Заглянем еще раз в храм Сети I в Абидосе и посмотрим повнимательней на те предметы, которые держат в руках боги в сценах, запечатленных на стенах.
Историки обычно используют для обозначения этих предметов термин «атрибут бога», сводя большей частью эти предметы к неким символам, не имеющим никакого практического применения. Но подобная трактовка уместна для выдуманных богов, мы же ведем речь о реальности этих самых богов. Следовательно, их «атрибуты» могут иметь и вполне практическое функциональное назначение. Это, скажем, подтверждает изображение в руках Тота таких «атрибутов» как свиток папируса или измерительная линейка – вполне обыденных предметов, имеющих понятное практическое применение.
Тогда что может означать прямоугольный предмет с двумя круглыми кнопками, свисающий из сжатой кисти руки бога на чем-то типа шнурка или провода?.. По мнению историков это – древняя чернильница. А на мой взгляд, весьма похоже на упрощенное изображение пульта дистанционного управления либо средства связи типа мобильного телефона или рации…
Рис. 103. «Пульт дистанционного управления» в руках бога
Есть и другие забавные изображения. Но наиболее загадочным и наиболее часто встречающимся в храме Сети I предметом в руках богов является некий «скипетр», для которого египтологи используют термин «уас». Следует только сразу же отметить, что термином «уас» также обозначают гораздо более короткий, по сравнению со «скипетром», но во многом схожий по внешнему виду предмет.
Вот, что можно прочитать по поводу уаса:
«Скипетр уас состоит из вертикальной части, раздваивающейся на нижнем конце, и увенчанной поперечной наклонной секцией, часто в форме головы животного, возможно, фантастического. Нижняя часть изображает ноги животного, а длинная средняя соответствует телу или шее, как у жирафа. Однако детальная зооморфная проработка есть только у «головы» скипетра, напоминающей голову животного Сета, но смысл этой ассоциации не ясен».
|
На самом деле это справедливо в отношении «короткого уаса» (если так можно выразиться) и лишь тех «скипетров», где они изображены в явно упрощенном виде. Это упрощение и запутало исследователей, явно смешавших два совершенно разных объекта.
«Скипетр», изображенный в руках богов на стенах храма Сети I, существенно сложнее. В нижней части он представляет собой явно полую трубку с выходящей из нее «вилкой с двумя зубцами» (те самые якобы «ноги животного»). Эта «вилка» показана то полностью задвинутой в «скипетр», то частично или полностью из него выдвинутой. Такое различие в положении «вилки» явно указывает на какую-то ее функциональность.
В верхней же своей части «посох» заканчивается крючковатым разветвлением, который и считается навершием «уаса». На изображениях в храме Сети I к верхней части «уаса» добавляются в различных количествах и комбинациях еще один или более «уас», а также объекты под названием «анкх» (так называемый «египетский крест», у которого верхняя «палочка» заменена на «кольцо») и «джед» (утолщенный цилиндр с поперечными «насадками»).
Рис. 104. «Скипетр» в нерабочем состоянии
Сравнив разные изображения в храме Сети I, можно обратить внимание на то, что «уас», «анкх» и «джед» на «скипетре» могут находиться как в «сложенном», так и в «развернутом» состоянии. Причем в «развернутом» виде они представлены именно тогда, когда на изображении отражено явно взаимодействие бога с кем-то еще (человеком или другим богом). И на самом деле вполне можно вести речь не столько о «свернутом» или «развернутом» состоянии верхней части «скипетра», сколько о ее «рабочем» и «нерабочем» положении – особенно если вспомнить о том, что и нижняя часть «скипетра» тоже может находиться в разном состоянии.
|
В целом же получается, что «скипетр» не был каким-то сугубо символическим «атрибутом», а представлял собой некое довольно высоко технологичное устройство со вполне определенными функциональными возможностями, а дополнительные «уасы», «анкхи» и «джеды» (в разной их комбинации) использовались в том случае, когда требовалось изменить или усилить воздействие «скипетра».
Рис. 105. Рабочее состояние «скипетра»
Такой вид «скипетров» здесь доминирует. Но есть и другие изображения. Возможно, что некоторые боги имели не стандартизированные, а свои, индивидуальные «скипетры». Так на одном рисунке у Гора «скипетр» значительно шире обычного и имеет как будто строенную толщину. Навершие его «скипетра» изогнуто, и помимо стандартных «анкха» и «джеда» (находящихся в рабочем состоянии) на нем висит дополнительный элемент.
Рис. 106. «Скипетр» Гора
А «академик» среди богов – бог Тот, судя по изображениям в храме Сети I, пользовался разными скипетрами. Тут есть рисунки, где он держит стандартную модель. Но имеется и изображение, где в его руках самый экзотический «скипетр» из всех встречающихся моделей. «Скипетр» изображен в виде двух длинных стеблей лотоса, на которых вверху расположились две кобры в коронах верхнего и нижнего Египта.
|
Эти две кобры наводят на идею связи функциональных возможностей «скипетра» Тота с возможностями урея (см. ранее). Однако египетская мифология, увы, здесь на удивление молчалива и подсказок, как с уреем и «Великим менатом» богини Хатхор, о функциях «скипетров» не дает. И в данном случае приходится искать другой источник информации.
Рис. 107. «Скипетр» Тота
Две кобры на «скипетре» Тота наводят на мысль о возможности обратиться к Ветхому Завету, где имеется эпизод о превращении посоха Моисея в змею и обратно. Есть ли тут действительно какая-то связь, до конца не ясно. Но посох Моисея сам по себе достоин того, чтобы уделить ему внимание.
Посох Моисея
Посох Моисея является одним из самых загадочных предметов, упоминаемых в Ветхом Завете. Проявления его «странных» свойств ограничиваются всего несколькими библейскими эпизодами.
Первый эпизод не особо впечатляет (хотя именно на него и выводят две кобры на «скипетре» Тота) – посох превращается в змею и обратно. Это происходит во время того, когда Бог назначает Моисея избранным пророком, который должен повести за собой народ израильский.
«И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь? [что сказать им?]
И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.
Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.
И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его» (Исх., гл. 4).
Это свойство жезла превращаться в змея и обратно Моисей и продемонстрировал вскорости евреям в качестве знамения, подтверждающего его притязания на звание пророка…
Гораздо более впечатляющ второй эпизод, связанный с посохом Моисея. Этот эпизод относится к событиям уже после Исхода евреев из Египта.
Фараон послал вслед ушедшим евреям огромное войско, которое настигло беглецов у побережья «Чермного моря» (большинство исследователей полагает, что речь идет о Красном море, но есть и те, кто сомневается в этой версии). Оказавшийся в безысходном положении Моисей воззвал к Богу.
«И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце [фараона и всех] Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают [все] Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.
И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.
И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян; и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.
И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.
И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.
А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону. И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря» (Исх., гл. 14).
По умолчанию считается (и представлено на имеющихся различных иллюстрациях к данным событиям), что Моисей простирал руку с посохом…
Рис. 108. Перед Моисеем раздвигаются воды моря
Третий эпизод с использованием необычных свойств посоха Моисея произошел после того, как евреи познакомились с «манной небесной».
«И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.
И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?
И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.
И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.
И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх., гл. 17).
В данном тексте почему-то говорится о том, что Моисей ранее «ударял» посохом по воде. Между тем ни о каком ударе посоха по воде при форсировании Чермного моря нет ни слова – Моисей там лишь простирает над водой руку с посохом, а это все-таки несколько иное действие, нежели удар. Но возможно, что здесь лишь неточности перевода…
Рис. 109. Иссечение воды посохом
Буквально сразу же после описания события с извлечением воды из скалы, в Ветхом Завете следует текст о еще одном использовании посоха Моисеем.
«И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.
Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.
И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.
И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх., гл. 17).
Здесь также на всех существующих иллюстрациях в одной из рук Моисей держит посох.
Рис. 110. Аарон и Ор поддерживают руки Моисея
Больше о посохе Моисея в Ветхом Завете не говорится ничего…
Нет ничего в Ветхом Завете и о том, откуда собственно взялся посох Моисея. Но информация об этом сохранилась в других источниках. Причем версия, которая имеется по этому поводу в мусульманской традиции, совпадает с тем, что можно найти в Торе. И ту же самую версию мы услышали от Великого Коэна, то есть Первосвященника, самаритян во время своей экспедиции в Израиль в 2010 году.
Согласно всем этим источникам, Моисей не сделал себе посох из ветки какого-то дерева или кустарника, а получил в уже готовом виде от своего тестя (то есть отца жены) по имени Итро. Итро же, как выясняется, был человеком не простым.
Вот, что говорит по этому поводу один из еврейских источников.
Некогда Итро занимал должность советника египетского фараона и, в отличие от других советников, предлагал фараону относиться к евреям терпимо. Убедившись, что его совет не принят, он оставил свою должность при царском дворе, покинул Египет и поселился в Медиане. Вскоре он стал там главным жрецом.
Однако в некий момент (по неясным причинам) Итро проникся центральной идеей монотеизма – идеей единого Бога – и объявил народу, что не сможет быть больше жрецом.
Слова Итро ошеломили народ. Все отвернулись от него и его семьи. Даже пастухи, пасшие его стада, покинули Итро, и некому было выводить скот на пастбище, кроме как его дочерям. Когда же дочери Итро приводили скот к источнику, пастухи отгоняли их – и они вынуждены были ждать, пока все остальные напоят свои стада.
Однажды дочери Итро встретили у источника чужестранца. Его вполне можно было принять за египтянина. И хотя египтяне слыли людьми не очень благородными и вежливыми, этот «египтянин» помог им напоить скот – и в тот день они рано вернулись домой. Удивленному отцу они рассказали, что «египтянин» помог им и защитил их от пастухов, и что вода сама поднималась навстречу этому человеку. И тогда Итро понял, что этот «египтянин» происходит из рода Яакова. Он послал дочерей за пришельцем, и вскоре они возвратились вместе с ним. Это был Моше (то есть Моисей). Он сказал Итро: «Отчасти твои дочери правы, говоря, что их спас от пастухов египтянин. Дело в том, что я убил египетского надсмотрщика, который был жесток с одним евреем. Мне пришлось бежать из Египта, и, в конце концов, я добрался до этих мест. Так что, если бы не тот египтянин, из-за которого я бежал, меня не было бы здесь – и я не смог бы помочь твоим дочерям». Итро и Моше понравились друг другу, и Моше был рад найти пристанище в доме Итро.
Упоминание «рода Яакова» (он же Иаков в христианской традиции) в этой истории не случайно. Дело в том, что именно с Яаковым связан тот отрывок в Торе, в котором вновь мы видим посох, творящий «чудеса».
«В недельной главе «Ваишлах» наш праотец Яаков рассказывает: «С моим посохом перешел я этот Иордан». Раши поясняет: «Он опустил свой посох в Иордан, и воды реки расступились». То есть Яаков тоже сделал чудо с помощью посоха» (Бенцион Ласкин, Недельная глава «Шмот»).
Таким образом воздействие посохом на большой массив воды имело место задолго до рождения Моисея. И это не случайно, поскольку, согласно преданиям, посох имел божественное происхождение и длинную историю. Эту историю мы вкратце услышали у самаритян.
Рис. 111. Верховный Коэн самаритян
А вот, что пишет об этом Бенцион Ласкин:
«На самом же деле все началось еще раньше. В Мишне говорится (Пиркей авот), что посох был создан на исходе шестого дня Творения – в сумерки, перед самым началом первой в истории человечества Субботы. Мидраш добавляет, что когда первый человек был изгнан из рая, то он взял с собой посох. Затем этот посох передавался из поколения в поколение, пока не достался Ноаху, который отдал его своему сыну Шему. От того посох перешел к Аврагаму, Ицхаку и Яакову. Яаков принес его в Египет и передал Йосефу. После смерти Йосефа посох каким-то образом оказался у Итро (возможно, после смерти Йосефа фараон раздал его имущество, и Итро, как наиболее духовный человек из всех советников фараона, получил посох). Когда Итро, покинув Египет, поселился в Мидьяне, он воткнул посох в землю в своем саду, но потом никак не мог вытащить его из земли. У Итро была дочь по имени Ципора, которая была очень хороша собой: как говорит Раши, «все признавали ее красоту». Так что в Мидьяне многие герои хотели взять ее в жены. Каждого, кто приходил просить руки дочери, Итро подвергал испытанию, говоря: «Если ты сможешь вытащить этот посох, то получишь мою дочь». Однако все попытки женихов не увенчались успехом. А потом пришел Моше и вынул посох из земли (и женился на Ципоре)».
Несколько иной вариант (который не принципиально отличается от приведенного выше) дает еврейская Агада:
«Посох этот, предуготованный в сумерки шестого дня творения, был дан господом Адаму в раю, от Адама перешел к Ханоху, от Ханоха к Симу, потом переходил по наследству к Аврааму, к Ицхаку, к Яакову и, наконец, к Йосефу. После смерти Йосефа посох был взят фараоном к себе. Итро, бывший одним из волхвов египетских, смутно чувствуя чудесную силу этого посоха, выпросил его у фараона и посадил среди деревьев в своем саду. Однако невидимая рука не давала ему подойти близко к посоху. Когда явился Моисей, увидел посох и прочитал начертанные на нем письмена, он протянул руку и беспрепятственно взял его себе. Видя это, Итро понял, что Моисею суждено освободить народ израильский, и дал ему в жены дочь свою Ципору».
Во всех этих вариантах присутствуют два важных момента. Во-первых, посох имеет божественное происхождение, то есть создан Богом. А во-вторых, Итро был египетским жрецом. И это прямо выводит нас на те изображения египетских богов, где боги держат в руках «скипетр».
Можно предположить, что Моисею достался от Итро один из таких «скипетров» (названный в Ветхом Завете «посохом»), с помощью которого пророк и совершал перечисленные выше «чудеса», демонстрируя громадное превосходство технологий цивилизации богов не только над возможностями людей ветхозаветных времен, но и над нашими современными достижениями. Перечень же «чудес» подсказывает нам, что «скипетр» был многофункциональным устройством, способным в том числе воздействовать и на гравитацию (раздвигал воды Иордана и Чермного моря), и на людей (последний эпизод с воздействием на людей во время битвы).
Естественно, что в рамках монотеистической религии никто не мог вести речь о многих богах, поэтому в текстах остался лишь один «Бог», который все создал – в том числе и «скипетр», доставшийся в итоге Моисею. Та же часть сюжета, согласно которой Бог передал этот «скипетр» самому первому человеку – Адаму, может указывать на то, что «скипетр» попал к людям в очень давние времена.
Понятно, что подобный предмет не мог свободно использоваться кем попало. Его должны были хранить жрецы или посвященные. Вот и упоминаются среди владельцев посоха (читай – «скипетра») только выдающиеся «праотцы», которые явно не относились к разряду «простых смертных». И то, что «посох» на определенном этапе оказался в руках именно египетского жреца Итро, тоже явно не случайно.
Рис. 112. Посох из дворца Топкапы в Стамбуле
Данная версия по крайней мере оказывается куда более логичной, нежели предположение, что простой деревянной палкой можно было совершать «чудеса», описанные в Ветхом Завете. Например, такой, какую сейчас демонстрируют во дворце Топкапы в Стамбуле, утверждая, что это и есть посох Моисея.
Настоящий посох Моисея исчез в неизвестном направлении. Его следы потерялись после смерти пророка…
Достаточно очевидно также, что и довольно многочисленные посохи, обнаруженные в египетских захоронениях и представляющие собой обычные деревянные или металлические палки, хоть и декорированы порой с двух сторон под «уас», не имеют ничего общего со «скипетрами» в руках богов. Это обычная имитация внешнего вида – причем в сильно упрощенном варианте.
Рис. 113. Посохи из захоронений времен царствования Аменемхета III
Анкх, Джед и Уас
Как уже указывалось ранее, на верхней части «скипетров» богов имелись элементы под названиями «уас», «анкх» и «джед», которые в рабочем состоянии «скипетра» располагались в направлении того, на кого оказывалось при этом какое-то воздействие.
Однако изображения на стенах в храме Сети I содержат сцены, в которых боги используют эти элементы – «уас», «анкх» и «джед» – и без каких-либо «скипетров». В этих случаях данные элементы находятся в руках богов, но при этом явно тоже оказывают какое-то воздействие на людей или других богов. Даже бог Тот, держа свой экзотический «скипетр» со змеями в левой руке, производит воздействие не им, а «анкхом» в правой руке.
Рис. 114. Комбинация из «анкха» с двумя «уасами» в руках Гора
И если ориентироваться на подобные сюжеты, то можно сделать вывод, что как раз «уас», «анкх» и «джед» являлись главными функциональными элементами «скипетров» и могли реализовывать свои функции и без «скипетров». Сам же «скипетр» при этом оказывается, по сути, вспомогательным элементом – возможно, усиливая действие «уасов», «анкхов» и «джедов».
Несмотря на то, что «уас», «анкх» и «джед» встречаются на древнеегипетских изображениях не просто часто, а очень часто, исследователи до сих пор не могут дать ни одного хоть сколь-нибудь толкового объяснения, что же реально скрывается за их изображениями.
Посмотрим, что же пишут по этому поводу доступные источники.
Рис. 115. Два «уаса» на стене храма Эдфу
«Уас» – египетский иероглиф, обозначающий власть (силу, мощь). «Уас» был в древние времена видом фетиша, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. В руках богов он становится скипетром благополучия и символом здоровья и счастья.
До периода Среднего Царства умершему давали с собой в могилу деревянный «уас», чтобы тот мог применить его для пользования божественными благами. Позднее этим символом украшали фризы на стенах гробниц. Популярным мотивом во все времена было изображение двух «уасов», которые окаймляли по краям поле картины или надписи и своими головами поддерживали идеограмму «небо». Украшенный пером и лентой, «уас» был эмблемой Фив и соответствующего нома.
И это практически все. Ничтожно мало для того, чтобы пытаться выявить какой-нибудь внятный функционал реального прототипа «уаса» – элемента «скипетра» богов…
Рис. 116. Деревянный «анкх»
Гораздо больше можно найти про «анкх», который напоминает по своей форме обычный крест, у которого верхняя «палочка» заменена на петлю.
«Анкх» – символ, ведущий свое происхождение из древнего Египта. Известен как египетский иероглиф, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлей» и «египетский крест». «Анкх» клали в гробницу фараонам, чтобы после смерти их души смогли продолжать жизнь в другом мире. Из-за своей схожести с христианским крестом он вошел в коптскую символику в качестве символа вечной жизни.
Значения «анкха» как знака расплывчаты и спорны, однако обычно считается, что он символизировал жизнь, бессмертие, вечность, мудрость, и являлся защитным символом.
Значение этого знака и его формы давно вызывает споры среди египтологов и других исследователей. Это дает почву для возникновения множества теорий. «Анкх» пользуется большой популярностью у любителей эзотерики, которые вкладывают в него самый разный смысл.
Безграничная вера в силу «анкха» родилась из легенды о том, что именно так выглядит ключ от Врат Смерти, через которые проходит душа, чтобы уже никогда не вернуться назад. Изучая древнеегипетские святилища и гробницы фараонов, ученые заметили, что «анкх» всегда изображался в руках у живых людей или богов, в отличие от других символов бессмертия. Обладая этим магическим ключом, фараоны и боги могли совершать путешествия во времени и пространстве, свободно проходя через Врата Смерти.
Происхождение знака «анкх» не ясно. Предположения охватывают широкий диапазон – от сложного сексуального символизма до банального ремешка сандалии, завязанного похожим образом. Возможно, последний вариант возник из-за того, что на некоторых древних изображениях нижняя часть «анкха» раздваивается. А известный египтолог Флиндерс Петри высказывал версию происхождения знака «анкх» от своеобразного «пра-галстука» – ленты, повязанной на шее. Такие «пра-галстуки» имеются на некоторых архаичных изображениях.
Рис. 117. Версия «пра-галстука»
Однако версия «пра-галстука» или узла на сандалиях серьезно противоречит тому, что многие египетские боги изображались с «анхом» в руке. Также и люди показаны в «анкхом» в руках. Никакой узел так в руках не понесешь – разве что из проволоки, но проволока в качестве подвязок шнурков и галстука на шее древними египтянами не использовалась.
Если же мы рассматриваем вариант, что «анкх» был какой-то составной деталью многофункционального «скипетра», а также обладал самостоятельными функциями, то он должен был являться каким-то устройством или частью устройства. И для «анкха» обнаруживается весьма любопытное совпадение.
На сайте FindPatent.ru имеется описание устройства, на которое выдан патент под номером SU 609405. Это устройство фигурирует под названием «элемент настройки сверхвысокочастотного тракта». Автор изобретения – Петров В.Е.
Приведем описание:
«Элемент настройки сверхвысокочастотного тракта, содержащий винт с продольной прорезью, отличающийся тем, что, с целью обеспечения плавного изменения усилия стопорения, винт выполнен из упругого материала полукруглого профиля в виде петли, в которой размещена пластина с возможностью перемещения вдоль петли.
Изобретение относится к радиотехнике и может использоваться в волноводах, сверхвысокочастотных (СВЧ) фильтрах и резонаторах.
Известен элемент настройки сверхвысокочастотного тракта, содержащий винт с продольной прорезью. Однако в известном элементе настройки не обеспечивается плавного изменения усилия стопорения.
Целью изобретения является обеспечение плавного изменения усилия стопорения.
Для этого в элементе настройки СВЧ тракта, содержащем винт с продольной прорезью, винт выполнен из упругого материала полукруглого профиля в виде петли, в которой размещена пластина с возможностью перемещения вдоль петли.
На чертеже показан предложенный элемент настройки, общий вид.
Элемент настройки СВЧ тракта содержит винт 1 с продольной прорезью, выполненный из упругого материала полукруглого профиля в виде петли, в которой размещена пластина 2 с возможностью перемещения вдоль петли. Винт 1 размещен в резьбовой втулке 3 отрезка волновода 4.
Элемент настройки работает следующим образом.
Полное сопротивление отрезка волновода 4 изменяется до нужного значения винтом 1, который для этого приводится во вращение. При этом изменяется глубина погружения винта 1 в полость отрезка волновода 4. За счет упругости материала, из которого выполнен винт 1, возникает поперечное усилие на резьбу втулки 3, что обеспечивает стабильность положения винта 1 в отрезке волновода 4.
С помощью пластины 2, имеющей в области винта 1 профиль клина, регулируют величину поперечного усилия на резьбу втулки 3. Перед настройкой пластины 2 располагают в удалении от отрезка волновода 4, что уменьшает поперечное усилие на резьбу втулки 3. По окончании настройки пластину 2 сдвигают в сторону отрезка волновода 4. Этим осуществляют плавное стопорение настроечного винта 1».
Рис. 118. Элемент настройки сверхвысокочастотного тракта
Что это – случайное совпадение формы?..
Заметим, что винт имеет прорезь, то есть нижняя часть такого «СВЧ-анкха» раздваивается. Но ведь именно раздвоение нижней части «анкха» прослеживается на наиболее древних изображениях!.. И тут совпадение?..
Что делает элемент настройки?.. Он регулирует поток энергии сверхвысокочастотного излучения в волноводе. А что делает бог с помощью «анкха»?.. Он фактически регулирует поток «жизненной энергии»… Опять совпадение?..
Не возьмусь утверждать, что боги использовали именно микроволновые устройства (микроволновка = СВЧ-печь), и именно подобными элементами регулировали их работу. Как не возьмусь утверждать, что с помощью микроволнового излучения можно увеличивать «жизненные силы». Но не могу отрицать и вполне явного сходства запатентованного устройства с «анкхом», на что обратил мое внимание геолог из Санкт-Петербурга Сергей Дигонский…
Рис. 119. «Джед»
Наиболее загадочным из трех функциональных элементов «скипетра» богов оказывается «джед».
Происхождение этого иероглифа и символа точно не известно. А мнения специалистов по его поводу сильно расходятся.
Раймонд Фолкнер считал, что «джед» напоминает ствол дерева с остатками горизонтальных ветвей, а соответствующий иероглиф переводил как «стабильность», «терпеливость». Алан Гардинер предположил, что «джед» представляет собой колонну, имитирующую пачку стеблей, связанных вместе. А Уоллис Бадж полагал, что «джед» является древнейшим символом Осириса и представляет позвоночник этого бога. Форму «джеда» Бадж сравнивал с нижней частью позвоночника человека с частью ребер, присоединенных к нему (верхняя часть «джеда»). Соответствующий же иероглиф он переводит как «стабильность, постоянность, твердость, стойкость».
Следует отметить, что версия Баджа, взятая ныне на вооружение египтологами, несколько противоречит тому, что «джед» в Древнем Царстве ассоциировался с богом Птахом, а связываться с Осирисом стал позднее.
Нужно также учесть, что большинство «джедов», найденных в более поздних гробницах, являются плоскими объектами, как правило, имея толщину не более четвертой части их ширины. Однако «джеды» периода первой династии представляют собой симметричные объемные объекты в виде круглого столба. Судя по всему, с течением времени исходное представление о «джеде» терялось, и более поздние его изображения изготовлялись на основе иероглифических надписей, которые сами по себе плоские.
Рис. 120. «Джеды» из захоронения времен первой династии
Наиболее распространенная среди сторонников альтернативных взглядов на историю Древнего Египта версия сводится к тому, что «джед» изображает вовсе не «позвоночник Осириса», а нечто вроде современного изолятора. Эта версия основывается как на определенном внешнем сходстве, так и на том, что «джед» фигурирует в изображениях с выше описанными «электрическими лампами» в тайной крипте храма Хатхор в Дендере – тем более, что на одном из этих изображений «джед» поддерживает непосредственно змею, которая, по данной версии, является то ли электрическим разрядом, то ли нитью накаливания. Вдобавок, в египетской письменности (по некоторым утверждениям) слово «прочный» было связано со значением «изолированный».
И на первый взгляд, в такой версии есть рациональное зерно.
Рис. 121. Современный изолятор
Однако лично у меня версия изолятора вызывает довольно сильные сомнения (хотя больше где-то глубоко на подсознательном уровне).
Во-первых, столь однозначные выводы на основе лишь внешнего сходства и одного-единственного изображения «электрической лампы» (одного из трех!) – дело весьма ненадежное.
Во-вторых, смущает очень большое количество изображений «джеда» в Египте. Конечно, когда имеешь дело с электричеством, изолятор – очень важный элемент. Но не настолько же, чтобы считать его одним из самых главных, а именно на такую мысль наводит изобилие изображений «джеда».
И в-третьих, в том же храме Сети I имеются изображения «джеда» таких размеров, которые как-то не очень подходят к версии изоляторов. Здесь «джед» выше человеческого роста и более похож на столб, так что его часто и называют «джед-столб».
Рис. 122. «Джед-столб» в храме Сети I
С одной стороны, принимать размеры отдельных элементов египетских изображений за реальные нельзя.
Есть замечательная, на мой взгляд, статья академика Бориса Раушенбаха «Живопись и рельеф Древнего Египта», в которой он показывает, что методы и приемы, использовавшиеся в древнеегипетском изобразительном искусстве, те же самые, что применяются в современном техническом черчении. И среди этих приемов – разномасштабность.
«В древнеегипетской живописи разномасштабность тоже широко использовалась. Она оказалась очень удобной для того, чтобы увеличить информативность, улучшить композицию и передать иерархические представления… Так, например, в связи с задачами изображения художник делает воинов непомерно большими по сравнению с крепостью, около которой идет сражение; птицы, сидящие на ветвях дерева, нередко настолько огромны, что непонятно, как их удерживают ветви (но зато можно увидеть каждое перышко и даже определить принадлежность птиц к тому или иному виду).
Весьма часто разномасштабность имеет иерархический смысл – фигура фараона много больше фигур других лиц на том же изображении. Иногда можно встретить несколько градаций: больше всех фигура фараона, затем (в порядке уменьшения) – фигуры вельмож и меньше всех изображения простого народа – воинов, слуг и т.п.» (Б.Раушенбах, «Живопись и рельеф Древнего Египта»).
Но с другой стороны, во-первых, тот же Раушенбах указывает, что при взаимодействии персонажей (а именно такое взаимодействие и показывают изображения с «джед-столбом» в храме Сети I) «правило иерархического неравенства фигур обычно не применялось». И во-вторых, по утверждению египтологов, в Древнем Египте действительно имелись «джед-столбы». Установление «джед-столба», как считается, было кульминационным пунктом ритуалов, связанных с восшествием на престол нового монарха, сменяющего умершего. Эта процедура могла одновременно означать и возрождение ушедшего монарха, и восстановление стабильности правления и порядка. И в частности, именно так трактуется то изображение в храме Сети I, где устанавливать «джед-столб» фараону помогает богиня Исида.
К сожалению, мне не удалось найти, на каком основании египтологи делают такие выводы. Ведь «джед-столбов» подобных размеров в Египте не найдено. И не исключено, что утверждение о таком ритуале выстроено лишь на попытке объяснить как раз изображения в храме Сети I.
Но допустим, что такой ритуал действительно был. А ритуал нередко является воспроизведением каких-то реальных действий в прошлом, и особенно это характерно для карго-культа. Тогда что было прототипом «джед-столба» в ритуале его установки?..