Культурная политика на постсоветском пространстве (Украина, Республика Беларусь)




Культурная политика представляет собой отрефлексированный и ответственный выбор целей и приоритетов, создание механизмов их осуществления и целенаправленное выделение ресурсов. Первой целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка художественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории.

Необходимо отметить, что в течение нескольких последних десятилетий происходит постоянное переосмысление роли и места культуры в жизни как всего мирового сообщества, так и отдельного человека.

Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной политики). Средства выработки и реализации такой политики - разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов, государственных организаций, учреждений, предприятий культуры.

Культурную политику в большой степени обуславливает истолкование предмета культуры. Поэтому, прежде всего, нужно определить, что именно мы вкладываем в понятие культуры. Все мы хотим жить в стане, которая не только гордилась бы «славным прошлым», но сегодняшними достижениями и хорошими перспективами в будущем. В этом контексте роль культуры нельзя переоценить, поскольку именно она формирует наше сознание. От культуры зависят наши идеалы и амбиции, стиль жизни и мышления, качество наших отношений. Культура - это, собственно, базовые ценности, смысл, этика и способ нашего поведения. Все это обуславливает качество нашей профессиональной работы и таким образом влияет на качество экономики.

Политика независимого Украинского государства, его Конституция обеспечивают условия - правовые, финансово-хозяйственные, административно-управленческие - для сохранности и всестороннего развития украинской культуры как важного фактора развития полноценного, демократического общества, основы для формирования целостной культурно-национальной идентичности, успешного развития Украины, ее народа как полноправного члена мирового содружества, творца мировой культуры.

Основными принципами культурной политики в Украине является:

ü признание культуры как одного из главных факторов самобытности украинской нации и национальных меньшинств, которые проживают на территории Украины;

ü утверждение гуманистических идей, высоких моральных основ в общественной жизни, ориентация как на национальные, так и на общечеловеческие ценности, признание их приоритетности над политическими и классовыми интересами;

ü сохранение и приумножение культурных достояний;

ü развитие культурных связей с украинцами, проживающими за границей, как основы сохранения целостности украинской культуры;

ü гарантирование свободы творческой деятельности, невмешательство в творческий процесс со стороны государства, политических партий и других общественных объединений;

ü равенство прав и возможностей граждан независимо от социального положения и национальной принадлежности в создании, использовании и распространении культурных ценностей;

ü доступность культурных ценностей, всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина;

ü обеспечение условий для творческого развития личности, повышения культурного уровня и эстетического воспитания граждан;

ü поощрение благотворительной деятельности в сфере культуры предприятий, организаций, общественных объединений, религиозных организаций, отдельных граждан;

ü всестороннее международное культурное сотрудничество;

ü признание приоритета международно-правовых актов в сфере культуры;

ü объединение государственных и общественных начал в обеспечении развития культуры (ст. 2 Основ законодательства Украины о культуре).

ü Приоритетные направления развития культуры определяются целевыми государственными программами, которые утверждаются Верховной Радой Украины.

С целью преодоления этих тенденций правительству нужно сосредоточить усилия на осуществлении мероприятий по возрождению, сохранению и развитию сети учреждений социально-культурного назначения для обеспечения населения соответствующими услугами по месту проживания на уровне, не ниже минимальных социальных потребностей, в особенности в сельской местности; обеспечении гарантии свободы творчества, доступа граждан, и в особенности молодежи, к культурным достояниям; содействии развитию культур и традиций всех этносов Украины, а также воспитании бережного отношения к национальному культурному наследию как основы национальной культуры.

В сфере формирования внешней культурной политики Украины следует отметить, что в последнее время Украина имеет возможность по-новому определять свою внутреннюю и внешнюю культурную политику, разрабатывать нормативно-правовые основы международного культурного взаимодействия, заключать соглашения с зарубежными странами и международными организациями, формировать механизмы их реализации.

Основными задачами Минкультуры Украины являются:

· обеспечение реализации государственной политики в сфере культуры и искусств, государственной политики по вопросам охраны культурного наследия, национальной музейной политики;

· подготовка предложений относительно основных направлений государственной языковой политики и участие в ее реализации;

· осуществление согласно законодательству государственного управления и контроля в сфере охраны культурного наследия, вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей, музейного и библиотечного дела, кинематографии;

· обеспечение реализации прав граждан на свободу литературного и художественного творчества, свободного развития культурно-художественных процессов, обеспечение доступности всех видов культурных услуг и культурной деятельности для каждого гражданина;

· создание условий для удовлетворения национально-культурных и языковых потребностей украинцев, проживающих за пределами Украины, развития международного культурного сотрудничества;

· координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере культуры и искусств, государственной политики по вопросам охраны культурного наследия, национальной музейной политики, государственной политики относительно библиотечного дела;

· защита согласно законодательству прав и законных интересов отечественных творческих работников и творческих союзов, а также учреждений, предприятий и организаций, действующих в сфере культуры и искусств;

· создание условий для развития социальной и рыночной инфраструктуры в сфере культуры и искусств, организация ее материально-технического обеспечения [1; 663-664].

Перспективность развития культуры Украины зависит от готовности ее представителей к культурной активности, к пониманию того, что самобытная культура является условием развития современного государства.

.Культурная политика независимой Украины в условиях формирования информационного общества является залогом устойчивого мирного развития страны. Великая и актуальная Украина может быть создана только великой и актуальной украинской культурой.

.Взаимосвязь политики и культуры проявляется в разных формах. Во-первых, сама политическая сфера может быть рассмотрена как продукт социокультурной деятельности, возникший на определенной стадии общественного развития. Во-вторых, культура в той же мере, что и политика, выполняет регулятивную функцию по отношению к социальным процессам. В-третьих, многие отрасли культурной деятельности изначально убыточны и не могут выжить без существенной материальной поддержки извне, что делает культуру потенциально зависимой от политики. В-четвертых, оказывая влияние на процессы, происходящие в культуре, власть добивается воспроизводства существующей системы отношений в обществе, а, следовательно, и самой себя.

Культура Беларуси

За последние двадцать лет беларуская культурная политика стала более профессиональной. Сегодня Беларусь использует культуру как «мягкую силу», чтобы заявить о себе в условиях политической изоляции и укрепить «имидж» власти среди населения.

В беларуской культурной политике можно выделить два периода: «номенклатурный» и «менеджерский». Первый, длился с 1994 по 2009 год, второй начался с 2009 года и совпадает с моментом подключения Беларуси к проекту Восточного партнёрства ЕС. Из-за экономического давления России, увеличения цен на газ, беларуские власти возобновили диалог с Европейским союзом. В 2008 году в Минске было открыто представительство Европейской комиссии, возобновилось распространение независимой прессы, на свободу вышли политзаключённые. Реформы в сфере культуры, начатые министром Павлом Латушко в этот короткий период либерализации, привели к корректировке сегодняшней беларуской культурной политики.

В течение первого периода управление в сфере культуры было безынициативным и ограничивалось пропагандистской функцией. Так, например, назначенные министры укрепляли имидж власти внутри страны, развивали культурные связи с Россией, боролись с деятелями культуры, которые напрямую критиковали беларуский режим либо поддерживали оппозицию.

Используя национально-географическую типологию, белорусская культурная политика относится к этатистской (восточно-европейской) модели. Эта модель представлена в странах бывшего соцлагеря, СНГ, и характеризуется зависимостью всей культурной жизни от воли государства. Это обусловлено не только авторитарными и тоталитарными режимами, руководящими в большинстве этих стран, но также и с глубокими антидемократическими и антилиберальными традициями Советского Союза. Симптоматично, что этот национально-географический тип культурной политики характеризуется поиском оптимальной модели развития и активным реформированием всей системы культурной политики; при этом как выбор одной оптимальной модели, так и окончание реформ в рамках данного типа культурной политики невозможны в принципе, так как эти процессы служат не достижению некого результата, а являются целью и результатом сами по себе. Их окончание возможно только с изменением всей системы и, соответственно, сменой самой модели культурной политики.

Современная культура Во время советского периода культура Беларуси смогла добиться многого. Например, возвысились языковые ценности, самобытность, а также белорусский этнос. Но все это достаточно быстро пало под давлением сталинской политики. Взгляды большевиков практически полностью оставили тот процесс национализации, который только начал свое благополучное восстановление на этих территориях. Этот период времени запомнился Беларуси как времена, в которые был один правящий и неделимый народ. Поэтому говорить о развитии культуры в этой стране достаточно сложно.Впрочем, к 1991 году ситуация полностью переменилась, смена власти и порядков взяли свое, и Беларусь вновь принялась восстанавливать свои традиции и национальность. Была принята государственная программа по развитию белорусского языка, а также возродился Белорусский фонд культуры. Процесс восстановления серьезно отразился на всех направлениях, но особенно заметен он в литературных произведениях того времени. Сегодня Беларусь отличается от других стран не только своей самобытностью, но и разнообразием стилей, форм и направлений в своей культуре.

Серьёзным препятствием для развития национальной культуры в начале XIX века было слабое владение белорусским языком местной интеллигенцией; в основном образованные люди говорили и писали по-русски и по-польски[8]. Формирование белорусского литературного языка происходило на основании народных говоров и практически без опоры на западнорусский (старобелорусский) язык[7]. Более того, многие достижения средневековой литературы были практически забыты[7].
Культурную жизнь республики освещают, в основном, республиканские газеты «Лiтаратура i мастацтва» (Литература и искусство) (1932), «Культура» (1991), «Вестник культуры» (1996) и журнал «Мастацтва» (Искусство) (1983).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: