Примеры обозначений посадок подшипников качения.




Подшипник класса точности 0 на вал с номинальным диаметром 50 мм, с симметричным расположением поля допуска : Посадка Ø50 (рис. 25), а для сборочного чертежа – Ø50 (рис. 27).

То же в отверстие корпуса с номинальным диаметром 90 мм, с полем допуска Н7: Посадка Ø90 (рис. 26), а для сборочного чертежа – Ø90 (рис. 28).

Обозначения посадок подшипников на вал и в корпус соответствуют указанным на рис. 25 и 26.

Рис. 25 Рис. 26

Однако на сборочных чертежах, как указывалось выше, допуски необходимо проставлять как на рис. 27 и 28, т.е. указывать на сборочных чертежах подшипниковых узлов поле допуска или предельные отклонения на диаметр, сопряженный с подшипником детали.

Рис. 27 Рис. 28

Предельные отклонения размеров для наиболее распространенных подшипников качения различных классов точности представлены в каталоге (справочнике подшипников качения) на стр. 190-201, и в методическом пособии часть II: если значения верхних и нижних отклонений колец подшипников выходят за пределы допустимых, то эти подшипники технически не пригодны для эксплуатации и считаются негодными.

Если при входном контроле разбросы максимальных и минимальных значений измерений посадочных диаметров укладываются в поля допусков Td и TD,то подшипники считаются годными к эксплуатации.

 

Посадки подшипников

При выборе посадок колец подшипника на вал и в корпусе необходимо учитывать:

Вращение колец. Различают два основных вида нагружения колец: кольцо вращается относительно радиальной нагрузки и кольцо неподвижно относительно радиальной нагрузки. Первый вид нагрузки, как уже отмечалось называется циркуляционной, а второй – местной.

Для колец вращающихся под нагрузкой и испытывающих циркуляционное нагружение, назначают посадки с натягом (N).

Для колец неподвижных относительно нагрузки и испытывающих местное нагружение назначают переходные S(N) посадки или с небольшим зазором (S).

Величина нагрузки. Для предотвращения проворота колец, вращающихся под нагрузкой, относительно сопрягаемых деталей (например, вала) следует выбирать посадки с учетом величины нагрузки: чем выше нагрузка, тем больше должен быть натяг посадки. Минимально необходимый натяг в микрометрах (мкм) можно рассчитать по формуле:

,

где (Н) – радиальная циркуляционная нагрузка;

(кГ) – статическая грузоподъемность подшипника, (из каталога )

– коэффициент нагрузки (2,8–легкая серия; 2,3–средняя; 2,0–тяжелая);

(мм) – ширина контактной поверхности кольца.

Посадка циркуляционно нагруженного кольца подбирается так, чтобы минимальный натяг посадки был больше минимального расчетного натяга: .

Допуск (Т) посадки с натягом (N) определяется разностью максимального и минимального натягов , а среднее значение натяга посадки равно: . Вероятностное рассеивание натяга посадки находим, как среднее квадратичное , а вероятностные наибольшие и наименьшие натяги посадки будут равны: и

Посадка кольца, испытывающего местное нагружение, выбирается более свободной. Рекомендуемые посадки в зависимости от вида нагружения, режима работы, области применения и класса точности подшипника приведены стр. 154-156, и в методическом пособии часть II, стр. 18.

Для подшипников нормального класса точность допусков на размеры цилиндрических посадочных поверхностей вала должна соответствовать как правило шестому квалитету, а посадочных поверхностей корпуса – седьмому квалитету.

Внутренний зазор в подшипнике. Внутренний зазор характеризуется величиной перемещения одного кольца подшипника относительно другого. Различают: радиальный зазор для радиальных и осевой зазор для упорных и радиально-упорных подшипников. В каталогах подшипников обычно приводят наибольший и наименьший допустимые зазоры, по которым можно рассчитать средний начальный зазор до монтажа подшипника: . Подшипники подразделяют в зависимости от установленных предельных внутренних зазоров на группы, когда подшипник определенного типоразмера может использоваться с нормальными зазорами (основная группа – 1) или с увеличенными зазорами (группы 2,3,4,5).

Внутренние зазоры и для подшипников качения приведены в каталогах подшипников качения и на рис. 29.

Рис. 29

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Н.Д.Тарабасов. "Проектирование деталей и узлов машиностроительных конструкций".

2. А.Г.Сергеев. Крохин В.В. Метрология. 2001.– 408 с.

3. Р.Д.Бейзельман. Б.В.Цыпкин. "Справочник подшипников качения".

4. С.Н.Голубев. "Стандартизация и взаимозаменяемость". Части I и II.

5. А.И.Якушев. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения.

6. ЕСДП. Стандарт СЭВ 144–75. Поля допусков и рекомендуемые посадки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: