Кто это, что и ветры и море повинуются ему?




 

Следующий большой отрывок, который мы будем рассматривать, 8 – 12 главы евангелия от Матфея. В данном отрывке, есть своя структура, свои центральные утверждения, которые следует доказать. Довольно чётко в этом тексте вырисовывается хиазм, начинающийся в девятой главе заканчивающийся двенадцатой. Но восьмую главу важно разобрать, как подготовку к этому тексту. Т.к. основные мысли этого хиазма отражаются в ней. Поэтому, следующий, рассматриваемый нами текст - восьмая глава евангелия от Матфея. Что в данной главе хочет передать читателям евангелист?

Прежде всего, мы читаем в этой главе об исцелении прокажённого: «Иисус, простёрши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы». А далее мы читаем об исцелении слуги римского сотника. Причём здесь речь идёт об исцелении слуги одним только словом: «И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». Сразу после этого евангелист описывает ещё одно чудо. И здесь опять, как и в первом случае, можно читать о прикосновении Иисуса к исцеляемому: «и коснулся руки её, и горячка оставила ее; и она встала и служила им». Таким образом, мы видим, что эти три чуда формируют одну композицию. Центральной мыслью является исцеление по слову Иисуса, и вера сотника. А в первом и в последнем случае указывается, что Иисус коснулся этих людей. Отдельно можно добавить, что исцелённая тёща Петра стала служить «им» после исцеления. Далее, евангелист подводит итог, тем, что повествует об изгнании «духов словом», и об исполнения пророчества: «да сбудется речённое через пророка Исаию…».

Следующей композицией восьмой главы, становится повествование, о плавании Иисуса на другую сторону Галилейского озера. Она начинается тем, что один книжник сказал Иисусу: «Учитель! Я пойду за Тобою, куда бы ты ни пошёл». На что Иисус ответил ему, что «Сын Человеческий не имеет где приклонить голову». И потом сказано: «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов». Здесь делается довольно сильное высказывание, теперь уже по отношению к близким родственникам и о связи с ними. В Иудейской культуре, как и на Востоке вообще, большое внимание уделялось патриархальным семейным связям. Очень не характерно для евреев не уделять внимание похоронам родственников. Т.е. здесь данное высказывание Иисуса касается глубоко внутренней жизни иудеев, их семейных ценностей. Затем мы читаем о собственно плавании учеников с Иисусом по морю, и, о попадении ими в шторм. Этот эпизод становится центральным в этой композиции. А также он занимает центральное место во всей восьмой главе. «И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! Спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» Итак, ученики впервые всерьёз обратили Своё внимание на Иисуса, сказав: «кто это», после того, как на себе испытали силу Его власти. Примечательно, что ответ, на этот их вопрос даётся сразу же. Правда, произноситься он в следующем эпизоде несколько необычными людьми. «И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас». Итак, из уст бесноватых произносится ответ. Первый раз Иисус, (после крещения), Иисус называется Сыном Божьим. Последним пунктом этой композиции, становится: «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его просили, чтобы Он отошёл от пределов их». Доказываются слова первого пункта, когда Иисус говорил, что: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Таким образом, завершается этот текст. Центром данной композиции становится плавание Иисуса с учениками в шторм. Когда подчёркивается власть Иисуса, и безопасность учеников в «бурном» следовании за Ним. А также исповедание Иисуса Сыном. Вначале и в конце, говорится о том, что путь за Иисусом будем не таким уж лёгким, как мог показаться некоторым книжникам.

До начала хиазма 9-12 глав, происходит ещё одно событие, которое по смыслу подходит именно к той подготовительной части, которую мы только что разобрали. Это исцеление расслабленного. «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай чадо! прощаются тебе грехи твои». Это первый раз, после проповеди Иоанна Крестителя, когда открыто говорится, о надобности в прощении. В начале восьмой главы, исцеление было связано только с желанием, и с прикосновением Иисуса к болящим. А здесь исцеление расслабленного, было связано именно с прощением грехов. Но важным, заключительным пунктом этой части евангельского отрывка, является ещё и исповедание власти Иисуса прощать грехи: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».

Итак, в данном тексте восьмой и начале девятой глав, показывается власть Иисуса: над болезнями, над бесами, над силами природы, и власть Иисуса прощать грехи. Центральным событием, становится признание Иисуса Сыном Божьим. Примечательным становится ещё тот факт, что Иисус вообще отправился на языческую территорию (страна Гергесинская) исцелять там бесноватых. Осталось ещё немного поговорить о сравнении веры в Иисуса отдельных людей. В первой композиции чудес Иисуса указывалось на веру по одному только слову римского сотника: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». А во второй указывалось на маловерие учеников Иисуса. В третьем эпизоде подчёркивалась вера товарищей расслабленного с ним самим: «И, видя Иисус веру их…». Теперь, мы можем перейти к собственно тексту 9 -12 глав.

«Сын Человеческий есть господин и субботы».

«Не это ли Христос, сын Давидов».

 

 

Итак, хиазм 9-12 глав евангелия. Его довольно легко увидеть, благодаря, почти в точности, повторяющимся текстам этого отрывка. Первый из них, это текст: «милости хочу, а не жертвы». Который, упоминается сначала в девятой главе, а затем в двенадцатой, и обозначивает начальные пункты первого и заключительного частей хиазма. Этот хиазм по структуре повторяет хиазм Нагорной проповеди, где текст состоит из трёх частей. Пункты первой и заключительных частей идут соответственно друг другу. А в центре находится часть, содержащая в себе проповедь и наставление ученикам. Чтобы опять определить и доказать структуру этого отрывка, нужно подробно пройтись по стихам, представляющим из себя пункты хиазма.

Как мы уже сказали, в первом пункте, первой его части произносится «милости хочу, а не жертвы». Это было сказано в определённом контексте: «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мной. И он встал и последовал за Ним». (Этот Матфей и есть автор). Далее, мы читаем, что когда Иисус сидел с подобными Матфею, это вызвало удивление фарисеев. (Сборщики податей был предателями в Израиле, а Матфей изначально сидел у сбора пошлин). Поэтому Иисус и произносит эту фразу: «не здоровые имеет нужду во враче, но больные, пойдите научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». В двенадцатой же главе этот текст произносится в следующем случае: «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу». В первом случае, фарисеи предъявили претензии Самому Иисусу, а во втором обвинили Его учеников в нарушении Закона. Ответом: «пойдите научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы», Иисус показывает не столько правильность Своей позиции, сколько Свой особый статус. Словами «Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» Иисус говорит о Своей власти. В двенадцатой же главе, Иисус открыто говорит: «Но говорю вам, что здесь Тот, кто больше храма; Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы». В данном месте, говоря о Себе, как о господине субботы, Иисус, тем самым доказывает невиновность Своих учеников. Основным тезисом этих пунктов является, конечно, эта власть и положение Иисуса над законом. Когда в девятой главе, на вопросы Иоанновых учеников о посте, Иисус отвечает: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?», подразумевается именно особая роль Иисуса.

Следующим пунктом в девятой главе становиться двойное «нарушение» Иисусом закона иудеев. «Когда Он говорил им сие, подошёл к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на неё руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошёл за ним, и ученики Его. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею». Примечательно, что здесь, эти люди, также, как и было написано в восьмой главе, хотят именно прикоснуться к Иисусу. Но, проблема была в том, что по закону, женщина страдавшая кровотечением, не могла прикасаться к учителю Израиля. Т.е., единственной причиной, по которой она могла так поступить, это вера, что Иисус, не просто учитель Израилев, что Он стоит выше закона. Почему и сказал ей Иисус: «дерзай дщерь! Вера твоя спасла тебя». Женщина с того часа стала здорова». Также, когда Иисус пришёл в дом начальника, по закону, не мог уже прикасаться к умершей девочке. «И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдете вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он войдя, взял ее за руку, и девица встала». Итак, здесь повествуется о двух сотворённых чудах Иисуса, и в обоих из них, Он нарушает закон, через прикосновение. (В восьмой главе, Иисус дважды совершал чудо исцеления, прикасаясь, причём исцеляя прокажённого, Он также поступал не по закону). В двенадцатой главе, Иисус исцеляет сухорукого в субботу, что в глазах иудеев было также не по закону. «Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая». Подытоживает евангелист данные текст словами пророчества о приходе Мессии: «И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех И запретил им объявлять о Нём, Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд…».

Следующими двумя пунктами первой части хиазма, становятся: исцеление слепых, а затем немого бесноватого (Мф 9:27-33). А в последней части хиазма приводится чудо исцеления бесноватого и слепого и немого (Мф 12-22). Т.е. в двенадцатой главе, можно сказать, в одном чуде исцеления объединены два пункта хиазма. Но если говорить подробнее, то в девятой главе указывается, что слепые следовали за Иисусом, и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Т.е. они верили в Иисуса как Мессию, в Его значение для Израиля. В двенадцатой же главе, указывается, что после исцеления слепого и немого народ говорил: «не это ли Христос, сын Давидов?». Итак, мы видим чёткое соответствие по структуре этих двух частей хиазма.

Ну и наконец, заключительные пункты этих текстов. «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою», - говорится в заключении девятой главы евангелия. Этот хиазм, как мы видим, очень похож по своей структуре, на предшествующую ему Нагорную проповедь. В ней, как мы уже говорили, первая часть хиазма заканчивалась словами об исполнении Божьей воли. Здесь, как мы видим, также говориться о Божьей воле. И эта воля заключается в повелении Иисуса: «молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Заключительный же текст другой части хиазма говорит опять таки о фарисеях. На обвинения со стороны их, в том что «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского», Иисус отвечает грозным для них предостережением. «…Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие… Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;… Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познаётся по плоду… Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел»… и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом». В Нагорной проповеди, в последней части хиазма, Иисус говорил ученикам: «берегитесь лжепророков». А здесь, в соответствующей части, уже говориться об ужасном будущем этих людей.

Итак, и Нагорная проповедь, и данный отрывок 9-12 глав, и даже молитва «Отче Наш» имеют в себе похожую структуру. Где первая часть хиазма в конце повествует о Божьей воле и Царстве Небесном, а заключительная оканчивается предостережением от лукавого, и об его проявлениях.

 

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные,

И Я успокою вас…».

 

 

Средняя часть разбираемого нами текста Писания состоит из 10 и 11 главы. В начале его нам повествуется о призвании двенадцати учеников. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь…». Другими словами, то, что делал Иисус, теперь должны были делать ученики. Перечислив всех двенадцать учеников, евангелист пишет: «Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря…». И далее, идёт проповедь и наставление, адресованное тем ученикам, которых посылал Иисус. Этот текст важно разобрать именно как наставление верующим в Иисуса. Конечно, эта проповедь очень содержательная, поэтому мы рассмотрим её основные утверждения. Условно, можно выделить примерно семь её пунктов. Мы можем рассмотреть их в целом, как монолитное произведение. Но, можно увидеть и некоторые соответствия между пунктами, напоминающие хиазм. В любом случае, центральная мысль будет выделена в этом тексте.

Итак, первым пунктом, становится то, что Иисус даёт власть Своим ученикам. Об этом говорится в первом стихе главы. Перед тем, как послать их на служение, Иисус даёт им власть над нечистыми духами, и на исцеление от болезней.

Вторым пунктом говорится: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное…». (Но перед этим сказано: «на путь к язычником не ходите… А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева»).

В третьем пункте указывается на ответственность тех, кто слушает учеников: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому…».

Центральным пунктом становится: «… И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас… И будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасётся…». Такое, довольно строгое предсказание, даётся ученикам Иисуса. Дважды, вначале и в заключении, здесь говорится: «за Меня» и «за имя Моё». А вообще, в этой главе шестнадцать раз произносится слово «Меня» или «Моё». И ещё семь раз будет сказано в заключение одинадцатой главы. Таким образом, именно на отношениях с Иисусом делается акцент в этих главах. На основании связи учеников с Иисусом произносится «Дух Отца Вашего».

Следующим пунктом сказано: «…Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано… И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геене… Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц…». Трижды в этом пункте Иисус произносит слово «не бойтесь». Если в центральном пункте было предупреждено о страданиях за Христа, то здесь говориться: «не бойтесь» их. Мы помним, что в восьмой главе, центральным местом, было плавание учеников с Иисусом в шторм. И там было максимально привлечено внимание учеников к Иисусу. Т.к. именно благодаря Ему это плавание было безопасным. Мы видим, также, что и здесь, центральным становиться, то, что все гонения и страдания будут проходить за Христа. Вывод, который здесь делается: «Итак, всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным». Если в третьем пункте этого наставления ученикам, было сказано об ответственности слушающих их, то здесь говориться об ответственности учеников за исповедание Христа.

В следующем пункте сказано: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня…». Во втором пункте проповеди Иисус говорил идти ученикам прежде всего к своим - к «погибшим овцам дома Израилева». А здесь, Он наоборот предостерегает от слишком сильной близости с родственниками. Исповедание Иисуса может стоить ученикам их семейных отношений. От них могут отречься даже самые близкие. И ради Иисуса, ученики должно были быть готовы пойти на этот шаг. «И кто не берёт креста своего и следует за Мною, то не достоин Меня…». Но следование Иисусу ведёт ко спасению души: «… Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». (В восьмой главе Иисус также призывал ставить следование за ним выше семейных ценностей (Мф 8:22).

В последнем пункте этого наставления опять говориться о той власти, которая передаётся ученикам Иисуса: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня…». Эта власть основывается именно на ученичестве, и отношениях учеников с Иисусом.

Мы рассмотрели основные пункты этого наставления ученикам Иисуса. Они составляют из себя почти всё содержание срединной часть хиазма 9-12 глав. Но ещё один текст: повествование об Иоанне крестителе дополняет этот часть. «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешёл оттуда учить и проповедовать в городах их. Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих Сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?». Мы видим, что после того, как ученики были посланы на служение, Иисус и Сам пошёл проповедовать в городах их. Далее евангелист пишет, что Иоанн Креститель услышал о делах Христовых. (Здесь, первый раз в евангелии, об Иисусе упоминается Его мессианское имя Христос). Надо сказать, что Иоанн Креститель, был человеком, чья жизнь была целиком и полностью, от самого рождения посвящена Иисусу. Иоанн был единственным человеком, о ком Иисус произнёс целую проповедь. Он является тем примером, когда человек не побоялся жить и страдать ради Иисуса Христа. «Когда же они пошли, Иисус начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню… Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою… И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!». Назвав Иоанна Илиёй, Иисус тем самым говорит о Себе. Что Он есть Тот обещанный Мессия, Который должен был прийти в Израиль – Христос.

В восьмой главе, ученики задались вопросом: «кто это…?». Они видели власть Иисуса над болезнями, над бесами, над силами природы, и власть прощать грехи. Текст, который мы рассмотрели, отвечает на этот вопрос - Кем действительно является Иисус – Мессией, Христом.

Заканчивается данная центральная глава, словами: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Это центральная мысль этого текста. Прийти к Иисусу, не бояться быть причастным к Его труду, не смотря на все «штормы», «…Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Весь же отрывок 8 – 12 глав завершается тем, что: «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь». Как и в конце Нагорной проповеди, здесь повторяется основная мысль текста. Близкие отношения, которыми дорожили иудеи, были доступны для тех, кто исполнял волю Бога. Но самым близким для них становился Иисус.

 

«… Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое».

 

 

Мы приступили к рассмотрению следущего большого отрывка, занимающего с 13 по 18 главы этого евангелия. Он является центральным в этом евангелии. Многие его тексты становятся как бы ключевыми и переломными в нём. А также достигают своего максимального раскрытия. Заключительная 18 глава этого отрывка связывает его с текстами из Нагорной проповеди, подчёркивая его центральное положение. Структура этого отрывка несколько сложнее и объёмнее ранее рассмотренных текстов. Как и в других, в начале его идёт вступление – 13 глава – состоящее из восьми притчей. По количеству, оно соответствует заповедям блаженств в Нагорной проповеди, что также указывает на значимое положение этого отрывка. Основной текст состоит из трёх частей, двух соответствующих друг другу, и центральной части между ними. В 18 главе, как мы уже говорили, делаются некоторые выводы, связанные с другими частями евангелия.

Итак, первой рассматриваемой частью этого отрывка является 13 глава. Она состоит из восьми притч. Иисус произносит их практически одну за другой, из чего следует, что они вместе составляют один связанный текст. Одной из их особенностей является то, что в других евангелиях они тоже есть, но далеко не все. В евангелии от Марка их три, в евангелии от Луки одна. Т.е. в полном составе они находятся именно в евангелии от Матфея, что даёт возможность рассмотреть их как целостное произведение со своей структурой, а не по отдельности. Первой идёт притча о сеятеле, которая упоминается и в других евангелиях. Сразу после неё, ученики спросили Иисуса, для чего Он говорит притчами народу. Т.е. смысл этой притчи они сами скорее всего поняли. Тем не менее, Иисус объясняет им и смысл этой притчи. «Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и преумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Почему здесь указывается на такую радикальную разницу, между теми, «кому дано знать, и кому нет». Мы в этой работе увидим, что на самом деле, между христианами и книжниками и фарисеями действительно лежит пропасть. Хотя и фарисейское учение носит вполне нравственное обличие.

«Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули…». Здесь мы видим, что Иисус опять говорит Своим ученикам о сердце, и о связанной с ним проблемой восприятия. Такая связь уже была представлена в Нагорной проповеди, когда то, что человек видит, было связано с его внутренним состоянием. Именно слово сердце будет ещё неоднократно фигурировать в этом отрывке.

Итак, первая из этих восьми притч нам говорит в основном о сердце человека. Последняя из них, хоть и не похожа на притчу, а представляет из себя короткое высказывание, также, по сути, говорит о сердце: «поэтому всякий книжник наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Несколько иносказательно, но очевидно, что сокровищница, о которой здесь говориться, это сердце человека. Т.к. в евангелии, в шестой главе, уже было схожее выражение о сокровище и сердце.

Следующую притчу Иисус произносит о пшенице и плевелах: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём, когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницей плевелы и ушёл…». Интересно, что именно эту притчу ученики попросили изъяснить им. Седьмая притча, из этих восьми притч, о неводе с рыбами, по смыслу соотносится именно с ней. Т.к. также говорит об отделении праведных и неправедных. Поэтому, если смотреть на структуру этих восьми притч, мы видим, что первая из них соотносится с восьмой, вторая с седьмой. Т.е. они также представляют из себя хиазм и напоминают структуру вышеприведённых Заповедей Блаженств.

Третья и четвёртая притчи здесь несколько похожи между собой, и в принципе говорят об одном. О «росте» Царства Небесного. А пятая и шестая схожи превосходством значимости для нас Царства. Итак, эти восемь притч Иисуса здесь по структуре напоминают структуру Заповедей Блаженств, только немного отличаются последовательностью центральных пунктов: третьего и четвёртого, пятого и шестого. Такая структура, напоминающая заповеди, перед Нагорной проповедью, скорее всего не случайна, и указывает на центральный характер всего последующего за этими притчами большого отрывка.

Хотелось бы ещё упомянуть о самом смысле некоторых из этих притч. Как мы уже говорили, первая из них говорит о состоянии сердец людей. Вывод, который можно сделать из этой притчи такой, что реакция людей на Слово может сильно различаться. И это отличие зависит не от Того, Кто говорит, а от слушающего, и от его сердца. Т.е. если у вас не появляется плод для Царства Небесного, то проблема не в словах о Царствии, а в вас. Слово сердце ещё будет повторяться в тексте большого отрывка, в его первой части. Интересный вывод делается в заключительной притче, которая также говорит о сердце: книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Как мы уже читали в самом евангелии, у книжников было негативное отношение к Иисусу. Однако эта притча не ставит «крест» на них, и говорит о том, что происходит, когда книжник научается Царству Небесному. Что означает: выносить из сокровищницы новое и старое? Выносить на «свет Божий» то, что находится в сердце, независимо от того худое оно или доброе. Открывать своё сердце Иисусу. Такой подход был новым для книжников. Чтобы поточнее определить, так ли это, конечно нужно посмотреть, что говорится о сердце далее, в основном отрывке.

Притча о пшенице и плевелах, и о неводе, захватившем всякого рода рыб говорят примерно об одном. О том, что среди людей будут те, которые войдут в Царство Небесное и не войдут. Видимо это и удивило учеников. Скорее всего, они считали, что все, те, кто принадлежит Израильскому народу, по определению спасены. По крайней мере, так можно предположить, исходя из реакции учеников. А не наследующими Царство Божие, ученики, скорее всего, считали язычников, которые и не были вместе с ними.

Центральные притчи, которые говорят о всеохватывающем и превосходном значении Царства Небесного в принципе не должны были быть трудными для Израильтян. Так как Израиль исторически был религиозной страной. Однако, всё меняется, если смотреть на это с точки зрения тех, кто слушал Иисуса. Ведь, исходя из того, Кем был Иисус в Царстве Небесном, менять своё отношение надо было именно к Нему! В итоге, после этих притч, мы можем читать следующие слова: «И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его... откуда же у Него всё это? И соблазнялись о Нём». Мы читаем, как трудно слушающим Иисуса, было принять, то Кем Он являлся для них.

 

«А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека»

 

Теперь можно перейти к основному тексту отрывка. Он занимает с 14 по 18 главы, и также, как и предыдущие рассматриваемые отрывки, делится на три части: первую, третью и центральную. В предыдущих отрывках, первая и третья части образовывали из себя своеобразный хиазм, где его пункты шли как бы параллельно друг другу. Но структура этого отрывка немного отличается от предыдущих, и мы сейчас её рассмотрим. Центр же этого отрывка, также, как и в других, выделен от первой и третьей части, и имеет особое значение.

Текст начинается с повествования о казни Иоанна Крестителя. Это особая страница в этом евангелии. Как мы увидим позже, этот небольшой текст занимает особое положения в отрывке. Начинается текст со слов: «в то время…», после текста предыдущей главы: «И не совершил там многих чудес по неверию их». Видимо слова «в то время» указывают на привязку к предыдущем стихам, и представляют Ирода как пример самого большого неверия. Здесь сказано: «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду… И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка». После описания казни Иоанна, написано: «И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один…». О чём свидетельствует такое решение Иисуса, о чём мог думать Иисус в этот момент? Конечно, мы понимаем, что Он шёл помолиться Небесному Отцу. Но что в этот момент было самой важной причиной Его ухода для молитвы? Это станет понятным, когда мы увидим положение этого небольшого текста в структуре всего рассматриваемого большого отрывка.

Но далее следует в тексте, что не сразу получилось Иисусу побыть наедине: «…а народ, услышав о том, пошёл за ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними…». Интересно, что Иисус в данном случае, не уходит куда нибудь ещё подальше от всех, а помог тем людям, которые за ним пошли: «… и исцелил больных их». И затем, в этой главе повествуется об очень известном совершённом чуде, насыщении 5 тысяч человек. Написано: «когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть». Иисус насыщает 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками, которых принесли ему ученики. А далее отправляет учеников: «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку… И, отпустив народ, Он взошёл на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». Мы все склонны уделять большое внимание чудесам Иисуса, но в данном случае упоминается, что действительно было целью Иисуса. Отпустив народ, Он всё таки остался наедине, к чему Он и шёл с самого начала. Это было, то, чего Он желал в данный момент.

Интересно, что совершая это чудо, Иисус сказал ученикам: «вы дайте им есть…». В духовном смысле, такие слова характеризуют новый этап в жизни учеников Иисуса. Но что они означают, становится понятным, если мы понимаем, что символизирует хлеб в этом евангелии. И для этого надо полностью разобрать данный текст. Сейчас мы разбираем первую из трёх частей нашего большого отрывка. Она, как мы уже прочитали начинается с чуда насыщения 5 тысяч. Сейчас мы постараемся определить её структуру, т.к. она немного отлична от структуры текстов других больших отрывков. Итак, первая часть.

Уйдя в пустынное место, Иисус обнаружил там множество людей, и, написано, что Он сжалился, и исцелил больных их. Затем, по просьбе учеников, Иисус совершает чудо насыщения. После того, как Иисус отпустил народ, Он всё же ушёл помолиться наедине. Ученики в это время плыли на лодке на середине моря, и лодку стало бить волнами. И вот, происходит эпизод, несколько похожий на тот, который уже был описан в восьмой главе. Тогда ученики с Иисусом попали в шторм на море, и разбудили спящего Иисуса. Здесь Иисус шёл к Своим ученикам по воде. «В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь». Когда Иисус понудил Своих учеников отправится в лодке, употреблялось слово «тотчас». Видимо указывая на срочность происходящего. Да и тот факт, что Он «понудил» учеников отправится в лодке, указывает на то, что ученики не очень-то хотели и уходить. И вот здесь, опять указывается, что Иисус «тотчас» заговорил с ними. «Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к тебе по воде». Интересным здесь описывается характер Петра. Ну во первых, Кто ещё, кроме Иисуса мог ночью идти по воде? Действительно, это мог быть только или призрак, или Иисус. Но Пётр здесь говорит: «если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Другими словами, Господи, если ты Бог, тогда и меня пожалуйста поставь на такой уровень, чтобы я мог делать как и Ты. Какое интересное условие для веры. Я поверю, если Ты и меня «приподнимешь» до определённого уровня. Но, когда Иисус сказал: «иди» Пётр стал тонуть: «И выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня». «Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился?». Опять приводится слово «тотчас», которое, очевидно, в данном случае, описывает характер поступков Иисуса. «И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий». Заканчивается этот текст словами: «И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и приносили к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись».

Этот текст начинается и заканчивается словами об исцелении людей. Повествует о насыщении пяти тысяч. Ещё он содержит в себе исповедание Иисуса Сыном Божиим учениками Иисуса. А также, текст говорит нам о желании Петра поступать как и Иисус, (и о его падении). Эта сложная композиция связывает весь этот текст, делает его объединённым, и он становится одним пунктом рассматриваемой нами первой части. Почему такой большой текст, становится всего одним пунктом в структуре, мы позже увидим.

Следующим звеном в цепочке событий становится следующее: «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят…». Это была делегация из Иерусалима, можно сказать они «оказали честь» своим присутствием. Как обычно фарисеи искали какой то подвох в учении Иисуса. «… зачем ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб», говорят они. Мы видим, что хлеб – это практически основной символический элемент этой главы. Отвечая им, Иисус их обвинил в нарушении заповеди почитания родителей, и сказал: «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Мы возвращаемся к теме сердца, которая затрагивалась в 13 главе. Там две из восьми притч говорили нам о нём. Далее написано: «И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет челове



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: