Методика экспертной оценки профессий может использоваться в ряде сфер деятельности:
· в профориентации — для составления профессиограмм в целях профессионального информирования клиентов;
· в управлении персоналом — для подготовки должностных инструкций,
формулирования требований к сотрудникам, оценки степени соответствия сотрудников занимаемой должности, отбора кандидатов на вакантные должности, оптимизации труда;
- в обучении — для совершенствования программ профессионального образования, подготовки специалистов по профориентации, психологии труда и управления.
Методика может быть особенно эффективна в процессе описания редких профессий, при формулировании должностных инструкций и отборе персонала на нестандартные позиции. На базе данной методики можно создать комплект типовых профессиограмм для различных отраслей, а также разработать соответствующие компьютерные программы.
Предусмотренную методикой форму в качестве экспертов могут заполнять руководители, опытные работники или преподаватели. Желательно использовать группу из нескольких экспертов. В этом случае принимаются в расчет оценки, которые дает большинство экспертов. Кроме того, интересным и полезным может быть заполнение данной формы в процессе группового обсуждения тремя-четырьмя экспертами.
Описание должности может в значительной мере совпадать с описанием профессии, отличаясь от нее тем, что должность связана с конкретным рабочим местом, а не со всей совокупностью рабочих мест. Кроме того, должность может включать в свои характеристики такие специфические пункты, как: «Кем человек назначается на должность и освобождается от должности», «Чьи распоряжения он выполняет», «Кем он руководит», «Кого он может замещать и кто замещает его», «С кем он взаимодействует», «Каковы его права», «За что он несет ответственность» и т. п.
|
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИИ
ИНСТРУКЦИЯ. Вам как эксперту предлагается оценить профессию с помощью различных характеристик. В каждом разделе Вам необходимо отметить крестиком или галочкой одну или несколько характеристик профессии, наиболее соответствующих сформулированному вопросу, либо самостоятельно вписать недостающие характеристики.
Полученные результаты будут использоваться для определения требований профессии к человеку, выявления профессионально важных качеств, оценки профессиональной пригодности, планирования профессиональной подготовки, повышения эффективности трудовой деятельности, оптимизации условий работы и т. д.
Название профессии:
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. На что направлена работа?
На человека | На отдельных людей | |
На группы людей | ||
На технику | На различные материалы и изделия | |
На технические средства и оборудование (инструменты, механизмы, машины) | ||
На информацию | На тексты | |
На числовую информацию (таблицы, формулы) | ||
На графическую информацию (схемы, чертежи, карты, графики) | ||
На искусство | На литературные произведения | |
На музыкальные произведения | ||
На произведения изобразительного искусства | ||
На произведения театрального искусства | ||
На природу | На неживую природу | |
|
1.2. Каковы основные цели работы?
Материальные | Промышленное производство | |
Сельское хозяйство | ||
Строительство | ||
Транспорт | ||
Связь | ||
Техническое обслуживание | ||
Бытовое обслуживание | ||
Социальные | Обслуживание людей | |
Обучение и воспитание | ||
Лечение | ||
Управление | ||
Безопасность и охрана порядка | ||
Защита прав | ||
Отдых и развлечения | ||
Познавательные | Научные исследования и разработки | |
Технические разработки | ||
Информационное обеспечение и обслуживание | ||
Эстетические | Искусство | |
Религиозные | Церковь | |
Политические | Государство и исполнительная власть | |
Законодательная власть | ||
Судебная власть | ||
Военные | Оборона |
Коммерческие | Продажи | |
Реклама | ||
Финансы |
1.3. Какие средства используются в процессе работы?
Функциональные (собственные возможности человека) | |
Ручные (инструменты, приборы) | |
Механизированные | |
Автоматизированные | |
1.4. Из каких трудовых операций состоит работа?
Физические | Добыча и заготовка | |
Очистка | ||
Обработка материалов | ||
Изготовление изделий | ||
Укладка и упаковка | ||
Хранение | ||
|
Экспертиза | ||
Исследования и эксперименты | ||
Анализ проблем | ||
Стандартизация | ||
Проектирование и конструирование | ||
Планирование | ||
Оформление документов | ||
Регулирование | ||
Социальные | Сообщение и информирование | |
Демонстрирование | ||
Обучение, инструктирование и тренировка | ||
Воспитание | ||
Мотивирование | ||
Оценивание | ||
Поощрение и наказание | ||
Руководство, управление людьми | ||
Выполнение распоряжений | ||
Инспектирование | ||
Консультирование | ||
Поддержка, забота и помощь | ||
Защита и охрана | ||
Выступления | ||
Переговоры | ||
Опросы |
1.5. Какие обязанности выполняются в процессе работы?
1.6. Какими бывают условия работы? | ||
Обычные | В помещении | |
На одном месте | ||
В дневное время | ||
Усложненные | В кабине | |
На открытом воздухе | ||
В экстремальных условиях | В полярном климате | |
В тропическом климате | ||
Под землей | ||
На высоте | ||
В горах | ||
На воде | ||
Под водой | ||
В воздушном пространстве | ||
В космическом пространстве | ||
В местных разъездах | ||
В командировках и экспедициях | ||
В режиме сутки через 2-3 суток | ||
В 2-3-сменном режиме | ||
В ночное время | ||
В вахтовом режиме | ||
При ненормированном рабочем времени | ||
По скользящему графику | ||
В вынужденном темпе | ||
Неритмично | ||
В одиночку | ||
В условиях групповой изоляции | ||
В условиях интенсивных и продолжительных контактов | ||
В условиях жесткой дисциплины | ||
Облегченные | В режиме свободного расписания | |
В режиме неполной рабочей недели | ||
В режиме неполного рабочего дня | ||
На дому |
1.7. Каковы критерии и показатели успешности работы?
Производительность и объем работы | |
Оперативность и своевременность | |
Качество, надежность и безошибочность | |
Удовлетворенность клиентов |
1.8. Как часто встречаются ошибки в работе?
Исключительно редко, в чрезвычайных обстоятельствах________________________________
Достаточно редко, но не являются исключительными случаями___________________________
Довольно часто, представляют собой относительно заурядные события____________________
1.9. Какими могут быть последствия этих ошибок?
Гибель большого количества людей | |
Гибель отдельных людей | |
Нарушение здоровья людей | |
Нарушение эмоционального благополучия людей | |
Значительный ущерб техническим объектам | |
Значительный ущерб природным объектам | |
Ограниченный имущественный ущерб | |
Финансовые убытки | |
Эмоциональная неудовлетворенность потребителей и клиентов | |
1.10. В чем заключаются эти ошибки (не причины, приводящие к ошибкам, а конкретное описание возможных ошибок)?
1.11. Какие причины ошибок | чаще всего встречаются в работе? | ||
Технические | Недостатки материалов | ||
Недостатки оборудования | |||
Организационно-методические | Недостатки технологии и методов работы | ||
Недостатки организации труда | |||
Недостатки условий труда | |||
Информационные | Пропуски сигналов | ||
Несвоевременное реагирование | |||
Реагирование на ложные сигналы | |||
Лишние действия | |||
Кадровые | Недостатки | Хронические заболевания | |
здоровья | Острые заболевания | ||
Недостатки квалификации | Недостаточный уровень образования | ||
Несоответствие знаний и навыков | |||
Недостаточный опыт работы | |||
Недостатки орга- | Недостатки зрения | ||
нов чувств | Недостатки слуха - |
Недостатки осязания | |||
Недостатки обоняния | |||
Недостатки двигательных способностей и физических качеств | Недостаток физической силы | ||
Недостаток физической выносливости | |||
Недостаток ловкости и координации движений | |||
Недостатки устной речи и письма | |||
Недостатки познавательных способностей | Недостатки внимания | ||
Недостатки восприятия (затруднения в обнаружении, различении и узнавании) | |||
Недостатки памяти (забывание) | |||
Недостатки мышления (непонимание, затруднения в формулировании собственных мыслей и т. п.) | |||
Особенности эмоционального состояния, отношений и личности | Утомление | ||
Страх | |||
Скука | |||
Агрессия | |||
Недостаточная ответственность | |||
Небрежность | |||
Торопливость | |||
Медлительность | |||
Склонность к межличностным конфликтам |
1.12. Какие специализации бывают в рамках данной профессии?
1.13. Какие бывают родственные профессии?
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
2.1. Какой характер работы является типичным для данной профессии?
Постоянная | |
Временная | |
По совместительству | |
2.2. Какие формы оплаты труда используются в данной профессии?
Повременная оплата (месячный или недельный оклад, почасовая оплата) | |
Сдельная оплата (за выполненный объем и качество работы) | |
Премии | |
Процент от сделок или продаж | |
2.3. Какие льготы бывают в данной профессии?
Возможность раннего ухода на пенсию | |
Увеличенная продолжительность отпуска | |
Медицинское обслуживание | |
Питание | |
Транспорт | |
2.4. Каков диапазон уровня оплаты труда данной профессии (в зависимости от региона, отрасли, формы собственности предприятия, квалификации работника, количества и эффективности труда)?
Максимальный уровень (в рублях) | |
Минимальный уровень (в рублях) | |
2.5. Какова степень популярности данной профессии среди населения? | |
Высокая степень популярности | |
Достаточная привлекательность | |
Относительное безразличие | |
Непривлекательность | |
2.6. Какова степень распространенности данной профессии? | |
Является массовой | |
Встречается достаточно часто | |
Встречается довольно редко | |
Почти не встречается | |
2.7. В каких отраслях экономики чаще всего используется данная профессия? | |
Безопасность | |
Бытовое обслуживание | |
Гостиничный бизнес | |
Государственное управление | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | |
Здравоохранение | |
Издательская деятельность | |
Исполнение наказаний | |
Культура и искусство |
Массовая информация | |
Наука | |
Недвижимость | |
Оборона | |
Образование | |
Общественное питание | |
Политика | |
Правосудие | |
Промышленность | |
Рекламный бизнес | |
Религия | |
Связь и телекоммуникации | |
Сельское хозяйство | |
Социальное обеспечение | |
Страховой бизнес | |
Строительство | |
Торговля | |
Транспорт | |
Туризм | |
Физкультура и спорт | |
Финансы и банковский бизнес |
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3.1. Какие требования профессия предъявляет к уровню образования?
Образование не требуется | ||
Требуется | Начальное общее образование (3-4 класса общеобразовательной школы) | |
Основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы) | ||
Полное (среднее) общее образование (11 классов общеобразовательной школы) | ||
Начальное профессиональное образование (училища, лицеи) | ||
Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи) | ||
Высшее профессиональное образование (институты, академии, университеты) | ||
Последипломное образование (соискательство, аспирантура, докторантура) |
3.2. Какие существуют дополнительные возможности обучения?
Курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации | |
Краткосрочные учебные программы и тренинги | |
Заочное и дистанционное обучение | |
Самостоятельная подготовка и экстернат | |
Обучение на рабочем месте |
3.3. Каковы ограничения в приеме на обучение?
По полу | Только мужчины | |
Только женщины | ||
По возрасту | Только с 18 лет | |
Только до определенного возраста в соответствии с отраслевыми нормативными документами | ||
По образованию | Только начиная с основного общего образования | |
Только начиная со среднего (полного) общего образования | ||
По другим критериям | Только годные по состоянию здоровья | |
Только прошедшие военную службу | ||
Только не привлекавшиеся к уголовной ответственности |
3.4. Каковы условия приема на обучение?
Конкурсные экзамены по дисциплинам: | ||
Другие условия | Психологическое тестирование | |
Медицинское освидетельствование |
3.5. Какие знания и навыки требуются в данной профессии (что конкретно необходимо знать и уметь)?
Категория знаний и навыков | Необходимость | Перечень |
Технические | ||
Компьютерные | ||
Языковые | ||
Управленческие | ||
Экономические | ||
Юридические | ||
Психологические | ||
Педагогические | ||
Медицинские |
Категория знаний и навыков | Необходимость | Перечень |
Математические | ||
Естественнонаучные | ||
Художественные | ||
Музыкальные | ||
Артистические | ||
Спортивные | ||
Специальные |
3.6. Какова продолжительность профессиональной адаптации после обучения?
Как правило, ограничена несколькими днями или неделями | |
Может требовать не менее нескольких месяцев | |
В ряде случае может составлять не один год |
4. МЕДИЦИНСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
4.1. Какие требования профессия предъявляет к уровню здоровья?
Повышенные требования, совершенное здоровье | |
Обычные требования, нормальное здоровье | |
Сниженные требования, практически любое здоровье, включая рабочие группы инвалидности |
4.2. Какими медицинскими противопоказаниями характеризуется данная профессия?
Сердечнососудистые заболевания | Заболевания сердца (сердечная недостаточность, стенокардия, аритмия) | |
Нарушения кровяного давления (гипертоническая болезнь, вегетативно-сосудистая дистония) | ||
Заболевания головного мозга | Атеросклероз сосудов головного мозга, опухоли и травмы мозга, менингит | |
Судорожные припадки и потери сознания (эпилепсия) | ||
Психические заболевания | Эмоциональные и психические расстройства (тяжелые формы неврозов, страхи, маниакально-депрессивные заболевания, шизофрения) | |
Умственная недостаточность (олигофрения, деменция) | ||
Алкоголизм и наркомания | ||
Заболевания органов чувств | Некорректируемое снижение остроты зрения | |
Нарушение цветоразличения (дальтонизм) | ||
Расстройства слуха | ||
Вестибулярные расстройства, нарушение равновесия |
Двигательные расстройства | Расстройства координации движений | |
Дрожание рук (тремор) | ||
Дефекты речи | ||
Заболевания позвоночника, суставов или конечностей | Радикулит, остеохондроз, выраженный сколиоз, ревматизм,артрит | |
Плоскостопие, варикозное расширение вен ног | ||
Паралич или отсутствие ног | ||
Паралич или отсутствие рук | ||
Заболевания органов пищеварения и выделения | Язвенная болезнь, хронический гастрит, болезни печени, почек и мочевых путей | |
Геморроидальные расстройства | ||
Заболевания органов дыхания | Бронхиальная астма, хронический бронхит, хроническая пневмония | |
Хронические инфекционные заболевания | Туберкулез, гепатит, венерические заболевания, СПИД | |
Аллергические заболевания | Аллергии | |
Кожные заболевания | Дерматиты, экземы | |
Эндокринные заболевания | Сахарный диабет |
4.3. Какими неблагоприятными условиями труда характеризуется данная профессия?
Физические | Высокая температура | |
Низкая температура | ||
Высокая влажность | ||
Перепады давления | ||
Недостаточная вентиляция | ||
Ветер и сквозняки | ||
Повышенный уровень шума | ||
Вибрация | ||
Качка | ||
Недостаточная освещенность | ||
Повышенный уровень излучений | ||
Повышенная загрязненность | ||
Химические | Измененный газовый состав | |
Наличие токсичных или едких веществ | ||
Биологические | Наличие вредных микроорганизмов или паразитов | |
Опасные животные | ||
Физиологические | Нерегулярное питание | |
Дефицит сна | ||
Нарушение биологических ритмов | ||
Фиксированная поза или недостаточная подвижность | ||
Повышенная физическая нагрузка | ||
Психологические | Однообразие деятельности | |
Вынужденный темп |
Высокая интенсивность деятельности | ||
Недостаток информации | ||
Сложность задач | ||
Дефицит времени | ||
Опасность | ||
Риск | ||
Угроза поражений | ||
Внезапность, неожиданность | ||
Быстрая смена действий | ||
Необходимость одновременных действий | ||
Непостоянство условий | ||
Помехи и посторонние раздражители | ||
Неприятные впечатления | ||
Повышенная ответственность | ||
Социальные | Изоляция и дефицит общения | |
Вынужденные контакты | ||
Межличностные конфликты | ||
Конкуренция |
4.4. Какие средства охраны труда и техники безопасности используются в данной профессии?
4.5. Какие заболевания и травмы характерны для данной профессии?
5. ПСИХОГРАММА
5.1. Какие психические процессы и функции в наибольшей степени задействованы в данной профессии?
Сенсорные | Восприятие зрительных сигналов, в том числе | Восприятие реальных предметов и явлений | |
Восприятие изображений | |||
Восприятие обозначений и текстов | |||
Восприятие предметов периферическим зрением | |||
Восприятие удаленных предметов | |||
Восприятие мелких и близкорасположенных предметов | |||
Восприятие слабо освещенных предметов |
Восприятие цвета | |||
Восприятие яркости | |||
Восприятие пространственных характеристик (расположения, размеров, углов, формы) | |||
Восприятие расстояния до предметов | |||
Восприятие движения и скорости | |||
Быстрота адаптации к свету и темноте | |||
Восприятие звуковых сигналов, в том числе | Устной речи | ||
Технических звуков | |||
Природных звуков | |||
Музыки | |||
Слабых звуковых сигналов | |||
В условиях шума | |||
Направления источника звука | |||
Громкости | |||
Высоты и тембра звука | |||
Осязание и ощупывание, восприятие веса, температуры, толщины, гладкости и твердости предметов, вибрации | |||
Восприятие равновесия и ускорения | |||
Восприятие запахов | |||
Восприятие вкуса | |||
Восприятие одновременно большого количества сигналов | |||
Восприятие сигналов в высоком темпе | |||
Восприятие незначительных изменений | |||
Восприятие продолжительности, последовательности, ритма | |||
Двигательные | Нахождение в статической позе | Стоя | |
Сидя | |||
Передвижение | Ходьба | ||
Другие виды (бег, лазание, ползание, прыжки, плавание и т.п.) | |||
Манипулирование предметами (хватание, поднимание и опускание, переноска, буксировка, толкание, вращение, метание, удары и т. п.) | |||
Устная речь (продолжительная, громкая, четкая, выразительная) | |||
Быстрое запоминание движений и формирование двигательных навыков | |||
Выполнение движений, требующих специальных навыков | Письмо | ||
Рисование | |||
Пение | |||
Танцы | |||
Игра на музыкальных инструментах | |||
Работа на клавиатуре | |||
Стрельба | |||
Управление транспортным средством | |||
Управление другими машинами и механизмами | |||
Выполнение различных по характеру движений | Мелких | ||
Быстрых | |||
В высоком темпе | |||
Сильных | |||
Плавных | |||
Циклически повторяющихся | |||
Последовательных | |||
Дозированных | |||
Отслеживающих | |||
Всем телом | |||
Руками и ногами | |||
Обеими руками | |||
Пальцами | |||
С удержанием равновесия | |||
Быстрое реагирование на зрительные и слуховые раздражители | |||
Прикладывание больших мышечных усилий, перенесение интенсивных и продолжительных двигательных нагрузок | |||
Интеллектуальные | Концентрация внимания | В течение длительного времени | |
С быстрым переключением с одного объекта на другой | |||
С распределением на нескольких объектах | |||
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд