В исследовании целесообразно привести две самые распространенные: классификации А. А. Кан-Калика и систему М. Талена.
А.А. Кан-Калик в своей классификации типов педагогического общения выделяет:
· общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
· общение на основе дружеского расположения.
· общение - дистанция.
· общение - устрашение.
· общение - заигрывание.
· общение - превосходство.
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью предполагает содружество, заинтересованность, сотворчество, коллективизм.
Общение на основе дружеского расположения наличествует тогда, когда есть мера в общении (рамки допустимых оборотов и фраз), а также целесообразность дружественности. Это стили гуманистически направленного общения. Они создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности учеников.
Вместе с тем в системе взаимоотношений «учитель – ученик» А.А. Кан-Калик выделяет также стиль общения-дистанции. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей. Общение-устрашение (а также заигрывание и превосходство) в данной классификации отражены как не гуманистически направленные. Это крайние формы педагогического общения, применимые строго в определенных ситуациях.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
Модель 1 - «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
|
Модель 2 - «руководитель групповой дискуссии». тГлавным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель 3 - «мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель 4 - «генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель 5 - «менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель 6 - «тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
|
Модель 7 - «гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
Задание
Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.
1. Увлекательное начало разговора рождает_____________и помогает исчезнуть критическому отношению к говорящему.
2. Хорошо аргументированный ________________способствует усилению эффективности словесного воздействия.
3. Мешают доброму отношению _____________тон,_______________речи.
4. Сутулая________________, висящие вдоль тела______________, опущенная_говорят о неуверенности в себе.
5. Одна из наиболее информативных частей лица_______________.
6. Губы поданы вперед и нервно подрагивают - собеседник__________________и готов________________.
7. Поглаживание подбородка говорит о______________, о желании принять_______________.
8. Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов - умение считаться с________________других людей.
9. Деловой конфликт носит _____________характер.
10. К межличностным механизмам взаимодействия людей относятся ______________,______________и_______________.
11. Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но_______________, а часто и__________.
Ответы: 1 - внимание; 2 - пример; 3 - грубый, назидательность; 4 - спина, руки, голова; 5 - глаза; 6 -обиделся, заплакать; 7 - раздумье, решение; 8 -интересами; 9 - конструктивный; 10 - рефлексия, эмпатия, личностная идентификация; 11 - неэффективно, вредно.