Первый римский период (1806-1820)




. Знакомство с произведениями Рафаэля во Флоренции усилило сложившееся у Энгра еще в ателье Давида преклонение перед этим "божественным" мастером. Но подлинным откровением явились для него итальянские фрески XIV-XV вв., особенно работы Мазаччо, и художник специально задержался во Флоренции, чтобы детальнее их изучить.

С приездом в Рим увлечение дорафаэлевским искусством не ослабело, хотя заметно возрос интерес французского художника к мастерам Высокого Возрождения. Долгие часы проводит он в станцах Ватикана около фресок Рафаэля, в Сикстинской капелле и церквах Рима перед росписями и скульптурами Микеланджело, усиленно изучает полотна Тициана. Ясность и совершенная гармония рафаэлевского искусства импонировали творческим устремлениям Энгра, а у Тициана он учился тонкости колористических решений. Много рисунков было исполнено им в Риме и с разнообразных памятников античности

Пенсионеры Французской академии были обязаны ежегодно посылать в Париж в качестве отчета одну картину, скомпонованную "по воображению". Естественно, что во времена расцвета классицизма античные сюжеты занимали Энгра более всяких других. Для произведения, которое надлежало послать в Париж в первую очередь, им был выбран греческий миф о мудром Эдипе, сыне фиванского царя, разгадавшем загадку кровожадного Сфинкса. В "Эдипе" Энгр вышел за рамки живописи французского классицизма не только усилением значения цвета, но и новой, более эмоциональной и углубленной трактовкой греческого сказания.

 

Наиболее значительной из других картин, посланных тогда же Энгром в Париж, была "Сидящая женщина", известная теперь под названием "Большая купальщица" (1808, Париж, Лувр). В ней художник окончательно обрел один из ведущих мотивов своего искусства - тему обнаженного женского тела, который пройдет через все его творчество.

Главным в работе над "Большой купалыцицей" было осуществление одной из его идей о создании "скульптурной живописи", то есть получении средствами живописи материально ощутимой объемности форм. Если в "Эдипе" Энгр достигал эффекта объемности преимущественно различной силой светотени, то здесь он передает нежную округлость форм главным образом градациями золотисто-розовых телесных тонов и мягкими бликами света. По прозрачности и цельности колорита, теплого и гармоничного, "Большая купальщица" - одно из лучших произведений мастера.

 

 

В ряде своих портретных работ разного времени Энгр хотел выявить наиболее полно равновесие и гармонию духовной и физической сторон жизни своих моделей, восстановить одну из великих традиций искусства. Таким явился в этот период портрет г-на Кордье (1811).

По свидетельству дочери изображенного, графини Мортье, пейзаж портрета - вид Тиволи около Рима - был написан Франсуа Мариусом Гране. Единство фигуры и окружения здесь глубоко органично. Красивое лицо Кордье - одно из лучших по тонкости объемной лепки в живописи художника. Если облик Кордье, казалось бы, легко позволял создать такой прекрасный в своей гармоничности образ, то Энгр находит удачные решения и в тех случаях, когда перед ним оказывались внешне менее благодарные модели. Трудно найти в портретном творчестве художника другой пример такого полного выявления в психологической характеристике профессии изображенного, как в портрете барона Жака Марке де Норвена (Между 1811-1812, Лондон, Национальная галерея) - генерального комиссара римской полиции, будущего автора четырехтомной "Истории Наполеона". Глаза, проницательно устремленные на зрителя, тонкие, крепко сжатые губы выражают подозрительность и недоверие, коварство и неумолимость.

Художник довольно быстро достиг высокого мастерства, и почти невозможно проследить какие-либо особые изменения в творчестве Энгра вплоть до позднего периода. Для него останутся характерными гибкость и изобретательность в решении пластических форм портрета, он всегда будет сохранять удивительную точность в передаче зрительных впечатлений и стремление подчеркнуть неповторимое своеобразие индивидуальности. Между Энгром и его заказчиками чаще всего чувствуется известная отдаленность, он смотрит на них оценивающим взглядом художника, не пытаясь раскрыть их душевный мир, как какую-то особую, только им принадлежащую тайну. Портреты Энгра, заставляя любоваться их формой, остаются как бы недоговоренными, не раскрытыми до конца. Но именно в этом и заключена их особая притягательная сила.

 

Исключительное место в творчестве Энгра занимает картина "Папа Пий VII в. Сикстинской капелле".

Художника увлекла здесь двойная задача: передать красочное богатство открывшегося ему зрелища и запечатлеть драгоценные росписи Сикстинской капеллы. Действительно, достигнутое ощущение большого пространства и соразмерное расположение в нем многочисленных фигур говорят о значительном успехе мастера. Что же касается колорита, то это одна из самых цельных и сильных вещей Энгра. В ней развернута целая симфония согласованных и в то же время разнообразных золотисто-коричневых и пурпурно-красных тонов - тонов самой капеллы и одежд присутствующих. С бережной точностью воспроизведены большая часть "Страшного суда" Микеланджело, фрески Синьорелли и Боттичелли. Художнику пришлось отступить от истины только в одном - изменить цвет одежды папы на белый, так как он не нашел иного способа сосредоточить яркий свет на его фигуре.

Сам Энгр был верующим и даже ревностным католиком. Он искренне считал, что его долг как художника (и в этом сближал себя с мастерами Ренессанса) - писать религиозные композиции, давать в них новое пластическое воплощение традиционным евангельским сюжетам. Однако особые успехи не ждали его на этом пути.

В глубине души Энгр был приверженцем другого культа - культа земной красоты. Художник благоговейно преклонялся перед ней и до конца своих дней неустанно ее воспевал. Настоящим лейтмотивом его искусства, породившим едва ли не лучшие из всех творений мастера, был гимн во славу прекрасного женского тела, прозвучавший с особенной силой в его знаменитой "Большой одалиске" (1814, Париж, Лувр).

Картина, называвшаяся первоначально "Лежащая одалиска", была заказана в 1813 г. королевой Неаполя Каролиной Мюрат как парная к "Спящей женщине", купленной ею у Энгра за несколько лет до того. Однако в связи с падением Наполеона (и последовавшими затем изменениями в судьбе его приближенных) "Лежащая одалиска" так и не была взята заказчицей.

Основное, к чему стремился Энгр в этом произведении, наиболее отчетливо выражено в следующих его словах: "Никогда внешние контуры не должны углубляться... они выпуклые... Чтобы достичь совершенной формы, не следует прибегать к квадратным и угловатым объемам: надо создавать форму округлой и без выступающих внутренних деталей. Когда всего одна фигура в картине, ее надо моделировать рельефно и таким образом искать живописный эффект".

Не к передаче живой трепетности тела и его безупречной правильности были направлены здесь усилия художника, а к выразительности и красоте текучих контуров, радующих глаз своей простотой и изысканной утонченностью. Чистота этих округлых линий обнаженного тела воспринимается особенно ощутимо среди тщательно построенного интерьера и предметов, окружающих одалиску. В них преобладают мелкие дробные формы: смятые ткани на ложе, глубокие складки затканной цветами драпировки, висящей справа, нарядная дымящаяся курильница, веер из пестрых страусовых перьев в руке и полосатый с кистями шарф на голове "Большая одалиска" - одно из самых значительных и характерных произведений мастера. В нем можно отметить как элементы классицистические (рационалистичность построения, скульптурность форм, локальность цвета, примат линеарного начала над живописной трактовкой), так и то, что предвосхищало искусство романтиков (явно выраженная увлеченность Энгра восточными

«Юпитер и Фетида»

Это огромное полотно, написанное в 1811 г., — последняя работа Энгра (1780-1867), которую он выполнил во время своей учебы в Риме. Перед нами Юпитер, верховный бог античного мира, сидит на царском троне в своих небесных владениях. В правой руке он держит скипетр, а левая покоится на облаке; рядом с ним — орел, внимательно на него смотрящий. Эта могучая птица — символ силы и победы — атрибут царя богов.

Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них.

Энгр послал свою работу на отзыв в Париж. Она вызвала в академических кругах насмешки и была сурово раскритикована за недостаток разнообразия и за странные пропорции изображенных фигур. Двадцать три года спустя этот образ всемогущей власти был куплен государством.

Крушение Наполеоновской империи привело к быстрому отъезду из Рима большинства французов. Материальное положение Энгра в связи с отъездом подавляющего большинства его заказчиков крайне осложнилось. Едва ли не основным источником существования в эти годы сделались те небольшие суммы, которые художник получал за исполняемые им карандашные портреты. Он не придавал им большого значения, но именно им суждено было стать самой важной частью его наследия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: