Тема. Доходы торгового предприятия




 

План.

1. Характеристика доходов предприятия, их виды.

2. Показатели доходов.

3. Анализ доходов торгового предприятия, его задания и методика проведения.

4. Определение влияния факторов на изменение доходов.

5. Методы обоснования плана доходов.

 

 

1.Характеристика доходов предприятия, их виды.

Одним из важнейших условий эффективного хозяйствования предприятий является самоокупаемость. Экономическое назначение доходов покрывать расходы, обеспечивать расчеты по налогам и обязательным платежам и получение чистой прибыли, необходимой для производственного и социального развития торгового предприятия.

Для учета, анализа и планирования доходов используется Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), а также отдельные положения Налогового кодекса РФ. В них раскрываются содержание, виды и информация о доходах.

В зависимости от направлений деятельности и условий получения различают доходы:

- доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. В ф №2 «Отчет о финансовых результатах» этот показатель назван «Валовая прибыль» (стр.2100). Основным источником валовой прибыли является торговая надбавка. Размер торговой надбавки зависит от следующих факторов:

- характера торговых услуг и специфики деятельности торгового предприятия;

- ценовой стратегии предприятия;

- степени развития и конъюнктуры рынка;

- государственного регулирования цен;

- уровня издержек обращения торгового предприятия;

-спроса и предложения на реализуемые товары и т.д..

- маржинальные доходы – это сумма чистой прибыли и постоянных расходов. Анализ этого показателя позволяет выявить совокупные факторы, повлиявшие на изменение прибыли и экономически обосновать её величину на планируемый период;

- операционные доходы – это арендные поступления за предоставленные во временное пользование основные средства и иные активы, поступления от продажи основных средств, проценты, полученные от операций с ценными бумагами, за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах, за предоставление юридическим и физическим лицам заемных средств, прибыль по договорам совместной деятельности;

- внереализационные доходы – штрафы, пени и неустойки, полученные за нарушение хозяйственных договоров, списание кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности, положительные курсовые разницы в связи с повышением курса иностранной валюты;

- чрезвычайные доходы – поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (аварии): доходы, поступающие от страховых возмещений.

Общая сумма всех доходов представляет собой валовые доходы торгового предприятия и предназначена для возмещения общей суммы расходов и получения прибыли.

 

2. Показатели доходов.

Доходы, которые получает торговое предприятие, характеризуются абсолютными, структурными и относительными показателями.

Абсолютный размер доходов отражает общую сумму доходов, полученную торговым предприятием в целом и от отдельных видов деятельности в денежной форме.

Состав доходов характеризуется удельным весом доходов по отдельным направлениям деятельности в их общем объеме. Этот показатель позволяет определить наиболее доходные виды деятельности предприятия и установить приоритеты их дальнейшего развития.

Валовый доход торгового предприятия характеризуется суммой и уровнем (относительный показатель) доходов.

Уровень доходов отражает часть цены торговой услуги в цене товара, показывает сколько копеек дохода приходится на 100 руб. товарооборота и рассчитывается по следующей формуле:

Уровень доходов = сумма доходов х 100

Товарооборот

 

3. Анализ доходов торгового предприятия, его задания и методика проведения.

Целью анализа валовых доходов предприятия является оценка конечных результатов деятельности, изучение основных причин, их изменение в динамике и сравнение с аналогичными предприятиями в регионе, с показателями предприятий-конкурентов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- оценка динамики доходов и степени выполнения плана за отчетный период;

- выявление и расчет факторов, повлиявших на изменение доходов;

- изучение состава доходов за ряд периодов;

- определение направления использования доходов.

Информационным обеспечением анализа являются данные бухгалтерского учета, материалы статистического наблюдения, первичного учета, выборочных наблюдений и т.д.

Анализ доходов торгового предприятия проводится в двух направлениях:

І. Анализ формирования доходов и расчет факторов, оказывающих влияние на изменение доходов;

ІІ. Анализ использования доходов в хозяйственной деятельности предприятия.

При анализе формирования доходов предприятия рассчитывают показатели:

- процент выполнения плана по доходам;

- динамика доходов;

- абсолютное изменение доходов;

- относительное изменение доходов в процентах и в сумме;

- расчет влияния факторов на изменение доходов.

В процессе анализа формирования доходов изучается состав доходов по источникам, их изменение. В связи с тем, что основным источником доходов торгового предприятия являются надбавки, прежде всего, обращается внимание на формирование доходов от реализации.

Кроме того, изучается изменение соотношения доходов от основной деятельности и доходов от прочих видов деятельности. При анализе использования доходов изучается распределение доходов на возмещение издержек обращения, оплату налогов и обязательных платежей и на образование чистой прибыли необходимой для производственного и социального развития предприятия.

Результат анализа доходов предприятия является основой для разработки мер, направленных на повышение доходности и для обоснования суммы и уровня доходов на планируемый период.

4. Определение влияния факторов на изменение доходов.

Основными факторами, оказывающими влияние на изменение доходов являются:

1. Объем товарооборота ±∆ Дт = 10) х Уд0

где Т1, Т0 – товарооборот отчетного и базисного периодов;

Уд0 - уровень доходов базисного периода.

Отклонение в доходах за счет объема товарооборота складывается под влиянием изменения цен и количества проданных товаров.

- влияние цен на изменение доходов ± ∆ Др = (∑ p1q1 - ∑ p0q1) х Уд0

- влияние количества проданных товаров ± ∆ Дq = (∑ p0q1 - ∑ p0q0) х Уд0

где - ∑ p1q1 – товарооборот отчетного периода;

∑ p0q0 - товарооборот базисного периода;

∑ p0q1 – товарооборот отчетного периода в сопоставимых ценах.

 

2. Структура товарооборота.

Расчет влияния изменения структуры товарооборота проводится методом процентных чисел на основе средней арифметической взвешенной величины.

± ∆ Дстр = ∑ С1 х Уд1 - ∑ С0 х Уд0

100 100

где С1, С0 – удельный вес товарной группы в отчетном и базисном периоде;

Уд0 – уровень доходов по товарной группе в базисном периоде

3. Средний уровень валового дохода.

± ∆ Дд = (Уд1-Уд0) х Т1

где Уд1, Уд0 – уровни доходов отчетного и базисного периодов;

Т1 – товарооборот отчетного периода.

 

5. Методы обоснования плана доходов.

Плановые расчеты доходов имеют большое значение для экономического обоснования ценовой стратегии и прибыли предприятия торговли.

Основанием для планирования доходов являются:

- намечаемые плановые показатели оборота по реализации товаров в целом, по видам и группам;

- проектируемые показатели расходов предприятий торговли;

- размер установленного налога на добавленную стоимость по товарным группам;

- прогнозируемые размеры торговых надбавок;

- материалы анализа доходов от реализации товаров, операционных и внереализационных доходов за предыдущие периоды.

Экономическое обоснование доходов производится по каждому виду доходов в отдельности. Основное внимание уделяется планированию доходов от обычной деятельности.

І. Методы обоснования плана доходов от реализации товаров предприятия.

1. Балансовый метод - расчет плановой суммы доходов проводится на основе проектируемых показателей издержек обращения, других расходов и прибыли.

2. Метод технико-экономических расчетов:

а) сумма доходов от реализации определяется на основе прогнозируемой суммы товарооборота по отдельным товарным группам, размера НДС, установленных размеров торговых надбавок. Общая сумма доходов определяется путем суммирования доходов по отдельным товарным группам;

б) прогнозируемая величина доходов от реализации определяется путём прямого расчета доходности каждого источника поступления товаров с учетом заключенных договоров поставки;

в) план доходов от реализации определяется исходя из планового товарооборота и среднего уровня доходов, достигнутого в прошлом периоде, если он удовлетворяет целям предприятия.

3. Факторно-аналитический метод – расчет производится на основе изучения динамики уровня валового дохода за предшествующие периоды.

4. Экономико-математические методы – расчет валового дохода предполагает решение многофакторной модели с использованием ЭВМ.

ІІ. Методы обоснования плана доходов от других видов деятельности.

1. Доход от продажи материальных ценностей и имущества:

Дм = Цпрод – Цприобр – А - Рпрод

где - Цпрод – ожидаемая продажная цена;

Цприобр – цена приобретения материальных ценностей;

А – начисленная сумма амортизации основных фондов;

Рпрод - расходы, связанные с осуществлением продажи.

2. Доходы от посреднической деятельности:

Дпос = Опос х Пком

где - Опос – запланированный объем посреднических операций;

Пком – запланированный размер комиссионного вознаграждения, в процентах к объему посреднических операций.

3. Доходы от операций с ценными бумагами, принадлежащими предприятию:

Дакц = ЧПа х Чдив х Ан

УФа х 100

где - ЧПа - чистая прибыль акционерного общества;

Чдив - часть чистой прибыли акционерного общества для выплаты дивидендов;

Ан - номинальная стоимость акций;

УФа – размер уставного фонда акционерного общества.

4. Доходы предприятия от сдачи имущества (лизинг) – планируется исходя из условий арендного или лизингового договора относительно формы и размера арендной платы - фиксированная сумма, скользящая сумма, процент от выручки или прибыли, натуральная форма оплаты и др.

5. Доходы, полученные от паевого участия в совместных предприятиях и от создания других предприятий.

Дсп = ЧПсп х Дп

где - ЧПсп - объем чистой прибыли, полученный (или ожидаемый) в предплановом периоде, созданный совместным предприятием;

Дп – часть прибыли, принадлежащая предприятию-учредителю в процентах к общему объему полученной прибыли.

 

 

Литература.

1. ПБУ 9/99 Доходы организации Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

2. Фридман, А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2015. (с.550-569).

3. Фридман, А. М. Экономика предприятия общественного питания [Текст]: учебник / А. М. Фридман. – М.: Дашков и К, 2014. (с.384-399).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: