IV. Практическая работа.




Технологическая карта урока

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Авторская программа под редакцией Б.М. Неменского.

Тип урока: Комбинированный.

Тема урока Искусство Хохломы. Истоки и развитие промысла.
Цель Сформировать представление о традициях и особенностях хохломской росписи. Сформировать умения выполнять элементы орнамента по мотивам хохломской росписи.
Планируемые результаты Предметные: Иметь представление об истории развития хохломской росписи, о традиционных мотивах. Знать элементы хохломской росписи. Уметь выполнять базовые элементы хохломской росписи. Составлять орнамент в стиле хохломской росписи с помощью художественно-графических материалов. Личностные: - осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; - осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции; Метапредметные: регулятивные: - учиться давать оценку результатам своей деятельности; - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки под руководством учителя; - прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; - актуальный контроль на уровне произвольного внимания; коммуникативные: - учиться критично относиться к своему мнению; - излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; - уметь работать в паре, группе; - различать в речи другого мнения, доказательства, факты; познавательные: - находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; - уметь передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде; - анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части);

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой. Организация внимания обучающихся. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.  
Изучение новой темы Выдвигает проблему. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. Озвучивает тему и цель урока. Высказывают свое мнение. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Сообща формулируют тему урока, ставят учебные цели.  
Физкультминутка Формулирует задание.   Выполняют элементарные физические упражнения.
Практическая работа Формулирует задание. Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий). Обеспечивает мотивацию выполнения. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество. Анализируют. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Выполняют задания по шаблонам.  
Итог урока. Рефлексия Организует оценочные высказывания обучающихся. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество. Осуществляют самооценку. Отвечают на вопросы преподавателя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.  
Домашнее задание Дает комментарий к домашнему заданию Записывают домашнее задание

 

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент. Организация внимания учащихся, мотивация к работе. Проверка готовности к уроку.

II. Изучение новой темы

Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир народного декоративно-прикладного искусства и познакомимся с еще одним промыслом. А сначала давайте посмотрим на слайд и попытаемся ответить на вопрос: «Перед вами две ложки, они одинаковы по форме, размеру, обе сделаны из одного материала, какая ложка на ваш взгляд красивей и почему? (Слайд №1)

Как вы думайте, для чего нужно украшать предметы быта? Русский крестьянин преображал мир вокруг себя. Весной, летом и осенью, как правило крестьянин был в работе, а вот когда наступала зима, дел становилось не так много. А чем заняться в морозный вечер? Тогда стали украшать избы, расписывали печи, сундуки, прялки, двери, а затем стали расписывать посуду. (Слайд №2)

Стремление к красоте, гармонии вокруг и становилось отправной точкой многих народных промыслов. С одним из них мы сегодня познакомимся. (Слайд №3)

Быть может кто-то из вас уже знаком с ним? Да, верно, это хохломская роспись, или, как говорят про нее «золотая хохлома». (Слайд №4)

Давайте выясним, как народным мастерам удавалось превращать деревянную посуду в золотуюДавайте представим … мы с вами в мастерской, большие окна, столы. Пахнет стружкой. Здесь мастера вырезают посуду из дерева. А когда деревянная посуда готова, её предстоит расписать. Посуду натирают тонким слоем глины, чтобы сгладить все поры на деревянной поверхности. А затем её покрывают олифой, а когда высохнет, алюминиевым порошком. Вот и готова серебристая посуда.

Демонстрация росписи посуды в технике росписи «Хохлома».

Теперь пришло время и за кисть браться. А как же расписывать эту посуду? Элементы для росписи этой посуды мастера брали из жизни – это травка, стебель, ягоды, цветы, птицы.

Сначала брали красную краску …

Вот перед вами кувшин, по кувшину вьётся стебель …

Стебель рисуем кончиком кисти, чтобы он получился тонким …

От стебля отходит травка (тоненькая и потолще), в хохломе завивающаяся травка носит название кудрина.

Ягодки обычно наносят по три или веточкой (смородина).Чёрной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки. Чёрная краска делает узор ярче. (Слайд №5)

Секрет золотой хохломы.

Ну, а сейчас я вам открою секрет золотой хохломы: как эта посуда превращается в «золотую». Когда роспись закончена, покроет её художник лаком, да не единожды, а 5-6 раз и тогда уж в печь калить поставит. Вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотиться. Из печи чашу вынимают уже золотой. (Слайд №6)

Давайте сейчас узнаем историю развития хохломского искусства… (Слайд №7, 8, 9, 10, 11, 12, 13)

Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. (Слайд №7)

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из дерева заготовки, а женщины их грунтовали. В 1916г. в городе Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Г.П. Матвеевым организовали небольшую артель (1931г.), переросшую впоследствии в крупное производственное объединение Ордена “Знак Почета” “Хохломская Роспись” (Слайд №8).

С середины 1960-х гг. и по настоящее время предприятие “Хохломская Роспись” является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева. Город Семенов по праву считается столицей Золотой Хохломы. (Слайд №9).

Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа) и золотой, но для оживления узора используются зеленый и желтый, оранжевый и коричневый цвета. Кисти для росписи делали из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. (Слайд №10).

В хохломской росписи сложились два вида письма "фоновое"и"верховое".

“Фоновая” роспись. Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Роспись "под фон", начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются "травные приписки" - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти "налепливаются" ягоды и мелкие цветы. "Золото" просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись "под фон" значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка, и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше. (Слайд №11)

Кудрина как один из видов росписи хохломы.

Название росписи связано со стилем исполнение (обусловлено присутствием в рисунке витиеватых завитков растений и цветов). Кудрина – от слова «кудрявый». Для этого типа росписи характерны золотые узоры, окруженные цветным фоном. Примечательно, что «кудрина» считается самым древним типом Хохломской росписи. При детальном рассмотрении «кудрина» напоминает яркий ковер с множеством витиеватых, переплетающихся между собой узоров (при этом неважно, какой тип орнамента выбрал художник).

Как правило, «кудрина» выполняется очень тонкой кистью. В основе рисунка – тончайший орнамент. Главную роль в этом типе росписи играет изящная контурная линия, кистевой мазок дополняет ее. Фон в данном случае заливается черной или красной краской, к другим цветам художники, как правило, не прибегают. (Слайд №12).

Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;

«травка» — узор из крупных и мелких травинок;

«кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне; (Слайд №13).

“Травка” - главный мотив хохломской росписи. "Травная роспись" напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фон. (Слайд № 14).

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют "под листок" или "под ягодку". Эти росписи отличаются от "травки" более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы, ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. (Слайд №15, 16).

III. Физкультминутка.

Дети выполняют движения по тексту.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

IV. Практическая работа.

Выберите понравившийся шаблон с предметом и распишите его травным орнаментом с ягодами или цветами. На шаблоне уже выкрашенном в желтый цвет наведите стебель плавной тонкой линией, а затем ритмично, по обе стороны от него, расположите ягоды или цветы. Припишите к стеблю кудреватую травку, тонкую осоку. Следите за колоритом рисунка. (Слайд №17). Шаблоны представлены в Приложении 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: