Уровни протекания компенсаторных процессов




Лекция №5

Тема: «Возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»

Количество часов:2

План занятия

1. Возрастная особенность дизонтогиний. Уровни нервно-психического реагирования детей на различные патогенные воздействия.

2. Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

3. Содержание абилитация детей раннего и дошкольного возраста.

 

Возрастная особенность дизонтогиний. Уровни нервно-психического реагирования детей на различные патогенные воздействия.

Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих факторов в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности.

Наиболее уязвимыми периодами детства является период "первичной незрелости" организма до трех лет, а также период перестройки организма в пубертате, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на "взрослое" функционирование.

В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 -11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.

В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 — 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.

Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия:

1. сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) — на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;

2. психомоторный (4—7 лет) — интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;

3. аффективный (7—12 лет) — на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;

4. эмоционально-идеаторный (12 — 16 лет) — ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.

Компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

Компенсаторные механизмы психики как сложнейшей системы

Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью «прочности», т. е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случаях воздействия различных патогенных факторов. Такая способность к восстановлению —

  • компенсация — сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

Уровни протекания компенсаторных процессов

Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях.

  1. Биологический, или телесный.
  2. Психологический — чрезвычайно сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях.
    Кроме того, на этом уровне разворачивается действие так называемых копингстратегий,
    т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.
  3. Социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия.
    Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.
  4. Социальный — его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам.
    Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества,
    способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в процессе становления и раскрытия человеческой сущности, бесспорно, принадлежит социальным факторам. То же самое можно сказать и в отношении компенсаторных процессов. В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каждом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).

Наряду с понятием компенсация в специальной психологии широко используются такие термины как коррекция, реабилитация, абилитация и адаптация — близкие по значению, но не тождественные понятию компенсация.

Компенсация и коррекция

компенсация — это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то

коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений.

Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: