Влияние возраста сына на изменение взаимоотношений с матерью




 

Реальная модель современной семьи, по мнению В.Н. Дружинина, предполагает следующее: ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с детьми эмоционально. Такая позиция матери, стремящейся все контролировать, особым образом сказывается на ее отношениях с детьми, на развитии и становлении личности ребенка (Варга, 2008; Крюкова, Сапоровская, Куфтяк, 2009). Пассивность жизненной позиции мужчины, и в частности, по отношению к воспитанию детей, во многом усугубляет существующее положение.

Отношения в системе "мать-ребенок" являются элементом детско-родительских отношений, которые определяется как процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, а также переживание родителей и детей в их совместной деятельности (Сапоровская, 2008).

В разных психологических направлениях именно мать считается главной фигурой, определяющей развитие и становлении личности ребенка. Наиболее подробно описаны и особым образом понимаются взаимоотношения матери и сына в психоаналитическом направлении, как классическом, так и современном. Тесная связь, существующая между матерью и сыном с его момента рождения, постепенно должна ослабнуть, ребенок с помощью отца отделяется от матери. При нормальном ходе развития отношений процесс сепарации происходит без отклонений (З. Фрейд, Д. Винникотт, К.Г. Юнг, К. Хорни, Р. Скиннер, Э. Фромм, Э. Фурман).

Именно в юношеский период детско-родительские отношения нередко навсегда теряют эмоциональную близость и искренность, так как происходит автономизация от родительской опеки, построение отношений равноправия и взаимного уважения (Райс, 2008). Все это накладывает свой отпечаток на развитие детско-родительских отношений в целом.

Целью нашего исследования является выявление различий во взаимоотношениях матерей и сыновей разного возраста. В исследовании приняли участие члены полных условно благополучных семей. Все испытуемые были сформированы попарно (мать и сын) в три группы в зависимости от возраста сына, а именно, пары с сыном 15-17 лет (1 группа), пары с сыном 19-22 года.

Были использованы методы: методика ПОР (ADOR) - "Подростки о родителях", модификация и адаптация Л.И. Вассермана и др., методика PCRQ (Parent-Child Relationship Questionnaire) - "Опросник родительско-детских отношений" (W. Furman, 2005), адаптированная Н.О. Белоруковой (2007), проективная методика “Письмо о моем сыне/матери" - вариант методики Д. Сакса “Неоконченные предложения" и интервью для матерей и сыновей, разработанное автором работы. Обработка результатов проективного блока проходила с помощью выделения следующих смысловых единиц: теплота в отношениях (уважение друг к другу, совместное проведение времени, позитивный образ сына/матери); дистанция (невмешательство в дела, наличие проблем во взаимоотношениях); автономность сына (проявление самостоятельности); доминирование матери (навязывание матерью своего мнения, стремление контролировать сына, учить и указывать); личностные отношения (совместное обсуждение проблем, оказание помощи друг другу).

В результате исследования было выявлено, что отношения в диаде мать-сын в зависимости от возраста сына действительно различны.

Со стороны матери наблюдается противоречивое желание предоставить сыну возможность самому принимать решения и отвечать за свои поступки, при этом устанавливая в отношениях с ним диктат, требуя подчинения ее мнению. Независимо от возраста сына стремление матери к тому, чтобы он находился рядом остается значительным. Матери отмечают увеличение близости и доверительности в отношениях, считая, что увеличение проявления ею власти - это собственное желание сына считаться с ее мнением, прислушиваться к ней.

В свою очередь, сыновья отмечают снижение теплоты в отношениях с матерью, снижение проявления родительской власти с ее стороны. Изменению отношений способствует проявление мужских черт в поведении сына: они приобретают вторичный характер, хотя со стороны матери и начинают в большей степени проявляться собственнические тенденции, но сыну уже легче противостоять им.

Чем больше у матери стремление подчинить сына себе, тем сильнее желание сына оградиться от таких воздействий и отстраниться. Это характерно для сыновей любого возраста. В этом, скорее всего, и заключается функционирование механизма автономизации и установления новых границ в межличностных отношениях.

Чем старше сын, тем больше степень его эмоциональной и поведенческой автономии, которая выражается в отношениях большей независимости от матери, в принятии важных решений, в делах и поступках, независимости от эмоциональных проявлений и мнения матери.

Полученные результаты подтверждаются в данных, полученных с помощью проективной методики "Письмо о моем сыне/моей матери" и интервью. По мере взросления сына и мать и сын отмечают противоречивые тенденции - наличие теплоты в отношениях и одновременно увеличение стремления матери к доминированию и контролю. По данным методики "Письмо о моей матери/моем сыне" наблюдается некая идеализация образа матерью и сыном друг друга: оба оценивают друг друга положительно, отношения называют доверительными, теплыми, отмечают уверенность в поддержке в трудную минуту. В отношениях с матерью, со стороны сына, наблюдается наличие автономии, как проявление своего мнение, стремления к его реализации. Андрей, 21 год: "Отношения стали проще. Многое могу обсуждать с мамой, но не всегда это делаю. Она, что мне не нравится, всегда начинает учить, наставлять. Стремлюсь больше помогать, поддерживать. Сам тоже в любой момент могу обратиться за помощью, но все же предпочитаю решать все самостоятельно".

Матери, при этом отмечают свое продолжающееся стремление контролировать сына. Галина, 46 лет: "Стали меньше ругаться. Воспринимаю как ребенка, своего ребенка. Вроде и взрослым стал, ближе к самостоятельности, а все равно пытаюсь напоминать, указывать, чтобы что-то сделал, и проблем не было. Хочу все о нем знать, что творится в голове (друзей, подруг), чтобы сопереживать, когда необходимо, быть рядом. Боюсь, что появляются серьезные трудности, и он может с ними не справиться, "сойдет с пути". Таким образом, переживания матери сложнее, более неоднозначны и противоречивы, то есть мать более амбивалентна в своих переживаниях в отношениях в данной диаде. Возможно, мать нуждается в социальной поддержке именно своего "взрослеющего" сына как мужчины, так как не может получить ее от своего супруга, а также от других членов семьи. Может быть, данные взаимоотношения компенсируют неудовлетворенность в супружеских отношениях.

Проведенная нами работа имеет значение для лучшего понимания процессов взросления, сепарации и функционирования детско-родительских отношений в разных жизненных периодах. Более полное знание особенностей взаимоотношений матерей и сыновей в семье позволит наилучшим образом использовать его в практической деятельности, для оптимизации данных отношений, решения проблем социализации.

В гендерной социализации большое значение имеют культурологически заданные полотипические особенности, которые с самого начала по-разному влияют на формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек и наполняют её различным содержанием, чем детерминируются различия психики личности мужчин и женщин.

Итак, принятие или отвержение себя как личности своего пола зависит от психологических факторов, от чувств, сформированных в детстве, и поэтому семья является одним из самых важных факторов гендерной социализации.


Заключение

 

Таким образом, проведенное исследование доказывает, что рассмотренные нами три этапа жизненного цикла семьи, сопровождающиеся наличием нормативных кризисов, создают серьезную угрозу распада семьи, способствуют формированию затяжного внутрисемейного конфликта. В случае же позитивного преодоления кризиса семья сохраняется, ее члены осознают и принимают новые роли, иной способ функционирования и успешно с ними справляются.

Для подобного результата необходимо скоординировать работу широкого спектра специалистов - психологов педагогов, социологов и др., основная функция которых состояла бы в разработке комплексных программ помощи и обучение членов семьи навыкам и стратегиям именно совместного преодоления возникающих трудностей и проблем, сопровождающих нормативные кризисы семейного развития.


Список литературы

 

1. Винникотт Д. Игра и реальность - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи - СПб.: Питер, 2006.

3. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними - СПб.: Изд-во "Речь", 2005.

4. Соколова Е.С. Изменение взаимоотношений матери и сына разного возраста: Квалификационная работа. - Кострома, 2007.

5. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. - Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 2006.

6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М., 2006.

7. Черников А.В. Системная семейная терапия. - М.., 2008.

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 2009.

9. Черников А.В. Системная семейная терапия. - М.., 2008.

10. McCubbin H.I., Thompson W. Family assessment inventories for research and practict / Madison. University of Wiscinsin-Madison. - 2005.

11. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2007.

12. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. М., 2007.

13. Ткаченко И.В. Развитие психологического пола у детей младшего школьного возраста. Дис. на соиск. ученой степ. канд. псих. наук. Ставрополь, 2009.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: