Одна книга толкований на пророка Даниила




Св. Иероним Стридонский.

Против пророка Даниила написал двенадцатую книгу Порфирий, утверждая, что книга эта написана не тем, именем коего надписывается, а неким, жившим в Иудее во времена Антиоха, называвшегося Епифаном, и что не столько Даниил предсказал будущее, сколько тот описал прежде бывшее. Поэтому все то, что он сказал до времен Антиоха, содержит действительную историю, дальнейшие же гадания его, вследствие незнания им будущего, были де вымышленными. Ему весьма умно отвечали Евсевий, епископ Кесарийский, в трех книгах, то есть в восемнадцатой, девятнадцатой и двадцатой, и Аполлинарий в одной большой книге, то есть в двадцать шестой, а прежде них отчасти Мефодий. Но так как задачею нашею служить не ответы давать на клеветы противника, что потребовало бы длинных рассуждений, а изъяснять то, что сказано пророком для наших, то есть для христиан; то я в предисловии напомню о том, что никто из пророков не говорил столь ясно о Христе. Ибо он не только пишет об имеющем быть пришествии Его, в чем он не отличается от прочих [пророков], но также сообщает, в какое время придет Он, и располагает царей по порядку, и перечисляет годы и предуказывает самые ясные признаки.

 

Видя, что все это исполнилось, и не имея возможности отрицать этого, как не совершившегося, Порфирий, вынуждаемый несомненностью событий, обратился к другого рода клевете, утверждая вследствие сходства некоторых событий, будто бы то, что говорится об антихристе, как имеющее быть при конце мира, исполнилось при Антиохе Епифане. Но его нападение служит свидетельством истины. Ибо сказанное пророком столь достоверно, что неверующим людям кажется, будто бы он не будущее предсказал, а прежде бывшее описал. Впрочем, если при изъяснении этой книги представится где-либо случай, то я постараюсь коротко ответить на эту клевету и противопоставить простое изъяснение хитросплетениям философии или, вернее, мирской злобы, чрез которую он старается ниспровергнуть истину и как бы посредством фокусов лишить глаза возможности ясно видеть. Поэтому прошу вас, Паммахий φιλομαθέστατε (любознательный) и Марцелла, единственный образец римской святости, соединенных верою и родством, помогать вашими молитвами моим стремлениям, чтобы относительно Своего дела давал ответ Своим разумом чрез мои уста Господь и Спаситель, говорящий пророку: «разшири уста твоя, и исполню я» (Пс. 80:11). Ибо если Он учит, что мы, быв приведены к судьям и на судилища, не должны заботиться о том, что следует отвечать (Лк. 12:14); то не гораздо ли более Он может вести борьбу против богохульствующих противников и побеждать чрез Своих рабов? Поэтому и в надписаниях весьма многих псалмов находится еврейское [слово] lamanasse, вместо чего LХХ перевели в конец, но лучше было бы: за победу. Ибо Акила перевел: τῶ νικοποιῶ, то есть дарующему победу, Симмах ἐπινίκιον, что́ собственно означает триумф и пальму. Но мы должны знать также, что Порфирий между прочим делает нам такого рода возражение относительно книги Даниила, что она потому кажется ему вымышленною, что ее нет У евреев и что она сочинена на греческом языке, ибо в сказании о Сусанне в словах Даниила к старейшинам говорится ἀπὸ τοῦ σχίνου σχίσαι καὶ ἀπὸ τοῦ πρίνου πρίσαι (Дан. 13) каковая этимология более свойственна греческому языку, нежели еврейскому. На это и Евсевий и Аполлинарий согласно отвечали, что сказаний о Сусанне, Виле и драконе нет в еврейском [тексте], и что они составляют часть пророчества Аввакума, сына Иисусова из колена Левиина; ибо по переводу LХХ в надписании сказания о том же Виле говорится: был некий человек священник, по имени Даниил, сын Авдии, живший вместе с царем вавилонским, между тем, как Даниил и три отрока были из колена Иудина, как свидетельствует Священное Писание. Поэтому и мы, когда, очень много лет тому назад, переводили Даниила, то отметили эти видения обелом, давая знать, что их нет в еврейском [тексте]. Удивляюсь, что некоторые μεμψιμοίροι1 укоряют меня за то, будто бы я урезал книгу, между тем как и Ориген, и Евсевий, и Аполлинарий и другие церковные мужи и учители греческие, как я говорил, свидетельствуют, что этих видений нет у евреев и что им не было необходимости отвечать Порфирию относительно того, что не имеет никакого авторитета Священного Писания. Также о том напомню читателю, что церкви читают Даниила не по переводу LХХ, а по Феодотиону, который [жил] после пришествия Христова и был неверующим, хотя некоторые называют его евионитом, то есть иудеем другого рода. Также Ориген на основании труда Феодотиона ставил в общепринятом (vulgata) издании2 астериски, давая знать чрез них о пропуске того, что было прибавлено, и затем отмечал некоторые стихи обелами, указывая чрез них на все то, что было лишнего. И так как все церкви Христовы, как греческие, так латинские, сирийские и египетские, читают это издание с астериcками и обелами, то пусть недоброжелатели моего труда извинят меня за то, что я желал, чтобы наши3 имели то, что греки читают в изданиях Акилы, Феодотиона и Симмаха. И если те при таком обилии ученых трудов не пренебрегают трудами людей из иудеев; то почему латинская скудость может презирать христианина4? Если кому либо не понравится его труд, то следует благосклонно принять по крайней мере доброе его намерение (vоluntas recipienda est). Но пора уже нам обратиться к словам самого пророка, в котором мы, вопреки нашему обычаю; не все будем излагать и не все истолковывать, как мы делали это относительно двенадцати пророков, но коротко и с перерывами будем объяснять только то, что темно, чтобы обширными многочисленными книгами не наскучить читателю. Для понимания же последних частей Даниила необходимы разного рода исторические сочинения греков, именно: Сутория Каллипика, Диодора, Иеронима, Полибия, Посидония, Клавдия, Феона и Андроника, именуемого Алипием, которым и Порфирий, как говорит он, следовал, также Иосифа и тех, которых указывает Иосиф, в особенности же наших Ливия, Помпея Трога и Иустина, которые излагают все события последнего видения и после Александра до смерти Кесаря Августа описывают войны Сирии и Египта, то есть Селевка, Антиоха и Птоломеев. И если мы когда либо будем принуждены упоминать о светской литературе и приводить из нея иногда то, что прежде опускали; то это вследствие не нашего желания, а, так сказать, крайне важной (gravissimae) необходимости, – с целию доказать, что предсказанное за много веков святыми пророками содержится также в литературе как греков, так латинян и других народов.

 

Глава I

Дан. 1:1. В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.

 

Это тот самый Иоаким, сын Иосии, в тринадцатый год которого начал пророчествовать Иеремия, при котором и женщина Олда пророчествовала, который называется другим именем Елиаким и царствовал над коленом Иудиным и Иерусалимом одиннадцать лет. После него вступил на царство сын его Иоахим5, именуемый Иехониею, который в третий месяц своего царствования, в десятый день был взят в плен вождями Навуходовосора и отведен в Вавилон, и вместо него был поставлен дядя его, Седекия, сын Иосии, в одиннадцатый год которого Иерусалим был взят и разрушен. Поэтому никто не должен думать, что Иоаким, о котором говорится в начале Даииила, тожествен с тем Иоахимом, о котором пишется в начале Иезекииля. Ибо этот имеет последним слогом chin, а тот – сim. Поэтому и в Евангелии от (sесundum) Матфея, по-видимому, недостает одного рода, так как вторые четырнадцать родов (τεσσαραδέκας) оканчиваются Иоакимом, Сыном Иосии, а третьи начинаются Иоахимом6, сыном Иоакимовым. Не зная этого, Порфирий клевещет на церковь и, стараясь уличить евангелиста Матфея во лжи, обнаруживает свое невежество.

 

Дан. 1:2. И предал Господь в руку его Иоакима, царя иудейского.

 

Когда пишется, что Иоаким был предан, то это показывает, что победа была не вследствие силы противников, а по воле Господа.

 

И часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес [эти] сосуды в сокровищницу бога своего.

 

Земля Сеннаар – это местность в Вавилоне, в котором находилось поле Дура и башня, которую двинувшиеся с востока старались построить до неба (Быт. 11). Поэтому место то и получило от смешения языков название Вавилона, который в переводе на нашем языке означает «смешение». Следует также заметить применительно к таинственному смыслу, что царь вавилонский не мог перенести все сосуды дома Божия и поместить их в устроенном им у себя капище, а [перенес только] часть сосудов дома Божия, под которыми должно разуметь учения истины. Ибо если раскроешь все книги философов, то непременно найдешь в них некоторую часть сосудов Божиих. Так, у Платона [найдешь] Творца мира, Бога, у Зенона, главы стоиков, низшие и бессмертные души и единое благо, честность. Но так как они примешивают ложь к истине и портят естественно хорошее чрез многое дурное, то вследствие этого говорится, что он взял часть сосудов дома Божия, а не все сосуды в целом и совершенном виде.

 

Дан. 1:3, 4 И сказал царь Асфанезу, приставнику над евнухами своими чтобы он из сынов Израилевых, из рода царей и властителей (tyrannorum), привел отроков, у которых нет никакого недостатка.

 

Вместо Асфанеза в общепринятом (vulgata) издании, как я нашел, написано ἀβριεσδρί и вместо φορθομμὶν, как поставил Феодотион, LХХ и Акила перевели избранных, Симмах парфян, понимая вместо глагола имя народа, а мы на основании еврейского издания, читаемого κατ᾿ ἀκριβειαν, перевели властителей, тем более, что впереди стоит из рода царей. Поэтому евреи полагают, что Даниил, Анания, Мисаил и Азарии были евнухами во исполнение пророчества, изреченного Иисаиею: и от чад твоих поймут... и сотворят каженики в дому царя Вавилонска (Ис. 39:7). Если же они были из царского рода, то без всякого сомнения они были из рода Давидова, если только такому пониманию не противоречат следующие за тем слова: «отроков» или юношей, «у которых нет никакого телесного недостатка, чтобы научил их письменности и языку халдеев». Филон полагает, что еврейский язык тожествен с халдейским, потому что Авраам был из халдеев. Но если мы согласился с этим, то необходимо возникает вопрос: почему еврейским отрокам дается теперь приказание обучаться языку, который они знали, если только мы не предположим, согласно с мнением некоторых, что Авраам знал два языка, – и еврейский и халдейский.

 

Дан. 1:7. И дал им приставник над евнухами имена: Даниилу Валтазар, Анании Седрих, Мисаилу Мисак и Азарии Авденого.

 

Не только приставник над евнухами или начальник или же, как некоторые перевели, δ ἀρχιευνοῦχος (главный евнух) переменяет святым имена, но также фараон в Египте назвал Иосифа Сомтонфанех, не желая, чтобы они в земле пленения имели иудейские имена. Поэтому пророк говорит в псалме: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» (Пс. 136:4). Затем, Господь в добрую сторону переменяет старые имена и дает от дел названия добродетелей; так Он назвал (Быт. 17:5, 15) Аврама «Авраамом» и Сару «Саррою» (sаrаi Sаrа). Также в Евангелии Симон получил некогда имя «Петра» и сыны Зеведеевы были названы «сынами громовыми» (Мк. 3:16, 17), что́ правильнее читается не boanerges, как многие полагают, но benereem.

 

Дан. 1:8. Даниил же положил на сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином из напитков его и просил начальника евнухов, чтобы не оскверняться ему.

 

Кто не хочет вкушать от стола царского и от вина напитков его, чтобы не оскверняться, зная, конечно, что самая мудрость и учение вавилонян служит грехом, тот никогда не решится говорить того, чего не должно. Изучают же они ее не для того, чтобы следовать, а чтобы судить и обличать. Как возбуждает смех тот, кто, желая писать против математиков, не знает μαθήματος; (их науки): так равно и тот, кто, критикуя философов, не знает философских учений. Таким образом они изучают науку халдеев с тою целью, с какою и Моисей изучил всю мудрость египтян.

 

Дан. 1:9. Бог даровал Даниилу милость и благоволение у начальника евнухов и проч.

 

Кто за грехи предков был отведен в плен, тот за свои великие добродетели немедленно получил награду. Ибо он решил в сердце своем не оскверняться от стола царского и царским яствам предпочел простые кушанья. Поэтому Господь даровал ему милость и благоволение у начальника евнухов. Отсюда мы необходимо должны придти к заключению, что если святые когда либо бывают любимы неверными, то это бывает по милости Божией, а не вследствие добрых качеств людей развращенных.

 

Дан. 1:12. Прошу [тебя], сделай опыт над нами, рабами твоими, в течение десяти дней, и пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья.

 

Это служит доказательством неимоверно великой веры, что они не только обещают чрез вкушение худшей пищи достигнуть полноты, но и назначают время. Таким образом они пренебрегли царскими яствами вследствие не легкомыслия, а веры.

 

Дан. 1:17. И даровал Бог этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу [еще] даровал разуметь и всякие видения и сны.

 

Заметь, что Бог даровал святым отрокам знание и разумение светских наук во всякой книге и мудрости. Вместо этого Симмах перевел: искусство грамматическое, вследствие чего они понимали все то, что читали, и при помощи Духа Божия судили о знании халдеев. Даниил же имел то отличие пред этими тремя отроками, что видел прозорливым умом видения и сны, в которых под некоторыми символами таинственно указывается будущее, так что он умственными очами созерцал то, что другие видели в виде призраков.

 

Дан. 1:18. Итак по окончания тех дней, после которых царь приказал привести их, начальник евнухов привел их к Навуходоносору.

 

Под окончившимися днями разумей время трехлетия, потому что царь определил, чтобы они три года воспитывались и после того предстали пред царя (Дан. 1:5).

 

Дан. 1:20. И во всяком слове мудрости и разумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех прорицателей и магов, какие были во всем царстве его.

 

Вместо прорицателей (hariolis) и магов в общепринятом издании переведено: софистов и философов, – не в отношении к той философии и софистике, которую обещает ученость греков, но относительно той науки варварского народа, на которой доселе основывают свою философию халдеи.

 

Дан. 1:21. Был там Даниил до первого года царя Кира.

 

Мы впоследствии скажем, каким образом о том, о котором теперь пишется, что он был здесь до первого года царя Кира, впоследствии говорится, что он был в третий год того же царя Кира и в первый Дария.

 

Глава II

Дан. 2:1. Во второй год царствования Навуходоносора видел Навуходоносор сон, и смутился дух его и сон его бежал от него.

 

Если через три года явились к нему отроки, как он сам приказал, то каким образом теперь говорится, что он видел сон во второй год своего царствования? Это так объясняют евреи, что здесь говорится о втором годе царствования его над всеми иноземными (barbararum) народами, не только над Иудеею и халдеями, но также над ассириянами, и египтянами, и моавитянами и прочими народами, которых он покорил по попущению Божию. Посему и Иосиф в десятой книге Древностей пишет: «через два года после опустошения Египта царь Навуходоносор видел чудесный сон, и смутился дух его, и сон его бежал от него». Нечестивый царь видел сон относительно будущего, чтобы чрез объяснение святым [отроком] виденного им прославился Бог и чтобы это было великим утешением для пленников и для служивших Богу во время пленения. Тоже самое мы читаем относительно Фараона, – не потому, чтобы Фараон и Навуходоносор заслужили видеть [такого рода сны], а потому, что Иосиф и Даниил оказались достойными того, чтобы чрез объяснение их быть предпочтенными пред всеми.

 

Дан. 2:2. Поэтому царь велел созвать прорицателей, и магов, и чародеев и халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Когда же они пришли, то стали пред царем.

 

Вместо прорицателей (hariolos) прочие перевели ἐπαοιδούς, то есть заклинателей (inсаntаtоres). Заклинатели же – это, по моему мнению, те, которые действуют посредством слов; маги – те, которые занимаются философским исследованием всякого рода предметов (de singulis)7; чародеи (malefici) – которые пользуются кровию и жертвами и часто прикасаются к телам умерших. Далее, халдеи означают, как полагаю, γενεθλιαλόγους8, которых народ называет астрологами (mathematicos). Маги в обыкновенной речи принимаются за чародеев (maleficis), но у своего народа они имеют другое значение, потому что они служат философами у халдеев и с наукою их искусства сообразуются во всех своих действиях цари и начальники этого народа. Поэтому и при рождестве Господа Спасителя они первые узнали о пришествии Его и, пришедши в святой Вифлеем, поклонились Младенцу по указанию звезды над тем местом (desuper).

 

Дан. 2:3. И сказал им царь: сон снился мне, вследствие душевного смятения, я не знаю того, что видел.

 

Некоторого рода тень и, так сказать, веяние и след сна остались в сердце царя, так что, при повторении его другими, он мог вспомнить то, что видел, и никоим образом нельзя было обмануть его чрез ложь.

 

Дан. 2:4. Халдеи ответили царю по-сирийски.

 

Прочитанное до сего места излагается на еврейском языке. Но от сего места до видения, которое было в третий год царя Валтасара и которое Даниил видел в Сузах, хотя пишется еврейскими буквами, но на халдейском языке, который он называет здесь сирийским.

 

Дан. 2:5. Если вы не скажете мне сновидения и значения его, то вы погибнете, а домы ваши будут конфискованы и проч.

 

Угрожал им наказанием, но обещает и награды, чтобы, если они будут в состоянии рассказать сон, поверит также тому, что неизвестно, то есть тому, что означает сон. Если же они не будут в состоянии рассказать того, что большею частию спутанно мог припомнить царь, то они лишатся доверия и относительно имеющего быть истолкования (сна). Поэтому далее следует:

 

Дан. 2:9, 10. Итак расскажите мне сон, чтобы я знал, что вы также истинное значение его сообщаете мне. Халдеи же сказали в ответ царю: нет на земле человека, который мог бы исполнить слова твои, царь, и проч.

 

Сознаются маги, сознаются прорицатели и все знание светской литературы, что предведение будущего есть дело не людей, а Бога. Это служит доказательством, что пророки, предвещавшие будущее, говорили чрез Духа Божия.

 

Дан. 2:12, 13. Услышав это, царь в ярости и сильном раздражении повелел истребить всех мудрецов вавилонских. И когда вышло повеление, то стали убивать мудрецов и проч.

 

Евреи спрашивают: почему Даниил и три отрока не пришли к царю вместе с другими мудрецами и почему чрез изданное повеление приказывается и их умертвить вместе с другими? Это они так объясняют, что в то время, когда царь обещал награды, дары и величайшая почести, они не хотели идти, чтобы не казалось, что они бесстыдно домогаются богатств и почета у халдеев. Или, может быть, сами халдеи, вследствие зависти к славе и знанию их, пришли одни как бы с тою целию, чтобы им одним получить награды; впоследствии же они захотели иметь соучастниками в опасности тех, которых отвергли при ожидании прославления.

 

Дан. 2:15. И спросил того, кто имел власть от царя: почему вышло от царя столь грозное повеление.

 

Халдеи, зная, что Даниил и три отрока были в десять раз мудрее и разумнее всех прорицателей и магов, бывших во всей Халдее, скрыли от них вопрос царя, чтобы они не были предпочтены им за объяснение сна. Поэтому Даниил спросил о грозном повелении, не зная причины своей опасности.

 

Дан. 2:15–17. Итак, когда Ариох рассказал дело Даниилу, Даниил вошел и упросил царя дать ему время для представления толкований царю. И пришел он в дом свой и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим, и проч.

 

Даниил требует времени не для того, чтобы чрез размышление и прозорливость ума открыть тайны, но чтобы молиться Господу тайн. Поэтому он приглашает к участию в молитвах также Ананию, Мисаила и Азарию, чтобы не казалось, что он надеется на свои только заслуги, и чтобы была общею молитва тех, коим предстояла общая опасность.

 

Дан. 2:19. Тогда открыта была Даниилу тайна в ночном видении.

 

Сновидение царя он узнает чрез свое сновидение или, вернее, и сон и значение его он узнал чрез откровение Божие; чего не знали демоны, этого не могла узнать мирская мудрость. Поэтому и апостолы чрез откровение Господне познали тайну, которая была неведомою всем прежним поколениям.

 

Дан. 2:19, 20. И благословил Даниил Бога небесного и сказал и проч.

 

Даниил благословил Бога небесного в отличие от тех, которые находятся на земле и демонскими искусствами и обманами морочат то, что перстно. Ибо боги, не сотворившие неба и земли, погибнут.

 

Дан. 2:21. Он изменяет времена и лета, низводит с царства и поставляет.

 

Поэтому мы не должны удивляться, если видим, что цари сменяются царями и царства царствами, потому что по воле Божией они управляются, и изменяются и оканчиваются. Причины всего этого знает Тот, Кто есть Творец всего, и часто Он дозволяет возвышаться худым царям, чтобы худые худых наказывали. Но вместе с тем он намекает и чрез общее рассуждение подготовляет слушателя к тому, что виденный сон касается изменения и преемствования царств.

 

Он дает мудрость мудрым и разумение разумным

 

согласно с написанным: «послушав, мудрый премудрее будет» (Притч. 1:5). Ибо «имущему дано будет» (Мф. 25:29), и душа, пламенеющая любовию к мудрости, с радостию исполняется Духа Божия. «В злохудожну же душу не внидет премудрость» (Прем. 1:4).

 

Дан. 2:22. Он открывает глубокое и сокровенное, знает то, что во тьме, и свет обитает с Ним.

 

Кому Бог открывает глубины и кто может сказать: «О, глубина богатства... премудрости и разума Божия!» (Рим. 11:33), тот, вследствие обитающего в нем Духа, исследует также глубины Божии, в глубине души своей искапывает глубокие кладези, и вынимает всю землю, обыкновенно прикрывающую глубокие воды, и соблюдает заповедь Божию, гласящую: «пий воды от своих сосудов и от твоих кладенцев источника» (Притч. 5:15). В следующем затем: знает то, что во тьме, и свет обитает с Ним, тьма означает неведение, а свет – знание и разумение. Таким образом как неправое не скрывается от Бога, так правое окружает и облегает Его. Или так следует объяснять это, что тьма означает все таинственное и глубокое сообразно с тем, что мы читаем в Притчах: «уразумеет же притчу и темное слово» (Притч. 1:6). Тоже самое означает читаемое нами в Псалмах: «темна вода во облацех воздушных» (Пс. 17:12). Ибо кто восходит на высоту и, оставив земное, стремится, подобно птицам, в тончайший воздух и ко всему эфирному; тот становится облаком, которого достигает истина Божия и которое обыкновенно изливает дожди на святых, и исполнившись многого знания, он имеет в сердце своем многие темные воды, покрытые мраком, чрез который проходит один только Моисей и говорит лицом к лицу с Богом, о котором написано: «положи тму закров Свой» (Пс. 17:12).

 

Дан. 2:23. Тебя, Боже отцев моих, исповедую и Тебя славлю, что Ты даровал мне мудрость и силу.

 

Чтобы не казалось, что испрошенное им было следствием его заслуг, он относит это к праведности отцев и истинности Бога, милующего род их и во время пленения.

 

И теперь Ты открыл мне то, о чем мы молили Тебя и проч.

 

О чем молили четверо, это открывается одному, чтобы, с одной стороны, он избежал самопревозношения и чтобы не казалось, что он один испросил это, а с другой – чтобы он воздал благодарение за то, что он один услышал тайну сновидения.

 

Дан. 2:24. Не убивай мудрецов вавилонских. Введи меня к царю, и я расскажу царю объяснение [сна] и проч.

 

Он подражает благости Бога, который молится за гонителей и не хочет смерти тех, ради которых Он имел умереть.

 

Дан. 2:25. Я нашел из пленных сынов Иудиних человека, который возвестить царю объяснение [сна].

 

Милость Божию он9 приписывает своему старанию и говорит, что он нашел Даниила, между тем как тот сам предложил ввести его к царю. Этим указывается на ἠθος (обычай) вестников, которые желают показать, что приносимые ими добрые известия принадлежат им. Но кто обещает объяснение сна, тот наперед, конечно, и расскажет сон. Заметь также, что Даниил происходит из сынов Иудиных, а не священник, как говорится в конце сказания о Виле.

 

Дан. 2:26. Думаешь ли, что ты действительно можешь рассказать мне сон, который я видел и проч.

 

Соблюдает последовательность в вопросе, сначала спрашивая о сне, относительно которого маги ответили, что они не знают его, а потом об объяснении сна, чтобы, выслушав сон и припомнив виденное, он мог поверить после того и истолкованию, как заключающему истинный смысл.

 

Дан. 2:27. Тайны, о которой спрашивает царь, не могут открыть царю мудрецы, маги, прорицатели и гадатели.

 

Вместо гадателей (haruspices), как мы перевели, в еврейском стоит gazarenos, что́ один Симмах перевел чрез θότας, которых греки обыкновенно называют ἡπατοσκόπους, потому что они рассматривают внутренности [жертвенных животных], чтобы предсказывать по ним будущее. Называя же тайною порядок открытия сна, он показывает, что все сокровенное и неведомое людям можно назвать тайною. Он устраняет также ложное мнение царя, чтобы он не думал, что человеческим искусством может быть открыто то, что принадлежит ведению одного Бога.

 

Дан. 2:28. Но есть на небе Бог, открывающий тайны

 

Поэтому ты напрасно ищешь от людей на земле того, что знает один только Бог на небе. И втайне отклоняя его от служения многим богам, располагает к познанию единого Бога.

 

Он открыл тебе, царь Навуходоносор, что будет в последние дни.

 

Не соединяя лесть с истиною, он говорит лестное ему, как царю, что Богом ему открыты их тайны, которые исполнятся в последние дни. Последние же дни или так следует понимать, что они должны быть исчисляемы с того времени, когда был открыт сон Даниилу, до конца мира, или же так, что все объяснение клонится к тому концу, при котором был разбит виденный образ истукана.

 

Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие.

 

Не сказал: видения очей твоих, но головы, чтобы мы не предполагали чего-либо телесного. Ибо «мудрого очи во главе его» (Еккл. 2:14), то есть в главенствующем начале (in рrinсiраli) сердца, согласно с тем, что мы читаем в Евангелии: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8), и: что вы «мыслите в сердцах своих?» (Мф. 9:4). Некоторые же на основании этого места полагают, что τὸ ἡγεμονικὸν (главенствующее начало) находится не в сердце, но, по Платону, в мозгу.

 

Дан. 2:29. Ты, царь, начал на ложе твоем думать о том, что будет после сего?

 

Вместо слов «после сего» одни только LХХ перевели: после последних дней. Если бы это так читалось, то мы тщательно рассмотрели бы, где написано о последних днях, и обличили бы тех, кои полагают, что мир не погибнет. Ибо никогда дни не могли бы быть названы последними, если бы мир был вечен. Что же касается слов: «ты, царь, начал думать», то чрез них указывает причины сновидения, – что Бог потому открыл ему тайны будущего, что сам царь хотел знать будущее, а чтобы Навуходоносор признал чудесность дара божественного вдохновения, [Даниил] излагает не только то, что тот видел во сне, но и то, что тот молча думал пред сном.

 

И Открывающий тайны показал тебе то, что будет.

 

На Навуходоносоре мы видим исполнение читаемого в Евангелии. «Иже... солнце Свое сияет на злые и благия» (Мф. 5:45). Ибо столь велика благость всемогущего Бога, что Он даже Навуходоносору открыл тайны Своего мироправления. Спрашиваем тех, которые признают различные природы: какою природою, по их мнению, обладал Навуходоносор, доброю или злою? Если доброю, то почему он называется нечестивым? А если злою (что́ справедливо), то почему злому и перстному, то есть χοικῶ Бог открыл Свои тайны?

 

Дан. 2:30. И мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих; но чтобы было открыто объяснение царю и чтобы ты узнал помышления ума твоего.

 

Царь думал, что знание будущего может быть приобретаемо искусством ума человеческого и потому повелел умертвить мудрецов вавилонских. Поэтому Даниил оправдывает тех, которые не могли рассказать [сон], и сам избегает зависти, чтобы кто-либо не подумал, что он, благодаря собственной мудрости, сказал то, что имел сказать. Причиною же пророческого откровения было желание царя, хотевшего знать будущее. Таким образом он воздает честь царю, когда говорит, что ради его знания были открыты ему Богом тайны. Нужно заметить также, что сны, в которых указывается что либо будущее и как бы в тумане открывается истина, не открываются снотолкователями и по воле человеческой, но принадлежат ведению одного Бога.

 

Дан. 2:31. Ты, царь, видел, – и вот как бы какой-то большой истукан.

 

Вместо "истукана», то есть ἀνδριαντι, как перевел один Симмах, прочие перевели imaginеm (образ), желая таким именем указать на подобие будущего. Мы последуем за пророческим толкованием и, изъясняя слова Даниила, изложим более подробно то, что им сказано кратко.

 

Дан. 2:38. Итак, ты – эта золотая голова.

 

«Голова золотая» – это, говорит, ты, царь. Этим дается знать, что сперва царство вавилонское сравнено с золотом, как самым дорогим.

 

Дан. 2:39. После тебя восстанет другое царство, меньше твоего, серебряное,

 

– именно царство мидян и персов, уподобляемое серебру, меньшее предшествующего и большее последующего.

 

И третье царство медное, которое будет владычествовать над всею землею.

 

Указываем на Александра и царство македонян и преемников Александра. Оно справедливо называется медным, потому что медь звонче всех металлов и звучит яснее, и звук ее распространяется далеко и широко, что́ указывает не только на славу и могущество царя, но и на красноречие греков.

 

Дан. 2:40. А четвертое царство будет подобно железу: как железо все раздробляет и разбивает (domat), так оно будет все раздроблять и сокрушать.

 

Четвертое же царство, относящееся, очевидно, к римлянам, подобно железу, все разбивающему и сокрушающему. Но ноги и пальцы его отчасти железные, а отчасти глиняные, что́ в настоящее время весьма ясно подтверждается. Ибо как в начале не было ничего более сильного и более крепкого, нежели римская империя, так в последнее время (in finе rerum) нет ничего более слабого, потому что мы и во внутренних войнах и [в войнах] против различных народов нуждаемся в помощи других, варварских народов. В конце же всех этих царств, золотого, серебряного, медного и железного, оторвался камень, Господь и Спаситель, без содействия рук, то есть без совокупления и семени человеческого, из девственного чрева, и разрушив все царства, сделался великою горою и наполнил всю землю, что́ иудеи и нечестивый Порфирий относят к народу израильскому, который в конце веков будет, по их мнению, самым сильным и сокрушит все царства и будет царствовать вечно.

 

Дан. 2:45. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего: и верен сон и истинно объяснение его.

 

Снова говорит, что открытие сна не есть дело его заслуг, имея в виду сделать объяснение ясным для царя и показать царю, что единому Богу должно служить.

 

Дан. 2:46. Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему жертвы и курения.

 

Порфирий несправедливо порицает это место из-за того, что никогда весьма гордый царь не мог поклониться пленнику, как будто бы и ликаоняне, вследствие великих знамений, не хотели приносить жертв Павлу и Варнаве (Деян. 14). Таким образом заблуждение язычников, которые все то, что выше их, считают за богов, не следует вменять в вину Писанию, которое просто описывает все то, что было. Но мы можем и то сказать, что причины поклонения и принесения жертв и возжения курения сам царь изложил, сказав Даниилу:

 

Дан. 2:47. Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну.

 

Таким образом он кланяется не столько Даниилу, сколько в лице Даниила Богу, открывшему тайны. Тоже, как мы читаем10, сделал и Александр Великий, царь македонский, по отношению к первосвященнику Иоиаде. Если это не нравится, то нужно так сказать, что Навуходоносор, смутившись вследствие великих знамений и изумления, не знал, что делать, так что, познав истинного Господа и Владыку царей, и поклонился рабу Его и возжег ему курение.

 

Дан. 2:48. Тогда царь возвысил Даниила, и дал ему много больших подарков и поставил его начальником над всеми областями вавилонскими и проч.

 

И здесь хулитель Церкви11 старается опорочить пророка за то, что он не отказался от подарков и охотно принял вавилонские почести, не приняв во внимание того, что для того и видел царь сон и для того отроком были открыты тайны объяснения [этого сна], чтобы Даниил возвысился и в месте пленения сделался начальником всех халдеев и чтобы было познано всемогущество Божие. Тоже, как мы читаем, было и с Иосифом при Фараоне в Египте (Быт. 41), и с Мардохеем при Ассуире (Есф. 8), так что у обоих народов пленные и странствующие иудеи имели утешение видеть, что человек из их народа начальствует над египтянами или над халдеями.

 

Дан. 2:49. Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисака и Авденого над делами страны вавилонской. Сам же Даниил остался при дворе (in foribus) царя.

 

Не забывает он тех, с которыми молился Господу и которые вместе с ним подвергались опасности. Таким образом он делает их областными судьями, а сам остается при царе.

 

Глава III

Дан. 3:1. Царь Навуходоносор сделал золотой истукан вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей.

 

Быстрое забвение истины, так что тот, кто прежде поклонился рабу Божию, как Богу, теперь приказывает сделать себе истукан, чтобы под видом истукана покланялись ему самому. Золотым же и громадного веса он сделан для того, чтобы возбудить удивление в видящих и чтобы бездушному предмету покланялись, как Богу, потому что каждый приносит жертвы своему корыстолюбию. Но чрез случившееся с пленниками дается варварским народам благоприятный случай ко спасению, чтобы те, кои сначала чрез откровение Даниила познали могущество единого Бога, также чрез мужество трех отроков научились презирать смерть и не служить идолам.

 

И поставил его на поле Дура в области вавилонской.

 

Вместо Дура Феодотион перевел Деира, Симмах Дурав (Durau), LХХ περίβολον, что́ мы можем выразить чрез vivаrium12 или огороженное место.

 

Дан. 3:2. И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, сановников (magistratus) и судей, военачальников и властителей (tyrаnnos) и градоначальников (рrаеfесtоs) и всех правителей областей.

 

Высоко стоящее более подвергается опасности и возвышающееся скорее падает. Собираются начальствующие для поклонения истукану, чтобы чрез начальствующих соблазнить и народ. Ибо богатые и сильные, боясь лишиться богатства и власти, легче претыкаются. А когда соблазняются начальствующие, то и подчиненные им народы погибают по примеру высш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: