КЛАССИФИКАЦИИ ТИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГА




 

В исследовании целесообразно привести две самые распространенные: классификации А. А. Кан-Калика и систему М. Талена.

А.А. Кан-Калик в своей классификации типов педагогического общения выделяет:

· общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

· общение на основе дружеского расположения.

· общение - дистанция.

· общение - устрашение.

· общение - заигрывание.

· общение - превосходство.

Общение на основе увлеченности совместной деятельностью предполагает содружество, заинтересованность, сотворчество, коллективизм.

Общение на основе дружеского расположения наличествует тогда, когда есть мера в общении (рамки допустимых оборотов и фраз), а также целесообразность дружественности. Это стили гуманистически направленного общения. Они создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности учеников.

Вместе с тем в системе взаимоотношений «учитель – ученик» А.А. Кан-Калик выделяет также стиль общения-дистанции. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей. Общение-устрашение (а также заигрывание и превосходство) в данной классификации отражены как не гуманистически направленные. Это крайние формы педагогического общения, применимые строго в определенных ситуациях.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель 1 - «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель 2 - «руководитель групповой дискуссии». тГлавным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель 3 - «мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель 4 - «генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель 5 - «менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель 6 - «тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель 7 - «гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

 

Задание

Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.

 

1. Увлекательное начало разговора рождает_____________и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.

 

2. Хорошо аргументированный ________________способствует усилению эффективности словесного воздействия.

 

3. Мешают доброму отношению _____________тон,_______________речи.

 

4. Сутулая________________, висящие вдоль тела______________, опущенная_говорят о неуверенности в себе.

 

5. Одна из наиболее информативных частей лица_______________.

 

6. Губы поданы вперед и нервно подрагивают - собеседник__________________и готов________________.

 

7. Поглаживание подбородка говорит о______________, о желании принять_______________.

 

8. Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов - умение считаться с________________других людей.

 

9. Деловой конфликт носит _____________характер.

 

10. К межличностным механизмам взаимодействия людей относятся ______________,______________и_______________.

 

11. Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но_______________, а часто и__________.

 

Ответы: 1 - внимание; 2 - пример; 3 - грубый, назидательность; 4 - спина, руки, голова; 5 - глаза; 6 -обиделся, заплакать; 7 - раздумье, решение; 8 -интересами; 9 - конструктивный; 10 - рефлексия, эмпатия, личностная идентификация; 11 - неэффективно, вредно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: