КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Неподготовленность к общению часто приводит к различным затруднениям и провоцирует конфликтные ситуации.
Общение представляет процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Структура общения.
В общении выделяют три взаимосвязанные стороны.
Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие собеседников друг на друга (например, беседа воспитателя с родителями по поводу того, каким должен быть образ жизни их ребенка в период каникул).
Интерактивная сторона общения (от англ. Шегасйоп — взаимодействие) заключается в обмене действиями, организации межличностного взаимодействия, позволяющего реализовать общую деятельность (например, обсуждение воспитателем и ребенком обучающих действий в процессе выполнения поделки).
Перцептивная сторона общения — процесс формирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состояние, а также определять, что влияет на успех общения с ним (например, воспитатель убеждает родителей в необходимости поучаствовать в празднике группы).
Также в общении выделяют пять звеньев:
· отправитель информации, т.е. человек, начинающий общение;
· само общение, т.е. передаваемая вербальная (речевая) и невербальная (неречевая) информация;
|
· используемый канал передачи информации (речевой, неречевой, письменный и т.д.);
· получатель информации, т.е. партнер по общению, или собеседник;
· факт подтверждения или не подтверждения собеседником получения информации, т.е. обратная связь. Данный фактор является чрезвычайно важным для осуществления эффективного общения между людьми.
Необходимо отметить, что в процессе общения лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а лицо, получающее эту информацию, — реципиентом.
По оценке специалистов только 7% информации передается словами, 38 определяется тем, как эти слова произносятся, а 55 % — выражением лица.
Уровни общения:
Общение на уровне контакта «масок». Это уровень формального общения, при котором у собеседника отсутствует потребность и стремление к глубокому пониманию партнера по общению. В процессе такого общения используется набор стандартных социально-психологических «масок»: вежливости, участия, почтительности, строгости, безразличия, нейтральности и т.п. (например, сбор анкетных данных у родителей). Под «маской» подразумевается определенный стандартный набор жестов, мимики, слов, интонаций, позволяющих человеку, во-первых, скрыть свое истинное отношение к собеседнику, во- вторых, защититься от нежелательного вторжения других в свой внутренний мир, в-третьих, при необходимости сгладить «острые углы» в отношениях.
Примитивный уровень общения. На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности и т.п. При нужности и полезности с человеком вступают в контакт, при ненужности — не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек фактически используется как вещь, так как после получения желаемого результата интерес к нему, как правило, быстро исчезает.
|
Манипулятивный уровень общения. Данный уровень общения близок к примитивному, так как также предполагает лишь получение какой-либо выгоды от собеседника, но при этом истинная цель всячески от него скрывается. При манипулятивном общении активно используются самые разнообразные способы психологического воздействия на человека и управления им, такие как лесть, проявление расположенности, покровительства, запугивание, неявный шантаж, «пускание пыли в глаза», обман и др.
Формально-ролевой уровень общения. На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. Индивидуальные личностные качества человека, его внутренний мир, проблемы фактически не учитываются. В педагогической практике такой уровень допустим в редких случаях — экстремальных ситуациях, когда необходимо оказать неотложную помощь.
Светский уровень общения. Для этого уровня общения характерны поверхностность и беспредметность. Люди при светском уровне общения обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми правилами данного общества. В редких случаях такой уровень допустим при общении с коллегами и учениками.
Деловой (профессиональный) уровень общения. Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной общей деятельности и имеет целью достижение общего результата. При этом учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела и само действие оказываются гораздо важнее, чем личные (межличностные) отношения. Даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный уровень общения сближает людей и сплачивает коллектив, он желателен в рабочей обстановке
|
Творчески активный уровень общения. Этот уровень общения характерен, как правило, для творческих групп и коллективов, т.е. для людей, связанных какой-либо совместной творческой деятельностью и заинтересованных в общем результате работы. Он предполагает открытый, доверительный стиль общения, а также продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками.
Данный уровень общения является одним из самых интересных и продуктивных и очень важен при контактах как с коллегами, так и с учениками, поскольку дает возможность перехода к следующему уровню общения.
Дружеский уровень общения. Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью, искренностью, доверием, эмоциональным сопереживанием, сочувствием к проблемам другого человека, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Дружеский уровень более приемлем при общении с коллегами и близкими друзьями.
Доверительный уровень общения. Этот уровень максимальной открытости и близости между людьми требует предельной искренности и доверия друг к другу. Он также предполагает ответственность перед другим человеком, ведь на таком уровне общения партнеры допускают друг друга в самые сокровенные области души.
Двухуровневая передача информации. Такая передача информации осуществляется на вербальном и невербальном уровнях.
На вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь, естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающая два принципа: лексический и синтаксический. При помощи речи осуществляется кодирование (коммуникатором) и декодирование (реципиентом) информации.
Невербальный уровень передачи информации является важным дополнением речевой коммуникации, он помогает участникам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым, совокупность средств этого уровня призвана выполнять такие функции, как дополнение речи, ее замещение, репрезентация эмоциональных состояний собеседников.
Рассмотрим разновидности невер бальных средств общения.
Оптико-кинетическая система знаков. Данная система включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Жесты делят на несколько типов в зависимости от функционального значения:
· иллюстрирующие — указание формы, высоты, направления движения;
регулирующие — показывающие, как следует выполнять то или иное действие или работу;
· адаптивные — появляющиеся при волнении или в затруднительных ситуациях (например, постукивание по столу, покусывание кончика карандаша, поправление очков и т.п.);
· жесты-эмблемы — общепринятые обозначения (например, знак победы, о'кэй и т.п.);
· эмоциональные — связанные с эмоциональным состоянием (радостью или горем).
Частота жестикуляции у разных народов отличается: у финнов —
раз в час; у итальянцев — 80 раз в час; у французов — 120 раз в час; а у мексиканцев — 180 раз в час.
Жесты можно интерпретировать на основании внутреннего психологического содержания, которое стоит за ними. Чаще всего выделяют следующие группы:
· жесты открытости — свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе относится жест «раскрытые руки, направленные вперед». Его особенно часто наблюдают у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки, а когда чувствуют свою вину, прячут руки за спину либо в карманы;
· жесты несогласия — проявляются вследствие сдерживания своего мнения или неодобрения; например, собирание несуществующих ворсинок с одежды и устремление взгляда в пол;
· жесты защиты — являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу; например, руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак;
· жесты сомнения и неуверенности, например, потирание кончика носа, подбородка или почесывание затылка и т.п.;
· жесты подозрительности и скрытности — свидетельствуют о недоверии к собеседнику, сомнения в его правоте, о желании что-то утаить; например, прикрывание глаз или рта рукой, потирание лба, взгляд направлен в сторону;
· жесты размышления и оц енки — отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы; например, рука у щеки, пощипывание переносицы, которое сочетается с закрытыми глазами, кулак подпирает подбородок;
· жесты, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу; например, собеседник опускает веки, почесывает ухо, поворачивается в сторону двери, его ноги обращаются к выходу;
· жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть в ремя; например, собеседник постоянно снимает и надевает очки, протирает линзы, расхаживает по комнате, что служит знаком того, что не следует спешить, нужно обдумать ситуацию;
· жесты уверенных в себе л юдей с чувством превосходства над другими; например, собеседник закладывает руки за спину с захватом запястья;
· жесты готовности — сигнализируют о желании закончить разговор или встречу; выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или человек держится ими за боковые края стула.
Мимик а также дает достаточную информацию о собеседнике. Так, напряженные скулы, сжатые зубы, сердитый или хмурый взгляд могут создать впечатление агрессивности.
Озабоченное выражение, виноватая улыбка, покусывание губ производят впе-чатление неловкости и напряж енности.
Пантомимика (язык поз) может рассказать о напряженности и неуверенности человека, если он стремится спрятаться за кого-то или за что-то, сжаться, прикрыться, защитить себя.
Свободная прямая открытая поза производит впечатление большей уверенности, чем напряженная ссутуленная закрытая.
Упражнение «Мимическая реакция»
Цель. Тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций.
• Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись»), удивленно («Не ожидала»), вопросительно («Что-нибудь случилось?»), радостно («Наконец-то!»).
• Вы решили посетить заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.
• Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую ему ботинки. Вы удивлены. Покажите свое удивление.
Паралингвистическая система. Данная система является системой вокализации, т.е. качества голоса, его диапазона, тональности, фразовых и логических ударений, предпочитаемых конкретным человеком.
В профессиональной деятельности вам важно построить доверительные отношения с учеником. Чтобы вызвать у него доверие, голос не должен быть ни слишком громким, ни очень тихим. Громкий голос воспринимается как претензия на доминирование и поэтому препятствует созданию атмосферы взаимного доверия. Слишком тихий голос считают признаком неуверенности человека в том, что он говорит. Резкий тон часто вызывает ответную агрессивную реакцию. Слишком мягкий тон может создать у ученика впечатление, что его пытаются ввести в заблуждение. Тон должен передавать уверенность человека в своих силах.