе без оглядки под кровать. Понял тут наш ребенок, что всё это правда, полез под кровать, колечко достал, на все пальчики примеряет - на какой бы надеть.

Ручонка маленькая, колечко со всех пальчиков соскальзывает, а вот на большом сидит, как будто всегда здесь было.

А вы ведь помните, что большой пальчик за власть над другими людьми отвечает!

Остановился ребенок, размышляет: как бы ему эту власть применить.

А тут как раз бабушка его будить пришла.

- Вставай, - говорит бабушка, - родненький внучок, в садик пора собираться, я уже оладушек тебе напекла.

- Никуда я не пойду, бабка, - кричит ребенок, - да и оладьи твои невкусные, опять с медом, наверное. А я хочу с клубничным вареньем.

Расплакалась бабушка, но все-таки за клубничным вареньем в магазин пошла.

Тут мама приходит.

- Как, ты еще не встал! - восклицает мама, - мне еще тебя в детский садик отводить, а я и так уже на работу опаздываю.

Но не тут-то было. Ребенок ей в ответ:

- В садик я не пойду, а на работу ты поспеши, и чтобы к вечеру у меня игрушек много было.

Побежала мама на работу - деньги на игрушки зарабатывать. Да еще папу с собой прихватила на помощь (а то у папы в этот день выходной был). Спросонок не понял ничего папа, но видит: сын кричит, ногами топает, видно, очень нужны ему эти игрушки; тоже побежал.

К тому времени бабушка из магазина вернулась, запыхалась, устала, ножки-то больные, старенькие. Принесла варенья клубничного, да оладушки опять подогрела; а внучок пуще прежнего капризничает: джема ему, мол, персикового захотелось. Бегает, бегает бедная старушка по магазинам, но ничем угодить внучку не может. К вечеру захворала, ножки разболелись, утомилась, легла на диван и встать не может - плохо ей.

Тут с работы мама и папа вернулись, игрушки мешками несут. Обрадовался ребенок, сидит, пакеты распаковывает, с игрушками играет. А мама с папой до того устали, что сразу спать повалились.

Наигрался ребенок с игрушками, ему бы поужинать и спать лечь, да еще чтобы на ночь сказку кто-нибудь почитал. Стал будить родителей, а они не просыпаются - спят, как убитые, а бабушка только кряхтит и ничего как-будто не слышит. Пришлось ребенку самому поесть холодные оладушки и спать лечь. На следующий день всё повторилось опять.

Через некоторое время игрушки уже ставить было некуда, а сказки на ночь ему уже перестали читать, и ужин холодный надоел. Стало ребенку грустно, начал он плакать, разозлился на фею, снял кольцо и выбросил под кровать. Потекла жизнь обычным чередом. Только уставшая бабушка не печет уже пироги - заболела, а измотанные родители, все чаще дома сидят, не хотят они с ребенком в парк идти гулять. Призадумался ребенок, достал колечко, да и надел на средний пальчик, тут оно ему впору оказалось.

А вы ведь помните, что средний пальчик за отношения с родителями отвечает.

Выздоровела бабушка, отдохнули - помолодели родители. Опять ему сказки на ночь читают, сладкими пирогами угощают, в парк на аттракционах кататься водят. Так хорошо стало, так привольно. Но время шло, старятся родители, чахнет бабушка. А ребенок знай себе на среднем пальчике колечко носит - вырастать не хочет. Вот уже и бабушка от старости умерла, сказки рассказывать некому, игрушки расхваливать некому, коллекцию камушков показывать некому. Решил ребенок завести себе друга. Да все, кто с ним в детский сад ходил, уже давно выросли, в школе учатся; малыши играть к себе не берут - большой слишком.

Стало колечко средний пальчик жать, вот и переодел его ребенок на указательный пальчик. А вы ведь помните, что указательный пальчик за счастье в дружбе отвечает.

Оделся и в школу пошел. А друзей там видимо-невидимо. Ребенок наш умный был, школьную программу скоро догнал, учится, от ребят не отстает. Учится, учится, одну школу закончит - в другую пойдет. В одном кружке отзанимается - в другой пойдет. И все-то у него спорится, все-то у него ладится. Родители не нарадуются, и друзья везде есть. Выросли его одноклассники. Кто куда поразъехались. Кто в институт учиться, кто работать, кто семью заводить. Посмотрел на все это ребенок и решил себе тоже семью завести: дома помощница будет, а то родители совсем старенькие, с делами не справляются. Помнит он указание феи. Вот он и переодел колечко на безымянный пальчик.

А вы ведь помните, что безымянный пальчик за счастье в своей семейной жизни отвечает.

Появилась у них в доме помощница, и хорошая, и пригожая. И пироги, и оладьи печь умеет, пол как Золушка подметает, шить-вышивать как Марья Искусница может, а умна, как Василиса Премудрая. Все в руках у нее спорится, все в руках у нее ладится.

Все хорошо, да только радости в жизни ребенка - нет. Хочется ему еще чего-то. Хотя с какой стороны ни посмотри - все у него есть...

Делами, заботами жена занимается, детишек родители нянчат, друзья на праздники приходят. А ему что - знай сиди себе, да в окошко смотри. Видит он, что жизнь его лучше, чем у других. Только у других в душе птицы песни поют, и незабудки распускаются, а у него - словно кошки скребут: мол, не свое ты место занял.

Опять он выбросил волшебное колечко под кровать.

Тут ему и лучше стало. Жизнь как у всех потекла: с заботами, тревогами, даже со ссорами иногда.

Но недаром у него жена была умная и хозяйственная. Вынула она колечко, тряпочкой протерла и на полочку положила.

Вырос уже наш ребенок, уважаемым профессором стал, книжку умную написал.

Захотелось ему опять добрые старые бабушкины сказки почитать. Потянулся он к полке за старым сборником детских сказок, да и увидел там маленькое колечко феи. Засмеялся, обрадовался, вспомнил все. Подумал хорошенько, да и надел колечко на мизинчик.

А вы ведь помните, что мизинчик за таланты отвечает.

И вот наш ребенок (теперь уже уважаемый профессор) не только давно вырос, но и стал талантливым сказочником.

Сказки его и мы, и наши дети любим, а иллюстрации к ним он сам рисует, да еще музыку к ним сочиняет. Вот так.

Теперь он счастлив, ведь колечко на мизинчике позволило ему все таланты остальных пальчиков приобрести, и теперь в его душе всегда звучат весенние капели, теплое солнце светит, сочные плоды (интересные сказки) созревают, пушистый снег, а рядом проталины с подснежниками.

Только не подумайте, что историю про колечко от феи он тоже придумал. А не верите, так посмотрите сами на его мизинчик.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: