Эксперименты Блюмы Вульфовны Зейгарник




Эксперименты Зейгарник Блюмы Вольфовны

Выполнили:

студенты группы ПС-23

Артемьев Руслан Александрович

Цандер Андрей Витальевич

Гомель,2015

Эксперименты Блюмы Вульфовны Зейгарник. 4

Практическая деятельность Б.В. Зейгарник. 7

Заключение. 8

Литература. 9

 

Введение

Зейгарник Блюма Вольфовна (1900 -1988 г.) - доктор психологических наук, профессор, специалист в области патопсихологии, клинической психологии, экспериментальной психологии. Окончила Берлинский университет (1927). Как исследователь формировалась в окружении таких ученых, как В. Келер, М. Вертгеймер, А. Эйнштейн. Свое первое исследование, выявляющее зависимость памяти от динамики мотивационной сферы, Зейгарник выполнила в Берлине под руководством К. Левина Обнаруженный Зейгарник факт преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую науку под названием "эффект Зейгарник".

С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины, являясь ближайшим сотрудником Л. С. Выготского. С 1945 по 1975 г. Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР. С 1967 г. профессор кафедры медицинской психологии психологического факультета МГУ. Исследования Зейгарник внесли существенный вклад в разработку проблем патопсихологии, соотношения развития и распада психики, патологии

Блюма Вульфовна Герштейн родилась 9 ноября 1900 года в ПренахКовенской губернии. Родители, Вульф и Роня Герштейн, владели магазином. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. В 1919 году вышла замуж за Альберта Янкелевича Зейгарника и в 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет на филологический факультет. Там под влиянием лекций Макса Вартхаймера она заинтересовалась психологией В 1927 году Б. В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году вернулась в СССР, где стала ближайшей помощницей Л. С. Выготского, работала в Москве в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемиии, затем, в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.

В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.

В ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Б. В. Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года. Известны ее труды:

- «Нарушения мышления у психически больных» 1959

-«Патология мышления» 1962

-«Введение в психопатологию» 1969

-«Основы патопсихологии» 1973

-«Патопсихология» 1976

-«Психология личности: норма и патология» 1982.

Эксперименты Блюмы Вульфовны Зейгарник

В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: память о незавершенных действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершенных.

Однажды со своим учителем она зашла в многолюдное кафе. Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В. Зейгарник.

Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решить ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе школы К. Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Таким образом, результат отличается почти в 2 раза.

Один из известных феноменов, ныне описанный во всех психологических словарях и учебниках, был открыт в 20-е годы Б.В. Зейгарник и назван ее именем. Интересно, однако, не только само открытие, но и то, как оно было сделано.

Спустя сорок лет после открытия эффекта Зейгарник было подсчитано, что более 160 научных работ были посвящены уточнению и интерпретации эффекта Зейгарник и свыше 30 тысяч человек были использованы в качестве испытуемых для проведения соответствующих экспериментальных исследований с целью доказать или опровергнуть существование этого феномена. Практически все направления и школы психологии, за исключением психоанализа, пытались так или иначе интерпретировать открытый Блюмой Зейгарник эффект: поставить его на служение своим теориям либо опровергнуть его.

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло, и задача не решена.

По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения.

Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название "эффект Зейгарник". Можно предположить, что определенный уровень эмоционального напряжения, не получившего в условиях незавершенного действия разрядки, способствует сохранению его в памяти.

Интересное усовершенствование этого эксперимента принадлежит Полю Фрессу. Он задавал испытуемым двадцать задач, но позволял решать только десять, а потом интересовался, сколько задач, по мнению испытуемого, ему удалось решить. Оказалось, что люди, уверенные в себе и ориентированные на успех, склонны несколько преувеличивать свои достижения и считать, что успешно справились с большинством задач. Те же, чья самооценка занижена, склонны скорее преуменьшать свои успехи. Так этот эксперимент вылился в интересную форму личностной диагностики.

Психологию она понимала как науку гуманитарную, опирающуюся на систему наук о человеке и обществе. Попытки биологизации, математизации и т.д. психологии принимались ею с резкой критикой, рассматривались как грубыйредукционизм, как игнорирование собственно психологического предмета исследования. Патопсихология для Б.В. Зейгарник – ветвь психологии (но не медицины, не психиатрии); она изучает закономерности распада психики при душевных заболеваниях, опираясь на знание закономерностей психического развития в норме. В соответствии с таким пониманием предмета патопсихологии она выделила и описала особый класс психологической феноменологии, качественно отличающейся от психиатрической (психопатологической), это психологические феномены нарушений познавательной деятельности при психических заболеваниях (патология мышления, памяти, восприятия и т.д.), нарушений личности и эмоционально-волевой сферы больных. Ею создана новая систематика данных феноменов, основанная на психологических критериях.

Исследован также ряд важнейших психологических закономерностей, лежащих в основе нарушений психики: изменения, искажения мотивационного звена психической деятельности, различные нарушения в системе опосредствования, личностной саморегуляции и др. Всё это позволило подойти к выделению особого класса синдромов – патопсихологических, что, в свою очередь, открыло новые перспективы для исследования и практической психодиагностики в клинике психических заболеваний. Итогом её плодотворной целеустремлённой деятельности явилась не только разработка теоретической основы патопсихологии, но и создание целой научной школы, существующей и развивающейся и в настоящее время. Много сил отдала она и становлению психологической службы в психиатрии; это ей удалось сделать в сотрудничестве с В.Н. Мясищевым.

 

Все работы Б.В. Зейгарник в области патопсихологии несут на себе отпечаток её неординарной личности. Их отличает широкая гуманитарная и гуманистическая направленность. Тезис о единстве теории и практики никогда не был для неё простой декларацией. Научные обобщения рождались в практической работе с больными и сразу же находили своё воплощение в решении повседневных прикладных вопросов психиатрической клиники(диагностических, экспертных и др.)

Проблема соотношения интеллекта и аффекта, одна из центральных для психологии и до настоящего времени, была наиболее важной для Б.В.Зейгарник, и она возвращалась к ней постоянно и в научных публикациях, и в устных выступлениях, и в беседах с учениками. При этом все мы довольно рано начинали понимать, что она являет собою человека, гармонически сочетающего рациональность с высокой сензитивностью, эмоциональной чуткостью и такой нюансировкой эмоциональных проявлений. Здравый смысл, умение «смотреть в корень» проблемы, видеть суть за фасадом явлений гармонично сочеталось с романтизмом науки и жизни, духовной высотой помыслов и целей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: