Пребывание во Флоренции (1820-1824)




Приглашенный своим старым другом итальянским скульптором Лорренцо Бартолини, художник в конце лета 1820 г. переезжает во Флоренцию. Их объединяло многое: взгляды на цели и задачи изобразительного искусства, пылкая любовь к музыке. Период наибольшей душевной и творческой близости этих двух художников падает на конец 1820 г., когда Энгр работает над известным портретом своего друга, хранящимся ныне в Лувре. Этот второй портрет Бартолини существенно отличается от первого, исполненного в 1805 г. Внутреннее горение сменилось спокойствием, неукротимая энергия взгляда - утомленностью и почти равнодушием, и, наконец, главное - ощущение веры и готовность бороться за свои идеалы уступили место чувству самодовольства и даже высокомерия. Теперь перед нами человек, сознающий свою славу и гордящийся своим талантом.

 

Парижские годы (1824-1834)

Художник вернулся в Париж со свернутым в рулон "Обетом Людовика XIII". Установленная в заказе цена за "Обет Людовика XIII" -3000 франков - была удвоена администрацией в связи с успехом, который картина имела в Салоне 1824 г. Награжденный орденом Почетного Легиона лично Карлом Х и избранный в 1825 г. академиком, Энгр становится одним из столпов французской школы.

 

 

В конце 1825 г. мастер открыл в Париже студию для своих учеников. Он становится педагогом, воспитателем нового поколения художников. Энгр проповедовал культ прекрасного идеала, который представлялся ему неким соединением, построенным на изучении природы, античности и творчества Рафаэля. Мастер внушал своим ученикам, чтобы они избегали несовершенного и стремились к очищенной и возвышенной форме.

«Апофиоз Гомера»(1827)

Гомера окружают отнюдь не его современники, а выдающиеся деятели мировой культуры, принадлежащие к совершенно разным историческим эпохам. Уже одно это говорит за то, что изображенная сцена не может быть обычным чествованием человека его современниками. Условный (символический) характер сцены усиливается от того, что рядом с реальными людьми присутствуют и вымышленные. Таковыми, в частности, являются две девушки у ног Гомера, символизирующие, как это следует из литературных данных, поэмы "Илиаду" и "Одиссею", не говоря уже о крылатой фигуре, олицетворяющей Славу
Анализируя состав персонажей, окружающих Гомера, мы видим явную тенденциозность их подбора: это не какие угодно выдающиеся деятели в сфере культуры, а только такие, которые способствовали формированию культуры, основанной на принципах классицизма и опиравшейся на античные традиции.
Стало быть, сам образ Гомера приобретает аллегорический смысл: апофеоз Гомера оказывается апофеозом классицизма.

«Портрет Бертена»(1832г)

Старый и болезненный Луи Франсуа Бертен (в возрасте 66 лет) сидит в кресле на фоне пустого помещения. Он тяжело оперся на колени, из-за того что страдал одышкой. Седые волосы не убраны и взлохмачены. Мрачный, циничный взгляд выдает человека завистливого, кощунственного, почерствевшего от неприятностей, ко многому равнодушного. Позади тяжело и неприятно прожитая жизнь, разочарование в политике, террор французской революции 1789−1793 гг, безумные, развратные наслаждения и разрушенное здоровье. О благосостоянии Бертена говорит дорогое кресло и дорогая одежда, золотые карманные часы. Но для Бертена и это уже привычно и серо.

Портрет Бертена очень быстро стал символическим. Дальновидные современники называли этот портрет «Буддой буржуазии». Он впоследствии стал предметом политической сатиры и карикатур.

 

Постепенно у художника созревает желание покинуть Париж, и его мысли обращаются к Италии. Он просит назначить его директором Французской академии в Риме. Эта просьба была удовлетворена, и в начале декабря Энгр уезжает из Парижа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: