Автор проекта: Варлашова Мария Леонидовна, воспитатель МБОУ НШ/ДС№24
с. Чкаловское.
Вид проекта: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.
Место реализации проекта: ясельная группа МБОУ НШ/ДС№24
с. Чкаловское.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.
Сроки реализации проекта: июнь – сентябрь 2013 года.
Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
• Изучить инновационный опыт;
• Установить систему взаимодействия участников проекта;
• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;
|
• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Программа проекта:
I этап: Организационно-подготовительный – июнь;
II этап: Основной – август – сентябрь;
III этап: Заключительный – сентябрь.
I этап: Организационно-подготовительный этап:
ü Изучение методической литературы;
ü Повышение уровня педагогической компетенции;
ü Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
ü Составление диагностического инструментария;
ü Составление планов работы с детьми, родителями;
ü Создание системы в планировании;
ü Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
ü Создание эмоционального комфорта;
ü Составление и подбор информационного материала для родителей;
ü Повышение педагогической компетенции родителей;
|
ü Анкетирование родителей;
ü Исследование социальных навыков детей;
ü Выявление особенностей семейного воспитания;
ü Прогноз вероятной степени адаптации детей.
II этап: Основной:
Принципы работы:
ü Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
ü Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
ü Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
ü Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Работа с детьми:
Мероприятие | Дата | Результат |
Знакомство и наблюдение | Июнь | |
Диагностирование детей, прогнозирование результатов | Июнь | |
Учет домашних привычек, интересов | Август -сентябрь | |
Индивидуальный подход к ребенку | Август -сентябрь | |
Игры-занятия | Август -сентябрь | |
Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми | Август -сентябрь | |
Игры-упражнения | Август -сентябрь | |
Игры-инсценировки | Август -сентябрь | |
Использование фольклора | Август -сентябрь | |
Сюрпризные моменты | Август -сентябрь | |
Продуктивная деятельность | Август -сентябрь | |
Элементы закаливающих мероприятий | Август -сентябрь | |
Сохранение и укрепление здоровья детей | Август -сентябрь | |
Оптимальный двигательный режим | Август -сентябрь | |
Работа с родителями | Август -сентябрь |