Онтологические определения основных форм и уровней сознания и интеллигенции




Вообще, Лосев начинает с сущности как первоначала, а затем переходит к вещи, определяя ее как иное сущности. Правда, он говорит о физической вещи [12, с.679]. Мы же говорим не о физической вещи, а об объекте Бытия, называя его иногда вещью или предметом. Для нас физическая вещь и объект Бытия – совершенно разные сущности (см. [13]). Объект Бытия – это онтологическая сущность, а физическая вещь – сущность нашего мироздания. Здесь, при определении различных уровней интеллигенции, объект мы будем понимать достаточно широко – и как вещь и как предмет. Поэтому будем иметь в виду и такие определения вещи: вещь – это "часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование" [2] и "вещь – отдельное тело или предмет.... В то же время вещь есть носитель (субстрат) присущих ей свойств и отношений" [5, с.138].

Объект есть отдельное единое сущее. Он, конечно, есть одно, отдельное, но как единое отдельное он – объект до всякого знания себя. Эйдос объекта как единого может быть представлен как нечто абстрактное отдельное единое в виде обыкновенного овала:

Рис. 1.

Теперь, идя за Лосевым, будем выявлять уровни интеллигенции и сознания объекта. Эти уровни есть результат структурно-логического и онтологического развертывания отношения быть = знать.

Атом знания = знание себя. Первым уровнем в иерархии развертывания интеллигенции объекта является лосевская сущность знания – "для-себя-бытие". Это – отношение "быть" для данного объекта, причем быть относительно самого себя. "Для-себя-бытию" объекта можно дать следующие четыре эквивалентные формулировки: 1)объект находится в отношении "быть" к самому себе; 2)знание себя; 3)рефлексия объекта; 4)распадение единого на объектную сущность и ее иное как отношение "быть" и "знать" (по Пармениду быть и мыслить одно и то же). Этот уровень мы называем "знанием себя". Знание себя есть атом знания. Эйдос знающего себя объекта нетрудно представить в виде следующих двух эквивалентных изображений:

Рис. 2.

Здесь объектная сущность есть знающая сущность.

Вторым уровнем интеллигенции объекта является раздражение. Оно есть осознание отношения быть = "развертывание знания себя", т.е. знание себя как иного себе, как чего-то как бы внешнего, т.е. это знание воздействия, а воздействие и есть "быть".

Эйдетически раздражение можно представить тоже в виде двух эквивалентных образов:

Рис. 3.

Ощущение – это третий уровень интеллигенции объекта. Обычное понимание ощущения означает различение раздражений (зеленый, красный, холодный, запахи и проч.). Различение же есть знание. Поэтому ощущение и означает осознание раздражения, или знание свойств. То есть ощущение представляет собой знание себя как (свойство) себя в ином, в котором оно знает себя как иное себе. Эйдетические изображения ощущения соответственно имеют вид:

Рис. 4.

За ощущением следует осознание ощущения, которое суть восприятие. И оно уже образует комплексы ощущений, т.е. образы вещей, предметов, явлений. Здесь знающий объект различает, а значит знает, уже всевозможные группы, или комплексы, ощущений как образы отдельных вещей, предметов, явлений и объектов. То есть восприятие это знание себя как комплекс ощущений или свойств, или как себя в ином, в котором оно знает себя (ощущение) как себя в ином, в котором оно знает себя (раздражение) как иное себе. Эйдос восприятия является уже достаточно сложным изображением, но мы его, тем не менее, приведем полностью, а последующие уровни интеллигенции будем давать более компактно. Оба эквивалентных эйдоса восприятия имеют следующий вид:

Рис. 5.

Пятым уровнем интеллигенции является представление. Это уже осознание восприятия, т.е. оно есть осознание образов, при котором знающая сущность воспроизводит в себе знаемые образы без раздражений, ощущений и восприятий, т.е. это знание себя в себе как тот или иной образ. Представление, таким образом, есть знание себя как себя в себе. Эйдосы представления имеют следующий компактный вид:

Рис. 6.

Представление есть собственно та "совокупность чувственных и умственных образов", которая фигурирует в определении сознания как содержания мышления. Чувственные образы это образы образов восприятия, а умственные образы это уже и те образы, которые получены умственным путем, т.е. в результате мышления.

Итак, мы получили онтологические определения атома знания, раздражения, ощущения, восприятия и представления. К ним нас привело развертывание атома знания. поскольку развертывание атома знания есть рефлексия, то оно не остановимо и потому необходимым образом приводит нас к онтологическому определению мышления.

Мышление есть осознание представлений. Знающая сущность продолжает быть и знать себя, соотносясь с самой собой. При этом она воспроизводит в себе различные совокупности и последовательности представлений и умственных образов. Как совокупности, так и последовательности представлений это новые представления, в которых образы находятся в том или ином единстве, в том или ином порядке. соответственно образами могут быть как собственно образы, так и отношения и связи между образами. Мышление это знание себя как та или иная совокупность, или последовательность представлений, или то и другое вместе. Каждая знаемая совокупность, каждая знаемая последовательность представлений есть мысль. Мысль суть умственное представление. Она также может входить в совокупности или последовательности представлений и это уже будут мысли о мыслях. Мышление суть рефлексия. Эйдосы мышления имеют следующий вид:

Рис. 7.

Вот такими вербально-эйдетическими онтологическими определениями являются различные уровни сознания и интеллигенции. Сознание суть многоуровневая иерархия знания себя как развертывающегося атома знания. Мышлением мы завершили онтологизацию-демифологизацию антропоморфных уровней отношения быть.

Мышление, как и отношение быть, не остановимо и не ограничено как структурно, так и процессуально. Оно может рефлексировать как в сторону свертывания всего содержания сознания в единую субстанцию, так и в сторону неограниченного развертывания всего многообразного содержания сознания. В первом случае имеет место интенсивная рефлексия, финальным состоянием которой является слияние с Единым как объектом. Его Лосев, вслед за Плотином, называл сверх-умным, экстатическим мышлением, или просто экстазом. Во втором случае имеет место экстенсивная рефлексия, финальным состоянием которой является распыление сознания в бесконечном многообразии умственных образов. Его мы называем трансом. Посмотрим на транс и экстаз онтологически, сопоставляя их с предельными уровнями множественной сущности Бытия.

Экстаз и транс

Мышление имеет две предельные и взаимно противоположные формы сознания – транс и экстаз. Путь к экстазу лежит через интенсивную рефлексию, при которой все умственные и чувственные образы сливаются в одно единое представление, в котором все содержание сознания неразличимо и слитно. Поскольку экстаз – это, все-таки, сознание и интеллигенция, а точнее их предельная форма, в которой объект знает себя как Единое Все, то эйдосом экстаза должен быть предельный умственный образ Единого и больше ничего. В таком образе нет ни объекта, ни субъекта, он есть объект, который слился с Единым в чистое представление, это – Будда, Просветленный, человек в Нирване, ставший Брахманом. Эйдосы объекта до всякого знания, т.е. до актуализации и развертывания сознания, и объекта, находящегося в экстазе, в состоянии мокши, имеют следующий вид:

Рис. 8.

Конечно, объект до всякого знания или объект как отдельное и единое есть не то же самое, что объект в экстазе. Объект как отдельное единое – это первосущее, отдельное первосущее, а объект в экстазе – это тот же объект, но знающий себя как Единое, слившийся с Единым.

Согласно платонизму и неоплатонизму Единое есть абсолютное благо, или просто Благо. Точно так же согласно Буддизму и Индуизму благом и целью истинного существования человека является избавление от страданий путем медитации и достижения Нирваны и Брахмана. Таким образом, можно сказать, что экстаз – это благо и добро. В экстазе нет знания множественной сущности, т.е. в экстазе нет знания как различения. Поэтому экстаз есть незнание.

Совершенно иной характер носит состояние души при экстенсивной рефлексии. Душа в этом случае стремится ко все большему знанию. Знать значит различать. Если при интенсивной рефлексии душа, сознание стремятся к своему основанию и приходят к Единому, то при экстенсивной рефлексии сознание стремится узнать и познать не только себя, но и все то, что она знает. "Вот Я" – говорит она. "Вот Я – душа, которая уже знает, что она говорит "Вот Я"" – продолжает душа. "Вот Я – душа, знающая и себя, и иное себе (окружающий мир из таких же душ), которая знает, что она это знает и осознает, говоря все это себе" – все дальше и дальше продолжает душа. Она генерит все новые и новые умственные представления – совокупности и последовательности образов, представлений и их взаимосвязей, которых становится все больше и больше. Такая расширяющаяся рефлексия является бесконечной. О человеке, который оказался в подобном состоянии, говорят, что он зациклился и впал в транс. Сам человек и его душа, однако, полагают, что они выходят на все новые и новые уровни знания себя и окружающего мира, в котором пребывает, кроме этого, еще множество других душ, рефлексирующих подобным образом и отражающих все это. В финале душа видит все это, но выразить его уже не может – слишком много всего. Душа мерцает и дрожит, ей кажется, что она уже сама есть мерцающее энергетическое поле. Вот это и есть транс – представление себя всей множественной сущностью Бытия. Транс – болезненное состояние. Согласно все тому же платонизму и неоплатонизму множественность есть зло как разделенность и различенность. Различенность же есть знание. Поэтому транс есть абсолютное знание и зло. Кроме этого, знание есть сила, порождающая объекты Бытия путем расчленения единства. Следовательно, о трансе можно сказать, что он есть знание, сила и зло. В итоге имеет место афоризм "экстаз – это незнание, благо и добро, а транс – знание, сила и зло".

Аритмология дает формально-логическое описание путей и к экстазу, и к трансу. Путь к экстазу – это отношение субстратобразования, обратная ипостась отношения Быть. В базовой модели Бытия путь к экстазу описывается формулой M=log2N. Соответственно путь к трансу описывается формулой N=2M и представляет собой не что иное, как отношение объектообразования и прямую ипостась отношения Быть.

Финалом восходящей иерархии структурных уровней множественной сущности Бытия являются непостижимо бесконечные, или рефлексивно бесконечно большие структурные уровни, на которых объектная сущность кажется реляционной сущностью и через которые, как это известно из аритмологии, лежит путь к до-объектной, реляционной сущности. Это такие предельные структурные уровни Бытия, за которыми происходит дематериализация объектной сущности. Поэтому на этих уровнях знание объектной сущности попадает как бы в транс. Чтобы "схватить" какой-нибудь один из рефлексивных уровней, надо прибегнуть к дерефлексизации [1, с.143,158] рефлексивных индексов этих структурных уровней, а это почти все равно, что "выхватить" какую-нибудь точку из одномерного континуума, т.е. это нечто для ума почти непостижимое. Вот поэтому состояние Бытия на предельных структурных уровнях и называется трансом, а путь к нему лежит через отношение объектообразования или через экстенсивную рефлексию объектов Бытия. Там и Бытие, и экстенсивно рефлексирующие объекты знают себя как Вся множественная сущность Бытия.

Путь от множественной сущности к Единому – это отношение субстратобразования или интенсивная рефлексия объектов множественной сущности. Финал этих отношений называется экстазом, в котором нет различения и разделения. Бытие в экстазе – это "молчащее" и одновременно умиротворенное и восторженное Бытие, т.е. это Благо.

Заключение и выводы

Демифологизация и деантропоморфологизация понятий сознания и интеллигенции означает просто, что мыслить и знать есть не что иное, как отношение быть. Поэтому человеческое мышление и разные уровни созерцания – ощущения, восприятия, представления – это частный случай всеобщего отношения быть и одна из главных сторон экзистенции человека, бытия человека.

Множественная сущность Бытия – это самоотносящееся и мыслящее Бытие. Она есть знающее себя Бытие на непостижимо бесконечном числе уровней интеллигенции. Человек, как мы видели, знает себя всего лишь на нескольких уровнях интеллигенции. На самом же деле этих уровней значительно больше.

Мышление человека может протекать, по крайней мере, в двух предельных формах – в форме экстенсивной рефлексии и в форме интенсивной рефлексии. Аритмология показывает, что любой объект Бытия как при интенсивной рефлексии, так и при экстенсивной рефлексии знает себя на бесконечном числе уровней нисходящей и восходящей иерархии интеллигенции. Поскольку человек, очевидно, тоже является объектом Бытия, постольку он должен обладать тоже бесконечным числом уровней своего сознания, из которых актуализированным является конечное, возможно даже очень большое, число уровней, но знает он совсем мало уровней.

Предельными уровнями мыслящего, говорящего Бытия являются транс и экстаз. Экстаз – это предельный уровень интенсивно рефлексирующего и мыслящего свой субстрат Бытия. Транс, наоборот, – это предельный уровень экстенсивно рефлексирующего и мыслящего всю свою разделенность и множественность Бытия. Экстаз есть незнание, благо и добро, а транс – знание, сила и зло. Путь к экстазу лежит через отношение субстратобразования, т.е. через обратную ипостась отношения Быть, а путь к трансу – через отношение объектообразования, т.е. через прямую ипостась отношения Быть. Эти пути имеют строгое структурно-логическое описание и выражаются они соответственно формулами log2M и 2М. в экстазе Бытие и любой его объект знают себя как Единое, а в трансе – как вся множественная сущность. Поскольку человек является объектом Бытия, постольку предельные формы и состояния его сознания тоже имеют такие уровни, как экстаз и транс, и являются они частным случаем транса и экстаза Бытия. На транс и экстаз человеческого сознания могут быть перенесены все эйдетические и структурно-логические интерпретации и дескрипции мышления Бытия.

В результате онтологического анализа известных уровней интеллигенции и сознания человека были получены следующие их определения.

Во-первых, исходным основанием и носителем интеллигенции, сознания, мышления является вещь, человек в частности. Сперва, до всякого своего знания и познания, она есть единое, единое одно, объект как единое сущее, в котором слиты воедино и объектная сущность и ее отношение быть, иное.

Во-вторых, онтологическим началом актуализации и явлености сознания есть лосевская сущность знания – "для-себя-бытие". "Для-себя-бытие" – это отношение быть=знать вещи-объекта, ее знание себя, рефлексия. наконец, это – атом знания, который является первым уровнем интеллигенции.

Вторым и последующими уровнями интеллигенции являются уровни развертывания атома знания как знания себя и рефлексии. Первым из них является раздражение, оно есть осознание отношения быть, знание себя как иного себе, как чего-то внешнего, воздействия на себя, на знающую сущность. Дальше идут уровни чувственного познания – ощущение, восприятие и представление. Ощущение есть осознание раздражения или знание свойств, т.е. это знание себя как себя в ином, как свойство, в котором оно знает себя как иное себе. Восприятие является осознанием ощущения, т.е. это знание комплексов ощущений или свойств. Восприятие – знание себя как себя в ином, в котором оно знает себя (раздражение) как иное себе. представление – это уже осознание восприятия, т.е. образов как комплексов ощущений. Оно уже есть знание себя как себя в себе.

Наконец, мышление есть осознание представлений. Знающая сущность продолжает быть = знать себя, соотносясь с собой. Мышление – это знание себя как та или иная совокупность или последовательность представлений, или то и другое вместе. Каждая знаемая совокупность, каждая знаемая последовательность представлений есть мысль. Мысль как умственное представление тоже может входить в совокупности и последовательности представлений, и это уже будут мысли о мыслях. Мышление суть рефлексия.

Структурные уровни Бытия – это очень детализированное, абсолютно детализированное структурно-логическое и эйдетическое описание развертывающегося отношения Быть=Знать. Все структурные уровни Бытия = уровни мышления и сознания заключены между такими их предельными формами, как транс и экстаз, и все они имеют формализованное описание.

Список литературы

1. Станишевский О.Б. Аритмология (Введение в онтологию): Бесконечность и рефлексивная сущность Бытия. Таганрог, 2003.

2. Философский словарь. М., 1980.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

4. Философия. Ростов-на-Дону, 1995.

5. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996.

6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2005.

7. Вопросы философии. 2004, №3.

8. Чефранов Г.В. бог, Вселенная, Человек. Таганрог, 1992.

9. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

10. Станишевский О.Б. Аритмология, Буддизм, Даосизм, Брахманизм,.... // www.filosofia.ru. 27.11.2005.

11. Новейший философский словарь. Минск, 2001.

12. Лосев А.Ф. Философия имени. // Кн. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.

13. Станишевский О.Б. Объекты Бытия, физические вещи и сознание. // Искусственный интеллект. 2005, №4.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.filosofia.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: