Доказательство и опровержение.
Несмотря на то, что доказательство и аргументация являются весьма близкими понятиями, их нельзя считать тождественными. Аргументация – более широкое понятие, поскольку является таким способом рассуждения, который включает в себя как доказательство, так и опровержение. В процессе аргументации ставится задача убеждения оппонента в истинности выдвигаемого тезиса и соответственно ложности антитезиса.
В формальной логике доказательство представляет собой обоснование истинности какого-либо суждения или системы суждений. Исходными суждениями доказательства являются аргументы, а то суждение, обоснование истинности которого является его целью, – тезисом. Однако достоверность суждения, обоснованного посредством доказательства, не носит безусловного характера. В большинстве случаев доказанное суждение представляет собой лишь относительную истину.
Формой доказательства, или демонстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументами.
Тезис, аргументы и демонстрация – это основные элементы структуры доказательства.
В традиционной логике доказательства делятся на прямые и косвенные (непрямые).
При прямом доказательстве истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами.
Косвенное доказательство – это такое, в котором заключение об истинности выдвинутого тезиса обосновывается путём опровержения некоторого другого суждения, находящегося в определённом отношении к тезису. Обычно рассматривают разделительные и апагогические доказательства.
В разделительном доказательстве используется метод исключения. Тезис представляет собой один из членов дизъюнкции суждений, о которой известно, что она истинна. Разделительное доказательство строится из опровержения всех членов дизъюнкции кроме одного.
|
В апагогическом косвенном доказательстве (от греч. apagoge – вывод) вывод об истинности тезиса делается путём опровержения противоречащего ему суждения (антитезиса) посредством выведения из последнего такого заключения, которое является ложным. Следовательно, ложное заключение свидетельствует о ложности антитезиса, что, в свою очередь, удостоверяет истинность тезиса. Это выведение называется «приведением к абсурду».
Опровержение – это обоснование ложности определённого суждения. Опровержение высказывания есть доказательство его отрицания.
Суждение, которое пытаются опровергнуть, в логике называют тезисом опровержения.
Высказывания, с помощью которого опровергают данный тезис, называют аргументами опровержения.
Существует три способа опровержения: 1) опровержение тезиса (прямое и косвенные); 2) критика аргументов; 3) выявление несостоятельности демонстрации.
При опровержении тезиса можно использовать следующие два способа: опровержение фактами и сведение к абсурду.
Доказывается ложность или несостоятельность аргументов, выдвинутых оппонентом в процессе обоснования своей позиции.
Демонстрируются ошибки в форме доказательства, например, когда между тезисом и приведёнными аргументами нет логической связи. В этом случае тезис так и остаётся не доказанным оппонентом.
Правила доказательного рассуждения и возможные логические ошибки.
|
В логике обычно выделяют три группы правил доказательного рассуждения.
I. Правила и ошибки, относящиеся к тезису:
Тезис должен быть ясным и точным.
Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего процесса аргументации.
При нарушении данных правил могут возникнуть следующие ошибки:
1. Полная или частичная подмена тезиса. Это происходит, когда выдвинутый тезис «забывается» (умышленно или неумышленно), и на смену ему приходит другое положение, которое и аргументируется. Чаще всего это делается путём упрощения или расширения тезиса, в результате чего тезис полностью или частично подменяется.
2. Довод к личности. Ошибка или уловка состоит в незаметном подмене доказательства выдвинутого тезиса ссылками на персональные особенности личности, выдвинувшей тезис.
II. Правила и ошибки, по отношению к аргументам доказательства:
Аргументы должны быть истинными.
Приведённых аргументов должны быть достаточно для доказательства тезиса.
Аргументы должны быть автономны, то есть их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.
Ошибки по отношению к аргументам доказательства:
1. Основное заблуждение. Ошибка происходит, когда ложное суждение принимается в качестве истинного аргумента. Ошибка может быть непреднамеренной.
2. Предвосхищение основания. Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на неопределённо истинные суждения (мнения, слухи и т. п.), которые только предвосхищают выдвигаемое положение, а не обосновывают его достоверно.
3. Порочный круг в демонстрации. Эта ошибка происходит, когда выдвигаемое положение обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же положением.
|
III. Правила демонстрации и ошибки демонстрации:
Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по правилам умозаключений дедукции, индукции и аналогии.
Ошибки в демонстрации:
1. Мнимое следование. Данная ошибка возникает, когда отсутствует логическая связь между тезисом и аргументами. Хотя часто вместо логической связи используют квазисвязи, т. е. аргументы соединяют с тезисом с помощью слов «следовательно», «итак», «таким образом» и т.п.
2. Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. Здесь аргумент, истинный только с учётом определённых факторов, приводится в качестве универсального. Подобный переход иногда используют софисты, пытаясь ложь выдать за истину.
Софизмы и логические парадоксы. Некорректные аргументы.
Софизм – логически неправильное, несостоятельное рассуждение, выдаваемое за правильное. Так, по рассказу Аристотеля, одна афинянка внушала своему сыну: «Не вмешивайся в общественные дела, потому что, если ты будешь говорить правду, тебя возненавидят люди, если же ты будешь говорить неправду, то тебя возненавидят боги».
Непреднамеренная ошибка, допущенная человеком в мышлении, называется паралогизмом.
Приведём пример математического софизма: 5 = 1. Это можно «доказать» следующим образом. Из чисел 5 и 1 вычтем одно и то же число 3. Получим числа 2 и -2. При возведении в квадрат этих чисел получаются равные числа 4 и 4. Следовательно, должны быть равны и исходные числа 5 и 1.
Софизмами иногда называют рассуждения, которые по своей сути являются парадоксами. Но эти понятия следует различать.
Парадокс – это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого предложения, то есть доказывающее как его утверждение, так и его отрицание.
Некоторые парадоксы были известны уже в древности. Например, парадокс «Лжец», который излагают следующим образом:
Рассмотрим вопрос об истинности высказывания «Я лгу». Если, сказав: «Я лгу», я сказал истину, и это значит, что я при этом солгал, что противоречиво. Следовательно, произнося это высказывание, я сказал неправду, т. е. солгал. Итак, доказано, что, произнося это высказывание, я солгал, а так как именно это я и утверждал, произнося это высказывание, то я, тем самым, сказал при этом истину, т. е. доказано и то, что я сказал истину.
Аргументы, используемые в дискуссии, можно разделить на два вида: аргументы по существу дела и некорректные аргументы (направленные не на подтверждение истинности тезиса, а используемые лишь для того, чтобы одержать победу в споре любой ценой, но только без логического обоснования). Наиболее распространёнными разновидностями некорректных аргументов считаются следующие.
1. Аргумент к личности – ссылка на личные особенности оппонента, его убеждения, вкусы, внешность, достоинства и недостатки.
2. Аргумент к авторитету – ссылка на высказывания или мнения авторитетов ( великих учёных, общественных деятелей, коллектива и т. п.).
3. Аргумент к выгоде – вместо логического обоснования ссылка на материальные, политические или морально-психологические интересы присутствующих.
4. Аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал оппоненту в надежде сделать его мягче и покладистей.
5. Аргумент к силе – угроза неприятными последствиями – физическими, морально-психологическими, экономическими, административными и т. п.
6. Аргумент к состраданию – вместо объективного подхода возбуждение у оппонента жалости и сочувствия.
7. Аргумент к невежеству – использование фактов и теоретических положений, о которых оппонент мало или совсем ничего не знает с целью навязывания собственного мнения, не имеющего
объективного подтверждения.
8. Аргумент к верности – вместо обоснования тезиса призыв быть верным народу, классу, партии, нации, семье, роду и т. п., которому якобы данное положение противоречит.
9. Аргумент к здравому смыслу – используется ограниченный и примитивный опыт. Например, мореплавателя Ф. Магеллана отговаривал и от кругосветного плавания исходя из «здравого смысла», что земля плоская, иначе вся вода стекла бы с неё. Поэтому кругосветное путешествие невозможно.
Рассуждение и способы убеждения.
Рассуждение – это акт коммуникации, состоящий в планомерном преобразовании определённых структур языкового мышления некоторого субъекта с целью изменения соответствующих структур другого субъекта.
В рассуждении выделяют:
наличие объекта, т. е. рассуждение о чем-то, предметность;
опора на запас знаний субъекта, его навыки, его психологические особенности, т. е. доступность, активность адресата, приемлемость для него, учёт его особенностей;
эвристичность, т. е. обнаружение новых неизвестных характеристик или обоснование сомнительных характеристик объекта, отсюда, доказательность, нацеленность, тезисность рассуждения;
информативность, т. е. приобретение новых знаний, интерес, новизна;
взаимодействие анализа и синтеза, т. е. соучастие в процессе мышления, ведение за своей логикой;
планомерность влияния на адресата.
Главными характеристиками рассуждений являются убедительность и доказательность:
недоказательная убедительность – характеристика рассуждений, не удовлетворяющих логическим стандартам доказательности, но, тем не менее, признаваемых приемлемыми в рамках некоторой теории или культурной парадигмы;
неубедительная доказательность – характеристика рассуждений, которые внешне удовлетворяют логическим стандартам доказательности и в то же время слишком сложны (запутанны, длинны) для того, чтобы субъект познания на данном уровне логической компетенции мог оценить их правильность;
убедительная доказательность – характеристика рассуждений, которые имеют доказательство с прозрачной, эффективной структурой;
доказательная убедительность – характеристика рассуждения, в котором снижается сложность первоначального высказывания при помощи «локальных» преобразований его структуры и в результате доказательство исходного высказывания.
Основное требование к рассуждениям – это соблюдение формально-логических законов и правил мышления.
Исследованием способов изменения убеждений занимается теория аргументации. Приёмы, с помощью которых могут формироваться и изменяться убеждения, разнообразны и разнородны. Наиболее распространённые способы убеждения делятся на универсальные, применимые во всякой аудитории, и контекстуальные, эффективные лишь в некоторых аудиториях. К универсальным относятся эмпирические и теоретические аргументы, к контекстуальным – ссылки на традицию, здравый смысл и т. п.
Эмпирические способы аргументации опираются по преимуществу на опыт. Теоретическая аргументация основывается на рассуждении.
Эмпирические способы обоснования называются также подтверждением.
Оно подразделяется на прямое и косвенное.
Прямое подтверждение – это непосредственное наблюдение тех явлений, событий, о которых говорится в проверяемом утверждении.
Косвенное подтверждение — это подтверждение в опыте логических следствий обосновываемого положения.
Прямое подтверждение возможно лишь в случае утверждений о единичных объектах или ограниченных их совокупностях. Теоретические положения обычно касаются неограниченных множеств предметов.
Способы теоретической аргументации разнообразны и разнородны. Один из них – это выполнение условия совместимости.
Согласно условию совместимости обоснованное утверждение
К способам теоретического обоснования относится также проверка выдвинутого положения на применимость его к широкому классу исследуемых объектов.
Объяснение и понимание являются универсальными операциями человеческого мышления, применимыми во всех областях.
Объяснение – это рассуждение, посылки которого содержат информацию, достаточную для выведения из неё рассматриваемого факта или события.
Наиболее развитая форма научного объяснения – это объяснение на основе теоретических законов. Законы обеспечивают не только объяснение наблюдаемых фактов, но служат также средством предсказания новых, ещё не наблюдавшихся фактов. Предсказание факта – это, как и объяснение, выведение его из уже известного закона.
Аргумент к авторитету – это ссылка на мнение или действие лица, признанного в данной области своими суждениями или поступками.
Ссылка на авторитет, на сказанное или написанное кем-то не относится к универсальным способам обоснования. Авторитеты нужны, в том числе в научной сфере.
Вера – это глубокое, эмоционально насыщенное убеждение в справедливости какого-либо положения.
Она всегда субъективна. Человек принимает какие-то положения за доказанные без обсуждения.
Аргументация к вкусу – это обращение к чувству вкуса, имеющемуся у аудитории и способному склонить её к принятию выдвинутого положения.
Вкус касается только совершенства каких-то вещей и опирается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. Вкус – это не простое своеобразие подхода человека к оцениваемому им явлению. Вкус всегда претендует на общую значимость.