Тема и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов




Рабочая программа дисциплины

 

 

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

 

Специальность

37.05.02 Психология служебной деятельности

 

Специализация

№4 «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных ситуациях»

 

Присваиваемая квалификация

Специалист

 

Форма обучения

очная

 

 

Челябинск 2020 г.

*Рабочая программа дисциплины (модуля) адаптирована для инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Вводная часть

 

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цель - Познакомить студентов с современными представлениями о строении и функциях центральной нервной системы.

Задачи: 1. Познакомить студентов с развитием и строением головного, спинного мозга, периферической нервной системы, с принципами и особенностями структурной организации автономной нервной системы.

2.Обратить внимание студентов на интегративные системы мозга и, особенно, на построение сенсорных и пирамидных проводящих путей, а также на морфофункциональные особенности экстрапирамидной и лимбической систем и их роль в формировании психики человека.

3.Ознакомить студентов с современным состоянием проблемы электрического возбуждения, с учением о потенциалозависимых ионных каналах и синаптической передаче, с принципами организации управления в живых организмах.

4. Показать роль ЦНС в осуществлении внутренней регуляции и адаптации организма.

 

Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

«Анатомия и физиология центральной нервной системы» входит в математический и естественнонаучный цикл учебного плана и во взаимодействии с другими дисциплинами («Основы нейрофизиологии и сенсорных систем», «Высшая нервная деятельность») участвует в формировании у обучающихся общекультурной компетенции «Понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладение достижениями естественных и общественных наук, культурологии».

Дисциплина изучается на первом курсе в первом семестре.

Она даёт студенту фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека. Не располагая этими знаниями, психологу невозможно разобраться во всём многообразии функциональных проявлений организма, включая различные формы психической деятельности

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Темы дисциплины, виды, объём занятий

№ темы Название темы Объём в часах по видам учебной работы
  Лекции Практич занятия     Самост. работа
  Общая анатомия центральной нервной системы       0,5  
  Развитие центральной нервной системы     0,5  
  Анатомия спинного мозга          
  Периферическая нервная система        
  Автономная (вегетативная) нервная система        
  Анатомия ствола головного мозга        
  Черепные нервы        
  Промежуточный мозг        
  Конечный мозг. Проводящие пути        
  Базальные ядра.        
  Мозжечок. Органы чувств.        
  Цитоплазматические мембраны возбудимых тканей        
  Физиология возбудимых тканей        
  Нейрон и нейроглия        
  Рефлекторная деятельность центральной нервной системы        
  Процессы торможения в центральной нервной системе        
  Механизм нервно-мышечного функционирования, нервно- мышечный синапс        
  Сенсорные функции центральной нервной системы.        
  Роль центральной нервной системы в двигательной функции организма        
  Вегетативная нервная система        
  Гормональная регуляция физиологических функций        
  Адаптация и стресс        
  Внутренняя среда организма, гомеостаз        
  Принципы управления в организме        
  Механизмы регуляции кровообращения        
  Нейроэндокринные механизмы регуляции дыхания        
  КСР        
  итого        

 

Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Тема и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

№   Тема самостоятельной работы Литература
  Общая анатомия нервной системы   Основная:2,3,4,5 Дополнит:1,2,4,5,6
  Развитие центральной нервной системы Основная-3,3,4,5 Дополнит-2,5,6
  Анатомия спинного мозга   Основная:2,3 Дополнит-1,2,3,4
  Периферическая нервная система Основная:1,2,3 Дополнит-1,2,6
  Автономная (вегетативная) нервная система Основная:3 Дополнит.-1,2,7
  Анатомия ствола головного мозга Основная:2,3 Дополн:1,2,3
  Черепные нервы Основная: 3,4 Дополнит-1,2,4
  Промежуточный мозг Основная- 2,3 Дополнит-1,2,4
  Конечный мозг. Проводящие пути Основная:2,3 Дополнит-1,2
  Базальные ядра. Основная:3 Дополн:1,5,6,7
  Мозжечок. Органы чувств. Основная:2,3 Дополнит:1,5,6

 

  Основы нейробиологии Основная:1,2,4,5 Дополнит.:3,4,5,6
  Основные закономерности эмбрионального и постнатального развития центральной нервной системы Основная:4 Дополнит.:3,4,5
  Физиология возбудимых тканей Основная:1,2,4,5 Дополнит.:2,3,4,5,6
  Основные нервные процессы в центральной нервной системе Основная:1,2,3,4 Дополнит.:1,4,5,6
  Функциональная морфология центральной нервной системы Основная:1,4,5.7,8 Дополнит.:2,3,5,6
  нейрон и нейроглия Основная:1,3,4,7,8 Дополнит.:2,3,4,5
  Понятие о регуляции и саморегуляции Основная:1,2,3,4,5,8 Дополнит.:3,5,6
  Системный принцип регуляции. Основная:1,3,4,5 Дополнит.:2.3,4,5,6
  Анатомические и физиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы. Основная:1,3,5,6 Дополнит.:2.3,4,5
  Анатомия и физиология вегетативной нервной системы. Основная:4,5,7,8 Дополнит.:1,2,3,5
  Нейронная организация, функция и физиологическая роль гипоталамуса. Основная:1,2,3,4 Дополнит.:1,2,5,6
  Строение и функции лимбической системы мозга Основная:1,2,4,5,7,8 Дополнит.:2,3,4,5
  Нервные структуры, нейрогормо-нальные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения Основная:3,4,5,7 Дополнит.:1,2,4,5
  Регуляция полового развития. Половая дифференцировка мозга. Основная:1,2,4,8 Дополнит.:3,4,5,6
  Организация бульбарного дыхательного центра. Основная:3,4,5 Дополнит.:1.2,4,5,6
  Нейрофизиология стресса Основная:1,3,4,8 Дополнит.:2,4,5
  Биоритмы и их регуляция. Основная:1.3,4,5,6 Дополнит.:3,4,5,6
  Строение и функции лимбической системы мозга. Основная:3,4,5,8 Дополнит.:3,4,5,6
  Регуляция полового развития. Половая дифференцировка мозга. Основная:3,4,7 Дополнит.:1,3,5
  Система терморегуляции организма, терморегуляционные рефлексы. Основная:1,3,4,5,6 Дополнит.:1,2,4,6

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла,

– в печатной форме на языке Брайля.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

 

Вопросы для самоконтроля по анатомии цнс

 

Отделы нервной системы

1.Назвать функции нервной системы

2. Отделы головного мозга

3. Отделы спинного мозга

3. Область иннервации соматической нервной системы

4. Область иннервации вегетативной нервной системы

 

Развитие нервной системы

5. Из какого зародышевого листка формируется нервная

система?

6. Что представляет собой закладка нервной системы на з-ей

неделе внутриутробного развития?

7. Что представляет собой закладка нервной системы на 4-ой

неделе внутриутробного развития

8. Что такое невромер?

9. Какие функции выполняют нейроны, развивающиеся в

базальной пластинке нервной трубки?

10. Какие функции выполняют нейроны, развивающиеся в

крыльной пластинке нервной трубки?

11. Какие функции выполняют нейроны, развивающиеся в

межуточной зоне?

12. Какие функции выполняют нейроны, развивающиеся в

ганглионарной пластинке?

 

 

Нервная ткань

13.Из каких клеток состоит нервная ткань?

14. Что является структурно-функциональной единицей нервной системы?

15.Перечислите типы нейронов. Чем они отличаются друг от

друга по строению и функциям?

16. Какими отростками и у каких нейронов образуются чувствительные нервные окончания? Как называются эти окончания?

17. Какими отростками и у каких нейронов образуются двигательные нервные окончания? Как называются эти окончания?

18. Что такое-синапс? Как происходит передача нервного импульса с одного нейрона на другой?

19.Какова функциональная роль медиаторов в нервной системе?

20. Какие типы глиальных клеток вам известны?

21. Какие функции выполняет глия?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: