Устойчивость и эффективность предпринимательства в значительной мере определяются соблюдением основных принципов этой деятельности: экономическая самостоятельность и независимость предпринимателя, плановость действий, допустимый уровень риска, творческий и инновационный характер процесса, мобильность, экономическая заинтересованность и ответственность.
Экономическая самостоятельность и независимость предпринимателя заключается в том, что в принятии решений он действует, исходя из собственных целей и интересов. Безусловно, не следует понимать этот принцип упрощенно. Даже в условиях самой либеральной рыночной системы полной свободы действий не бывает. Она всегда в большей или меньшей степени ограничена объективными условиями, жесткими требованиями рынка, действующим законодательством, то есть предприниматель свободен в пределах границ, определенных окружающей средой. Только с учетом этих условий он выбирает вид деятельности (при необходимости получает специальное разрешение), ее объемы, поставщиков ресурсов, каналы и способы реализации продукции, заключает с партнерами по бизнесу коммерческие сделки и т. д.
Принцип плановости действий характерен не только для административно-плановой экономической системы, в которой планирование основывалось на директивном подходе и осуществлялось доведением показателей сверху при существенном ограничении самостоятельности организаций. Как показывает международный опыт, в рыночной экономике планирование, в основу которого положен принцип индикативности, также важнейшая функция организации и управления. Оно заключается в выборе предпринимателем наиболее рациональной (оптимальной) программы деятельности в зависимости от складывающихся на рынке условий. Предпринимательская деятельность предусматривает разработку целого ряда прогнозов и планов, как долгосрочных, так и краткосрочных. Особое место среди них занимают бизнес-планы осуществления предпринимательских проектов. Четкое планирование деятельности, основанное на достоверном анализе обстановки и разнообразных методах, позволяет избежать или уменьшить вероятность непредвиденных ситуаций. Ошибки в планировании, наоборот, чреваты большими потерями, а нередко и банкротством предпринимателя.
Принцип допустимого уровня риска означает, что предприниматель, во-первых, должен планировать и реализовывать свои проекты и коммерческие сделки с учетом оценки степени риска (возможного ущерба), во-вторых, удерживать риск в допустимых границах. Это достигается за счет тщательного планирования деятельности, осуществления различных профилактических и других превентивных мер, страхования, создания резервных фондов и т. д.
С целью сохранения позиций на рынке в условиях жесткой конкуренции, снижения издержек производства, а также повышения качества продукции предприниматель обязан быть в постоянном творческом поиске и поддерживать инновационный характер деятельности. Для этого он осуществляет систематический мониторинг рыночной ситуации, следит за достижениями науки и техники в своей сфере, а также направляет значительные инвестиции в разработку и выведение на рынок новых товаров и услуг, освоение новых каналов сбыта, совершенствование технологии и организации производства, улучшение менеджмента.
Принцип мобильности предполагает, с одной стороны, учет быстро меняющихся требований рынка и конкретных запросов потребителей, с другой — оперативное реагирование на эти изменения. В этой связи предприниматель должен совершенствовать систему информационного обеспечения, предусматривать возможность быстрой перестройки производственного процесса для производства модифицированных товаров (услуг), пополнять портфель конструкторских разработок. Игнорирование этого принципа ведет к утрате позиций на рынке, снижению уровня конкурентоспособности, а в ряде случаев — и к банкротству.
Экономическая заинтересованность и ответственность обусловлены самой природой предпринимательской деятельности и представляют собой две взаимосвязанные стороны и характеристики этой деятельности. Материальный интерес — основной Движущий фактор предпринимательской активности. В целях по лучения максимальной прибыли предприниматель организует свое дело, производит для рынка товары или услуги, доставляет их в нужное место, реализует, удовлетворяя запросы клиентов. Это одна сторона предпринимательского процесса.